Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие этапы развития систем управления организацией предшествовали методологии стратегического управления?

Поиск

В развитии методологии стратегического управления выделяют несколько этапов, характеризующих эволюцию теории и практики в данной области.

I. Управление на основе контроля за исполнением, при котором реакция организаций на изменения появляется после совершения событий.

Управление на основе контроля сформировалось в первой трети столетия. В этот период времени экономика большинства стран характеризовалась невысокими темпами изменений и реакция организаций на эти изменения происходила после совершения событий. Руководители реагировали на изменения только после того как принятие какого-либо решения становилось настоятельной необходимостью. Эта реактивная адаптация наиболее естественна, но требует значительных затрат времени на осознание необходимости перемен, выработку новой стратегии и адаптацию к ней самой организации. Нарастание темпов изменений приводит к большим потерям, а иногда грозит организации крахом. Поэтому управление на основе контроля стало подвергаться все более жесткой критике.

II. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлых тенденций (долгосрочное планирование).

Долгосрочное планирование как новый подход к управлению на основе экстраполяции сложившихся тенденций бурно развивалось после Второй мировой войны. В системе долгосрочного планирования принимается допущение, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. Руководители организации обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым, и эту посылку закладывают в обоснование плана. Типичный результат такой практики - постановка оптимистических целей развития, которым не соответствуют реальные результаты. Они могут быть выше, но чаще существенно ниже планируемых. Долгосрочное планирование получило широкое распространение в нашей стране в 60-70-е гг. ХХ в.

III. Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии (стратегическое планирование).

IV. Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть (стратегическое управление в реальном масштабе времени).

Чем обусловлено возникновение современной методологии стратегического управления?

Современная концепция стратегического менеджмента сформирована на базе теоретических исследований и практического опыта в области стратегического планирования и программирования, однако ее отличительной чертой является ориентация в будущее, первичность стратегических установок при достаточной гибкости и адаптивности в зависимости от складывающейся стратегической ситуации.

Современная концепция стратегического управления исходит из определения будущего желательного состояния организации, ее роли и места в экономике: «Какой должна стать организация? Где ее место в будущем?» Для формирования стратегии необходимо определить текущее состояние предприятия, его внутренний стратегический потенциал, сильные и слабые стороны. Кроме того, необходимо оценить влияние среды на организацию, ее угрозы и возможности для достижения желательного состояния: «Где и в какой ситуации сейчас находится организация? Как и куда она движется?» Ответив на эти основные вопросы стратегического управления, руководители приступают к формированию стратегии - долгосрочных принципов принятия решений, которые должны обеспечить достижение поставленных целей: «Как организация может стать такой, какой стремятся сделать ее руководители высшего звена организации? Как она может занять то место в экономике, на которое они ориентируются?» Как правило, существует возможность формирования нескольких стратегий, однако реализуется только одна, соответствующая стратегическому видению руководителя организации. Изменение ситуации нередко приводит к смене стратегий, однако стратегические ориентиры (миссия, цели и задачи) при этом остаются прежними.

Какие современные школы стратегического управления

Наиболее известны в мире?

Наибольшую известность в научном мире в настоящее время имеют 10 школ стратегического управления, обладающих собственными подходами и принципами формирования систем стратегического управления. К ним относятся:

• школа дизайна (А. Чандлер, Ф. Селзник, К. Эндрюс и др.), ключевой идеей которой является совпадение внутренних и внешних возможностей организации как основная задача при принятии управленческих решений. В настоящее время в стратегическом управлении широко используются SWОТ-анализ, разработанный сторонниками этого направления стратегического менеджмента;

• школа планирования (И. Ансофф, П. Лоранж, Дж. Штейнер и др.) рассматривала процесс стратегического управления как последовательность формализованных этапов управленческой деятельности: постановка стратегической задачи (формализованного представления цели), внешний и внутренний аудит, оценка разработанной стратегии, детальная проработка стратегических планов и тактическое планирование, контроль за реализацией планов. Заслуга этой школы — формализация и конкретизация результатов процессов стратегического управления;

• школа позиционирования (М. Портер, Д. Шенделл, К. Хаттен и др.) исходит из предпосылки того, что для каждой отрасли на каждом этапе ее жизненного цикла существует ограниченное число ключевых («генерических») стратегий. Задача стратегического управления - анализ и выбор стратегии исходя из перечня наилучших для данной отрасли в сложившихся условиях. В настоящее время аналитики, принимающие участие в подготовке стратегических решений, широко используют такие инструменты позиционирования, как карты стратегических групп, матрицы стратегических позиций предприятия - БКГ, McKinsey/General Electric и др.;

• школа предпринимательства (Г. Минцберг, О. Коллинз, Д. Мур и др.) подходит к процессу разработки стратегии как к ментальному процессу высшего руководителя организации на основе его стратегического видения. Эта школа стратегического управления привнесла элементы упреждающего (проактивного) характера и выделила роль лидера в стратегическом менеджменте;

• когнитивная школа, или школа познания (Г. Саймон, С. Макридакис, А. Дюгейм, К. Швенк и др.), исследует процесс стратегического управления как процесс познания, познавательную деятельность людей. В когнитивной школе выделяются два основных направления - объективистское (исходящее из предпосылки объективности мира и процесса его познания) и субъективистское (основанное на предположении, что личность сама интерпретирует и создает мир). Когнитивная школа впервые обратила внимание на возможность изменять будущее при принятии стратегических решений, на активную роль организации по отношению к ее будущей внешней среде;

• школа обучения (Р. Лапьер, Ч. Линдблюм, Дж. Куинн и др.) опирается на предположение о том, что стратегический менеджмент является не только инструментом контроля изменения деятельности компании, но и эффективным методом управления на основе изменений. Заслугой школы обучения является привнесение в стратегическое управление элементов инновационной деятельности;

 

 

• школа власти (А. Маклиллан, Дж. Сарразин, Э. Петтигрю и др.)

подходит к разработке стратегии как к политическому процессу, в результате которого формируется политика организации. В соответствии с данным подходом разработка стратегии вследствие неопределенности и изменчивости внешней среды не возможна в принципе, поэтому в стратегическом менеджменте основные усилия должны быть сосредоточены на разработке политики производственно-хозяйственной деятельности организации;

• школа культуры (С. Фельдман, Дж. Барни, М. Фирсироту, Ф. Ригер и др.) исходит из того, что главной задачей стратегического управления является формирование внутриорганизационной культуры, развитие идеологии для всего персонала компании в целом, вовлечение каждого работника в создание сильной конкурентоспособной организации;

• школа внешней среды (К. джордж, Ж.-М. Тулуз, М. Ханнан,

Дж. Фриман и др.) отводит организации пассивную роль, видя задачу стратегического управления в формировании адаптивной реакции на изменение окружающей среды. В рамках этой научной школы был развит ситуационный подход к стратегическому управлению;

• школа конфигурации (Д. Миллер, П. Хандвалла и др.) рассматривает стратегическое управление как деятельность по переводу организации из одного стабильного состояния в другое в соответствии с изменениями условий бизнеса. Главная цель стратегического управления, по мнению адептов этой школы, состоит в обеспечении стабильной деятельности организации. Основное внимание в данной школе уделяется вопросам реализации стратегии, теории и практики переходных процессов в организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.01 с.)