Форма, результативность и эффективность взаимодействия организации с внешней средой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма, результативность и эффективность взаимодействия организации с внешней средой



Если управление с точки зрения внутренней среды означает воздействие на одну или несколько внутренних переменных и контроль за реагированием других внутренних переменных на такое воздействие, придает им оптимальные формы, то с точки зрения внешней среды управление означает: а) выделение из всей совокупности компонентов (факторов) внешней среды тех, которые оказывают или могут оказывать воздействие на управляемую организацию; б) адаптация деятельности организации к требованиям таких факторов, которые предварительно должны быть осмыслены и поняты менеджером.

Внутренняя среда организации подвластна менеджеру - он может менять ее (до разумных, естественно, пределов), как ему это представляется наиболее целесообразным, внешняя же среда неподвластна ему и его воздействию (или мало подвластна), а это означает, что направленностью и содержанием управления (в качестве доминанты) выступают: воздействие - с точки зрения внутренней среды; приспособление - с точки зрения внешней среды.

Любая организация эффективность своего функционирования проверяет только через внешнюю среду, а точнее, внешняя среда осуществляет конкретную оценку итогов деятельности организации в каждый конкретный временной момент. Принимает ли эта внешняя среда все го, что поставляется организацией, или не принимает, какую цену эта внешняя среда дает за поставляемую в нее продукцию, какие тенденции намечаются в ней по отношению к продукции, поставляемой организацией, - все это вместе взятое и каждый фактор в отдельности выступают в качестве оценочных критериев результативности деятельности организации со стороны внешней среды. Однако сам по себе оценочный критерий не может характеризоваться стабильностью: несмотря на то, что организация сегодня поставляет во внешнюю среду тот же самый товар с теми же качественными характеристиками по той же цене, оценка внешней средой этого товара со всеми его атрибутами сегодня может быть иной, чем вчера. Связано это с тем, что внешняя среда являет собой постоянно меняющееся окружение, постоянно меняющийся мир, и профессионально ориентированный менеджер не может не воспринимать, оценивать, рассматривать внешнюю среду как постоянно меняющийся мир, доминирующей характеристикой которого является именно изменение. Менеджер при таком восприятии внешней среды ориентирует свои профессиональный действия на постоянное возобновление, постоянное совершение одних и тех же процедур, основными (с этой точки зрения) из них для него выступают: процедура (или технология) выявления изменений во внешней среде (изменений свершившегося, ожидаемого, желательного), регистрация самого факта изменения; осмысление, содержания такого изменения с позиций целевых устремлений организации, связанных с ее пребыванием во внешней среде; выбор формы адаптации целевых устремлений организации и всей ее деятельности под регистрируемые менеджером изменения, происходящие во внешней среде.

Сами по себе эти изменения могут выступать или как итоги функционирования механизма глобальной системы, которую мы именуем "архитектоника", или же являются результатом совершения самой организацией, с позиций которой осуществляется такой анализ, целенаправленных действий во внешней среде. Так, падение спроса на товар или снижение цен относятся, естественно, к итогам функционирования механизма внешней среды, а повышение спроса на товар, поставляемый организацией, может выступать в качестве итога (эффекта) от совершения самой этой организацией определенных действии во внешней среде, например от проведения эффективной рекламы. Последнее относится и к изменениям желательным - я хочу добиться изменения во внешней среде, как бы говорит сам себе менеджер, и я добьюсь этого. Хотя внешняя среда, таким образом, в целом и не подвластна менеджеру (он должен воспринимать ее такой, какова она и есть), тем не менее менеджер обладает неким арсеналом средств по воздействию (с целью реализации изменений) на внешнюю среду. В основном к таким средствам относятся лоббирование и реклама, если говорить о легальных средствах (к нелегальным или полулегальным - действия, связанные с уничтожением конкурента, промышленным шпионажем, кражей технических, технологических секретов, ноу-хау и т.д.). Вместе с тем любой менеджер понимает, что окружающая его внешняя среда по природе своей конкурентна: менеджер и его организация - далеко не единственный источник того, что поставляется во внешнюю среду. Более того, внешняя среда как глобальная система может и не заметить ухода какой-то конкретной организации с ее поля. Причем такой уход для самой внешней среды никогда не выступает в качестве какого-то негативного явления: глобальная система, как мы именуем внешнюю среду, почти мгновенно заполняет брешь, образующуюся в связи с уходом какой-либо организации, если только такой уход не связан с выталкиванием, вытеснением организации самой внешней средой, что свидетельствует о том, что организация становится лишней, ненужной на конкретном этапе саморазвития такой внешней среды.

Для каждой отдельной организации, уже функционирующей во внешней среде и занимающей в ней какие-то определенные позиции, следовательно, свойственно наличие угрозы, исходящей от внешней среды. И это постоянно ощущает на себе менеджер; он понимает, что во внешней среде, агрессивной по своей природе, могут возникнуть условия, когда функционирование организации на ее поле станет излишним и приведет к выталкиванию организации за пределы этого поля. Менеджер в данной ситуации (при таком ее понимании) стремится, конечно же, обеспечить упрочение позиций своей организации внутри этой внешней среды, с которой его организация (и он сам) взаимодействует в течение всей жизнедеятельности организации.

Создать прочные позиции организации во внешней среде - значит найти и обеспечить организации конкурентные преимущества, под которыми понимаются определенные характеристики, связанные с пребыванием организации во внешней среде; но только те характеристики, которые с качественной и/или количественной стороны более приемлемы для внешней среды по сравнению с теми характеристиками, которые свойственны хотя бы одному конкуренту, действующему на этом же поле внешней среды. При этом подразумеваются характеристики, присущие не только товару, поставляемому организацией во внешнюю среду, но и характеристики, связанные с организацией производства в рамках такой производственной структуры, и даже имиджем организации, закрепившимся во внешней среде.

Эффективное функционирование организации в такой среде обеспечивается через знание, понимание менеджером того, какой является среда обитания (функционирования) возглавляемой им организации. Менеджер с этой целью держит под своим постоянным контролем все изменения, происходящие во внешней среде. Более того, как мы уже заметили ранее, суть и содержание управленческой деятельности как раз и диктуется взаимосвязью двух управленческих категорий: должностной обязанностью менеджера сохранить (как минимум), осуществить приращение или даже вывести в лидеры возглавляемую им организацию; функционированием организации в постоянно меняющейся среде, причем изменения среды не носят системного характера (с точки зрения менеджера), наоборот, на его взгляд, внешняя среда, в которой функционирует организация, представляет собой мир хаотических перемен.

Именно вследствие того, что окружающий мир характеризуется постоянными переменами, а задача менеджера - сохранить (хотя бы!) организацию, то для ее сохранения менеджер вынужден реагировать на все происходящие во внешней среде изменения. Но реагировать можно лишь в том случае, если менеджер успевает регистрировать происходящие, уже наступившие или только еще готовящиеся изменения во внешней среде. Ограничиваться же только регистрацией таких изменений менеджер не может. Ему необходимо понять их содержание, требования к организации, которые вытекают из таких изменений, и только потом избирать конкретную форму реагирования на такие изменения через принятие конкретного решения.

Таким образом, каждый менеджер, хотел бы он того или нет, вынужден осуществлять анализ внешней среды на основе какой-то определенной методики. Профессионально ориентированный менеджер старается освоить все существующие методики анализа внешней среды, с тем чтобы в каждый конкретный период выбирать из всего их разнообразия оптимальную.

Следует заметить, что анализ внешней среды имеет две возможные формы: первичный анализ; текущий анализ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.005 с.)