Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная идеология менеджера. Менеджмент и самоменеджментСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важное значение в практической деятельности менеджера имеет его собственная идеология, если мы под идеологией понимаем существующее на уровне сознания представление менеджера о характере окружающего мира и его собственной роли в этом мире. Идеология представляет собой убежденность менеджера в чем-либо и его стремление придерживаться в своей профессиональной деятельности принципов такой убежденности. Такая убежденность хотя и выступает в качестве философской категории, тем не менее ее содержание предопределяет практические действия менеджера - их содержание и направленность. Более того, менеджер выступает в качестве носителя такой идеологии. Его убежденность чаще всего возникает (или закрепляется) в его сознании еще до того, как он приходит на свое рабочее место. Если, например, менеджер убежден, что все люди ленивы по природе, что они не хотят работать, то у него и возникают представления о своей роли в управленческом процессе, суть которой сводится к тому, что он должен заставлять людей работать, а заставлять он может только лишь с помощью угрозы наказания и самой формы наказания. Если же менеджер убежден в обратном, т.е. если ему представляется, что люди по природе своей инициативны, работа доставляет им радость, они всегда стремятся к достижению успеха, то в его сознании возникает и логически оправданный вывод о том, что его основная роль в процессе управления сводится к тому, чтобы создать необходимые (наиболее комфортные) условия для работников, которые стимулировали бы их к эффективной производительной деятельности. Таким образом, видение менеджера, т.е. его управленческая идеология, играет, можно сказать, определяющую роль в управленческой практике. Под влиянием каких же факторов в сознании менеджера складывается конкретная форма управленческой идеологии? Ответы могут быть разные, но в любом ответе будут присутствовать общие тезисы. В их общей форме эти тезисы можно свести к следующей классификации: территория страны; языковая принадлежность; природа и климат; исторические, социокультурные особенности; религиозные традиции; особенности политического устройства и образ правления; роль государства в организации жизни общества; образовательный уровень и образовательная система; степень законопослушания; моральные ценности, нравственная культура и нравственные критерии; система воспитания; семейные традиции и семейные привязанности; накопленная управленческая практика и уровень обобщения такой практики; система профессиональной подготовки и переподготовки кадров (особенно управленческих кадров). Весьма заманчиво выглядит стремление сформулировать - хотя бы в весьма приближенной к реальности форме - российскую версию управленческой идеологии. Сделать это весьма непросто по многим причинам, хотя бы по причине того, что у нас, в России, накоплено пока еще недостаточно (для строго научного обобщения) управленческой практики в новых для страны рыночных условиях хозяйствования, а кроме того, сама управленческая практика настолько индивидуализирована, что с весьма большим трудом поддается обобщению. Тем не менее хотя бы приблизительно ее основные черты можно было свести к фиксации следующих моментов:
российский менеджер имеет ярко выраженные эгоистические (чаще всего материальные или карьерные) интересы, которые доминируют в его практической деятельности: ради достижения таких эгоистических интересов он может пожертвовать интересами организации и своих подчиненных (установление, например, для себя непомерно высокой заработной платы на фоне невыплат зарплаты коллективу работающих или на фоне убыточного характера производства); российский менеджер понимает, что большинство окружающих его людей привыкло (может быть, за годы советской власти) получать деньги за количество времени, проводимого на рабочем месте, но не за качество и количество труда, равно как и их ожидания связаны не с ростом эффекта от их труда, а чаще всего с изменением внешней среды (цены же увеличились... или - везде же повышают зарплату...); российский менеджер знает также, что работники, если это необходимо, могут работать и сверхурочно (иногда даже не требуя оплаты за такую сверхурочную работу), но настраиваться на ее выполнение он может достаточно долго (посмотрите, как начинается у большинства рабочий день - надо вначале поговорить с коллегами, попить чай, покурить...); сам российский менеджер весьма обучаем и восприимчив к новому, он не терпит формализации, но любит порядок, хотя порядком может быть и хаос (с точки зрения постороннего наблюдателя);
с точки зрения менеджера работник должен быть мотивирован, при этом моральные стимулы для него ничуть не менее значимы, чем материальные. Образовательные технологии прямо воздействуют на процесс формирования у обучающихся профессиональной идеологии и стереотипа профессионального мышления, на что в первую очередь и нацелен образовательный процесс. Образовательные технологии прямо воздействуют на процесс формирования у обучающихся профессиональной идеологии и стереотипа профессионального мышления, на что в первую очередь и нацелен образовательный процесс. Объективная основа и содержание процесса самоменеджмента выявляется через обращение к осмыслению тех конкретных блоков действий, которые характерны для управления как специфического типа профессиональной деятельности. При этом основа самоменеджмента выявляется через осмысление такой линии логических взаимосвязей Менеджмент, как и любой другой тип профессиональной деятельности, требует от человека саморазвития, самосовершенствования, т.е. развития, как минимум, тех личностных характеристик (качеств, свойств), без обеспечения должного уровня которых эффективно исполнять свои профессиональные и должностные функции становится проблематично. Самоменеджмент в этом случае как раз и означает, что менеджер вынужден, если он стремится стать высокопрофессиональным специалистом и выстроить свою профессиональную карьеру так, как ему это представляется верным, прежде всего быть в состоянии фиксировать, что от него требуется (наличие каких личностных качеств), уровень развития таких личностных качеств и конкретные действия по развитию в себе таких качеств до требуемого уровня. Правда, в рамках самоменеджмента существует еще одна - может быть, для кого-то даже основная - проблема: умение управлять своими эмоциями. При общем подходе эта проблема носит весьма сложный характер и представляется весьма трудной для трактовки, ибо всякий раз ее следует рассматривать и анализировать через ее персонификацию, т.е. через привязку к конкретному человеку с его конкретными психическими особенностями. Применительно к менеджеру-профессионалу рассматриваемая проблема и ее содержание может трактоваться через провозглашение такого тезиса: если ты, менеджер, находишься не в том эмоциональном состоянии, т.е. в состоянии эмоционального неравновесия, то постарайся удержаться от принятия в такой момент управленческого решения, отложи его принятие до момента, когда наступит такое равновесие. Однако поскольку все мы выступаем в качестве весьма сложных - с психической точки зрения - представителей рода человеческого, то добиться реализации такого тезиса в нашей профессиональной (да и повседневной, бытовой) жизни нередко бывает весьма непросто. Нередко мы "срываемся", как сами об этом говорим. Управлять своими эмоциями - как утверждают специалисты - может лишь по-настоящему интеллектуально развитый человек. По этой причине специалисты, согласные с такой постановкой проблемы, выдвигают в центр своего внимания эту взаимосвязанную пару категорий, а точнее - личностных качеств: развитие, совершенствование интеллекта и управление собственными эмоциями. Как бы то ни было, менеджер-профессионал не имеет права забывать о наличии такой проблемы, поскольку он обладает властными полномочиями, выступают в качестве носителя таких полномочий - а раз так, то он может оказывать непосредственное воздействие на других людей и даже на их судьбы. Но при воздействии его последствия не должны носить эмоциональной окраски, отпечатков текущего настроения самого менеджера. Понимание этого, стремление удержать себя от воздействия эмоций в ходе осуществления профессиональных функций - все это достигается или через глубокое осмысление, или через самотренинг, а также участие в тренингах.
Более того, приобретение, воспитание всех тех личностных качеств, которые требуются менеджеру для эффективного исполнения им его должностных обязанностей, представляют собой результат самоменджмента. С этой точки зрения становление менеджера-профессионала - в его идеальном или близком к нему - варианте означает параллельное совершение двух типов действий: с одной стороны, изучение и освоение менеджмента как некой суммы накопленного опыта (знаний, навыков, приемов, методов и т. д.), а с другой - самоменджмент, т.е. воспитание в самом себе требуемых личностных качеств. Такое видение процесса становления профессионала означает тесное кооперирование двух взаимодействующих сторон: обучающий концентрирует накопленные знания и обобщенный опыт и передает их в какой-то конкретной форме обучаемому, а сам обучаемый развивает в себе требуемые личностные качества. Чем теснее и эффективнее такое кооперирование (на основе разделения труда), тем больше надежд на появление действительных профессионалов в нашем обществе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.184.92 (0.012 с.) |