Профессиональная идеология менеджера. Менеджмент и самоменеджмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная идеология менеджера. Менеджмент и самоменеджмент



 

Важное значение в практической деятельности менеджера имеет его собственная идеология, если мы под идеологией понимаем существующее на уровне сознания представление менеджера о характере окружающего мира и его собственной роли в этом мире.

Идеология представляет собой убежденность менеджера в чем-либо и его стремление придерживаться в своей профессиональной деятельности принципов такой убежденности. Такая убежденность хотя и выступает в качестве философской категории, тем не менее ее содержание предопределяет практические действия менеджера - их содержание и направленность. Более того, менеджер выступает в качестве носителя такой идеологии. Его убежденность чаще всего возникает (или закрепляется) в его сознании еще до того, как он приходит на свое рабочее место. Если, например, менеджер убежден, что все люди ленивы по природе, что они не хотят работать, то у него и возникают представления о своей роли в управленческом процессе, суть которой сводится к тому, что он должен заставлять людей работать, а заставлять он может только лишь с помощью угрозы наказания и самой формы наказания. Если же менеджер убежден в обратном, т.е. если ему представляется, что люди по природе своей инициативны, работа доставляет им радость, они всегда стремятся к достижению успеха, то в его сознании возникает и логически оправданный вывод о том, что его основная роль в процессе управления сводится к тому, чтобы создать необходимые (наиболее комфортные) условия для работников, которые стимулировали бы их к эффективной производительной деятельности.

Таким образом, видение менеджера, т.е. его управленческая идеология, играет, можно сказать, определяющую роль в управленческой практике. Под влиянием каких же факторов в сознании менеджера складывается конкретная форма управленческой идеологии? Ответы могут быть разные, но в любом ответе будут присутствовать общие тезисы. В их общей форме эти тезисы можно свести к следующей классификации: территория страны; языковая принадлежность; природа и климат; исторические, социокультурные особенности; религиозные традиции; особенности политического устройства и образ правления; роль государства в организации жизни общества; образовательный уровень и образовательная система; степень законопослушания; моральные ценности, нравственная культура и нравственные критерии; система воспитания; семейные традиции и семейные привязанности; накопленная управленческая практика и уровень обобщения такой практики; система профессиональной подготовки и переподготовки кадров (особенно управленческих кадров). Весьма заманчиво выглядит стремление сформулировать - хотя бы в весьма приближенной к реальности форме - российскую версию управленческой идеологии. Сделать это весьма непросто по многим причинам, хотя бы по причине того, что у нас, в России, накоплено пока еще недостаточно (для строго научного обобщения) управленческой практики в новых для страны рыночных условиях хозяйствования, а кроме того, сама управленческая практика настолько индивидуализирована, что с весьма большим трудом поддается обобщению. Тем не менее хотя бы приблизительно ее основные черты можно было свести к фиксации следующих моментов:

российский менеджер имеет ярко выраженные эгоистические (чаще всего материальные или карьерные) интересы, которые доминируют в его практической деятельности: ради достижения таких эгоистических интересов он может пожертвовать интересами организации и своих подчиненных (установление, например, для себя непомерно высокой заработной платы на фоне невыплат зарплаты коллективу работающих или на фоне убыточного характера производства);

российский менеджер понимает, что большинство окружающих его людей привыкло (может быть, за годы советской власти) получать деньги за количество времени, проводимого на рабочем месте, но не за качество и количество труда, равно как и их ожидания связаны не с ростом эффекта от их труда, а чаще всего с изменением внешней среды (цены же увеличились... или - везде же повышают зарплату...);

российский менеджер знает также, что работники, если это необходимо, могут работать и сверхурочно (иногда даже не требуя оплаты за такую сверхурочную работу), но настраиваться на ее выполнение он может достаточно долго (посмотрите, как начинается у большинства рабочий день - надо вначале поговорить с коллегами, попить чай, покурить...);

сам российский менеджер весьма обучаем и восприимчив к новому, он не терпит формализации, но любит порядок, хотя порядком может быть и хаос (с точки зрения постороннего наблюдателя);

с точки зрения менеджера работник должен быть мотивирован, при этом моральные стимулы для него ничуть не менее значимы, чем материальные.

Образовательные технологии прямо воздействуют на процесс формирования у обучающихся профессиональной идеологии и стереотипа профессионального мышления, на что в первую очередь и нацелен образовательный процесс. Образовательные технологии прямо воздействуют на процесс формирования у обучающихся профессиональной идеологии и стереотипа профессионального мышления, на что в первую очередь и нацелен образовательный процесс. Объективная основа и содержание процесса самоменеджмента выявляется через обращение к осмыслению тех конкретных блоков действий, которые характерны для управления как специфического типа профессиональной деятельности. При этом основа самоменеджмента выявляется через осмысление такой линии логических взаимосвязей Менеджмент, как и любой другой тип профессиональной деятельности, требует от человека саморазвития, самосовершенствования, т.е. развития, как минимум, тех личностных характеристик (качеств, свойств), без обеспечения должного уровня которых эффективно исполнять свои профессиональные и должностные функции становится проблематично. Самоменеджмент в этом случае как раз и означает, что менеджер вынужден, если он стремится стать высокопрофессиональным специалистом и выстроить свою профессиональную карьеру так, как ему это представляется верным, прежде всего быть в состоянии фиксировать, что от него требуется (наличие каких личностных качеств), уровень развития таких личностных качеств и конкретные действия по развитию в себе таких качеств до требуемого уровня.

Правда, в рамках самоменеджмента существует еще одна - может быть, для кого-то даже основная - проблема: умение управлять своими эмоциями. При общем подходе эта проблема носит весьма сложный характер и представляется весьма трудной для трактовки, ибо всякий раз ее следует рассматривать и анализировать через ее персонификацию, т.е. через привязку к конкретному человеку с его конкретными психическими особенностями. Применительно к менеджеру-профессионалу рассматриваемая проблема и ее содержание может трактоваться через провозглашение такого тезиса: если ты, менеджер, находишься не в том эмоциональном состоянии, т.е. в состоянии эмоционального неравновесия, то постарайся удержаться от принятия в такой момент управленческого решения, отложи его принятие до момента, когда наступит такое равновесие. Однако поскольку все мы выступаем в качестве весьма сложных - с психической точки зрения - представителей рода человеческого, то добиться реализации такого тезиса в нашей профессиональной (да и повседневной, бытовой) жизни нередко бывает весьма непросто. Нередко мы "срываемся", как сами об этом говорим. Управлять своими эмоциями - как утверждают специалисты - может лишь по-настоящему интеллектуально развитый человек. По этой причине специалисты, согласные с такой постановкой проблемы, выдвигают в центр своего внимания эту взаимосвязанную пару категорий, а точнее - личностных качеств: развитие, совершенствование интеллекта и управление собственными эмоциями. Как бы то ни было, менеджер-профессионал не имеет права забывать о наличии такой проблемы, поскольку он обладает властными полномочиями, выступают в качестве носителя таких полномочий - а раз так, то он может оказывать непосредственное воздействие на других людей и даже на их судьбы. Но при воздействии его последствия не должны носить эмоциональной окраски, отпечатков текущего настроения самого менеджера. Понимание этого, стремление удержать себя от воздействия эмоций в ходе осуществления профессиональных функций - все это достигается или через глубокое осмысление, или через самотренинг, а также участие в тренингах.

Более того, приобретение, воспитание всех тех личностных качеств, которые требуются менеджеру для эффективного исполнения им его должностных обязанностей, представляют собой результат самоменджмента. С этой точки зрения становление менеджера-профессионала - в его идеальном или близком к нему - варианте означает параллельное совершение двух типов действий: с одной стороны, изучение и освоение менеджмента как некой суммы накопленного опыта (знаний, навыков, приемов, методов и т. д.), а с другой - самоменджмент, т.е. воспитание в самом себе требуемых личностных качеств. Такое видение процесса становления профессионала означает тесное кооперирование двух взаимодействующих сторон: обучающий концентрирует накопленные знания и обобщенный опыт и передает их в какой-то конкретной форме обучаемому, а сам обучаемый развивает в себе требуемые личностные качества. Чем теснее и эффективнее такое кооперирование (на основе разделения труда), тем больше надежд на появление действительных профессионалов в нашем обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.007 с.)