Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы производства следственного осмотраСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Согласно ч. 1 ст. 176 и ч. 1 ст. 178 УПК в целях обнаружения следов преступления и выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, в ходе предварительного следствия могут производиться: осмотр места происшествия; осмотр местности; осмотр жилища и иного помещения; осмотр предметов и документов; осмотр трупа. В связи с этим возникает вопрос о том, какой вид осмотра – осмотр места происшествий или осмотр жилища и иного помещения – вправе произвести следователь при наличии оснований полагать, что в жилище или ином помещении могут быть обнаружены следы преступления или иные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Вопрос не риторический, так как согласно ч. 5 ст. 177 УПК условием для производства осмотра жилища является согласие на то проживающих в нем лиц или наличие судебного решения, в то время как осмотр места происшествия производится без соблюдения указанного условия. Как известно, в УПК нет определения понятия «место происшествия», а потому указанная дефиниция разработана в криминалистике, где местом происшествия считается: участок местности или помещения, где были обнаружены следы преступления (Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000. С. 115; Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник / Под ред. проф. Р.С. Белкина. М., 2002. С. 554); участок местности или помещение, в пределах которого обнаружены следы и объекты, относящиеся к исследуемому событию (Криминалистика: Учебник / Отв.ред. проф. Н.П. Яблоков. М., 1996. С. 391); участок местности либо помещение, где совершено преступление или имеются его материальные последствия (выброшенный, перемещенный труп, похищенные вещи и др.) (Криминалистика: Учебник / И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин, Е.П. Ищен-ко и др.; Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. М., 1994. С. 240); помещение или участок местности, в пределах которого обнаружены следы совершенного преступления (похищенное имущество, труп или части трупа, спрятанное преступником оружие и т.д.) (Криминалистка: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 197) и т.п. Представляется, что приведенные определения несколько сужают понятие места происшествия, поскольку местами обнаружения следов преступления могут быть не только участки местности и жилища или иные помещения, но и самолет, вагон, автомобиль, морское или речное судно, а также иные места, не обладающие признаками участка местности или помещения. Таким образом, местом происшествия следует считать любой локализованный участок пространства, где обнаружены (или могут быть обнаружены) следы, предметы и другие объекты, которые предположительно появились в результате совершения преступления. Поскольку следы преступления и другие объекты могут быть обнаружены в жилище или ином помещении, постольку при наличии указанных оснований жилище или иное помещение должно осматриваться как место происшествия. Осмотр жилища или иного помещение как самостоятельное следственное действие производится в том случае, если это не связано с обнаружением следов преступления, а необходимо для установления иных обстоятельств, имеющих значение для правильного принятия процессуальных решений по уголовному делу или правильного его разрешения. Так, например, осмотр жилища может производиться в целях установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого, что позволяет следователю и суду принять обоснованное решение о мере пресечения, об освобождении от уголовной ответственности или наказания и т.п. В п. 10 ст. 5 УПК дается следующее определение жилища: «жилище – индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания». В следственной практике возникла неопределенность по вопросу о том, что следует понимать под «иным помещением или строением, не входящим в жилищный фонд, но используемым для временного проживания». Отсутствие в УПК нормы, в которой раскрывалось бы данное понятие, восполняется следующим его толкованием: «Под иным помещением или строением, не входящим в жилищный фонд, но используемым для временного проживания» подразумеваются дачи, помещения в офисах, представительствах и т.д., приспособленные для использования в качестве жилища». Однако далее проводится разграничение между понятиями «жилище, предназначенное для временного проживания» (примечание к ст. 139 УК) и «жилище, используемое для временного проживания» и следует вывод: «Термин «предназначенное» подразумевает строение (помещение), приспособленное к тому, чтобы в нем в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и с соблюдением иных требований проживали люди. Это может быть номер в гостинице, в кемпинге, купе поезда, казарма и т.п. Под понятием «используемое» подразумевается, что некое помещение (строение, сооружение) не обязательно должно обладать элементарными характеристиками жилища (соответствие санитарным, гигиеническим нормам и т.д.), главное, чтобы человек находился в нем (использовал его) в течение определенного времени с целью временного проживания: спал, питался, отдыхал и т.п., иными словами, обитал в нем. С этой целью человек может использовать, например, разрушенный дом, землянку, шалаш, туристическую палатку, канализационный колодец, подвальное, чердачное помещение дома и т.д.» (Коротков А. П., Тимофеев А.В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных работников по применению УПК РФ: Комментарий / А.П. Коротков, А.В. Тимофеев. М., 2004. С. 27-28). Представляется, что признакам «иного помещения или строения, используемого для временного проживания» из вышеназванных мест обитания могут отвечать (и то с большой долей условности!) разрушенный дом, подвальное и чердачное помещение, а все остальные перечисленные авторами места обитания не имеют признаков помещения или строения. Если согласиться с таким толкованием, то следователь сможет осмотреть землянку, шалаш или канализационный колодец только при условии получения согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Отсюда следует также вывод о том, что и обыск в указанных местах следователь может произвести только на основании судебного решения. Ничего более абсурдного представить просто невозможно! Любопытно, что на вопрос о том, «входит ли в понятие «жилище» производственное помещение, в котором проживают люди: подвал, теплотрасса», в другой работе, подготовленной авторским коллективом, в составе которого указан также один из авторов приведенного выше толкования, утверждается, что «производственное помещение (подвал, теплотрасса), в котором временно находятся люди, не может быть отнесено к жилищу» (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах / Отв. ред. Е.Б. Мизулина. М., 2003. С. 29) В этой связи следует обратить внимание на оговорку о том, что «в каждом конкретном случае в следственной и судебной практике требуется специальное обоснование того, может ли то или иное помещение быть отнесено к жилищу (например, подвал, выделенный ЖЭКом для проживания дворника)» (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах / Отв. ред. Е.Б. Мизулина. М., 2003. С. 29). Из приведенного ответа ясно лишь то, что производственное помещение, в котором проживают люди (подвал и теплотрасса) не входят в понятие жилища, хотя это и не требует особого разъяснения, однако неясно, считать ли указанные места «иными помещениями или строениями, не входящими в жилищный фонд, но используемыми для временного проживания». Вряд ли может чем-либо помочь следователю разъяснение о том, что «требуется специальное обоснование того, может ли то или иное помещение быть отнесено к жилищу» в ситуации, когда он когда он должен принимать решение о производстве осмотра подобного рода места обитания при наличии обоснованного предположения о том, что в данном месте могут быть обнаружены обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. В следственной практике возникают и другие вопросы, связанные с реализацией полномочий по производству осмотра жилища. В частности, возникает вопрос о том, кого следует считать проживающим в подлежащем осмотру жилище: лиц, проживающих в нем постоянно или временно, зарегистрированных в этом жилище или нет, но владеющих этим жилищем на праве собственности? Неясен также порядок получения следователем согласия на осмотр жилища, если в нем проживают несколько человек, в том числе и несовершеннолетние. Отвечая на вопрос о том, кого следует считать проживающим в жилище, О.Я. Баев пишет, что можно лишь предположить, что законодатель имел здесь в виду совершеннолетних лиц, постоянно или временно проживающих в осматриваемом жилище или владеющих им на праве собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище. Несогласие хотя бы одного из них на производство осмотра означает отсутствие такового согласия на осмотр жилища в целом (Баев О.Я. Новации норм доказательственного права в УПК РФ 2001 года и проблемы их реализации // Материалы междунар. науч. конф. «50 лет в криминалистике. К 80-летию со дня рождения Р.С. Белкина». Воронеж, 2002. С. 36). В связи с этим возникает ряд вопросов и, прежде всего, вопрос о том, как следователь, который прибыл для осмотра жилища, сможет проверить заявления находящихся там лиц, о том, что они здесь проживают, если у них отсутствуют документы, подтверждающие такое заявление. Формулировка «проживающих в нем лиц», являющаяся элементом уголовно-процессуальной нормы, закрепленной в ч. 5 ст. 177 УПК, порождает следующий вопрос: необходимо ли получение согласия на производство осмотра жилища всех проживающих в нем лиц, в том числе и тех, которые на момент производства осмотра находятся вне жилища? Получается, что следователь, прежде чем произвести осмотр жилища должен выяснить, кто и на каком основании в нем проживает, где эти лица будут находиться на момент осмотра. Выполнение указанных действий не всегда возможно хотя бы потому, что следователь до прибытия к месту осмотра может и не знать, кто проживает в жилище, подлежащем осмотру. В то же времяследователь всегда должен исходить из того, что он может получить категорическое несогласие с производством осмотра жилища со стороны находящихся там лиц. Разумеется, выходом из создавшегося положения может быть производство осмотра в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 165 УПК, поскольку следователь вправе предполагать, что причиной отказа является желание лиц, находящихся в жилище, скрыть какие-то обстоятельства, имеющие значение для расследования преступления. Одним из возможных вариантов действий следователя может быть получение судебного решения на осмотр жилища до прибытия к месту осмотра. Однако по смыслу ч. 5 ст. 176 УПК следователь может возбудить перед судом ходатайство о производстве осмотра жилища лишь в том случае, если проживающие в нем лица не дали согласия на осмотр. Следует согласиться с резонным замечанием М.О. Баева и О.Я. Баева о том, что во многих ситуациях у следователя еще до объяснения с проживающими в жилище лицами есть основания полагать, что они могут возражать против производства осмотра, и потому следователь должен иметь право «предвосхищающее» именно по этому основанию получать судебное решение на его производство. Возможно, в ряде случаев использовать такое судебное разрешение не потребуется, ибо проживающие в жилище лица не будут возражать против осмотра, но в любом случае его наличие «развяжет руки» (в лучшем смысле данного понятия) следователю, обеспечит не только законность, но и оперативность производства этого следственного действия (Баев М.О., Баев О.Я. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Науч.-практ. анализ основных достижений и проблем). СПб., 2003. С. 39-40). Одной из разновидностей осмотра является осмотр трупа (ст. 178 УПК). Как самостоятельное следственное действие осмотр трупа производится в двух случаях: а) когда труп с места происшествия доставлен в морг; б) когда необходимо осмотреть захороненный труп. Для осмотра захороненного трупа необходимо провести его эксгумацию, т.е. извлечение из места захоронения. Согласно ч. 3 ст. 178 УПК «при необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом». Реализация полномочия следователя по эксгумации трупа осложняется тем, что в УПК нет ответа на ряд вопросов, которые возникают в каждом случае, когда возникает необходимость в производстве данного процессуального действия. Одним из них является вопрос о том, что следует понимать под эксгумацией трупа: извлечение трупа только из места официального захоронения или извлечение трупа из любого места захоронения. В процессуальной литературе по этим вопросам высказаны неоднозначные суждения. По мнению одних авторов, эксгумация трупа охватывает случаи извлечения трупа только из мест официального захоронения (Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 320; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003. С. 459), в то время как другие считают, что эксгумация может осуществляться из любых мест захоронения, в том числе из «криминальных захоронений», т.е. мест тайного захоронения трупа преступником или преступниками (Натура Д.А., Натура А.И. Эксгумация и особенности тактики следственных действий, связанных с эксгумированным трупом. М., 2003 С. 9; и др.). Правильной, на наш взгляд, представляется точка зрения, согласно которой эксгумацией, в значении, которое придается этому понятию в ч. 3 ст. 178 УПК, является извлечение трупа из места официального захоронения. Основанием для такого вывода является закрепленное в ч. 3 ст. 178 УПК положение о том, что постановление следователя об эксгумации обязательно для администрации соответствующего места захоронения. Очевидно, что такая администрация может быть лишь в тех местах, в которых осуществляется официальное, а не «криминальное» захоронение. В соответствии со ст. 4, 18-22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» такими местами являются кладбища (общественные, вероисповедальные и воинские), семейные (родовые) захоронения, старые военные и ранее неизвестные захоронения (Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 146; 2003. № 27. Ст. 2700 (ч. 1) Кроме того, предписание закона об уведомлении близких родственников или родственников покойного о предстоящей эксгумации также свидетельствует о том, что предметом регулирования ч. 3 ст. 178 УПК являются действия следователя по извлечению из мест захоронения только тех покойников, которые были захоронены с соблюдением правил, установленных Федеральным Законом «О погребении и похоронном деле». Захоронение в иных местах, как правило, осуществляется с целью сокрытия следов преступления, и поэтому извлечение трупа из таких мест захоронения должно осуществляться по правилам ч. 16 ст. 182 УПК, согласно которой с этой целью производитсяобыск. В теории и практике уголовного процесса нет единого подхода к решению вопроса о том, каким образом должны быть уведомлены близкие родственники или родственники покойного о предстоящей эксгумации трупа. В частности, предлагается направлять близким родственникам или родственникам покойного письменное уведомление и копию постановлении об эксгумации трупа и, если они «не выразили возражений в течение достаточного времени», приобщить к делу расписку в получении ими заказного письма и произвести эксгумацию без судебного решения (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003. С. 459). По мнению других авторов, направления письменного уведомления недостаточно, а по возможности, следователю необходимо лично поставить близких родственников или родственников в известность о предстоящем извлечении трупа из места захоронения и получить их письменное согласие (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Научно-практическое издание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. М., 2003. С. 601-602). Выполнение второй рекомендации не всегда осуществимо, а поэтому есть смысл в рассматриваемых ситуациях ограничиваться направлением близким родственникам или родственникам покойного письменного уведомления с указанием сроков на ответ, разумных с точки зрения того, что для получения ответа потребуется какое-то время, и предупреждения о том, что в случае неполучения ответа эксгумация будет произведена без их согласия. По смыслу ч. 3 ст. 178 УПК для эксгумации трупа следователь должен получить согласие всех близких родственников или родственников покойного. Отсюда следует вывод о том, что если хотя бы один из них возражает против эксгумации, следовательдолжен получить разрешение суда на ее проведение. В следственной практике нередко возникают проблемы, связанные с получением согласия на эксгумацию трупа, обусловленные отсутствием сведений о близких родственниках или родственниках покойного или наличием сведений, которые дают основание полагать, что смерть потерпевшего наступила в результате преступления, совершенного указанными лицами. В такой ситуации логичнее было бы сразу же обращаться в суд с ходатайством о разрешении эксгумации, но по смыслу ч. 3 ст. 178 УПК следовательможет возбудить такое ходатайство лишь в том случае, если близкие родственники или родственники не дают согласия на эксгумацию. Для устранения данного противоречия ч. 3 ст. 178 УПК целесообразно изложить в следующей редакции: «При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников (родственников) покойного. Если близкие родственники (родственники) возражают против эксгумации или отсутствуют сведения о них, либо они являются подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступления, повлекшего смерть потерпевшего, разрешение на эксгумацию выдается судом. Постановление об эксгумации обязательно для администрации места захоронения».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.213 (0.015 с.) |