Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоактивная система координат↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как мы видели в главе 5, всё это решаемые трудности, которые можно преодолеть без изменения каких-либо базовых аспектов духовных традиций. Несколько вещей надо добавить (но ничего не надо вычитать), чтобы величайшие традиции мудрости стали более интегральными, то есть способными объять и досовременный, и современный, и постсовременный повороты Духа. Мы резюмировали эти изменения в концепции дополнения, а в верхне-левом мы в особенности подчёркивали важность работы над тремя компонентами: тенью, состояниями и стадиями. Вероятно, важнейшим из всех дополнений является принятие более интегральной системы координат. Какую бы разновидность системы координат вы ни использовали, если она по-настоящему интегральна, она сама начнёт исправлять травмы, позволив воссиять сильным сторонам традиций, вместе с тем контекстуализируя и сокращая их ограничения. Когнитивная линия необходима, но недостаточна для любого постоянного роста и трансформации. Какого бы когнитивного воззрения вы ни придерживались, оно раскрывает целое пространство возможностей для развития других интеллектов. По-настоящему интегральная, или учитывающая всю AQAL-матрицу, система координат не является инертной картой, она является психоактивной картой. Это психоактивная система, пронизывающая всё ваше тело-ум, начинающая активировать любые потенциалы, которые ещё не используются. Как только вы скачали AQAL (или ИОС – интегральную операционную систему), она просто и почти автоматически начинает искать те области, которыми, согласно интегральной карте, вы обладаете, но которые вы, возможно, сознательно не актуализировали. Это может быть любой квадрант, уровень, линия, состояние или тип. Система координат AQAL активирует их, высвечивает, позволяет вам понять, что вы обладаете всеми этими возможностями в вашем собственном бытии. Если вы дочитали до настоящей страницы, интегративный процесс в вас уже активировался, и вы наверняка понимаете, что имеется в виду. Простое знакомство с AQAL приводит в действие психоактивную систему координат в вашей собственной системе. Это повышает планку и для всех остальных интеллектов, ведь когнитивная линия, линия ко-гнозиса, необходима, но недостаточна для всех них. Поскольку система координат AQAL происходит с уровня индиго (и более высоких), она устанавливает в вашей собственной системе резонанс, который действует как индиго магнит, помогающий подтянуть и другие линии. Разумеется, любую из этих линий можно и следует также практиковать, но они могут врастать только в пространство возможностей, открытое когнитивной линией, так что лучше выставить эти возможности настолько высоко, насколько вы способны, закачав в себя интегральную операционную систему и позволив раскрываться более великим возможностям вашего собственного завтрашнего дня, возможностям, корнями уходящим в великие традиции, но движущимся в направлении модернистского и постмодернистского цветения самого Духа…
На пути к интегральному
Отсутствие дополнения своей практики отныне не является чем-то, что можно продолжать делать без серьёзных последствий. Отсутствие дополнения (то есть превращения своей духовной практики в более интегральную духовную практику) может медленно, но верно убить вас, более или менее в буквальном смысле, или ещё хуже – в метафорическом. Ведь то, что убивается при этом, – душа, борющаяся за то, чтобы возродиться в сегодняшнюю интегральную эпоху, в царстве своей наивысшей Свободы и Полноты, чтобы признать Дух, который включает в свои объятия весь Космос целиком, с любовью и милосердием, доблестью и состраданием, заботой и сознанием, внутренними аспектами и самотождественностью, сиянием и лучезарностью, экстазом и ясностью, – всё в одном, раз и навсегда. В самом глубочайшем аспекте самих себя Вы ведомы вам, и мне ведомо Я – Я, а Нам ведомо Это: ваша самая Самость есть Самость всего, что есть, и всего, что когда-либо будет, и история целого Космоса есть история Вашего собственного Бытия и Становления, вы можете чувствовать это своим нутром, ведь Вы знаете: это то, что Вы есть в глубочайших своих аспектах, когда прекращаете лгать себе относительно того, кто и что Вы есть на самом деле. И то, что Вы есть, это великое Нерождённое, вневременное и извечное, в своей перспективе 1-го лица представленное как великое Я – Я, великая Самость, Свидетель этой страницы, и этой комнаты, и этой вселенной, и всего, что в ней, свидетельствующий Всё со страстной невозмутимостью, оставляющей вас в качестве Бездеятельного Деятеля. Вы также есть и великое Нерождённое, вневременное и извечное, в своей перспективе 2-го лица в виде Великого Ты, Великого Другого, пред которым вы преклоняетесь в бесконечном акте полнейшего расслабления, свирепого смирения и экстатического подчинения, взамен получая весь Космос в качестве благодати, прощения и вечной милости. Также, вы есть великое Нерождённое, вневременное и извечное, в своей перспективе 3-го лица, в виде Великого Совершенства, Святого Духа, великой Паутины жизни в её безбрежном совершенстве и динамическом хаосе, в её вибрирующих пульсарах и взрывающихся галактиках, её скоплениях, солнцах, планетах и океанах, сквозь которые течёт общая кровь, подгоняемая биением одного-единственного сердца Эроса, стремящегося к своей более высокой целостности и всегда её обретающего, – и всё равно стремящегося к ещё большей целостности и опять всё время её обретающего, ведь Ты всегда знаешь, что Ты здесь, не так ли? Так что в веселье, и состязательности, и игре, и радости, и сожалении, и ужасе, и агонии, и передышке Ты всё время продолжаешь бросать себя во всё новую и новую игру в этом глубочайшем аспекте Себя, который рождает галактики внутри Твоего сердца, позволяет звёздам зажигаться как нейронам Твоего мозга, а также петь песни любви и блаженства, посвящённые подчинению и смирению перед Твоей же доброй ночью, и всё это разворачивается в пространстве, что есть Ты, в пространстве, которое ты ощущаешь как Своё собственное Я – Я, или сей вездесущий Свидетель форм Твоей собственной игры. И в великом Оно, в то время, как Ты свидетельствуешь Формы своей собственной игры в виде всего Космоса, в этот самый момент, который есть вневременное Сейчас, у которого нет ни начала, ни конца, одновременно существует Дух в своих формах 1-го лица, и 2-го лица, и 3-го лица; Великие Я, Мы и Оно чувствуют друг друга; и в этом цельном, бесшовном, обжигающем Сейчас, которое есть то самое мгновение, предваряющее любые ваши действия, всё, попросту говоря, кончается. И это означает, что всё, попросту говоря, начинается. www.e-puzzle.ru www.e-puzzle.ru [1]Эмерджентность (англ. emergence – возникновение, появление нового) – общее понятие из теории систем, обозначающее процесс возникновения сложных систем и паттернов (структур) из множества относительно простых взаимодействий, причём свойства этих новых структур невозможно предсказать, опираясь исключительно на свойства более простых взаимодействий ранних стадий развития системы. На протяжении всей книги автор говорит о возникновении новых иерархических уровней развития, основываясь именно на перспективе эмерджентности и самоорганизации. – Прим. ред.
[2]Целесообразно учитывать, что в современных гендерных исследованиях «мужественность» и «женственность» («маскулинность» и «фемининность») – это термины для обозначения гендера, то есть «психосоциокультурного пола», тогда как «мужчина» (англ. male) и «женщина» (англ. female), как правило, указывают на принадлежность к биологическому полу. – Прим. ред.
[3]Carol Gilligan, «In a Different Voice». – Прим. ред.
[4]AQAL – это сокращение словосочетания «all quadrants, all levels, all lines, all states, all types», обозначающего пять элементов интегральной модели Кена Уилбера. – Прим. ред.
[5]В качестве вводящих в тему заявлений мы делаем утверждения наподобие следующего: «Квадранты являются взглядом (перспективой) изнутри и снаружи на индивидуальное и коллективное». С формальной точки зрения в отношении этих перспектив более правильно, если мы будем проводить различие между «взглядом сквозь» и «взглядом из». Все индивидуальные (или чувствующие) холоны имеют или обладают четырьмя перспективами, сквозь которые или при помощи которых они смотрят на мир, и это и есть квадранты («взгляд сквозь»). Однако на любое явление можно посмотреть из этих четырёх перспектив – иными словами, на всё можно посмотреть исходя из этих перспектив, – и технически более правильно будет называть это перспективами четырёх квадривиумов на явление. Например, кресло, будучи чем-то, что произведено человеком (то есть артефактом), не обладает четырьмя квадрантами, но его можно рассмотреть исходя из этих четырёх квадрантов, или перспектив, и в таком случае речь пойдёт о четырёх квадривиумных взглядах на кресло. Индивидуальный холон (вроде вас или меня) имеет измерения-перспективы «я», «мы», «оно» и «они» (отсюда и «взгляд сквозь»); артефакт не имеет этих измерений, но зато я могу его рассмотреть исходя из этих взглядов, иными словами – исходя из четырёх квадривиумов. Сходным образом 8 зон образуют 8 квадрантов, а 8 методологий – 8 квадривиумов. См. «Приложение II».
[6]В оригинале игра слов: hori-zone (горизонт) и zone (зона). – Прим. ред.
[7]Когда в интегральной математике мы используем 3 термина, как, например, 1л × 1-л × 3л, обычно эти термины обозначают следующее: квадрант × квадривиум × измерение (и измерение может быть квадрантом или квадривиумом). Конечно, всё это может довольно быстро усложниться ещё в большей степени, однако значительная часть интегральной математики есть просто повторение этих фундаментальных перспектив. По мере усложнения интегральной математики мы начинаем использовать не три, а четыре или пять терминов (например, 1л × 3-л × 1-л × 3л). Если мы используем только три этих термина, что я обычно и делаю в данной книге, тогда может казаться, что определения выглядят отлично от того, как они представлены в опубликованных ранее «Отрывках», однако на самом деле никаких отличий нет. Например, взгляд Варелы, описанный четырьмя терминами, это 3л × 1-л × 3-л × 3л, но если сократить описание до трёх терминов, то его можно представить разными способами в зависимости от того, какие из трёх терминов вы выберете. В тексте книги я использую первые три из четырёх терминов (3-л × 1-л × 3л), однако можно использовать и последние три (1-л × 3-л × 3л). Также следует отметить, что выражение «взгляд изнутри и извне на индивидуальное и коллективное» с формальной точки зрения не равнозначно подходам от 1-го, 2-го и 3-го лица или их комбинациям, и если их приравнивать, то возникнут весьма серьёзные теоретические проблемы. Иногда мы используем термины 1-л и 3-л для того, чтобы представить взгляды изнутри и снаружи, однако это просто уступка популярному пониманию, а не реальные технические определения. Квадранты (внутреннее/внешнее × единственное/множественное) – это намного более фундаментальное явление, дифференцировавшееся в процессе космогенеза раньше, чем 1-е, 2-е и 3-е лица (они, по существу, и порождаются квадрантами). То же самое справедливо и для таких суждений, как эстетические, моральные и научные.
[8]См. «Отрывок В» из тома 2 на www.kenwilber.com, где изложена более полная трактовка этой проблемы.
[9]Автор имеет в виду известную притчу, в которой жаждущий знаний правитель спросил приглашённого мудреца, как устроен мир. Мудрец ответил, что мир зиждется на змее, змея – на ките, а кит – на черепахе. «На чем же стоит черепаха?» – поинтересовался любознательный правитель. «Тут вы можете остановиться, о мой повелитель, – был ответ, – дальше вниз идут одни черепахи». – Прим. ред.
[10]B. Alan Wallace, «The taboo of subjectivity». – Прим. ред.
[11]Поколение «я» (generation me) – одно из имён поколения «бумеров», американцев, родившихся в годы послевоенного бэби-бума в 1950–1960 гг. ХХ века. – Прим. ред.
[12]Различные дополнительные материалы можно найти на сайте www.kenwilber.com: особые примечания к этой книге, а также отрывки, отсутствующие в этой редакции, отзывы, форумы для обсуждения и т. д.
[13]См. Роберт Киган, «Эволюционирующее „я“: проблема и процесс в развитии человека» (Robert Kegan «The Evolving Self: Problem and Process in Human Development»; Cambridge, Harvard University Press, 1982); Сюзанна Кук-Гройтер, «Карты для жизни: стадии развития эго от симбиоза до сознательной универсальной включённости» (Susanne Cook-Greuter «Maps for Living: Ego-Development Stages from Symbiosis to Conscious Universal Embeddedness») в книге Майкла Л. Коммонса и др. (ред.) «Развитие взрослого, т. 2: Модели и методы изучения мышления подростков и взрослых» (Michael Commons et al. (eds.) «Adult Development, vol. 2: Models and Methods in the Study of Adolescent and Adult Thought»; New York: Praeger Publishers, 1990); а также Дон Эдвард Бек и Кристофер К. Кован, «Спиральная динамика: основные ценности, лидерство и изменение» (Don Edward Beck and Christopher C. Cowan «Spiral Dynamics: Mastering Values, Leadership, and Change»; Cambridge, Mass.: Blackwell Publishers, 1996).
[14]Такой взгляд также находится в согласии с представленным выше (и широко распространённым) взглядом на познание как на необходимый, но недостаточный фактор, ведь познание есть попросту качественный тип сознания, проявляющийся в виде действительно существующей линии развития (или горной тропы) со своей структурой и содержимым. Как таковая когнитивная линия является просто одной из множества линий, высота которой точно так же измеряется в терминах сознания как такового.
[15]Для продвинутых читателей отмечу, что в отношении более высоких уровней развития термины «ранее – „психический“», «ранее – „тонкий“», «ранее – „причинный“» поставлены в скобки. Я поступил так, потому что теперь мы используем эти термины только для обозначения тел и соответствующих им состояний сознания, а не для обозначения структур сознания. И, конечно же, грубое/психическое, тонкое, причинное и недвойственное состояния сознания могут проявляться на любой структурной стадии сознания, а не только на более высоких и наивысших стадиях (то есть здесь имеется в виду решётка Уилбера – Комбса).
[16]Можно ощутить внутреннюю сторону структур, если можно так выразиться, ибо они выполняют роль русла, по которому протекают ваши мысли и чувства, но вы не сможете увидеть ни их действительную структуру, ни даже заподозрить их существование, если будете использовать только лишь феноменологию, медитацию, интроспекцию и т. д.
[17]Для интересующихся отмечу, что психоделическая картография Станислава Грофа аналогичным образом представляет собой картографию зоны 1 (именно поэтому вы не найдёте ничего похожего на стадии зоны 2 в любой из таких картографий, что крайне ограничивает их «космическую игру» и космологические выводы).
[18]Wilber K., Engler J., and Brown D. P. «Transformations of consciousness: Conventional and contemplative perspectives on development». – 1986. – Прим. ред.
[19]Daniel Goleman, «The varieties of meditative experience». – Прим. ред.
[20]Спиральная динамика (СД) утверждает, что цМЕМЫ описывают все интеллекты, но это категорически неверно: хотя цМЕМЫ и обладают своими типами познания, морали, эстетики и так далее, сами по себе цМЕМЫ структурно не описывают, помимо всего прочего, познание по Пиаже, мораль по Колбергу, самоощущение по Лёвинджер, деятельное познание по Торберту, взаимодействие по Селману или диалектику по Базеше – и уж в любом случае не в терминах, признаваемых этими теоретиками. Всё это разные линии с отличающимися структурами. В той степени, в которой СД утверждает обратное, она пребывает в западне очевидного однолинейного абсолютизма.
[21]Don Edward Beck, Christopher Cowan, «Spiral Dynamics». – Прим. ред.
[22]Что же касается того, является ли СД завершённой моделью психики, то, как я уже отмечал в предыдущей сноске, моё мнение: нет, категорически не является. Здесь наши мнения абсолютно расходятся, Дон с этим совершенно не согласен. Одно дело утверждать, что СД охватывает все важные основания (что само по себе сомнительно), и совсем другое – утверждать, что она включает в себя все существующие структуры-стадии, например, Пиаже, Колберга, Лёвинджер и т. д., чего она, очевидно, не делает, и что должна делать любая по-настоящему интегральная модель. Простейшая критика СД включает в себя следующие факты: эта теория не охватывает состояния сознания (например, Тарт); аналогичным образом выпадают и состояния-стадии; СД не включает более высокие, трансперсональные структуры (или структуры-стадии); не предлагает теории взаимосвязи между состояниями и стадиями/уровнями; сваливает в кучу уровни-и-линии и множество уровней; смешивает устойчивые и переходные структуры; не имеет полноценного представления об устройстве «я»-системы и, как следствие, убедительной теории вытеснения и бессознательного; тесно связана с дискредитированной идеей мемов; не включает существующие структуры-стадии Лёвинджер, Селмана, Пиаже, Колберга, Перри и др. (и потому, отвергая их вообще или утверждая обратное, заключает себя в рамки неявного, но всепронизывающего однолинейного абсолютизма); а также смешивает стадии с множеством интеллектов, имеющих стадии. СД прекрасно подходит в качестве простого вводного инструмента, но абсолютно неприемлема как действующая психологическая модель. Меня неоднократно спрашивали, почему я изменил свое мнение о СД, однако в примечаниях к самой первой моей работе, где упоминается СД, можно обнаружить всё ту же критику, что и в данной книге (на самом-то деле в той работе четыре полные страницы критических замечаний о СД; см. «Теорию всего» [ «A theory of everything»], примечания 6, 9 и 10 к гл.1). Аналогичным образом все мои работы, в которых представлена СД, содержат критику в самом тексте или в примечаниях – как, например, таковая представлена и в данном примечании. Другими словами, моя позиция насчёт СД с самого начала оставалась неизменной. Очевидно, люди, которые говорят, что я поменял свое мнение, не читают примечаний. Вместе с этим ни одно критическое замечание относительно СД, исходящее от меня или кого бы то ни было, не было учтено. Мне кажется, из-за того, что невозможно вести полноценную научную дискуссию с людьми, чьё материальное благосостояние зависит от того, считается ли их модель единственно правильной. Тем не менее, я по-прежнему рекомендую использовать СД в контексте модели AQAL в качестве удобной вводной модели, которая, в частности, охватывает все стадии ценностных систем, или ценностного интеллекта (в конце концов «ц» в цМЕМ означает «ценностный»; а слова «системный или ценностный мем» – прямая цитата из определения цМЕМА). Именно в таком контексте «Грейвз/СД» используется в данной главе – в применении к уровням ценностного адаптивного интеллекта, который может изменяться в зависимости от условий жизни и существует в виде вихрей, завитков и смешений, но не включает в себя при этом другие интеллекты в том виде, в каком они были определены и открыты другими учёными (например, спросите Билла Торберта, включает ли СД деятельное познание; спросите Сюзанну Кук-Гройтер, описывает ли СД развитие «я»; спросите Роберта Кигана, включает ли СД его порядки сознания, – все они отвечают: категорически нет). 8 уровней цМЕМОВ охватывают развитие вплоть до зрелого визионерски-логического познания и кентаврического самоощущения (бирюзовая высота на рис. 2.4). Что бы ещё ни представляла собой СД, в этой главе мы сосредоточимся именно на этих 8 уровнях систем ценностей в зоне 2.
[23]Популярный антивоенный лозунг американской молодёжи времён вьетнамской войны. – Прим. ред.
[24]Traleg Kyabgon, «Mind at ease: Self-liberation through mahamudra meditation». – Прим. ред.
[25]«Бродяги дхармы» («The dharma bums») – роман Дж. Керуака, одного из основных авторов поколения битников, написанный в 1958 г. – Прим. ред.
[26]Обычно жизнь представляет собой раздробленность и страдание. Причина страдания – привязанность к ощущению своей отделённости и нежелание его отпустить. Мы можем преодолеть страдание путём преодоления привязанности и отождествления с отдельным «я». Есть способ, путь, посредством которого можно преодолеть ощущение своей отделённости и достичь полного освобождения. Этот путь включает правильное воззрение, правильную медитацию и правильную осознанность. Правильное воззрение – это, например, то, что изложено в этом абзаце. Правильная медитация включает направленное сосредоточение и тренировку интуитивного постижения, ведущего к правильной осознанности. Правильная осознанность – это недвойственное сознавание, объединяющее субъект и объект, пустотность и форму. Длительный доступ к недвойственному сознаванию приводит к тому, что моя самотождественность «деконструируется» и смещается от грубых форм (нирманакайя) к тонким формам (самбхогакайя) и причинной бесформенности (дхармакайя) – чистой пустотности, которая может быть описана как «Я без „я“» или «Большой ум без ума». Это никакой не маленький ум, а всеохватный Большой ум, или недвойственное сознавание, которое окончательно снимает чувство собственной отделённости и высвобождает его в бесконечной открытости. После этого моя самотождественность свободно включает грубые (нирманакайя), тонкие (самбхогакайя) и причинные (дхармакайя) планы более интегрированным образом (свабхавикакайя) – в недвойственном постижении, являющемся основой, путём и результатом этого пути. Желание, мысли и восприятия всё ещё могут (и продолжают) возникать, но они сразу же себя освобождают в пространстве безбрежной пустотности, являющемся их истинной природой. Коль скоро пустота и форма суть не-два, то желание есть не только препятствие к освобождению, оно представляет собой также и средство освобождения; интеллектуальная мысль есть не только препятствие к освобождению, оно ещё и средство освобождения; действие есть не только препятствие к освобождению, оно ещё и средство освобождения. Фундаментальная недвойственная природа тем самым подразумевает не что иное, как радостную игру единства пустоты и сияющей формы, реализующую неисчислимые варианты того, каким образом мир формы, такой, как он есть, является Великим совершенством во всём его чудесном великолепии, и того, каким образом природа обычного ума, такого, как он есть, является полностью просветлённым умом будды. Поэтому просто пребывание в этой непреходящей, естественной, не требующей никаких усилий, лёгкой и спонтанно присутствующей пустотности, которая есть не что иное, как весь мир лучезарной формы, как раз и является непревзойдённым путём Будды. Поскольку сие недвойственное сознавание охватывает весь мир мысли, желаний и формы, оно ведёт к правильному состраданию ко всем живым существам. Правильное сострадание ведёт к искусным средствам помощи всем живым существам. Искусные средства, как и все действия в относительном мире, совершенно парадоксальны: подобно тому, как я даю обет обрести освобождение, даже хотя нет никакого освобождения (и хотя я уже освобождён), искусные средства признают, что нет никого другого, чтобы освобождать, а посему я даю обет освободить их всех. Буддийское недвойственное освобождение ведёт к лучезарному и радостному заключению в объятия всего мира формы, глубинному состраданию ко всем живым существам и искусным средствам для того, чтобы помочь всем существам, тонущим в океане страдания, выбраться на берег непреходящей и неутрачиваемой свободы.
[27]Сама пустота не творится и не со-творяется, чего не скажешь о форме. Пустота возникает совместно с формой, а посему недвойственному освобождению отчасти присущ истолковательный аспект.
[28]В оригинале автор сравнивает пришедшее из латинского языка английское слово «co gni tion» («познание») с древнегреческим словом «gno sis» («гнозис»), подчёркивая общий для индоевропейских языков корень «gno». Также в английском есть глагол «to know» («зн ать»), корень которого «kno» также происходит от корня «gno». Отсюда и слово «ко гни тивный», то есть «по зна вательный» (например, «ко гни тивная линия развития»), а также русское слово «со зна ние», по логике языка являющееся буквальным переводом слова «со- гно зис». – Прим. ред.
[29]Что касается когнитивного развития, рассматриваемая позиция путает «обязательное, но недостаточное» с «необязательным вообще». Эта злосчастная путаница обычна в среде «только чувствующих» школ американского буддизма, который сам по себе является бумеритическим вариантом читтаматры.
[30]Пример возрастания количества перспектив по шкале Лёвинджер см. на рис. 2.2 (и 2.4).
[31]Примеры возрастания количества перспектив по шкале Лёвинджер см. на рис. 2.2 и 2.4.
[32]В английской грамматике существует три местоимённых падежа: субъектный (или именительный) – «I»; объектный (или косвенный) – «me»; и притяжательный – «my» или «mine». В русском языке «я» – личное местоимение именительного падежа, «мне» – дательный падеж от «я», «мой» – притяжательное местоимение. – Прим. ред.
[33]«Переживательный» (англ. experiential) – от слова «переживание», специальный термин, подчёркивающий внутренний, или субъективный (ВЛ), характер получаемого опыта. – Прим. ред.
[34]Джордж Вайан (George Vaillant, род. 1934) – американский психиатр, профессор Гарвардской медицинской школы, проводивший эмпирические исследования иерархии развития защитных механизмов. – Прим. ред.
[35]Это подчёркивает важность отслеживания внутренних, или ВЛ, явлений, переживаемых индивидуумом, с опорой на взгляды как изнутри (зона 1, или 1л × 1-л × 1л), так и извне (зона 2, или 1л × 3-л × 1л). При взгляде извне защитные механизмы действительно можно схематизировать в виде иерархии защит, выстроенной вертикально, исходя из принципов развития от слияния к расщеплению, замещению, вытеснению, неаутентичности, систематизации, вытеснению своих высших качеств и так далее. Однако при взгляде изнутри это ощущается как зона угрозы, защитная граница, переживаемая как страх, а не как иерархия защитных механизмов. При взгляде изнутри иерархия защит является просто одним из множества путей переживания страха, одним из множества способов того, как я могу замкнуться в самом себе, и одним из множества аспектов ощущаемой мною самости, которую я могу последовательно отринуть, заместить, вытеснить, спроецировать или отвергнуть, что приводит к психологическим неудачам, боли и страданию.
[36]Иронично говоря о «процессе «„Опранизации“ Америки», автор имеет в виду ток-шоу Опры Уинфри («The Oprah Winfrey Show», или просто «Oprah»), которое сегодня является самым популярным и влиятельным ток-шоу Америки. В последние годы частыми гостями данного шоу являются различные духовные учителя: к примеру, в 2008 г. Опра Уинфри посвятила ряд телепередач и онлайн-семинаров популярному немецко-канадскому мистику Экхарту Толле, что способствовало резкому увеличению популярности его книг. Весной 2010 г. Опра Уинфри упомянула в эфире этой телепередачи о своём знакомстве с трудами Кена Уилбера. – Прим. ред.
[37]Для более продвинутых исследователей данной темы я представлю анализ того же примера чуть более детально. Здоровое развитие превращает «я», субъектное 1-го лица, в объектное или притяжательное 1-го лица («я» в «меня» или «моё») внутри «я»-потока, тогда как нездоровое развитие превращает субъектное 1-го лица во 2-е или 3-е лицо («я» в «твоё», «его», «их», «оно», «это») внутри «я»-потока. Первый случай представляет собой здоровое разотождествление, последний – патологическую диссоциацию. Медитация может породить как то, так и другое. Если посмотреть на это ещё внимательнее и слегка под другим углом, здоровое развитие и трансценденция превращают события в моём субъектном «я» (с которыми я полностью «отождествлён» – настолько, что я не могу их видеть) в «меня» или «моё» (которое можно увидеть в качестве объекта последующего моего более высокого субъекта – я их превзошёл и включил: и возобладал над ними, и трансцендировал их), тогда как патологическое развитие превращает моё «я» 1-го лица в переживания 2-го или 3-го лица внутри пространства моего собственного «я» («я не злюсь, но чувствую злость в своём начальнике!»), так что кажется, словно бы я трансцендировал их, но на самом же деле диссоциировал. Так здоровое разотождествление стало патологической диссоциацией. Итак, здоровое разотождествление (или отстранение, или непривязанность) представляет собой трансценденцию и включение: «У меня есть злость, но я не моя злость» (точно так же человек мог бы сказать: «У меня есть мысли, но я не есть мои мысли»). Патологическая трансценденция, или патологическое развитие, звучит так: «Я не эта злость, и у меня нет этой злости». Здоровое развитие превращает «я» в «меня», патологическое же развитие превращает «я» в «оно». Главная мысль состоит в том, что если человек займётся медитацией, то злость будет возникать в виде объекта сознавания в обоих случаях. Однако в одном случае речь идёт о теневой злости, а в другом – о подлинной или обладаемой злости, и медитация не только не способна их отличить, но она может и усугубить тенденцию к разотождествлению и диссоциации, которая-то как раз в первую очередь и породила проблему. «Наблюдаю, как возникает злость, возникает злость, возникает злость…» – попросту значит: «Я патологически диссоциирую, я патологически диссоциирую, я патологически диссоциирую…» И вот, спустя годы и десятилетия патологической диссоциации, я продолжаю задаваться вопросом, почему же я так никуда и не продвигаюсь на духовном пути… Проблема же в том, что к тому времени, как злость возникает в виде феноменологического объекта, травма уже произошла. И медитация не способна вести работу с травмой, потому что предваряющее её отождествление 1-го лица с тенью является бессознательным, – скрытое отождествление с тенью сосуществует с тем фактом, что тень, тем не менее, всё ещё остаётся моим собственным побуждением, влечением 1-го лица, неважно, сколь сильно я пытаюсь его отрицать, вытеснять, отчуждать и видеть в качестве объекта. И, как следствие, когда теневая злость показывается в виде объекта или чувства, которое я могу свидетельствовать, тогда диссоциирующее «я» устраивает праздник, потому что это как раз именно то, что я пытаюсь делать – видеть свою злость не как мою, а просто как нечто безликое, что я могу свидетельствовать, или созерцать, или преобразовать. «Отпустить злость» – медитация занимается именно этим… равно как именно это предпринимает и вытеснение. И вытесняющее «я» будет делать всё, что угодно, кроме овладения злостью как «моей» злостью, тогда как только после, но ни в коем случае не до этого, я смогу начать её отпускать. Как психотерапия, так и созерцательная духовность представляют собой, по сути, деятельность в зоне 1. Оба метода, каждый своим образом, заинтересованы в переводе «я» в «меня». Но, как мы уже видели, западная психотерапия совершила одно крайне важное открытие: на ранних стадиях подобного развития части «я» могут быть превращены не в «меня», а в «оно». Именно «оно» как раз и является тенью, а тень – это скрытое и отвергнутое субъектное влечение, которое теперь проявляется не как объект, а как другой. Другой является не просто объектом, а объектом, который страшит тебя, принуждает тебя, навязчиво завладевает тобой, раздражает тебя, приводит тебя в ярость. Это не здоровая трансценденция, а патологическая диссоциация, и медитация их (и объект, и другого) не различает, относясь к ним одинаково, как к явлениям, которые возникают в сознавании и которые следует свидетельствовать посредством чистого внимания. Но к тому времени, когда они появляются в сознавании в виде феноменов, травма уже произошла, и медитация попросту закрепляет инаковость отчуждённых и неподлинных, неискренних чувств. При этом медитация действительно помогает установить контакт с этими неискренними чувствами, так что вы становитесь невероятно, крайне, бескорыстно и любяще неискренним. Смысл в том, что, хотя созерцательные традиции и специализируются на некоторых из уже доступных состояний и стадий зоны 1, психодинамические подходы дают нам бесценное знание о травмах, происходящих на некоторых наиболее ранних и наиболее структурообразующих фазах.
[38]Стадии зоны 2, помимо прочего, представляют собой стадии, совместно разделяемые индивидуумами в общей группе, – и именно поэтому их столь тяжело, если не невозможно, увидеть (по той же причине, почему рыбы не видят воду, в которой плавают). По мере того как люди продвигаются через эти стадии зоны 2, сами стадии действительно переживаются изнутри: к примеру, индивиды на янтарной волне переживают «янтарные чувства», мыслят «янтарные мысли» и ставят «янтарные цели», просто они не ведают того, что они янтарные. До тех пор пока не проявите способность отступить от отождествления со своей группы и исследовать множество других индивидов в ней, вы не сможете вычислить структуры, разделяемые в вашей группе. Одним из способов это сделать является изучение истории вашей группы. Несколько гениев – Ницше, Гебсер, Фуко – так и поступили, разглядев интуитивно некоторые из этих структур-стадий. Другим, более точным, способом является подлинно систематическое исследование с привлечением большого числа людей и групп на протяжении долгого времени, необходимого, чтобы по-настоящему увидеть и пролить свет на некоторые из этих совместно разделяемых структур. Подлинным началом этого, как уже отмечалось, была работа Джеймса Марка Болдуина в начале 1900-х.
[39]Второе важное открытие зародилось в форме исследования присутствующего в зоне 1 ощутимого сопротивления, которое быстро переросло в реконструкцию ранней истории развития «я» как изнутри (зона 1), в виде чувств «я» и угроз ему, так и извне (зона 2), в виде иерархии защитных механизмов, – речь здесь идёт о типе генеалогии изнутри и извне как в здоровой, так и в нездоровой форме. В этом смысле определяющей идеей было то, что понимание происхождения моего сопротивления может помочь мне преодолеть его и подружиться с собственной тенью. Психоаналитическое сознание всегда было историческим сознанием. Исцеление симптомов тени не обязательно требует полного погружения в их историю, однако для того, чтобы понять их, это необходимо.
[40]Довольно интересное и остроумное научное открытие состоит в том, что сами созерцательные традиции, поскольку они не видят и не регистрируют зону 2, практически ничего в своих учениях не упоминают о регистрации данного вертикального сдвига по стадиям (они упоминают горизонтальные состояния-стадии, но не вертикальные структуры-стадии). Посему вертикальное развитие – это то, что вам придётся отслеживать самостоятельно (например, происходит ли данная традиция преимущественно с красного, янтарного, зелёного, индиго и т. д.?). На самом деле концептуальные системы некоторых традиций крайне противостоят вертикальному развитию через стадии и активно способствуют лишь горизонтальному развитию через состояния (как раз потому, что именно вертикальное, а не горизонтальное развитие угрожает их устоявшейся догме и концептуальной системе). Например, некоторые традиции являются в значительной степени янтарными (мифическое членство), и вполне возможно продвинуться через грубые, тонкие и причинные тренируемые состояния и всё равно оставаться на янтарном уровне, поскольку НЛ культура и ВЛ концептуальная система формируют колею, некую космическую привычку, из которой чрезвычайно трудно выбраться.
[41]Мы не утверждаем, что медитация или молитва не оказывают вообще никакого эффекта на тень, ведь с их помощью можно до некоторой степени ослабить барьер вытеснения, но это само по себе не гарантирует овладения тенью – только более свободный доступ к ней. К тому же таковы эмпирические наблюдения: спустя два десятилетия медитации у людей всё ещё остаются тени… <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.140 (0.022 с.) |