Ранние патенты и исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранние патенты и исследования



Эра стереоскопического кинематографа началась по сути в конце 1890-х годов, когда британский первопроходец кинематографа Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стерескопического фильма. В описании процесса указывалось, что изображения с двух плёнок проецируются на экран рядом друг с другом; зритель надевает стереоскоп, который совмещает два изображения в одно целое. Однако из-за того, что метод подразумевал использование слишком громоздкой аппаратуры, использование его в театрах представлялось непрактичным[5].

Фредрик Юджин Ив запатентовал установку для стереосъёмки в 1900 году. Его камера оснащалась двумя объективами, расставленными на расстоянии 1,75 дюйма (-4.44 см)[6].

10 нюня 1915 года Эдвин Портер и Уильям Уодделл представили в Нью-Йоркском театре «Астор» серию экспериментальных фильмов, снятых по анаглифическому методу (в красном и зелёном цвете); в том числе экспериментальные съёмки с участием Мари Доро. сцены из фильма «Песец Джим» с участием Джона Мэйсона (фильм выпущен в «плоском» формате в том же 1915 году студией Famous Plavers-Lasky. съёмки восточных танцовщиц, а также киносъёмка Ниагарского водопада.[7] Тем не менее, после этих тестов ни один кадр не вошел в фильм для публичного просмотра, как рассказывает Адольф Цукор в автобиографии 1953 «Публика никогда не ошибается: мои 50 лет в киноиндустрии».

Примеры систем стереоскопической киносъёмки до 1952 года

Считается, что первым стереофильмом, демонстрировавшимся публично в коммерческом порядке, была кинолента «Сила Любви» (англ. The Pwer of Love), представленная в кинотеатре отеля «Амбассадор» (англ. Ambassador Hotel Theater) в Лос-Анджслссс 27 сентября 1922 года [81[91[ 10].

Установка из двух киносъёмочных аппаратов, собранных на одном «риге», была разработана продюсером фильма Гарри Фейроллом и кинематографистом Робертом Элдером [5]. Каждый аппарат снимал свою часть стереопары на чёрно-белую негативную киноплёнку. Фильм демонстрировался двумя кинопроекторами с двух плёнок позитива в красно-зелёном анаглифе. Таким образом, это был первый случай применения двухплёночной системы и первый случай применения анаглифических очковр I].

При этом неизвестно, использовал ли Фейролл цветные фильтры на объективах или применил тонирование плёнки. После демонстрации фильма прокатчикам и прессе в Нью-Йорке фильм пропал из вида, и его стереоскопическая версия считается утраченной.

В начале декабря 1922 года Уильям Ван Дорен Келли, изобретатель двухцветной системы «Призма», решил воспользоваться растущим интересом к стереокинсматографу, возникшему после демонстрации фильма Фсйролла, и снял короткометражную ленту с помощью стереокамеры собственной разработки. Вместо двух ивстоделённых изображений снимались кадры стереопары, которые затем печатались на двухсторонний «дипо-Фильм» по технологии, аналогичной двухцветной печати с тонированием. При этом части стереопары, расположенные с разных сторон «дипо-фильма», тонировалась в красный и зелёный цвета. Это позволяло демонстрировать стереофильм стандартным

кинопроектором и рассматривать изображение через анаглифические очки. Позднее Келли заключи! сделку с импрессарио Сэмюэлем Ротафелем о демонстрации первой серии из числа его короткометражек Plasticon — «Фильмы Будущего» (англ. Movies of the Future) в нью-йоркском театое «Риволи» (англ, Rivoli Theater)[ 12]. Известно, что в начале 1923 года Келли безрезультатно искал прокатчиков для своей второй ленты серии Plasticon «Сквозь деревья Вашингтон, округ Колумбия» (англ. Through the Trees — Washington DC). Фильм представлял собой стереоскопическую кинозарисовку о городе Вашингтон, выполненную шеф-оператором Уильямом Креспинелом112].

Также в декабре 1922 года инженер Лоренс Хаммонд (изобретатель знаменитого электроор гана) и Уильям Кэссиди представили публике свою систему «Телевью» (англ. Teleview'). Процесс представлял собой самый ранний пример реализации «затворного» метода: два проектора поочерёдно, с повышенной частотой демонстрировали части стереопары; встроенные в подлокотники зрительских кресел синхронизированные визоры открывались и закрывались соответствующим образом, так что, эксплуатируя инерционность человеческого зрения, создавалась эффектная стереоскопическая иллюзия. Единственным театром, который установил у себя эту систему, оказался нью-йоркский «Селвин» (англ. Se1щт Theater). По системе «Телевью» был снят всего один полнометражный фильм «Человек с М. А. Р. С. А.» (англ. The Man From M.A.R.S.), 27 декабря 1922 года перевыпущенный под названием «Радиомания» (англ. Radio-Mania). Стоит заметить, что идея самому Хаммонду не принадлежала, но он смог добиться её жизнеспособной реализации [131.

В 1923 году Фредрик Юджин Ив и Джэкоб Левенталь начали выпускать стереоскопические короткометражные фильмы, снятые за трёхгодичный период. Первый, называвшийся «Пластиграмз», распространялся на территории США компанией «Эдьюкейшнл Пикчерз» (англ. Educational Pictures) в красно-синем анаглифическом формате. Ив и Левенталь выпустили в 1925 году серию из четырёх фильмов «Стереоскопические серии» (англ. Stereoscopiks Series) для компании Pathc Films: «Zowie», «Luna-су», «The Run-Away Taxi» и «Ouch»ll4].

Конец 1920-х и начало 1930-х — время, когда интерес к стереокинематографу практически сошёл на нет, во многом из-за Великой депрессии. Луи Люмьер снял свой первый стереофильм в Париже в сентябре 1933 года. На следующий год он выпустил римейк своего «Прибытия ноезла» 1895 года в анаглифическом формате.

В 1936 году Левенталя и Джона Норлинга привлекли к съёмкам серии «Audioscopiks» студии MGM. Плёнки выпускались фирмой «Техниколор» (англ. Technicolor) в красно-зелёном анаглифическом формате. Первый фильм под названием Audioscopiks. был представлен 11 января 1936 года и номинирован на «Оскар» за технологические новшества. Следующий фильм — The New Audioscopiks был представлен 15 января 1938 года.

Воодушевлённые успехом двух фильмов серии Audioscopiks, MGM выпустила ещё один анаглифический стереофильм Убийство в трёх измерениях (194 П. В отличие от предшествующих лент, эта короткометражка снималась с помощью стереокамеры, построенной внутри самой студии. Пленку в формате красно-синего анаглифа выпускала Technicolor.

Хотя ленты для анапшфических фильмов печатались в цвете, ни один из этих фильмов цветным, строго говоря, не являлся, цвет нужен был только для достижения анаглифического эффекта.

Появление Polaroid

Во время обучения в Гарвардском университете у Эдвина Лэнда возникла мысль использовать поляризацию света для коммерческих нужд (в частности, для защиты от автомобильных фар и от солнечных лучей). К 1929 году Лэнд в своей лаборатории изобрел (и запатентовал) поляризующую (поляроидную) плёнку, которую к J932 вывел на рынок в качестве коммерческого продукта115][ 16]. Хотя изначально Лэнд разрабатывал фильтр для защиты от ослепления автомобильными фарами, Лэнд вполне отдавал себе отчёт, что его изобретение может пригодиться и на рынке стереоскопии. По некоторым сведениям Лэнд провёл в отеле «Уолдорф Астория» (англ, Waldorf-Astoria) первую стереофотографическую выставку с использованием своих фильтров Polaroid. За этим последовала длительная экспозиция в Музее естественных наук в Нью-Йорке. Информации о том, что показывали посетителям упомянутого музея, не сохранилось.

Использование поляризационных фильтров означало, впрочем, необходимость разработки принципиально новых проекторов. Две плёнки, каждая из которых содержала свою часть стереопары необходимо было проецировать в строгой синхронизации, что потребовало применение внешнего синхронизирующего мотора. Более того, обычный матовый экран не отражал поляризованный свет, требовалось использовать экран, изготовленный из каких-либо отражающих материалов, или с посеребрённой поверхностью.

В том же 1936 году в Италии был снят «Nozze Vagabonde», в Германии — «Zum Greifen Nah», за ними в 1939 году последовали немецкий же «Sechs Madel Rollen Ins Wochenend» и американские «In Tune With Tomorrow» (1939) и «Magic Movies: Thrills For You», — стереофильмы, снятые с расчетом на демонстрацию с использованием полароидных очков. Съёмки осуществлялись с помощью различных систем камер, разрабатывавшихся самими студиями.

В 1939 году начинается Вторая мировая война, и на протяжении всех 1940-х годов интерес кинопроизводителей к стереокинематографу практически исчезает.

«Золотой век» (1952—1955)

Считается, что «золотой век» стереокинематографа начался в 1952 году, когда свет увидела первая стереоскопическая цветная кинолента «Bwana Devil», снятая Архом Оболером. Фильм снимался по технологии Natural Vision, разработанной М. Гунцбергом и его соратниками. Изобретатель предлагал свою камеру сразу нескольким студиям, но заинтересовался ею только Оболер[ 17]. Главные роли исполнили Роберт Стэк. Барбара Бриттон и Найджел Брюс.

Как и практически все остальные полнометражные стереофильмы эпохи, «Bwana Devil» демонстрировался с помощью двойного проектора, и предполагал использование поляроидных фильтров. Каждый из проекторов вмещал плёнки не более, чем на один час фильма, в связи с чем возникала необходимость в антрактах (во время которых загружали вторую часть фильма). Эти антракты часто специально прописывались в сценарии и приходились на какой-либо значимый поворот сюжета.

В апреле 1953 года Columbia Pictures выпускает стереофильм «Человек в темноте» (Man in the Dark), a Warner Bros. — «House of Wax» («Восковой Дом»), второй из которых стал первым в истории фильмом, озвученным в стерео. Благодаря «Восковому дому» актёр Винсент Прайс превратился в звезду фильмов ужасов, а заодно — и «королём 3D», поскольку он же снимался в главных ролях и в нескольких других стереоскопических лентах того же времени.

Успех этих двух фильмов помог киностудиям в нелёгкой борьбе с телевидением, отбиравшим у кинотеатров в ту пору всё большую часть аудитории. Практически все крупные студии так или иначе оказались причастны к 3D-6vmv, не исключая The Walt Disney Company, выпустившей в 1953 году короткометражные стерсомультфильмы Adventures in Music: Melody и Working for Peanuts.

В том же 1953 году, однако, появились первые признаки спада интереса к стереофильмам. Причин к тому было несколько:

Обе плёнки необходимо было проецировать одновременно.

После ремонта обе плёнки должны были сохранять исходные параметры, иначе происходила рассинхронизация.

Сохранение синхронизации требовало подчас усилий сразу двух человек.

Когда либо плёнки, либо затворы на визорах рассинхронизировались, смотреть фильм было практически невозможно. Жалобы на зрительное утомление и головную боль были нередки. Посеребрённые экраны требовали, чтобы зрители находились прямо напротив них, с боковых мест ничего не было видно.

Конец 1953-го и начало 1954-го годов, при всём при этом, оказался вполне успешным для стереокинематографа сезоном: свет увидели полтора десятка весьма успешных стереофильмов (в их числе экранизация мюзикла «Целуй меня, Кэт» и фильм Альфреда Хичкока «В случае убийства. набирайте «М»». Как минимум часть из этих фильмов, впрочем, выпускалась также и для широкоэкранных кинотеатров (становившихся главным конкурентом стереокинематографа, как за счёт качества изображения, так и простоты демонстрации (не требовалось двух плёнок, синхронизацию которых необходимо было бы поддерживать). К тому же в рекламных целях некоторые студии именовали широкоэкранные системы «3D», что приводило к изрядной путанице.

Очередной упадок начался в конце весны 1954 года: стереоформат не выдерживал конкуренции с широкоэкранным форматом. И хотя фирма Polaroid выпустила новейшие фильтры, которые распознавали сбои в синхронизации и позволяли их исправлять, прокатчики предпочитали более не связываться со стереокинематографом. Последний стереофильм, относившийся к «Золотому веку», стал Revenge of the Creature («Месть твари», 1955 год), по иронии судьбы, ставший весьма популярным у зрителей и показавший отличные результаты по сборам.

Новая волна (I960—1979), одиоплёночный формат

Стереоскопические фильмы в первой половине 1960-х годов появлялись редко; практически все, снятые в эти годы ленты, демонстрировались в анаглифическом формате. В 1961 году, например, студии Beaver-Champion/Warner Bros, выпустили фильм «Маска», большая часть которого была снята в стандартном 20-формате; стереоскопическими оказались только те сцены, где главный герой надевал проклятую ритуальную маску. Эти сцены были напечатаны на плёнке Technicolor в красно-зелёном анаглифическом формате.

«Вторая волна» стереокинематографа началась, как и в 1950-е годы, с Арха Оболера, снявшего фильм «Пузырь» (Bubble), применив новую технологию Space-Vision 3D. В случае с этой технологией стереоскопические фильмы печатались на одной плёнке стандартного размера (изображения для левого и правого глаза располагались друг над другом), и для их демонстрации нужны были только специализированные линзы для проекторов. У этой системы было множество достоинств по сравнению с прежними решениями, но был и недостаток: изображение оказывалось более тёмным и тусклым.

Фильм Оболера критика разругала в пух и прах, однако у зрителей он пользовался изрядной популярностью, а сама технология стала выглядеть довольно привлекательно для кинопроизводителей, особенно для независимых студий, у которых не было средств на дорогостоящие двухплёночные стереосистемы.

В 1970-м году компания Stcrcovision. основанная режиссёром и изобретателем Алланом Силлифангом и специалистом по оптике Крисом Кондоном, выпустила на рынок новое решение для демонстрации стереофильмов. В отличие от Space-Vision 3D, два дополняющих друг друга изображения располагались не друг над другом, а рядом (всё также в одном кадре, будучи «сплющенными» по горизонтали). Для демонстрации требовались анаморфические линзы и поляроидные фильтры на визорах (благодаря чем «сплющенные» изображения растягивались). Компании Sherpix и Stcrcovision выпустили в кинотеатры эротическую комедию «Стюардессы» с бюджетом 100 тысяч долларов. Прокат этой ленты принёс создателям 27 миллионов долларов в одной только Северной Америке (около 114 миллионов долларов в пересчёте на современный курс), даже при том, что фильм шёл менее чем в 800 кинотеатрах. «Стюардессы» оказался самым прибыльным стереофильмом в истории кинематографа, и одним из самых прибыльных фильмов вообще. Впоследствии его неревыпустили в 70-миллиметровым формате, а в 2009 году его планируется перевыпустить в форматах Храп P. RcalD Cinema и Dolby 3D.

За последующие 25 лет в формате Stcrcovision были выпущены около 36 фильмов. При этом изрядная часть их относилась к эротическому жанру (а иногда и порнографии), к жанру «хоррор», а иногда -как «Франкенштейн Энди Уорхола» — представляли собой комбинацию того и другого.

Вершина возрождения (1980—1984)

В восьмидесятые годы своё триумфальное шествие по миру начинает IMAX (крупноформатный 70-

мм стереоформат с изображениями, размещёнными друг рядом с другом); преимущественно в

формате IMAX выпускаются документальные фильмы, первым из которых был «Переходы»

(«Transitions»), подготовленный для выставки Expo'86 в Ванкувере (Канада). Первой художественной

лентой, выпущенной в IMAX 3D, оказались «Крылья Отваги», 45-минутный фильм о писателе и

пилоте Антуанс дс Сент-Экзюпери.

За этим последовала целая череда фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию, в их числе

«Челюсти 3», «Пятница. 13-е. Часть 3 в 3D» и множество других.

2003—2009 годы

 

В сентябре 2003 года компания Sabucat Productions организовала первый фестиваль «Всемирная Стереоэкспозиния» (World 3-D Exposition) в честь полувекового юбилея первой «стереолихоралки». Фестиваль проходил в театре Grauman's Egyptian Theatre, и за две недели зрителям были продемонстрированы более 30 стереоскопических фильмов «Золотого Века», большая часть из которых поступила из коллекции историка кинематографа Роберта Фурманека, которую тот собирал в течение 15 лет. На показах присутствовали многие из актёров, снимавшихся в этих фильмах, и зрелище забитого до отказа зала многих из них растрогало до слёз.

Спустя три года Фонд сохранения стереокинематографа (3-D Film Preservation Fund i провёл второй фестиваль под тем же названием, и на нём демонстрировались старинные стереофильмы, которых никто никогда не видел после их премьеры, а также ряд фильмов, ранее в стереоформате не выпускавшихся. Четыре короткометражных фильма — «Carmenesque» (1953), «A Day in the Country» (1953) и две короткометражки Уильяма Келли из серии Palsticon (1922 и 1923 годов производства), продемонстрированные аудитории, считались давно утраченными.

В 2003 году свет увидел первый полнометражный стереофильм в формате IMAX — «Призраки Бездны» Джеймса Кэмерона. Фильм был снят с помощью системы цифровых камер Reality Camera System, разработанной совместно Кэмероном и оператором Винсом Пейсом. Впоследствии эта же система использовалась для съёмок таких фильмов, как «Дети Шпионов 3D: Конец игры» (2003), «Пришельцы из Глубин IM АХ» (2005) и «Приключения Шаркбоя и Лавы в 3D» (2005).

В августе 2004 года рэп-группа Insane Clown Posse выпустила очередной студийный альбом «Hell's Pit», в одной из двух версий которого содержался DVD-диск с клипом на песню Bowling Balls, снятым в 3D в HD-формате! 18].

В ноябре 2004 года мультфильм «Полярный экспресс» вышел в прокат в 66 кинотеатрах 1МАХ 3D. Также он был выпущен в 3584 обычных кинотеатрах. Однако четверть общего дохода фильма поступила именно из сети 1МАХ, и в среднем каждая демонстрация в 1МАХ приносила в 14 раз больше прибыли, чем демонстрация в обычных кинотеатрах. Это в очередной раз подхлестнуло интерес кинопроизводителей к стереоформату.

В мае 2007 года начался показ фильма «Шрам 3D». — первой полнометражной картины, снятой в США в формате RcalD 3D. Фильм лидировал по сборам с проката во многих странах, в том числе России.

В январе 2008 года 3AIity Digital и National Geographic Entertainment выпустили U2 3D, документальный фильм, снятый целиком в цифровом стереоформате на концертах группы U2 (камера и сопутствующее ПО разрабатывалось компание 3ality Digital).

29 мая 2009 года в прокат вышел стереовариант фильма «Вверх» — первый стереофильм, снятый студией Pixar.

Это лишь некоторые примеры художественных и анимационных фильмов, выпущенных в ЗО/стерсоформате. На фоне падения продаж билетов в традиционные кинотеатры, прибыли от ЗО/стсрсопроката продолжают расти, в то время, как технологии стереосъёмок и конвертации обычного изображения в стереоскопическое развиваются и становятся всё менее проблемными. В июне 2006 года IMAX и Warner Bros, выпустили фильм «Возвращение Супермена» с 20 минутами стерсоматсриала, сконвертированного из оригинальных «плоских» съемок.

Джеймс Кэмсрон в конце 2009 выпустил фильм «Аватар» в цифровом стереоформате, как для обычных кинотеатров, так и для IMAX, и собирается снять фильм «Боевой Ангел Алита» таким же образом.

Естественно, растёт и интерес к этой области и среди ведущих режиссёров. Ещё в 2005 году Стивен Спилберг заявил, что планирует запатентовать стереокинематографическую систему, которая не потребует от зрителей надевать стереоочки.

Стереоскопические фильмы в России и СССР

В России первый стсреокинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в марте j.911 года[19]. Здесь демонстрировались 3D картины зарубежного производства, а также цветные фильмы, снятые по технологии «Кинсмаколор». После революции с середины 1930-х годов основные исследования в

области стереокино велись во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ)(41.

 

Двухплёночная система

В 1940 году в Москве, в малом зале кинотеатра «Художественный» состоялся демонстрационный показ фильма «Выходной день в Москве» (режиссёр Александр Птушко, оператор Николай Ренков). Съёмка этого фильма производилась на две киноплёнки киносъёмочным аппаратом, специально спроектированным в НИКФЩ20]. Часть эпизодов фильма снималась в цвете по трёхплёночной системе, аналогичной процессу «Техниколор». При этом использовалась комбинация из двух трёхплёночных камер «ЦКС-1», одновременно снимавших на шесть киноплёнок: по три на каждую часть стереопары[21 ]. Для просмотра изображения классического Формата использовалось поляризационное разделение изображений, требующее очков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.032 с.)