Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одноплёночные системы с горизонтальной стереопарой

Поиск

Первым специализированным стереокинотеатром стал московский кинотеатр «Москва», в котором 4_ февраля 1941 года состоялся премьерный показ стереофильма «Концерт» режиссёра Александра Андриевского и оператора Дмитрия Суренского. Этот день считается началом регулярного показа стереофильмов в нашей стране[22]. Фильм был снят по новой технологии: кадры горизонтальной стереопары размещались на одной киноплёнке 35-мм в пределах стандартного шага. Размер каждого кадра стереопары составлял 18 мм в высоту и 11 в ширину, а фонограмма располагалась между ними в центре киноплёнки[21 ]. Для съёмки использовался один объектив с двух зеркальной стереонасадкой конструкции С. П. Иванова[23]. Аналогичная насадка устанавливалась на объектив стандартного кинопроектора. Смотреть фильмы можно было без очков, благодаря использованию специального экрана высотой 5 и шириной 3,25 метра с щелевым проволочным раеiром[22]. «Москва» стала первым в мире коммерческим стереокинотеатром, в котором использовался безочковый метод проекции на экран[21].

В 1944 году после специального постановления правительства открылась киностудия «Стереокино», на которой были сняты картины «По следам врага» и «Парад молодости», а затем по новой системе «Стерео 35/19» полнометражный игровой фильм «Робинзон Крузо»[22]. 29 февраля 1947 года премьерой этой полнометражной картины в Москве открылся кинотеатр, так же названный «Стсрсокинo»f22]. Фильм демонстрировался на днизо-растровом стереоэкране размером Зх3 метра[21]. Горизонтальная стереопара располагалась симметрично на нестандартной кинопленке шириной 35-мм с более «редкой» перфорацией, выпускавшейся специально для этой системы. Вместо четырех перфораций на тот же шаг кадра приходилась одна, расположенная в межкадровом промсжутке[24]. Фонограмма, как и в предыдущей системе, располагалась между кадрами стсреопары[21 ]. Такая конфигурация плёнки позволила сделать кадр почти квадратным — 15,5* 15 мм, вместо непривычного вертикального. «Робинзон Крузо» стал не единственным фильмом, снятым но этой системе: в 1949 году увидел свет стереофильм «Машина 22-12», выпущенный в широкий прокат в «плоском» варианте под названием «Счастливый рейс».

Использование нестандартной киноплёнки, которая специально изготавливалась ПО «Свема» и специальных кинопроекторов с изменёнными зубчатыми барабанами, делало систему непригодной для широкого распространения. Четвёртая отечественная система «Стерео-35. 10х 10», появившаяся в 1948 году, также использовала горизонтальную стереопару, но расположенную на стандартной киноплёнке и с уменьшенным кадром 10,3x10,3 мм[22]. Фонограмма заняла своё законное место, как на киноплёнке большинства прокатных форматов. Это позволило использовать для кинопроизводства стандартное оборудование с незначительными переделками. Первый фильм «Кристаллы», снятый по этой системе, так же демонстрировался в кинотеатре «Стереокино».

Вертикальная стереопара

Отказ НИКФИ от горизонтальной стереопары в пользу вертикальной по системе «Стерсо-35» в 1952 году, позволил улучшить качество стереоизображения, приблизив его к «плоским» фильмам обычного формата [241. При этом два кадра стереопары размером 16*22 мм (как в классическом формате) располагались на стандартной киноплёнке друг над другом123]. Шаг кадра был увеличен вдвое до 38 мм. Специально разработанные киносъёмочные аппараты ПСК-6 этой системы

оснащались сменными двухобъективиыми стереоблоками различных фокусных расстояний!211. Растровый стереоэкран теперь имел размеры 3x4 метра и обладал привычными пропорциями. К этому моменту стереокинотеатры уже были открыты не только в Москве, но и в Ленинграде. Киеве. Астрахани. Олессе и Алма-Ате! 251. По этой системе было снято около десяти фильмов! 26].

 

Широкоэкранная система

В 1959 году в НИКФИ была завершена разработка широкоэкранной системы стереокинематографа. основанной на использовании двух синхронизированных киноплёнок, анаморфированное изображение на которых соответствовало формату «Широкий экран», а трёхканальная фонограмма записывалась на отдельной магнитной ленте[2б]. В 1959 году на киностудии «Мосфильм» по этой системе выпушена картина «Вечер в Москве», впервые показанная в специально переоборудованном кинотеатре «Рекорд» в Лужниках. Стереопроекция велась двумя кинопроекторами с поляризацией частей стереопары, требуя очков для просмотра[27].

Дальнейший рост размеров экрана заставил отказаться от безочковых технологий, поскольку изготовление больших растровых экранов в те годы было технологически невозможно! 27J. Кроме того, переход к системам, требующим очков, был осуществлён на основе эксперимента, проведённого в малом зале московского кинотеатра «Октябрь» в 1967 году [2Х). Кроме основного растрового экрана размером 4x3 метра, был установлен убирающийся, рассчитанный на поляризационный метод разделения стереопары. Его размер был значительно больше: 7><5,2 метров. Первый полнометражный стереофильм «Нет и да» демонстрировался на разных сеансах по растровой или поляризационной технологии. Зрители предпочли очки и экран большего размера с более ярко выраженным стереоэффектом[28].

Широкоформатные системы

В 1963 году в связи с распространением широкоформатных фильмов в НИКФИ была разработана система «Стерео-70». гораздо позднее (в 1990 году) удостоенная награды «Оскар» в номинации «За техническое достижение»[4]. Качество изображения «Стерео-70» соответствует «плоскому» фильму обычного формата с соотношением сторон 1.37:1, и стереофильмам с «вертикальной» стереопарой. Это позволяло переводить такие фильмы в классический формат без потерь[26]. Для 35-мм киноустановок с негатива «Стерео-70» оптическим способом печатались фильмокопии «Стсрсо-35А» с анаморфированной стереопарой на стандартной кинопленке с одноканальной оптической фонограммой [27].

В системе «Стерео-70» было снято более 30 фильмов[29].

В начале 1970-х годов была разработана и экспериментально опробована технология стереосъёмки на две широкоформатные плёнки. Специальный киносъёмочный аппарат 70С—2 оснащался лентопротяжным механизмом, рассчитанным на две 70-мм киноплёнки[27]. Демонстрация таких фильмов происходила при помощи двух синхронизированных широкоформатных проекторов, обеспечивая полноценное качество изображения, соответствующее широкоформатной системе НИКФИ. Приехавшие в Москву канадцы Колин Лоу и Эрнст Макнабб во время своего визита ознакомились с работами НИКФИ и совместно со специалистами института сняли небольшой ролик по новой двухпленочной системе, не получившей дальнейшего развития на родине)30]. Позднее эти двое канадцев стали авторами существующей до сегодняшнего дня кинематографической системы 1МАХ.

Следует отметить, что в НИКФИ в 1981—1985 годах также была доведена до экспериментального образца система голографического кино — с подлинно объёмным многоракурсным изображением |311. Эксперименты со стереосъёмкой осуществлялись и кинолюбителями, но сложность и дороговизна процессов делали их непригодными для широких кругов самодеятельных кинематографистов.

Цифровые технологии

В настоящее время система «Стерео-70» устарела в связи с прекращением производства широкоформатных фильмов на плёнке требуемого для этой системы формата (70 мм, 5 перфораций

на шаг). В России на данный момент уже нет лабораторий, обрабатывающих такие плёнки. За рубежом таких лабораторий остались единицы. В настоящее время на основе системы и оборудования для цифровых кинокамер разработана технология съёмки цифровых фильмов 3D отечественной оптикой «Зепар», разработанной на основе технических решений «Стерео-70»П21.

Использование современных технологий стереокино в России началось с анимационного кукольного фильма «ЧУЧЕЛО», снятого в 2007 году совместно НИКОИ и студией «NUKUFILM» (Эстония) по технологии, разработанной А. Мелкумовым и С. Рожковым. Презентацей этого фильма в Ванкувере (Канада) на международной конференции GSCA (Ассоциация производителей фильмов для Гигантского экрана) было зарегистрировано первенство России в создании первого кукольного стереофильма для Гигантского экрана — IM АХ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.01 с.)