Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зоны 1 и 2: Эвелин Андерхилл и Джеймс Фаулер

Поиск

 

В качестве ещё одного примера сравнения зоны 1 и 2 давайте возьмём, пожалуй, самые известные и влиятельные духовные картографии – модели Эвелин Андерхилл и Джеймса Фаулера. Эти модели практически идеально представляют не только зоны 1 и 2, но и подходы к развитию, наблюдаемому в этих зонах.

Работа Андерхилл столь высоко ценится по той причине, что в ней предложен обзор и краткое описание стадий духовного пути, который создан на основе изучения наследия некоторых из наиболее почитаемых мудрецов и святых мира. Её труд, появившийся в начале ХХ века, выдержал проверку временем, так как он основывается на материалах, которые так просто не устаревают. На самом деле, в основе своей он схож как с первой из величайших западных вариаций на эту тему, созданных Дионисием, так и с современными сравнительными исследованиями, подобными обзору великих восточных традиций, проведённому Дэниелом П. Брауном. Андерхилл была современницей Уильяма Джеймса, и они оба разрабатывали подходы зоны 1 к внутреннему эмпиризму. Джеймс давал преимущественно феноменологическую классификацию и описание религиозных и духовных состояний зоны 1, тогда как Андрехилл работала над изучением развития тренируемых духовных и медитативных состояний в этой же зоне. Андерхилл в особенности сосредоточилась на феноменологических стадиях духовного пути – иными словами, на состояниях -стадиях, – или стадиях чувственных переживаний и событий сознания в «я»-пространстве в том виде, как они видятся и постигаются изнутри по мере своего развёртывания под влиянием дисциплинированной духовной практики (или тренировки медитативных состояний). Речь идёт о тех вещах, которые вы можете увидеть в процессе медитации или молитвы.

Фаулер же изучал то, что невозможно увидеть, сколько бы времени вы ни провели на своём коврике для медитации или подушечке для молитвы. Другими словами, он использует подход зоны 2 к развёртыванию духовного сознавания, который открывает явления, которые можно воспринять только снаружи, прибегнув к объективной позиции и, как правило, опираясь на данные, собранные при работе с большими группами людей в течение длительных периодов времени. Именно поэтому можно найти нечто вроде стадий Андерхилл в созерцательных текстах по всему миру, но вы не обнаружите ни единого упоминания о стадиях Фаулера в любой созерцательной или медитативной системе мира (то же касается и стадий Лёвинджер, спиральной динамики и др.).

Если кратко, то стадии духовного развития по Андерхилл таковы:

0. пробуждение/посвящение

1. очищение/умиротворение

2. озарение

3. тёмная ночь

4. единение

Стадии по Фаулеру таковы:

0. довербальная, преддифференцированная

1. проективно-магическая

2. мифически-буквальная

3. конвенциональная

4. индивидуально-рефлексивная

5. соединяющая, начальная постконвенциональная

6. постконвенциональное благосостояние

Итак, давно уже принято считать, что обе последовательности стадий содержат нечто невероятно важное, однако они друг с другом не пересекаются. Более того, некоторые учёные даже считают, что эти модели взаимоисключающи по отношению друг к другу.

Так в чём же дело? Судя по всему, довольно очевидно, что Андерхилл предлагает данные, представленные на рис. 3.1 (состояния -стадии), а Фаулер – на рис. 2.4 (структуры -стадии), и оба типа данных изображены вместе на рис. 2.5. К настоящему моменту соответствующие последовательности стадий стали столь привычны для вас, столь очевидны, что эта очевидность буквально бросается в глаза: стадии по Андерхилл представляют собой версию грубого, тонкого и причинного, а Фаулер даёт версию доконвенционального, конвенционального и постконвенционального.

Более того, если мы сложим воедино и то, и другое, то получим решётку из 9 типов (решётку У-К), причём есть свидетельства в пользу существования всех девяти. (Если использовать стадии, предложенные Андерхилл и Фаулером, то мы получим примерно 4 × 6 ячеек.) Андерхилл предлагает последовательность состояний, приведённых вдоль верхнего ряда решётки Уилбера – Комбса (рис. 4.1), в то время как Фаулер предлагает последовательность вертикальных структур в крайней левой колонке. Как раз именно поэтому всякий, кто находится на любой из стадий Фаулера, способен пережить все состояния по Андерхилл. (И, конечно же, их взаимосвязь идентична той, что существует между дзен и СД.)

Чтобы получить более отчётливое понимание, вы можете попросту представить решётку У-К, подставив термины Андерхилл и Фаулера. Некто находящийся, к примеру, на стадии 3, или конвенциональной стадии, по Фаулеру может начать практику медитации или созерцательной молитвы, последовательно погрузиться в состояния озарения, тёмной ночи и единения, но они будут интерпретировать любые свои переживания исходя из стадий своего развития (в данном случае конвенциональной и конформистской). Любой, кто знаком с монастырскими традициями Востока и Запада, от дзен до бенедиктинской, подтвердит, что многие из практиков могут быть крайне духовно продвинуты по классификации Андерхилл (очень глубоко продвинулись в созерцательные состояния озарения и единения) и при этом всё равно быть ограниченными крайне конформистским и конвенциональным менталитетом, иной раз шокирующим образом преисполненным ксенофобией и этноцентризмом, – это, к сожалению, касается и многих тибетских и японских мастеров. Несмотря на то, что они очень продвинуты в тренировке медитативных состояний, их структуры находятся в янтарно-оранжевом диапазоне, а посему нижне-левый квадрант предопределяет то, что их интерпретативный репертуар оказывается перегружен этноцентрическими и местечковыми идеями, выдаваемыми за вневременную Буддадхарму.

(Например, по словам секретаря Далай-ламы, последний считает гомосексуальность и анальный секс грехом, а оральный секс – плохой кармой и т. д., а ведь всем известно, что не оральный секс создаёт плохую карму, а плохой оральный секс. Тем не менее, всё это, к сожалению, составляет типичный набор мифически-янтарных убеждений.)

И дело не в том, что на Западе дела обстоят хоть насколько-то лучше: типичный западный учитель обладает структурой, являющейся обителью особенного типа дисфункции, широко известной как «бумерит» или «плюралит», которая представляет собой зелёный плюрализм, открытый для воинствующего красного нарциссизма (поколение «я»). Позднее мы подробно затронем этот вопрос.

Поскольку эти структуры-стадии (янтарная, оранжевая, зелёная, бирюзовая и т. д.) невозможно увидеть напрямую, сколько бы вы ни медитировали, они могут быть перегружены невидимыми патологиями, сокрытыми в самом сердце Буддадхармы на Западе.

(Американские учителя буддизма, если затронуть при них этот вопрос, неодобрительно качают головой и советуют углубить медитацию, что в большинстве случаев лишь усугубит проблему. Я уже обещал, что позднее мы вернёмся к этому неудачному варианту развития событий. Между тем азиатские учителя медитации, НЛ квадрант которых крайне сильно нагружен янтарным мифическим членством, что делает их «неэгоическими» в до- индивидуалистическом смысле, вследствие этих факторов привыкли к тому, что ученики безоговорочно подчиняются им в стиле, присущем конформистской стадии, и поэтому они не вполне понимают, что делать с западными людьми, пребывающими на индивидуалистической стадии, чей НЛ квадрант находится в оранжево-зелёном диапазоне. В этом состоит тянущаяся три десятилетия история столкновения квадрантов, или «всеквадрантного, всеуровневого» столкновения. В Интегральном институте мы работаем над обзором этого «всеквадрантного, всеуровневого» столкновения, но не с тем, чтобы обвинять, а для того, чтобы создать интегральную духовную практику, которая имела бы наименьшее количество скрытых дисфункций из возможного.)

На противоположной стороне решётки можно обнаружить того, кто весьма продвинут в плане Фаулера, но не очень продвинут в плане созерцания по Андерхилл. Это вопрос не «уровней и линий» (то есть вы можете находиться на различных уровнях в различных линиях развития), а «состояний и уровней» (каждый из уровней может пережить те же самые общие состояния; иными словами, различные состояния сознания могут происходить на разных уровнях/стадиях/структурах сознания – такое сопоставление мы обозначаем словосочетанием «состояния и уровни» или, гораздо чаще, эквивалентным словосочетанием «состояния и стадии»). Состояния и уровни являются двумя относительно независимыми элементами AQAL-матрицы, а картирование того, как они (состояния и стадии/уровни) пересекаются, осуществляется при помощи решётки У-К. Разумеется, можно создать картографию и иных пересечений в матрице AQAL, и каждый такой пример будет красноречив (например, интегральная психограмма картирует «уровни и линии», но также возможно составить карту пересечения типов и уровней; типов и состояний; квадрантов и уровней; уровней, типов и состояний и т. д.).

 

Тёмная ночь

 

На рисунке 3.1 изображены три «тёмных ночи»: тёмная ночь (грубых) чувств, тёмная ночь (тонкой) души и тёмная ночь (причинной) самости. «Тёмная ночь» – это общий термин, который имеет множество значений в различных традициях, однако, в общем, он обозначает прохождение, или отпускание, привязанности или зависимости от определённого плана (грубого, тонкого, причинного) и/или иногда боль, появляющуюся после переживания пикового опыта высшего состояния, уже свободного от какой-либо привязанности, и последующего возвращения обратно в более низкое состояние, что порождает огромное по своей глубине чувство потери и страдания. Как правило, такие тёмные ночи происходят во время фаз перехода между состояниями или перехода пробуждённости (и, как следствие, отождествлённости) от бодрствования в грубом теле до сновидения в тонкой душе, бесформенности в причинной самости и, затем, радикальной недвойственности.

Другими словами, тёмная ночь, как правило, возникает на границе между этими общими состояниями в тот момент, когда привязанность к этим состояниям, или отождествление с ними, отпускается или отсекается. Состояния как таковые (и их общие планы бытия и знания) остаются и продолжают возникать, однако исчезает исключительная отождествлённость с ними, и это «исчезновение», соответственно, представляет собой тёмные ночи чувств, души и самости – возникают, как следствие, тёмная ночь чувств, тёмная ночь души и тёмная ночь самости. Причинная тёмная ночь, или тёмная ночь души, например, проявляется в виде восьмой картины пасущегося быка, седьмого за́мка св. Терезы, «чёрного пред-достижения» ану-йоги и так далее.

Опять же, поскольку речь идёт о состояниях-стадиях, а не структурах-стадиях, они имеют гибкую и открытую природу, а не дискретную и линейную. Более того, они переживаются и интерпретируются, как мы объясняли выше, в соответствии с AQAL-матрицей пережившего опыт индивидуума (и его традиции). Некоторые традиции акцентируют внимание на этих состояниях, другие же затрагивают их в меньшей степени. И я должен отметить, что некоторые традиции идут глубже других в общей прогрессии состояний. Это тонкий и деликатный вопрос, но многие традиции проникают сквозь тёмную ночь души (в причинное единство), но не в тёмную ночь самости (в недвойственную таковость). Некоторые же, как, например, седьмой за́мок св. Терезы, погрузят вас прямо в причинную пустотность и либо так и бросят вас там, либо оставят в неведении относительно того, что же скрывается далее. Другие, такие, конечно же, как Экхарт, преуспели в прохождении тёмной ночи самости, которая полностью выкорчёвывает субъектно-объектную дихотомию и самонапряжённость в любой форме, включая и причинные остатки (но даже Экхарт не описывает подробности, тогда как какая-нибудь ануттара-тантра на них богата). Тем не менее, смысл попросту в том, что независимо от того, насколько далеко заходит предлагаемая ими последовательность стадий, общая составная последовательность выглядит так, как изображено на рис. 3.1, который является простым обзором общих стадий медитативных/созерцательных состояний.

Таковы некоторые типичные состояния -стадии. Что же касается фаулеровских структур -стадий, заметим, что Фаулер предлагает объективные результаты всего лишь нескольких исследований, а посему чем выше по стадиям он поднимается, тем меньшим количеством данных он располагает. И дело не в том, что нет никаких высших стадий, а в том, что лишь немногие люди их достигают. Если бы Фаулер продолжил совершенствовать своё исследование с учётом этих более высоких структур-стадий (как, например, поступила Кук-Гройтер в отношении линии Лёвинджер), можно ожидать, что подобное исследование открыло бы, что в настоящее время уже существует около 3 или 4 стадий веры, находящихся выше выделенной им стадии 6 (которая примерно соответствует вере бирюзового уровня). Посему возможно предположить, что мы могли бы найти свидетельства в пользу того, что существуют – заложенные в виде тончайших, но всё же различимых космических привычек (но различимых в меньшей степени, чем низшие стадии, поскольку чем выше высота, на которую вы взбираетесь по горе, коллективно сотворяемой всеми теми, кто по ней взбирается, тем меньше число людей, до неё добравшихся) – варианты веры индиго (на той же высоте, что и трансглобальный разум), фиолетовой веры (мета-ум) и затем ультрафиолетовой веры (надразум), открывающиеся по мере того, как сама вера становится всё более и более полной, укоренённой в Свободе и Пустотности, которая никогда не меняется, которая вневременна и вечна, которая является великим Основанием и Открытостью всего, что происходит на лике эволюции, – всего, что, невзирая ни на что, есть Свидетель своего собственного развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.011 с.)