Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Мир ужасно очевидногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Правосторонний мир
Мы можем завершить общий интегральный обзор простым упоминанием правосторонних (внешних) квадрантов и того, как они соотносятся с духовностью в современном и постсовременном мире. Поскольку эта книга главным образом сфокусирована на внутренних, или левосторонних, квадрантах, я не буду вдаваться в слишком большое количество деталей относительно правосторонних квадрантов, так что прошу извинить меня за тот высокий уровень абстракции, на котором выполнен этот обзор. Мы можем начать с верхне-правого квадранта, или исследования объективного организма, а затем перейти к нижне-правому квадранту, или исследованию объективных групп организмов. В верхне-правом квадранте объективный «оно-организм» можно рассматривать как изнутри, так и извне, – мы называем это терминами «зона 5» и «зона 6» соответственно. Давайте рассмотрим их в обратном порядке и начнём со взгляда извне на внешний организм.
Зона 6: например, бихевиоризм и эмпиризм
Подход зоны 6 является наиболее распространённым подходом к организму (3-л × 3-л × 3л), и в определённых кругах он обычно известен под уничижительным термином «наивный эмпиризм». Такое название было дано этому подходу теми, кто с сожалением признаёт, что подобный троекратно абстрагированный взгляд от 3-го лица на что угодно едва ли на самом деле можно считать наивным, и всё равно использует сей термин в виде академического оскорбления. Взгляд извне на внешний объект – это «взгляд из ниоткуда», как замечательно выразился Томас Нэйджел в ещё одном полуоскорблении, направленном на этот подход. Но на самом деле это не взгляд из абсолютного ничто, а просто вновь, вновь и вновь принимаемый взгляд 3-го лица, да ещё таким образом, что гомеопатическое количество реалий 1-го лица, сохраняемое в рассматриваемом подходе, ведёт к иллюзии, что это взгляд из чёртова ниоткуда. В список иных полуоскорблений также входит научный материализм, бездумный бихевиоризм и монологический позитивизм. (Мы вскоре увидим, почему слово «монологический» считается оскорблением для любого постмодерниста: «моно-логический» попросту означает «моно-субъектный», то есть игнорирующий межсубъектность, что весьма плохо, – и интегрализм с этим согласен.) Мы уже столько времени потратили на внутренние, или левосторонние реальности, что нужно себе напомнить о том, что внутренние реальности не воспринимаются как реальность теми, кто придерживается вышеупомянутой наивной позиции. Мировоззрение научного материализма считает ВП квадрант единственно реальным квадрантом и продолжает предпринимать попытки объяснять вселенную, как если бы её составными элементами были только объекты в ВП. Подобное прелюбопытнейшее гомеопатическое разжижение человеческого сознания и духовности, согласно которому вселенная не состоит из чего-либо иного, кроме как излишне резвой грязи, может показаться крайне странным занятием, каковым оно, без сомнения, и является, – но в том не моя вина. В отношении этого квадранта можно совершить две ошибки. Одна состоит в том, чтобы абсолютизировать его, другая – в том, чтобы отрицать. Современность, или модерн, склоняется к первой, постсовременность, или постмодерн, – к последней. Суть же, согласно позиции AQAL, в том, что как левосторонние, так и правосторонние квадранты являются в равной степени реальными и значимыми. Хотя события сознания происходят в верхне-левом, они имеют корреляты в верхне-правом. (У них есть корреляты во всех четырёх квадрантах, однако сейчас мы акцентируем внимание на индивидуальных.) У любого состояния сознания (включая все медитативные состояния) имеется, к примеру, соответствующее состояние мозга – они происходят совместно, они, по сути, в равной степени реальные измерения одного и того же события, и одно из них нельзя свести к другому. Проблема в том, что большинство конвенциональных научных подходов замыкаются в абсолютизме ВП квадранта и, таким образом, отвергают внутренние (ВЛ) реальности, считая их в лучшем случае эпифеноменами, или вторичными продуктами реальной реальности материального мира (например, мозга). Такой подход считает, что мозг производит мысли так же, как глаза – слёзы. Но мозг не производит мысли. Просто происходит событие, которое, если посмотреть на него одним образом (1-л × 1л), выглядит как мысли (или разум), а если посмотреть на него, исходя из другой перспективы (3-л × 3л), выглядит как функционирующий мозг. Но мысли невозможно редуцировать (или свести) до мозга (как в материализме), равно как невозможно редуцировать мозг до мыслей (как в идеализме), точно так же не помогает здесь и довод в пользу их тождественности (скорее, речь идёт о доводе в пользу их тетраинтерактивности). Но стоит ли говорить, что это очередная банка с червями, которую нам не хотелось бы здесь открывать (червей сих можно найти в «Интегральной психологии», см. гл. 14 «1-2-3 исследований сознания», а особенно подраздел, посвящённый проблеме соотношения разума и тела). Рассматриваемая здесь идея заключается просто в том, что изучение физиологии мозга и состояний мозга в ВП является крайне важным пунктом в интегральной исследовательской программе, особенно это касается состояний созерцания и медитации. Ещё лучше, если бы мы выяснили корреляты этих феноменов в других квадрантах – то, что мы называем одновременным отслеживанием (simultracking). Одно из первых исследований, включающих одновременное отслеживание (по крайней мере, индивидуальных квадрантов), было совершено Робертом Кейтом Уоллесом и описано в журнале «Science» в 1970-м году: в нём указывается, что медитация включает четыре разных состояния сознания с различными физиологическими следами. Данное ВП исследование НЛ сознания первоначально вызвало шокирующий эффект: медитация реальна! Быть может, даже Дух реален! Он измерим физиологически! Ричард Дэвидсон и другие учёные продолжают эту важную линию общих исследований ВП состояний мозга, являющихся коррелятами ВЛ состояний сознания (включая и медитативные состояния). Стадиям сознания пока ещё не было уделено внимания в данном конкретном исследовании – вероятно потому, что оно проводилось на стыке с буддизмом и исключительно подходами зоны 1, однако есть надежда, что в будущем эти остающиеся проигнорированными зоны проберутся в научную программу. К несчастью, то, как это исследование интерпретируется современной наукой, вызывает ужас. Научный материализм пожирает его изнутри. Дух есть не что иное, как мозг! Как ни прискорбно, Бог, сведённый к состоянию мозга, есть самый распространённый сегодня результат подобных исследований. В организме есть точка Господа (God-spot) – новая Г-точка (G-spot)![51]– на сей раз локализуемая в мозге. Надо лишь пощекотать эту Г-точку, чтобы пережить сверхъестественный оргазм, извергаемый мозгом. Однако таково утверждение научного материализма: всё, что делает медитация, сводится к активации определённых зон материального мозга. Медитация не приносит никаких откровений относительно чего-то реально существующего за пределами организма, она попросту зажигает какую-то точку в мозге (или несколько из них), что приводит, например, к размыванию или исчезновению собственных границ и потере или уменьшению когнитивных способностей, в результате чего возникает субъективное чувство «единства» с миром. Короче говоря, научный материализм не считает такие исследования доказательством реальности Духа. Как раз напротив: для него это доказательство, что духовные реалии суть не что иное, как физиология мозга, не что иное, как активация старой доброй Г-точки. Божественность редуцирована до дофамина, так что все могут вздохнуть спокойно. И вновь мы имеем дело с абсолютизмом одного квадранта… Совершенно отстраняясь от засилья редукционизма, связанного с этими подходами, интегральный подход считает этот квадрант и его феномены крайне важными. Если говорить об исследованиях сознания, то общие дисциплины зоны 6 включают нейрофизиологию, биохимию мозга, генетику, исследования волновой активности и состояний мозга (ЭЭГ, фМРТ, ПЭТ и т. д.) и эволюционную биологию. Данные явления и их всеквадрантные корреляции играют ключевую роль и заслуживают серьёзнейшего изучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.007 с.) |