Основные периоды греческой архитектуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные периоды греческой архитектуры



(VII до и. э. до времён Солона (590 до н. э.))

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 до н. э.470 до и. э.)

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дсльфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине. получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке.

Классический период (470 до и. э.338 до п. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит вес в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получаст право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тссея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссс (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптсрос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города. Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда (началось сооружение т. наз. Пропилеев — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде.

Период эллинизма (338 до н. э.180 до н.э.)

В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому стилю; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее.

Архитектура Древнего Рима

Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Архитектурные ордеры

Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п. продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:

римско-дорический,

римско-ионический,

рпмско-коринфский.

композитный.

тосканский.

Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1); её фуст утрачивает припухлость (греч. ёутситц) и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху; сухость его тем заметнее, что колонна в основном оставалась без каннелюр, а если они и бывали на ней, то начинались только на '/ высоты фуста. Под капителью не имелось впалого канальца, опоясывающего фуст, а вместо того находилось выпуклое кольцо. Подушка капители не представлялась как бы придавленной от лежащей над колонной тяжести и имела жёсткий, сухой профиль. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.

Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу ло самых волют, сокращая орнаментацию пол ними в маленькую полоску. Волюты не представляют тех изгибов, которые в греческом ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.

Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по-своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Фуст римско-коринфской колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные. Случалось, что колонна была каннелирована; тогда желобков на ней было больше, чем в греко-коринфском ордере, и каждый из них до известной высоты был снабжён валиком (лат, rudentura), заполнявшим собой его углубление и смягчавшим выступы его рёбер. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.

Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита».

Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами (грсч. ueoootuXiov) и группировали их по две, по три, одна подле другой; если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены; коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Удержав треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и употребляли их — равно как и декорирование колоннами — не только снаружи, но и внутри здания; кассетоны, появившиеся в греческой архитектуре, как естественное следствие устройства плоского потолка из толстых, пересекающихся под прямым углом балок и из более лёгкой настилки над ними, стали употребляться совершенно нерационально, единственно с декоративной целью, на сводах арок и куполов.

Тосканский ордер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и 1_ века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

Основные типы сооружений античности - храмы, общественные здания, театры. Храм - здание периптер, с четырех сторон окруженное колоннадой одного из трех ордеров (двойной ряд колонн дает зданию название диптер). Типичный пример периптера - Манеж, Зал Дома Союзов - с

колоннами коринфского ордера.

Жилой дом - здание-перистиль, квадратное в плане, глухое снаружи, внутри - квадратный

двор, куда выходят все окна.

Театры - одна из ключевых форм греческого зодчества, отличались от современных. Театры были открытые, местом представления служила круглая площадка (орхестра), за ней - стена с проемами (скепа), через которые артисты выхолили на сцепу, с трех сторон в виде подковы располагались зрительные ряды (теотрон). Потом эта форма перешла к римлянам. Римляне к этому добавили жилые 4-х, 5-этажные многоквартирные дома для бедных (инсула). Триумфальные сооружения - арки, колонны, которые устанавливались в честь различных побед Помимо театров в Древнем Риме были амфитеатры и цирки. Амфитеатры, где проходили гладиаторские бои - круглая в плане арена, засыпанная песком, вокруг — зрительские места (Колизей). Цирки (ипподромы) — место, где происходили состязания наездников, вмещали 100-200 тыс. человек. Это вытянутое поле, вокруг — трибуны. Все сооружения были украшены рельефами, скульптурами.

Античные греческие и римские произведения привлекали мастеров эпохи Возрождения. Много позже к тем же формам обратился и классицизм.

 

Центром Эллады становятся Афины в годы правления Перикла. Акрополь — величайший памятник античного зодчества. Слово «акрополь» означает верхний город. В Древней Греции верхним городом называли городскую цитадель, возведенную на возвышенности — холме или склоне горы. Афинский Акрополь расположен на высокой скале с пологой вершиной: высота около 150 метров, площадь - около 50 тыс. кв. метров. Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) - в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя. [1]

В микенский период (XVХ111 вв. до н. т.) являлся укрепленной царской резиденцией. В У_Д— VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году дон, э. во время гоеко-нерсидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 году до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, легшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика, им же были оформлены фриз Парфенона и созданы две статуи Афины.

Главный храм Афинского Акрополя — Парфенон. После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калл и крата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ. Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курва тура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррсктивы[4]. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (69.5 м в длину и 30,9 м в ширину) — трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр.

 

Cкульптурное убранство Парфенона посвящено теме торжества разумного эллинского начала над темными силами варварства.

Храм Эрехтейон, посвященный легендарному царю Эрехтею, ассиметричен. Три его портика расположены на разных уровнях. Один из портиков опирается на колонны в виде женских фигур, л входом в Акрополь служат пропилеи - парадный вход в виде портика (вход на ВДНХ). На Акрополе находилось собрание сокровищ, рукописей, манускриптов, картинная галерея (пинакотека). Афинский Акрополь простоял без серьезных разрушений более 2 тысяч лет, пережив античность и средневековье. Но во время войны с турками пушечное ядро угодило в склад, устроенный турками в Парфеноне, и здание было частично разрушено. В начале 19 века англичане сняли с Парфенона уцелевшие скульптуры и рельефы. Все они сейчас находятся в Британском музее.

Пантеон - крупнейшее храмовое сооружение Древнего Рима (храм всех богов), построен в 25 г. до н.э., затем несколько раз перестраивался. Пантеон представляет собой гигантскую ротонду (круглое в плане здание). Внутренние стены имеют 8 ниш, в которых были установлены статуи богов. Зал венчает огромный купол сферической формы диаметром 43 метра, перекрывающий пространство храма без опор. Этот купол — настоящее инженерно-строительное чудо. Таких купольных сооружений в архитектуре античности прежде не было. Сделан из бетона. Спроектирован так, что конструкция держится без опор, благодаря точному расчету и распределению массы. Конструкция облегчается за счет углублений (киссонов). В центре купола отверстие диаметром 8,5 метров. Оно служит единственным источником света, создавая уникальный зрительный эффект.

Храм античных богов Пантеон в 609 году был освящен как христианская церковь Богоматери. В новое время он стал усыпальницей великих людей, таких как, художник Рафаэль, король Виктор Эммануил (первый правитель объединенной Италии) и другие деятели итальянской культуры. Сейчас функционирует и как музей, и как католическая церковь.

 

Билет 4

1. Работа оператора в телестудии (информационная программа).

За несколько часов до записи или эфира программы оператор, осветители начинают готовить студию. Оператор и осветитель обязательно должны измерить все источники света люксметром, чтобы все пространство кадра было сбалансировано по свету. Оператор и его ассистент выставляют все камеры на исходные позиции и следят, чтобы все приборы были расставлены таким образом, чтобы они не давали паразитных бликов и теней. После того как выставлен свет оператор «сводит» все камеры по балансу белого, балансу черного, настраивает свою камеру под себя (скорость трансфокатора), положение ручек фокуса и трансфокатора, дисплей (яркость / контраст по ГЦП, пикинг (подсвечивание резкой части кадра), проверяет связь с режиссером. Во время эфира или записи оператор выполняет команды и корректировки режиссера по смене крупности планов и т.п. Очень важно до начала программы обсудить с режиссером траекторию движения ведущего, чтобы он не выходил из светового потока, отрепетировать движения панорам, отъезды/наезды, см Миллерсона стр 101

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.024 с.)