Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные управленческие характеристики организации как объекта управления

Поиск

 

Объектом управления на любом уровне (будь то руководитель предприятия, банка, школы, больницы или же руководитель государства, партии, кооператива) выступает организация в какой-либо ее конкретной форме. Под организацией мы понимаем относительно изолированную часть целостной структуры общественного производства, которая характеризуется прежде всего двумя важнейшими признаками - открытостью и системностью. Именно эти два признака (открытость и системность) формируют понятие организации с управленческой точки зрения: организация есть открытая система. Каждый из этих двух терминов ("открытая" и "система") несет в себе определенную смысловую нагрузку. От понимания смысла каждого из них зависит и восприятие целостной концепции управления. Открытость - это свойство организации испытывать на себе воздействие факторов внешней среды. Управление с этой точки зрения означает: выделение факторов внешней среды, оказывающих или могущих оказывать воздействие на организацию; выявление требований каждого из выделенных факторов, которые имеют значение для организации; адаптация организации к требованиям таких факторов (или учет требований особенно применительно к косвенным факторам внешней среды).

Системность означает наличие внутренней среды организации, структуризацию этой внутренней среды и понимание того, что все ее структурные единицы, т.е. внутренние переменные, взаимосвязаны и изменение одной из них обязательно приведет (может привести) к изменению формы или содержания всех остальных (или некоторых из них) внутренних переменных. В этом смысле термин "система" может быть по смыслу заменен другим термином - "механизм".

Организация - структурированная группа участников, совместно управляющих своими ресурсами для достижения целей. Однако организации могут существовать в разных формах, поэтому форма организации понимается как средство обеспечения определенного уровня эффективности ее функционирования в рамках целостной экономической системы.

Поскольку все существующие в реальной жизни организации мы подразделяем на организации экономические и неэкономические, то фирму мы выделяем в качестве экономической организации.

Фирма - экономическая организация (структура, агент, субъект) - признание этого факта в рамках теоретического осмысления играет весьма существенную роль, поскольку - как отмечал еще А. Маршалл - именно этот факт делает возможным приведение к единству понимания всего многообразия сложных, существующих на практике, экономических организмов. (При этом мы пока абстрагируемся от такого важнейшего рыночного понятия, как потребитель.)

Фирма как экономическая организация представляет собой элементную единицу принятия экономических решений в рамках целостной экономической системы. Основой такой элементной единицы выступает разделение труда (т.е. выделение специализированных функций или персонификация функций), а также стремление к расширению рынков (как следствие генетически заложенного в фирме стремления к эффективному использованию ресурсов). Эти два факта представляют собой содержательную характеристику социально-экономической общности всех экономических организаций, к категории которых мы и относим фирму как предмет нашего познания и изучения.

Фирма как элементная единица системы (т.е. как институциональное образование)5обладает определенными характеристиками, среди которых мы выделяем:

степень централизации организации, т.е. выделение уровней принятия решений в принятой самой организацией иерархической структуре (иерархия - это структурированная позвенно система принятия решений и их передача от принимающего решение к исполнителю такого решения);

гибкость, т.е. способность изменять внутренние правила, процедуры, систему принятых взаимоотношений;

адаптивность, т.е. присущая организации способность приспосабливаться к изменяющимся требованиям окружающей среды.

Организация - это относительно изолированная часть общественного производства, появляющаяся в силу объективных законов разделения труда и специализации, определяющая самостоятельно свои эгоистические цели в системе и структуре общественного производства на основе собственных субъективных представлений о путях реализации целей и самостоятельного принятия решений о выборе таких целей и путей их реализации.

Что это дает с управленческой точки зрения? Во-первых, организация есть некая целостность. Во-вторых, целостность организации относительна. В-третьих, раз это так, то организация должна сосуществовать в полном согласии с окружающей средой, т.е. существующей структурой и системой общественного производства; в этой структуре и системе у организации должно быть свое место, своя ниша, отсутствие чего делает излишним существование этой организации. В-четвертых, организация сама определяет свои цели в окружающей среде (т.е. структуре и системе общественного производства); неверное определение целей, их ложное толкование грозят факту существования организации. В-пятых, основная трудность заключается в том, что организация сама (на основе собственных представлений) выбирает пути достижения целей в окружающей среде и принимает решения о выборе таких путей, что диктует необходимость использования определенной формы внутренней самоорганизации такой структуры. В-шестых, сами цели, особенно конкретные пути их достижения, могут быть более эффективными, а могут быть и менее эффективными, следовательно, основополагающую роль в функционировании организаций играет "мыслительный центр", призванный на основе логики, анализа, представлений о потенциале организации определить эффективную цель и эффективный способ достижения цели в процессе производительного взаимодействия организации с окружающей средой. В-седьмых, поскольку выбор цели и выбор способа достижения цели (т.е. процесс ментальной работы) - основная обязанность управленческого корпуса, то эффективность организации во многом базируется на внутренних потенциях самого менеджера, возглавляющего управленческий корпус организации и задающего организации программу действий в каком-то конкретном направлении. В-восьмых, в связи с тем, что такая работа менеджера осуществляется через принятие решения, то главным требованием к менеджеру выступает показатель степени его умелости осуществлять разработку и принятие эффективных решений, что означает необходимость наличия навыков использования технологии разработки управленческих решений.

Организация выступает в качестве объекта управления: менеджер управляет организацией. Организации свойственно наличие внутренней и внешней среды. Менеджер для создания ситуации, позволяющей обеспечить управляемость организацией, стремится структурировать определенным образом внутреннюю среду, т.е. представлять ее в форме отдельных (хотя и взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимодействующих) компонентов. Такие компоненты внутренней среды организации, именуемые внутренними переменными, придают ей характер системы - такого структурного образования, в рамках которого изменение функционирования одного компонента вызывает необходимость изменения функционирования и других компонентов (т.е. внутренних переменных). К таким внутренним переменным относятся: цель; технология; структура; задачи; люди; результат; рыночный сигнал.

Управление с точки зрения внутренней среды организации означает целенаправленное воздействие менеджера на одну или несколько внутренних переменных и контроль за тем, как в такой ситуации должны функционировать остальные внутренние переменные, т.е. должны ли они также, как следствие ранее осуществленного воздействия, подвергаться какому-то определенному воздействию, чтобы организация оставалась (или стала бы) сбалансированной системой.

При восприятии организации как совокупности структурных подразделений или же как совокупности бизнес-процессов менеджеру следует иметь в виду, что кроме своего "строения" организации свойственно и "содержание", через воздействие на которое менеджер также добивается своих управленческих целей. Структура - лишь одна из внутренних переменных любой организации.

Различные показатели, подытоживающие фактические результаты деятельности, а также свидетельствующие о конкретных характеристиках организации, цепочки подчиненности и кооперации, должностные права и обязанности сотрудников, корпоративная культура и ценности - все это компоненты организации. Всякий раз при решении конкретной цели набор компонентов и образ организации, складывающийся на уровне сознания менеджера, выглядят по-разному.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.01 с.)