Два основных вклада западной психологии в духовное и трансформирующее развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два основных вклада западной психологии в духовное и трансформирующее развитие



 

Выше мы упоминали, что западная психология сделала два особенно уникальных и фундаментальных вклада в создание более интегральной психологии. Во-первых, это общий подход зоны 2 к развитию и эволюции сознания, показывающий нам аспекты развития нашего собственного сознания, которые мы не можем увидеть изнутри, не можем понять, опираясь на наши непосредственные чувства, переживания и сознавание. Напротив, мы должны отойти назад настолько далеко, чтобы они попали в наш фокус. Когда мы так делаем, мы начинаем видеть генеалогию – или целую серию открытий в отношении развития, совершённых рядом исследователей, начиная с Ницше и заканчивая Болдуином, Пиаже, Фуко, Маслоу, Грейвзом и Лёвинджер. Они являются одним из величайших вкладов современного Запада в понимание Духом самого себя и своего развития.[38]«Не через интроспекцию, но только через изучение истории приходим мы к пониманию самих себя», – и значительная часть этой истории развёртывается в виде структур-стадий, или волн. Вы не сможете найти ни один из этих типов стадий эволюции сознания ни в одной из созерцательных или медитативных традиций мира.

Более того, мы видели, что на любой из стадий зоны 2 что-то может пойти не так. И убедились в том, что классическим примером патологии, или дисфункции, зоны 2 является бумерит. И для того, чтобы вылечить эту ДЛР (дисфункцию линии развития), сначала необходимо развить историческое сознание о корнях моего собственного бумерита, включающее понимание стадий и их дисфункций, приведших к моей собственной патологической зелёной позиции. «Не через интроспекцию, но только через изучение истории приходим мы к пониманию самих себя» – опираясь на это понимание, я могу двигаться в направлении более интегрального сознания (чему вполне определённо можно помочь посредством применения системы координат AQAL и практики интегральной жизни).

Второй исключительно западный вклад заключается в том, что если мы действительно воспользуемся интроспекцией и вглядимся в зону 1 – в наше непосредственное сознавание и чувства – и начнём исследовать его прямым, переживательным, феноменологическим образом, вручая своё сознавание настоящему мгновению, тогда рано или поздно мы обнаружим различные чувства, которые для нас дискомфортны. Если мы не просто ощущаем их, или свидетельствуем их, или применяем к ним випассану, а исследуем их реальную первопричину, то обнаруживаем, что некоторые из этих чувств могут служить вуалью, отгораживающей нас от скрытых реальностей в пространстве моего «я», а их исследование ведёт к открытию, что этот напряжённый процесс отчуждения берёт своё начало в ранние периоды моего «я»-потока.[39]Попытки медитации растворить, или деконструировать, это «я» являются не решением проблемы отвержения, а попросту усилением первоначальной безответственности. Вот почему медитация работает не с тенью, а лишь с симптомами.

Таков второй важнейший вклад современного Запада, а именно: понимание, что на ранних стадиях психологического развития, которые должны превращать каждое «я» в «меня», некоторые из этих «я» отвергаются как «они», как теневые элементы в моём собственном сознавании – теневые элементы, кажущиеся «объектом» (или «другим»), но которые на самом деле являются скрытыми субъектами, скрытыми ликами моего собственного «я». Будучи диссоциированными, эти скрытые субъекты, или «оно»-тени, проявляются в моём сознавании в виде «другого» (и в форме мучительных невротических симптомов и расстройств). В этих случаях требуется терапия: где было оно, тем я должен стать.

Где был ид, там должно быть эго, – и, как только это происходит, вы трансцендируете это эго. Но попробуйте трансцендировать эго до того, как вы должным образом овладеете им, – и наблюдайте, как растёт тень. Но если это отождествление сперва произошло здоровым образом, тогда может совершиться разотождествление. Если же нет, тогда разотождествление приведёт к ещё большей диссоциации.

 

Резюме

 

В резюме я ещё раз опишу, как происходит процесс отчуждения. Если сей процесс вам уже ясен, тогда простите за повторение.

Мы взяли злость как пример теневого побуждения. Злость начинается как реалия 1-го лица (моя злость; я зол, у меня есть чувство злости). Ввиду ряда причин – страха, самоограничений, суждений суперэго, травматических переживаний прошлого и т. д. – я отгораживаюсь от своей злости и вытесняю её по ту сторону границы своего «я», надеясь тем самым избежать наказания за то, что я испытываю эту ужасную эмоцию. «Моя злость» теперь превратилась в «злость, на которую я смотрю, или с которой разговариваю, или которую переживаю, но это не моя злость!» В то самое мгновение отталкивания злости, – то есть в мгновение сопротивления или отгораживания – злость 1-го лица превратилась в присутствие 2-го лица в «я»-потоке моего собственного 1-го лица. Если я продолжу процесс вытеснения, тогда эта злость становится 3-м лицом: я больше даже не разговариваю со своей собственной злостью. Я всё ещё могу каким-то образом чувствовать эту злость: я знаю, что кто-то чертовски зол, но так как не может быть, чтобы это был я, должно быть, это ты, или он, или она, или оно. «Только подумай об этом, Джон всегда злится на меня! Как неловко, а ведь я сама никогда на него не злюсь, да и вообще ни к кому не испытываю злости».

Когда я вытесняю злость по ту сторону границы моего «я», она проявляется в форме чувства 2-го или 3-го лица, которое тем не менее всё ещё присутствует в моём «я»-потоке. Я всё ещё способен чувствовать «его» злость, или «её» злость, или «эту» злость. Если бы проекция по-настоящему работала, то в результате я бы никогда её больше не почувствовал, и у меня не было бы никаких проблем. Я бы отбросил злость прочь и жил припеваючи. Это было бы подобно ампутации конечности: она полностью исчезнет, это будет эффективно, сколь бы ни было это больно, я действительно бы избавился от ноги-злости. Но я связан со своей проекцией тайным обладанием злостью (она не является настоящим объектом, это лишь мой собственный скрытый субъект). Это как если бы я не ампутировал свою ногу, а просто начал утверждать, что это на самом деле твоя нога. Это не моя, а твоя нога! Это не моя злость, а твоя злость! (Это выглядит серьёзным расстройством, не так ли?)

Стало быть, скрытая привязанность, или скрыто-субъектное отождествление с «чувством другого» всегда соединяет проекцию со своим владельцем посредством целого ряда мучительных невротических симптомов. Всякий раз, когда я вытесняю злость по ту сторону границы моего «я», то, что остаётся от неё по эту сторону «я»-границы, есть болезненный симптом, притворство в отношении отсутствия отчуждённого чувства, которое оставляет взамен себя психологическую боль. Субъект превратился в тень, которая превратилась в симптом.

Итак, мы теперь диссоциировали, или отвергли, злость внутри своего собственного «я»-потока. Эта злость и вправду может быть спроецирована на других «вовне». Или она может быть диссоциирована и спроецирована на части моей собственной психики, возможно, проявляясь в виде чудовища, преследующего меня во сне, которое всегда меня ненавидит и хочет убить. И в холодном поту я просыпаюсь от этих кошмаров.

Давайте представим, скажем, что я следую очень сложной медитационной практике, такой как тибетский буддизм (буддизм ваджраяны), и работаю над «трансформацией эмоций». Это весьма могущественная техника, посредством которой человек устанавливает контакт с присутствующей негативной эмоцией, чувствует её изнутри при помощи непреходящего недвойственного сознавания и сияющей ясности, а затем позволяет негативной эмоции превратиться в соответствующую ей трансцендентную мудрость.

Итак, я начинаю работать со своим кошмаром и замечаю, что испытываю страх из-за этого чудовища. Перед лицом чудовища я чувствую сильный страх. Для того чтобы трансформировать данную эмоцию, мне даётся инструкция прочувствовать страх, расслабиться в этом чувстве и затем позволить ему развернуться и самоосвободиться в соответствующую прозрачную мудрость.

Всё с этим отлично. За исключением того, что сам страх является неподлинной и ложной эмоцией (то есть продуктом вытеснения), а трансформация неподлинных эмоций не только способствует проявлению и подкреплению этой неподлинности, она ещё и превращает её в то, что можно было бы назвать неподлинной мудростью, то есть мудростью, опирающейся на ложные основания. И вытеснение при этом никуда не девается! Вы ничего не сделали в его отношении. Так что всякий раз, когда вы испытываете злость, она будет проецироваться, что приведёт к появлению чудовищ вокруг вас, и это будет порождать в вас страх (который на самом деле является страхом вашей собственной злости, а не страх чудовища). И вы никогда не сможете установить контакт с этим страхом и трансформировать его, потому что вы так никогда и не начнёте работу с настоящей и подлинной эмоцией злости. Вы овладеете неподлинной эмоцией страха вместо подлинной эмоции злости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.005 с.)