Создание русского профессионального театра. Деятельность А.П.Сумарокова и Ф.Г.Волкова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание русского профессионального театра. Деятельность А.П.Сумарокова и Ф.Г.Волкова.



Русская театральная культура имеет 1000-летнюю историю, зародилась в эпоху Киевской Руси, и на протяжении многих веков русский театр существовал в виде представлений странствующих

скоморохов и в виде литургических представлений, которые устраивались в храмах. Этот театр был совсем не такой, какой был в Западной Европе. Он был полупрофессиональный, так как скоморохи зарабатывали этим себе на жизнь. В конце 17 века, в период завязываний отношений с Западом, в России начинает

формироваться театр западноевропейского типа, который потом и стал преобладать. Этот процесс

растянулся почти на 100 лет. Первое звено в этом процессе - создание придворного театра Алексея Михайловича (1670). Этот театр был почти такой же, как и современный. В театре была драматургия, театр работал в специально построенном здании (в селе Преображенском), там был зрительный зал, декорации, костюмы, постоянная труппа, и даже школа, где готовили актеров. Но этот театр был недоступен для широкой публики. В нем, хоть и были русские актеры, но заправляли всем немцы. И первые 2-3- года спектакли исполнялись на немецком языке. После смерти Алексея Михайловича театр прекратил свое существование. Следующий этап - это эпоха Петра, комедийная хоромина на Красной площади.

Возникает в 1702 году. Театр со зрительным залом, сценой, декорациями, костюмами, репертуаром (и русским, и переводным). В этом театре впервые играют комедии Мольера. Но главное - театр был публичным. Он просуществовал 4 года и закрылся потому, что непривычное зрелище не привлекало к себе публику.

Следующий период — во время царствования Анны Иоанновны, 30-е годы 18 века. В этот период в Россию по приглашению императрицы устремились западноевропейские театральные труппы (оперные, балетные, драматические). Они играют в Москве, в Петербурге и в разных городах. Благодаря им начинает расширяться круг публики, без которой невозможен театр. Широкая общественность начинает увлекаться театром, в столице и провинциях распространяется мода на театр. В каждом уездном городе есть труппа (охочие комедианты), устраивающая театральные представления не столько для публики, сколько для себя. Эти охочие комедианты, за редким исключением, не стали профессиональными актерами, зато стали заядлыми зрителями. Они сформировали в России новое сословие - сословие театральных зрителей. Это был очень существенный этап в формировании театрального искусства.

В кругах охочих комедиантов начинает свою деятельность ярославский купец Федор Волков. Он со своим братом собрал компанию единомышленников, и в Ярославле они открыли театр, который потом очень много предопределил в судьбе русского театра. А в это время в Петербурге начинает свою деятельность литератор, поэт Сумароков. Он устраивает при дворе разного рода увеселения и с учащимися придворного учебного заведения репетирует и ставит пьесы собственного сочинения. До него литературной драмы в России фактически не было. Сумароков фактически первый драматург, который пишет пьесы по канонам, принятым в Западной Европе, в жанрах комедии и |рагсдии. Сумароков сочиняет первые «правильные» комедии и трагедии, написанные по правилам французского классицизма.

Любители, которые играли в этих спектаклях, не мыслили себя на театральных подмостках (так как это были дети аристократов, и выпускники кадетского корпуса становились дипломатами, видными государственными деятелями). Соответственно, опыты Сумарокова не имели продолжения. В 1750 году до Елизаветы Петровны дошла весть о том, что в Ярославле образовалась труппа, которая в отличие от множества трупп охочих комедиантов, играет правильные трагедии и комедии, ставит пьесы Сумарокова, Мольера, и очень известна в Ярославле. Эту труппу привозят в Петербург. Елизавета Петровна поняла, что Федор Волков именно тот человек, который нужен для создания в России настоящего профессионального театра. Волков и его актеры были зачислены в кадетский корпус, и, таким образом, их деятельность была соединена с деятельностью Сумарокова. То есть, соединились все предпосылки, делающие возможным возникновение профессионального театра. Появился репертуар, драматургия (пьесы Сумарокова), постановочная культура (эффекты, декорации, костюмы), актеры (вместе с Волковым). А главное - зрители, которые к этому времени сформировались как культурное сословие. Все эти условия и положили начало профессиональному театру. В 1756 году Елизавета Петровна подписала указ об учреждении русского театра для представления трагедий и комедий. Появился театр, способный конкурировать с западноевропейским. Директором театра был назначен Сумароков, а первым актером - Волков. Дальше начинается золотой век русского театра.

Билет 12

Комбинированные и специальные съемки.

Изменение частоты киносъемки

Стоп-камера. Используется в сценах, где требуется показать внезапное появление или исчезновение объекта или изменить естественный интервал между двумя событиями.

Наплыв. Кинематограф начала и середины XX века использовал этот прием для показа «превращения» одного объекта в другой. На один и тот же отрезок кинопленки на том же фоне снимается сначала один объект с постепенным уменьшением экспозиции (закрытием диафрагмы объектива или — чаще — уменьшением угла раскрытия обтюратора), а затем — другой с постепенным увеличением экспозиции. В итоге на экране изображение одною объекта плавно замещается другим.

Ускоренная киносъёмка или «рапид». Ускоренная съёмка применяется для замедления движения на экране. Такой эффект бывает нужен для создания нереальной атмосферы: например сна персонажа фильма или имитации невесомости.

Замедленная киносъёмка, или «ускоренное воспроизведение». Эффект, обратный рапиду -съемка ведётся на меньшей скорости, а затем прокручивается в нормальном или ускоренном темпе. Незначительное ускорение используется в сценах поединков, когда надо снять стремительные движения, которые актеры просто не успевали бы выполнять. Сильное ускорение может использоваться для создания комического эффекта или для отражения больших отрезков времени (например, сцена уборки в фильме «Реквием по мечте»).

Покадровая (цейтраферная) съёмка. Метод используется в основном при работе с куклами; широко применялся в середине XX века при создании фильмов о чудовищах (например. «Кинг-Конг»). Эта же технология применяется для изготовления кукольных и пластилиновых мультфильмов (анимации). Цейтраферная съемка позволяет сделать видимыми медленные процессы, невидимые глазом: рост растений, суточное движение светил и т. п.

Обратная съемка. Например, когда нужно снять взлетающего человека, проще заснять падение, а потом прокрутить пленку в обратном направлении, (кобрин, Михаил Камионскии, советские сказки)

Комбинированная съёмка

 

Рирпроекция. Снятый заранее фон проецируется на экран, перел которым играют актеры. Наиболее частое применение — в сцепах, где герои ведут автомобиль. В этом случае автомобиль — декорация, построенная на съемочной площадке, а придорожный пейзаж спроецирован на экранш.

Основная статья: Рирпроекция

Фронтпроекция — метод совмещения изображения актёров и проецируемого сквозь них на высокоотражающий экран фона съёмкой через полупрозрачное зеркало, установленное под углом 45° к оптической оси съёмочного объектива.

Основная статья: Фронтпроекция

Блуждающая маска. Метод совмещения основного объекта съемки с нужным фоном при помощи применения киносъёмочного аппарата, позволяющего производить съемку одновременно на две кинопленки

Основная статья: Блуждающая маска

В современном кинопроизводстве на смену рирпроекции, фронтпроекции и блуждающей маске пришла цифровая технология, аналогичная телевизионному хромакей (((lang-enlChroma key!!). позволяющая точно совмещать любые изображения.

Двойная экспозиция — упрощённый вариант блуждающей маски. Необходимые элементы доснимаются на пленку с уже отснятой последовательностью кадров. В наиболее сложных сценах используется многократная экспозиция, когда на одну и ту же плёнку снимают три раза и более. Недостатком такой технологии является обязательное наличие чёрного фона в конечном изображении. В противном случае через изображение доснятых объектов будет просвечивать фон. Такая техника применяется для создания многослойных изображений, как это сделано в сценах фильма «Летят журавли» оператором Урусевским. Усложнённым вариантом многократной экспозиции является съёмка с использованием неподвижных масок. Техника мультиэкснонирования применялась в первых трёх фильмах из серии «Звездные войны» для съемки массовки (не хватало статистов).

Комбинированная печать — совмещение изображений, снятых разными киносъёмочными аппаратами в разных местах при помощи оптической комбинированной печати трюкмашиной'Ч Например, если на экране необходимо показать взрыв в определённых декорациях, то для этого сначала на одну плёнку снимают фон для взрыва, затем на другую плёнку снимают взрыв в безопасных условиях вне требуемой декорации. Затем изображения взрыва и фона совмещают оптической печатью с двух исходных негативов на одну позитивную плёнку. Таким образом у зрителя создаётся впечатление взрыва в необходимых для режиссёра декорациях.

Контроль движения камеры (Motion control). Технология применяется, когда необходимо снять несколько макетов подвижной камерой. Для такого вида съемки применяются операторские краны-роботы, позволяющие многократно с высокой точностью повторять движения камеры, запрограммированные оператором. В несколько проходов снимаются объекты, движущиеся по сложной траектории. Полученные изображения совмещаются. В современных фильмах контроль движения в сочетании с использованием хромакся позволяет накладывать нарисованные на компьютере фоны на сцены с движущейся камерой.

Компьютерная графика Основная статья: CG1 (кино)

Замена реального актёра его компьютерным изображением — известна по фильмам «Терминатор-2» (жидкометаллический терминатор) и «Пираты Карибског о моря: Сундук мертвеца» (капитан Дсйви Джонс).

Генерация декораций методами компьютерной графики — см. Хромакей. Компьютерная анимация — расплыванис жидкого терминатора в фильме «Терминатор-^ Технологии создания физических спецэффектов

Макетная съёмка — способ комбинированных съёмок, при котором натурные объекты заменяются уменьшенными моделями — макетами'4'. Для получения на экране достоверного изображения, макетные съёмки производят с повышенной частотой до 80—100 кадров в секунду. В противном случае на экране получится эффект «карточного ломика». К примеру, «Звезда Смерти» в «Звёздных войнах» была меньше двух метров в диаметре. В некоторых случаях при съёмке макетов используется покадровая съёмка для придания движения объектам. Одним из первых примеров использования макетов можно считать фильм 1927 года «Метрополис» в котором покадровая съёмка придала движение «городу будущего»1*1.

Дорисовка и Домакетка — способ киносъёмки, при котором натурная часть кадра совмещается с рисунком или макетом1 '. Большое распространение получил способ дорисовки на стекле, позволяющий снимать совмещённое изображение в одну экспозицию. Эта технология впервые опробована в 1907 году американским кинооператором Н. Доуном1''1. При использовании макета совмещение с натурными объектами также может происходить в одну экспозицию, если уменьшенный макет располагается ближе к объективу аппарата. Такой макет может быть также подвесным, изображая верхнюю часть большой постройки. Подвесной макет использовался в отечественном фильме «Гостья из будущего» для имитации фантастических построек1'1. Однако, чаще применяют съёмку в две или более экспозиций, снимая макет в павильоне, а натурную часть кадра — на «живом» объекте'81.

Аниматроника Применяется, когда необходимо создать сложный макет, покадровая съемка которого невозможна. Робот-аниматроник — это модель, запрограмированная на вес необходимые движения, включая мимику. Скелет и сервомоторы, управляющие моделью, скрыты под искусственной кожей.

Пиротехника. Всевозможные взрывы, задымления и возгорания создаются на съемочной площадке под строгим контролем специалистов.

Специальный грим. Применяется для превращения актеров в различных чудовищ (оборотни, вампиры и т. п.), а также для показа ранений и других необычных изменений внешности.

Bullet time. Мишель Гондри добившейся успеха в телевизионной рекламе, первым применил данный эффект в ролике водки Smirnoff, после растиражированную в фильме «Матрица» (The Matrix, 1999). Аналогичный пример данного спецэффекта можно видеть в начале фильма «Пароль Рыба-Меч», в сцене с взрывающейся около банка заложницей или в фильме «Обитель Зла. Жизнь после смерти», когда перед столкновением самолёта с горой, Элис «зависает» в воздухе.

2. Барокко в западном искусстве ХVII века (творчество Бернини, Веласкеса, Рубенса)

 

Баро́кко- характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму ирационализму. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). Образование национальных художественных школ в европейском искусстве XVII века. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Джованни Лоренцо Бернини(7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим)- великий итальянский архитектор искульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. Аполлон и Дафна (1622—1625 гг.) — мрамор, 243 см, галерея Боргезе, Рим.

Кафедра Святого Петра (1624 г.) — бронза, Ватикан.

Фонтан Тритона (1624—1643 гг.) — пьяцца Барберини, Рим

Экстаз святой Терезы (1647—1652 гг.) — мрамор, Санта-Мария-делла-Виттория, Рим

Фонтан Четырёх рек (1648—1651 гг.) — мрамор и травертин, пьяцца Навона, Рим

Экстаз Блаженной Людовики Альбертони (1671—1674 гг.) — мрамор, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим. Нептун и Тритон.

Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолетнего строительства собора святого Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656—1667). Сооруженные по проекту Бернини два могучих крыла монументальной колоннады замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного, западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовывать движение массовых процессий.

Диего Веласкес(6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид)- испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon — трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки: «Завтрак», около 1617—1618; «Старая кухарка», около 1620; «Завтрак двух юношей» (1618), «Водонос» около 1621. В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Поклонение пастырей» («Поклонение волхвов») (1619), "Непорочное зачатие" (1618), «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620). В этих работах ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье, и долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха, или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим — «Сдача Бреды» (1634). К этому же времени относится большая часть дошедших до наших дней парадных портретов короля и членов королевской семьи и несколько картин на религиозные темы. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт.. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов. Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль. Кроме этой серии, наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1650). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (портреты инфанты Марии Терезы, 1652, Филиппа IV, 1655—1656, инфанты Маргариты Австрийской, около 1660).

Питер Пауль Ру́бенс- как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа. Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. «Охота на гиппопотама», 1618 «Сад любви», 1632 «Самсон и Далила», 1609 Шествие Силена.

Рубенсу были тесны рамки жанра придворного портрета, не оставлявшие простора для творчества. Характерность атрибутики, всегда одинаково тщательная выписка мельчайших деталей одежд и драпировок, заданная этикетом схожесть поз и жестов на портретах — всё это превращало процесс творчества в ремесленничество. Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо

Билет 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.027 с.)