Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы установления условий и оснований задержания подозреваемогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в качестве обязательного условия задержания лица подозрение его в совершении такого преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.91 УПК РФ). Возможность назначения такого наказания определяется по наличию указания на него в санкции статьи (части статьи, ее пункта) УК РФ, предусматривающей преступление, по подозрению в совершении которого предполагается задержать лицо. Соблюдение этого условия на практике обеспечивается тем, что перед допросом подозреваемого, который в случае задержания проводится немедленно, а при отсутствии возможности – не позднее двадцати четырех часов с момента задержания, ему должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, о чем делается отметка в протоколе допроса. В соответствии со структурой применяемых на практике бланков протокола допроса подозреваемого в нем должны быть сделана следующая отметка: «Подозреваемому (фамилия, инициалы) объявлено, что он подозревается в совершении (излагаются обстоятельства преступления, в совершении которого он подозревается), то есть в совершении преступления, предусмотренного ______ статьей УК РФ». Таким образом, отметка в протоколе задержания подозреваемого должна включать обозначение фактических обстоятельств совершенного преступления, насколько они установлены к моменту задержания и достаточны для индивидуализации этого преступления, и его уголовно-правовую квалификацию в виде указания на конкретную статью (часть статьи, ее пункт) УК РФ. Квалификация преступления, по подозрению в совершении которого задержано лицо, должна соответствовать квалификации преступления, по признакам которого возбуждено уголовное дело. При их расхождении в материалах уголовного дела должны быть убедительные доказательства, обосновывающие изменение уголовно-правовой оценки содеянного. В законе отсутствуют указания на иные условия, необходимые для задержания подозреваемого. В юридической литературе к ним иногда относят основания, мотивы задержания, осуществление задержания полномочным должностным лицом и др. (Гуткин И.М. Актуальные вопросы уголовно-процессуального задержания, М.: Академия МВД СССР. 1980. С.27). Однако это, скорее, условия законности данной меры принуждения, а не условия ее применения. В этом качестве они представлены в данном издании как соответствующие элементы процессуального порядка задержания подозреваемого. При установлении оснований задержания используются данные об обстоятельствах, указанных в ст.91 УПК РФ, которые зафиксированы в приобщенных к уголовному делу документах. Среди этих документов могут быть и протоколы следственных действий, проведенных после возбуждения уголовного дела, и административные акты, составляемые работниками милиции до принятия решения об этом, в рамках административной процедуры доставления и разбирательства (рапорты о задержании, протоколы изъятия вещей, объяснения очевидцев). Не следует ограничивать источники уличающих данных только протоколами следственных действий. Так, например, если подвергшийся ограблению гражданин пришел заявить об этом в милицию и в дежурной части столкнулся с грабителем, которого доставили по другому поводу, то протокол опознания в этой ситуации не может быть составлен, ибо следственное действие фактически не проводилось. Факт прямого указания потерпевшего на доставленного как на лицо, совершившее преступление, должен быть отражен в заявлении. В процессуальной литературе достаточно широко распространено мнение о том, что в качестве иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, могут выступать сведения, полученные оперативным путем (Галкин И.С., Кочетков В.Г. Процессуальное положение подозреваемого. М: Юрид. лит., 1968. С.21-22; Бекешко С.П., Матвиенко Е.А. Подозреваемый в советском уголовном процессе. Минск: Вышэйшая школа, 1969. С.89; Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред В.П. Божьева. М.: Изд-во «СПАРК», 1995. С.184-185; Рыжаков А.П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств: Учебное пособие. Тула: Б.н.и., 1996. С.60; Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Отв. ред. А.Ю. Шумилов. М: Вердикт-Ш, 1997. С.115). Такой взгляд нуждается в уточнении. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что закон не предусматривает какой-то особой формы «иных данных». Основания задержания, указанные в ч.2 ст.91 УПК РФ, отличаются от перечисленных в п.1-3 ч.1 этой же статьи степенью доказанности (очевидности) причастности лица к преступлению, а не своей формой. По процессуальной форме «иные данные» идентичны со сведениями о других основаниях задержания. Следовательно, результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в обосновании задержания подозреваемого по ч.2 ст.91УПК РФ на общих основаниях, не обладая какими-то преимуществами. По существу же вопроса необходимо отметить следующее. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, стало быть, и в обосновании решений о задержании подозреваемого. Однако эта возможность ограничена определенными условиями. В частности, в соответствии с ч.2 ст.11 указанного закона результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с нормами УПК, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Такой порядок предполагает, как минимум, представление результатов ОРД органу дознания или следователю с возможностью приобщения материальных носителей этих результатов к материалам соответствующего уголовного дела. Следовательно, в обоснование решения о задержании лица в качестве подозреваемого, в том числе и по ч.2 ст.91 УПК РФ, могут быть положены лишь такие сведения, полученные оперативным путем, которые содержатся в источниках, приобщенных к уголовному делу, и допускающих их проверку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Оперативные данные, источник которых не подлежит расшифровке и которые, следовательно, не подлежат приобщению к уголовному делу, допускаются лишь в качестве ориентирующей информации, но сами по себе не могут быть положены в основу решения о задержании. 8.2.3. Проблемы определения мотивов и принятия решения о задержании подозреваемого Чтобы задержать лицо по подозрению в совершении преступления, недостаточно только оснований. Они предоставляют лишь право применить эту меру. Однако при их наличии может быть избрана какая-то иная мера, не связанная с лишением свободы, например, подписка о невыезде. Для лишения лица свободы помимо оснований нужны дополнительно такие обстоятельства, которые убеждали бы в необходимости данной меры, показывали, для предотвращения каких отклонений в поведении подозреваемого она применяется. В качестве побудительного начала подвергнуть подозреваемое лицо кратковременному лишению свободы выступают мотивы задержания. Закон предусматривает мотивы задержания как дополнительную гарантию обоснованности этой меры. При их отсутствии лицо не может быть водворено в ИВС. Некоторые авторы полагают, что требование мотивированности относится не ко всем случаям задержания, а только к указанным в ч.2 ст.122 УПК РСФСР (ч.2 ст.91 УПК РФ – С.Ш.) (Давыдов П.М., Якимов П.П. Применение мер процессуального принуждения по Основам уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Свердловск: Свердловский юрид. ин-т, 1961. С.68). Данный взгляд представляется ошибочным. В ч.3 ст.122 УПК РСФСР (ч.2 ст.92 УПК РФ – С.Ш.) предписывается указывать мотивы в протоколе о всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. К числу возможных мотивов задержания по существу относятся те же обстоятельства, которые в последующем могут составить основания применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу (ст.97 УПК). Как уже было отмечено выше, к мотивам задержания можно отнести наличие опасений, что лицо, находясь на свободе: а) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; б) воспрепятствует установлению истины по уголовному делу; в) будет заниматься преступной деятельностью. Именно эти обстоятельства и должны быть приведены в протоколе задержания в качестве возможных мотивов применения данной меры принуждения. Однако в связи с этим следует отметить тот факт, что в протоколе задержания подозреваемого, нет графы, в которой было бы предусмотрено отражение мотивов задержания. В юридической литературе предпринимаются попытки расширить перечень мотивов задержания. Утверждается, что задержание подозреваемого может быть мотивировано необходимостью провести мероприятия с целью проверки фактических данных, указывающих на возможную причастность подозреваемого к совершению иных преступлений либо на совершение расследуемого преступления группой лиц, а также для установления места сокрытия орудий преступления, имущества, добытого преступным путем, или других существенных для расследуемого дела обстоятельств (Гуляев А.П., Данилюк С.А., Забарин С.Н. Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления. М: ВНИИ МВД СССР, 1988. С.18). Однако задержание не является средством получения и проверки подобных данных, оно лишь создает для этого условия. Сама по себе необходимость проведения указанных мероприятий, при отсутствии опасений ненадлежащего поведения подозреваемого в случае оставления его на свободе, не требует лишения лица свободы. Поэтому ее не следует, на наш взгляд, относить к числу мотивов задержания. Определяя мотивы задержания, в каждом случае надо учитывать возможные отрицательные последствия применения данной меры, тщательно взвешивать все обстоятельства дела. Вывод о наличии того или иного мотива задержания должен базироваться так же, как и при установлении оснований, на конкретных данных, зафиксированных в приобщенных к уголовному делу документах. Установление оснований и мотивов задержания позволяет принять правомерное решение. При их наличии задержание считается законным независимо от того, применена ли к задержанному мера пресечения в виде заключения под стражу, привлечен ли он к уголовной ответственности, прекращено ли в последующем уголовное дело или по нему вынесен обвинительный приговор. Как отмечалось в юридической литературе, освобождение задержанного, неприменение в последующем ареста не всегда означает действительное отсутствие оснований для применения задержания (Чувилев А. Анализ статистических данных о законности задержания подозреваемых // Социалистическая законность. 1973. №10. С.65-66; Кудинов Л. Задержание подозреваемого // Социалистическая законность. 1979. №4. С.57). Решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления принимает следователь или работник дознания, в производстве которого находится уголовное дело. Представляется неточным утверждение, что задержать подозреваемого может любое должностное лицо органов милиции, наделенное функциями по охране общественного порядка (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. А.М. Рекункова, А.К.Орлова. М.: Юрид. лит., 1985. С.218-219). Необходимо разграничивать доставление заподозренного в помещение милиции и его уголовно-процессуальное задержание. Доставить лицо действительно может любой работник милиции. Задержать подозреваемого в порядке ст.91 УПК вправе лишь те должностные лица, которые уполномочены возбуждать уголовные дела и производить предварительное расследование в форме дознания и предварительного следствия. В органах внутренних дел в зависимости от линии работы, объектов и территории обслуживания эти обязанности выполняют инспектора по дознанию, старшие участковые инспектора и участковые инспектора милиции, работники уголовного розыска, БЭП, ГИБДД, охраны общественного порядка, государственного пожарного надзора и другие лица начальствующего состава, обладающие соответствующей подготовкой. Постовые, патрульные милиционеры хотя и осуществляют функции по охране общественного порядка, не вправе принимать решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления. Следователь при задержании подозреваемого обладает полной процессуальной самостоятельностью. В отличие от этого решение работника дознания о задержании подозреваемого нуждается в подтверждении начальником милиции, так как правом задержания закон наделяет орган дознания, а не лицо, производящее дознание (ч.1 ст.91 УПК РФ). Соответственно, решение о задержании приобретает юридическую силу только после утверждения начальником милиции протокола задержания. Принимая решение о задержании, следователь (дознаватель, сотрудник органа дознания) должен убедиться в наличии возбужденного уголовного дела, оснований и мотивов задержания, возможности назначения за преступление, в совершении которого подозревается лицо, наказания в виде лишения свободы. Следует учесть, что заключение под стражу в качестве меры пресечения, о применении которой предстоит решать после задержания, допускается, как правило, только по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года (ч.1 ст.108 УПК РФ). Поэтому задержание подозреваемого в совершении преступления, которое влечет наказание в виде лишения свободы не свыше одного года, должно применяться в исключительных случаях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.014 с.) |