Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интегральный профессиональный тренингСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В дополнение к более личностно ориентированным тренингам Интегральный институт предлагает также целый спектр профессиональных семинаров и воркшопов в таких сферах, как интегральное лидерство, интегральная психотерапия, интегральная медицина, интегральное устойчивое развитие и другие. Если вы заинтересованы в каком либо из них, пожалуйста, посетите нас по адресу www.integrallife.com.
Интегральная духовная практика
Интегральный институт совместно с Интегральным духовным центром (ИДЦ) подготовил интегральные практики для работы с основными духовными традициями мира. Это позволяет использовать индивидуально выбранный духовный путь и присоединить его к другим компонентам интегральной практики, как было объяснено в главе 5. Мы приглашаем все без исключения вероисповедания и духовные традиции присоединиться к нам в этом предприятии. Если вас это заинтересовало, пожалуйста, посетите www.integrallife.com.
Где находится Дух?
Вот простой мысленный эксперимент: представьте себе следующих мужчин (или женщин, как вам угодно) и затем скажите, кто из них, по вашему мнению, является самым духовным? Мужчина в костюме от «Армани». Мужчина, ведущий красный «Феррари». Мужчина, являющийся нападающим футбольной команды в премьер-лиге. Профессиональный юморист. Математик. Мужчина в майке без рукавов, качающийся в спортзале. Олимпийский чемпион по плаванию. Университетский профессор. Фотомодель. Любовник. Как вы думаете, кто из них наиболее духовен? Как вы думаете, кто из них духовен наименее? Забавно, не так ли, наблюдать, какие вещи мы относим к категории бездуховных? Почему мы воспринимаем большинство этих людей как не очень духовных? Или наоборот, почему мы с таким большим трудом воспринимаем их как духовных? Не оперируем ли мы на самом деле своими собственными предубеждениями относительно того, где, по нашему мнению, следует искать дух, а где его искать не следует? Или ещё хуже: не объявляем ли мы, насколько устаревшими, фрагментированными и неинтегральными являются наши идеи о духе? С какой стати рассказывание анекдотов недуховно? С какой стати нечто красивое – машина или костюм – недуховно? С какой стати физическое совершенство недуховно? С какой стати секс недуховен? С какой стати… Это новый мир, новая духовность, новое время, новый мужчина и новая женщина. Все перечисленные выше категории в глубине своей являются духовными. В большинстве случаев этот перечень представляет собой список вещей, к которым мы боимся допустить духовность. Омертвелые от шеи и ниже, без чувства юмора, без секса, без какого-либо чувства эстетического, чахнущие, тратящие дни и ночи напролёт, игнорируя мир, скрываясь в молитвах… Что за странные представления о Боге. Что ж, хватит! Мёртвые по жизни, мёртвые для тела, мёртвые для природы, мертвые для секса, мёртвые для красоты, мёртвые для совершенства – в любом случае, таковым подлинный Бог не был никогда, это не что иное, как лишённый сока экстракт феноменов, которые всегда вызывали трудности у мужчин и женщин, вещей, от которых Бог стал Великим Бегством, концентратом и синтезом всех фобических и вытесненных влечений, свойственных человеку. Что ж, хватит! Это новый мир, новая духовность, новый мужчина, новая женщина. Дух интегрален, таков и человек.
Матрица AQAL
AQAL-матрица («всех квадрантов, всех уровней, всех линий, всех состояний, всех типов») может быть получена любым количеством способов. Самый прямой путь – признать существование наиболее широко используемых в человеческой истории методологий. Просто принять существование и эмпиризма, и феноменологии, и бихевиоризма, и созерцательных практик, и герменевтики, и теории систем… и затем добавить к этому то, что есть у вас. Вежливо предоставьте людям, которые используют эти методологии, право на то, что они знают, что делают, прилагая к этому все свои усилия, – вместо того, чтобы предполагать, что они полнейшие идиоты, попавшие в ловушку совершеннейшей ошибки. Каждая из этих дисциплин и парадигм обладает способами распознать плохие данные и выбросить их – и они знают, что делают! Если вы предоставите им это право и откроетесь для результатов всех этих фундаментальных и проверенных временем методологий, а затем объедините их вместе в какого-либо рода общую согласованную систему координат, то в результате будет получено нечто вроде AQAL-матрицы возникающих в настоящее мгновение возможностей. Разумеется, AQAL-модель не является единственно верным способом это сделать, как она может не быть и наилучшим способом: дело всего лишь в том, что это единственный из известных мне способов осуществить вышесказанное. Но что бы мы ни думали о самой AQAL-модели как метатеории, никогда не следует забывать, что это метатеория, основанная на всей совокупности упомянутых методологий, – иными словами, это метатеория, выведенная из метапрактики. Это результат практики включения, а не теория о том, как следует включать. Методология – это практика, предписание, образчик, парадигма. Она порождает феномены, переживания и данные (используя термин «данные» в том виде, в котором его использовал Уильям Джеймс для обозначения «переживаний в любой сфере») – и AQAL просто является метапарадигмой одновременного отслеживания (simultracking) по меньшей мере восьми методологий. Матрица AQAL – это один из способов концептуализировать соотношение всех вытекающих переживаний и феноменальных миров. Но вначале появляются практики и порождаемые ими данные – реальные переживания, сгенерированные предписаниями и образчиками, – и только после следует теория. Система координат AQAL – это живое напоминание о том, что многомерные данные по меньшей мере 8 перспектив и методологий (раскрывающих восемь зон вашего собственного бытия-в-мире), о том, что необходимо учитывать их все при понимании любого предприятия и, конечно же, чего-то столь же важного, как религия, духовность и наука в досовременном, современном и постсовременном мирах. Расширьте, насколько возможно, круг своего охвата; доберитесь до вида с высоты 10 000 метров; начните всевключение, прибегнув к интегральному плюрализму, а не простому плюрализму (ведь последний вскоре раздробится, расколется и развалится на куски, возведя на трон одно лишь эго); расширьте свои сострадательные объятия и включите в них мужчин и женщин, занимающихся экстраординарной и чудесной работой во всех сферах и дисциплинах (охватываемых восемью методологиями); пойдите им навстречу и нанесите их феноменальные миры на карту своего мира; растягивайте свой ум, пока он не достигнет бесконечности и не начнёт блистать сиянием надразума; расширьте биение своего сердца, чтобы высвободить внутренне присущее ему стремление любить все вещи, всех людей и все события во всём Космосе, чтобы ваша любовь простиралась до самой бесконечности и обратно, улыбаясь, когда вы наконец-то по-настоящему и с удивлением узрите сияющий Лик Бога во 2-м лице (или извечного Ты, проявляющегося в виде безмерной Любви, а затем возникающего и в виде извечного Мы), даже хотя ваше собственное Изначальное Лицо и есть Бог в 1-м лице (или предельное Я – Я чистой недвойственной свидетельствующей пустотности настоящего мгновения), которому известно и то, что вся проявленная вселенная – Великая Холархия бытия и существ от самого низа и до самого верха – есть Бог в 3-м лице (или извечное Оно, пребывающее в виде всего Космоса как такового): Я, и Ты, и Мы, и Оно, которые соединяются друг с другом в сияющих очертаниях простой Таковости этого и каждого мгновения в то время, как вы ощущаете ткань Космоса и обнаруживаете своё самое глубинное Я во всех жестах и звуках вселенной, теперь возникающей в виде сияния Духа, который никогда не сможет быть отвергнут, как невозможно отвергнуть и то, что вы сознаёте сейчас эту страницу, вместе с тем понимая, что Дух и сознавание этой страницы суть одно и то же; они недвойственны, так что вы осознаете, вслед за величайшими мудрецами Востока и Запада – от Лао-цзы до Асанги, от Шанкары до св. Павла, от св. Августина до Парменида, от Плотина до Декарта, от Шеллинга до св. Терезы и Еше Цогъял, – извечную тайну духовного мира, а именно: полностью просветлённое и непреходящее Божественное сознавание нетрудно обрести, – его невозможно избежать. Зачем же вы глядели по всем закоулкам, ведь Бог и есть Глядящий? Зачем же вы постоянно к чему-то стремились, ведь Бог и есть Стремящийся? Когда именно собирались вы найти Дух, ведь Дух всегда и есть Ищущий? Каким именно образом вы собирались принудить Бога показать своё Лицо, когда Лик Господа и есть ваше Изначальное Лицо – Свидетель этой самой страницы, – присутствующий уже и прямо Сейчас? Насколько трудно заметить, что вы уже без каких-либо усилий сознаёте данную страницу? Зачем вы потратили столь много усилий, когда непреходящее сознавание спонтанно и без труда возникает прямо сейчас, как возникает эта книга, и всё, что вокруг неё, и ваше тело, и комната, в которой вы находитесь, – замечайте всё это, замечайте, что они без каких-либо усилий возникают в вашем текущем сознавании, они всегда играючи возникают в вашем вневременном Бодрствовании, прямо здесь, прямо сейчас, – и сколько же усилий вам необходимо вкладывать, чтобы происходило это текущее сознавание? Где вы планировали увидеть Бога, тогда как Бог и есть непреходящий Взирающий? Сколько знаний вы собирались впихнуть в свою голову, для того чтобы познать Бога, тогда как Бог и есть извечный Познающий? Сколько из этой книги – или любой другой книги или книг, – по вашему мнению, вы должны были прочесть, с тем, чтобы найти Бога, тогда как Читающий сие предложение и есть Дух? Ведь читающий данное предложение и есть Бог, открывшийся полностью? Ощутите Того, кто читает данное предложение, вчувствуйтесь в простое ощущение Бытия, почувствуйте Чувствующего в вас прямо сейчас, – вы ощущаете полностью открывшегося Бога в его или её сияющей благодати, Один вкус божественной Сущности целого Космоса, не-двойственность «я» и Я, оставляющую вас радикально просветлённым и полностью реализованным в настоящем и каждом последующем мгновении. Слышите звуки вокруг себя? Кто здесь не просветлён? Позвольте всё это. Проглотите весь Космос целиком. Вы знаете, что все правы. Так что прекратите врать себе об этом, совершив тем самым переход от «я» к Я. В Космосе есть место для всего. Раскройтесь и впустите всё в себя. Раздвиньте свой разум, пока он с треском не раскроется, и у вас отпадёт нужда в каких-либо картах, и вы увидите, что AQAL – это всего лишь тусклое воспоминание о карте, благодаря которой вы нашли Вас, благодаря которой я нашёл Я – Я и затем отбросил AQAL в семейный альбом фотографий, сохранённый на память о том лете, когда вы нашли Бога, отказавшись от поисков. Отказавшись от поисков и пребывая в Ищущем, вы более не нуждаетесь в картах. Они не для этого. Несомненно, одна лишь территория останется в сиянии вневременного Сейчас, ослепляющего ваше эго с вашим Я, превозмогающее все трудности духовных поисков путём отказа от самого поиска, кивания головой в знак признания того, что великая игра или пьеса подошла к концу, игра в Прятки и Нахождение закончилась, ведь вы были Этим и Вы это обнаружили. В относительном мире конечного проявления карта AQAL является полезным путеводителем по измерениям человеческого бытия-в-восьми-мирах, и, если мы включим все эти измерения и методологии в свою карту реальности, я искренне убеждён, что мы увидим, как Дух сияет всецело и полностью в досовременном, современном и постсовременном мире, мы увидим то, как можно объединить их все в едином порыве лёгких объятий и грациозного включения, подобно полноценному обеду, – а не просто аперитиву, – питающему бытие наше Бытием нашим, тем самым пребывая в AQAL-мире, находясь в полном присутствии и удовольствии, удивлении и свободе, узнавании и смирении, юморе и лёгкости, неожиданности и правильности, справедливости и облегчении. Каким-то непостижимым образом всё это льётся сквозь нас, пропитывая насквозь Бытием, и Сознанием, и Долгом, и Блаженством… Оно обретает себя во взрыве своего же сверхизобилия, разворачиваясь в своей собственной эволюционной полноте, мятежном развитии, которое есть любящее объятие, эволюции Духа, которая выводит космические воспоминания из своего вчерашнего дня, закладывая космические привычки как фундамент дня завтрашнего (разве Ты не помнишь?), для того чтобы вместе с космической конвейерной лентой – великим, грандиозным и величественным духовным эскалатором – религия обрела своё место в современном и постсовременном мире. Духовность – Твоё собственное глубочайшее Я – Я в этом Мы взаимного Пробуждения – охватывает не только состояния и переживания, но также стадии и станции жизненного пути. И эти стадии (не что иное, как зоны 2 и 4 проявления самого Духа) – от архаического Бога до магического Бога, мифического Бога, рационального Бога, плюралистического Бога, интегрального Бога и выше – и вправду являются стадиями и станциями конвейерной ленты, простирающейся от эгоцентризма к этноцентризму, мироцентризму и Космоцентризму, причём религия является единственным институтом во всей человеческой деятельности, который может выполнять эту роль… Который может взять под руку Твоё раскрытие и привести его в мир, который может взять моё глубочайшее Я – Я и увидеть, как Моё Бытие воплощено в Моём собственном конкретном Становлении, бесконечности Любви, проявленной в Форме Четырёх Рук – этих квадрантов Моих собственных событий. Религия – это попросту институционализированная духовность, доносящая хорошие вести до следующего поколения (чтобы то отнеслось к ним на своё усмотрение), которые затем будут переданы дальше – и так до скончания времён. Религия любого общества есть Дом его Духовности, подключённый к своему эволюционному развёртыванию, Космический Конвейер от смерти к бессмертию, от привязанности к свободе, от страдания к полноте, от иллюзии к пробуждению, от греха к спасению, от невежества к знанию – всё в сияющем свете разворачивающегося времени. О, эта конвейерная лента станций самого Духа: как уместна, как необычайна, как очевидна – и всё же она есть. Если данный подход вам интересен и вы хотели бы к нам присоединиться, раскрывая своё глубочайшее Я в пространстве осмысленного Мы, заключающего в своих объятиях широчайшее Оно, мы будем рады видеть вас рядом с нами в этом экстраординарном путешествии. (Пожалуйста, см. www.integrallife.com.) Это новый день, новый рассвет, новый мужчина, новая женщина. Новый человек интегрален, такова и духовность. Спасибо вам от всех нас, от всего Интегрального института.
Приложение 1. От Великой цепи бытия к постмодернизму за три быстрых шага
Обзор
Традиционную Великую цепь бытия обычно представляют в следующем виде: материя, тело, ум, душа и дух. В индуизме веданты, например, им соответствуют пять покровов, или уровней, Духа: анна-майя-коша (покров, или уровень, состоящий из физической пищи), прана-майя-коша (уровень, состоящий из élan vital – жизненной силы), мано-майя-коша (уровень, состоящий из ума), виджняна-майя-коша (уровень, состоящий из возвышенного разума, или души) и ананда-майя-коша (уровень, состоящий из трансцендентального блаженства или причинного духа). Веданта, конечно же, добавляет к этому состояния под названием турийя, или трансцендентное вездесущее Я, и турийятита, или недвойственный, вездесущий, невыразимый Дух-как-таковой, но для целей настоящего введения достаточно более простой пятиуровневой модели. К более «полному» варианту мы вернёмся позже.[70] Схематически данная пятиуровневая Великая цепь бытия может быть изображена, как на рис. I.1. Несмотря на то, что нам следует быть чрезвычайно осторожными при приведении кросскультурных сравнений, интерпретационные модели, сходные с этой Великой цепью, или «Великим гнездом бытия», можно встретить в большинстве традиций мудрости «досовременного» мира, как продемонстрировано на рис. I.2 и I.3, – иллюстрациях, которые использовал Хьюстон Смит, чтобы обозначить общие аналогии (или семейное родство) между этими традициями. На рис. I.1 отметьте, что Великая цепь в том виде, в котором она представлялась её сторонникам (от Плотина до Ауробиндо), и вправду более похожа на Великое гнездо (то, что сейчас называется холархией), потому что каждый более высокий уровень превосходит предшествующие уровни и при этом обвивает их (или «вьёт из них гнездо») – то, что Плотин назвал «развитием, которое является обвитием». Тем не менее, каждый более высокий уровень ещё и радикально трансцендирует своих предшественников, и невозможно его ни упростить до них, ни объяснить с их помощью. Это показано на рис. I.1 как (A), (A + Б), (А + Б + В) и т. д., а означает следующее: каждый более высокий уровень содержит элементы или качества, которые возникли эмерджентно и являются нередуцируемыми.
Рис. I.1. Традиционная Великая цепь бытия.
Например, когда тело или жизнь (А + Б) возникает «из» материи («А»), оно содержит определённые качества (такие, как половое размножение, внутренние эмоции, автопоэз, élan vital и др. – всё, что обозначено как «Б»), которые нельзя объяснить только в материальных терминах «А». Аналогично, когда из жизни возникает ум (А + Б + В), он содержит эмерджентные характеристики («В»), которые невозможно упростить до или объяснить при помощи только жизни и материи. Когда возникает душа (А + Б + В + Д), она трансцендирует и ум, и жизнь, и тело. Эволюция, таким образом, есть это «разворачивание» Духа от материи к телу, уму, душе и самому Духу, или реализация абсолютного Духа, который является и Целью, и Источником всей последовательности. (Это необязательно какая-нибудь точка Омега, а скорее бесконечное развёртывание даже ещё более высоких потенциалов, которые сегодня мы можем себе вообразить примерно так же, как неандерталец мог вообразить нас и наш мир в своё время.)
Рис. I.2. Великая цепь в различных традициях мудрости. Составлено Хьюстоном Смитом; графическое изображение выполнено Брэдом Рейнолдсом. Использовано с разрешения правообладателей.
Лучшим введением в эту традиционную концепцию является классический труд Е. Ф. Шумахера «Путеводитель растерянных»[71], название которого было заимствовано у великой работы Маймонида, посвящённой той же теме. Общая идея состоит в том, что существует великая холархия бытия и познания, где уровни реальности во «внешнем» мире отражаются в уровнях самости (или уровнях «внутреннего» познания и бытия), как, в частности, предложено на рис. I.3.
Рис. I.3. «Что вверху, то и внизу». Адаптировано с разрешения правообладателя из книги Хьюстона Смита «Забытая истина: Общее видение религий мира» («Forgotten truth: The common vision of the world’s religions», San Francisco: HarperSanFrancisco, 1992), с. 62.
Но, согласно традициям, весь процесс эволюции, или «развития», никогда не мог бы произойти без предшествующего ему процесса инволюции, или «за-вития». Высшее не только невозможно объяснить в терминах низшего, и высшее не только в действительности не возникает «из» низшего, но, согласно традициям, в отношении обоих утверждений верно прямо противоположное. То есть, более низкие измерения, или уровни, на самом деле являются осадками или отложениями более высоких измерений, и они обретают смысл благодаря более высоким измерениям, относительно которых являются осевшей или обеднённой версией. Процесс оседания называется «инволюцией» или «эманацией». Согласно традициям, прежде, нежели может произойти эволюция, или развитие Духа, должна произойти инволюция, или завитие Духа: высшее последовательно снисходит в низшее. Таким образом, кажется, что более высокие уровни возникают «из» более низких уровней в процессе эволюции (например, кажется, что жизнь возникает из материи), потому и только лишь потому, что сначала они были туда доставлены посредством инволюции. Невозможно получить высшее из низшего, если бы высшее уже не было заложено в виде потенциала (как будто бы спящего), ожидающего возможности эмерджентно возникнуть. «Чудо возникновения» есть лишь творческая игра Духа в полях самопроявления. Стало быть, по мнению традиций, великая космическая игра начинается, когда Дух выбрасывает себя вовне в процессе спортивных занятий или игры (лилы, кенозиса) во имя сотворения проявленной вселенной. Дух «теряет» себя, «забывает» себя, принимает на себя волшебную видимость множественности (майи), для того чтобы сыграть в грандиозные прятки с самим собою. Дух сначала выбрасывает себя вовне, чтобы сотворить душу, которая есть осевшее и обеднённое отражение Духа; затем душа снисходит в ум – ещё более бледное отражение сияющей славы Духа; ум затем снисходит в жизнь, а жизнь снисходит в материю, которая является плотнейшей, низшей, наименее сознающей формой Духа. Мы могли бы выразить это следующим образом: Дух-как-дух снисходит в Дух-как-душу, которая снисходит в Дух-как-ум, который снисходит в Дух-как-тело, которое снисходит в Дух-как-материю. Эти уровни Великого гнезда являются формами Духа, однако формы становятся всё менее и менее сознательными, всё менее и менее сознающими свой Источник и свою Сущность, становятся всё менее и менее живыми для своей вездесущей Основы, даже несмотря на то, что все они суть не что иное, как Дух-в-игре. Коль скоро мы можем представить основные эмерджентные стадии в эволюции как (А), (А + Б), (А + Б + В) и так далее – где знак суммы означает, что нечто возникает или прибавляется к проявлению, – тогда мы можем изобразить инволюцию в виде предшествующего процесса вычитания: Дух начинает совершенно и всецело полным, содержа в себе всё проявленное в виде потенциала, что можно представить в квадратных скобках: [А + Б + В + Г + Д]. Вначале Дух снисходит в проявление – и начинает в проявлении себя «терять» – посредством сбрасывания своей чистой духовной природы и принятия проявленной, конечной, ограниченной формы, а именно – души [А + Б + В + Г]. В этот момент душа забыла о Д, или своей радикальной тождественности с Духом, и в результате вытекающей из этого путаницы и тревоги душа бежит от этого ужаса путём снисхождения в ум [А + Б + В], который забыл Г – сияние своей души. Ум, в свою очередь, бежит в жизнь, забывая В, или свою разумность. И, в конце концов, жизнь сбрасывает даже свою растительную витальность Б и начинает проявляться в виде инертной, несознающей, безжизненной материи – А, и в этот момент происходит нечто вроде Большого взрыва, когда материя взрывается, обращаясь в конкретное бытие, и тогда начинает казаться, что во всём явленном мире нет ничего, кроме бесчувственной, мёртвой, безжизненной материи. Но материя сия на удивление расторопна, не кажется ли вам? Похоже, она предпочитает не разлёживаться на диване, живя на пособие по безработице и целыми днями глядя в телевизор. Удивительным образом материя начинает себя закручивать: физики называют это порядком, возникшим из хаоса, или диссипативными структурами, или самоорганизацией, или динамическим становлением. Но традиционалисты называли это более конкретно. «Бог не остаётся окаменевшим и омертвелым; сами камни вопят и возносят себя до Духа» – так сформулировал данное положение Гегель. Другими словами, согласно традициям, как только происходит инволюция, за ней сразу же начинается или может начаться эволюция, проходящая от (А) к (А + Б) и (А + Б + В), и так далее, причём каждая основная эмерджентная ступенька есть не что иное, как развитие, или вспоминание, высших измерений, которые были тайно завиты, или низведены, в низшее в процессе инволюции. То, что было расчленено, фрагментировано и забыто во время инволюции, оказывается вспомненным, воссоединённым, исцелённым и осуществлённым в процессе эволюции. Отсюда и возникает доктрина анамнезиса, или платонического и ведантического «вспоминания», столь распространённого в традициях: если инволюция – это забывание о том, кто ты есть, эволюция есть вспоминание того, кто и что ты есть: тат твам аси – «ты есть То». Сатори, метанойя, мокша и ву – суть несколько из классических названий этой Самореализации.
I. Шаг первый
Сколь бы прекрасной и блестящей ни была эта интерпретационная схема, она не лишена проблем. Дело не столько в том, что сама схема ошибочна, сколько в том, что современный и постсовременный мир добавил несколько глубинных открытий, которые следует в неё добавить или внедрить, если мы хотим обрести более интегральное или целостное воззрение. Именно это и понимается под выражением «от Великой цепи к постмодернизму за три быстрых шага».
Проблема
Великое гнездо, инволюция и эволюция, уровни бытия и познания – всё это часть того огромного вклада, который сделали великие святые и мудрецы досовременного мира, и действительно их можно найти везде, начиная с «Эннеад» Плотина и Ланкаватара-сутры и заканчивая «Жизнью Божественной» Ауробиндо, которые являются формами великих метафизических систем. Но одну вещь следует учитывать, когда мы, будучи людьми современности, пытаемся дать оценку этим идеям: великие метафизические системы, в конечном счёте, были интерпретационными моделями, которые мудрецы применяли к своим духовным переживаниям. Эти схемы, такие как Великая цепь, были интерпретациями живого опыта: они не были какого-либо рода фиксированными и ригидными онтологическими решётками, справедливыми на веки вечные. Если ниже я и ставлю под сомнение адекватность некоторых из данных интерпретаций, я вовсе не сомневаюсь в подлинности переживаний или открытий этих великих мудрецов. Я просто предлагаю гипотезу, что эволюция продолжает своё движение, и новые горизонты могут быть использованы для реконтекстуализации и рефрейминга этих переживаний в истолковательных констелляциях, которые более адекватны в свете современных и постсовременных открытий, так, чтобы конечным результатом оказалось что-то вроде интеграции самого лучшего из досовременной, современной и постсовременной форм самораскрытия Духа. Поэтому моё предложение состоит в том, что существуют три основные сложности в отношении интерпретационных систем координат великих метафизических систем, равно как и то, что для них есть три решения. Я считаю, что нам следует сохранить как можно больше из великих традиционных систем, вместе с тем отбрасывая их ненужные метафизические интерпретации – интерпретации, которые не только необязательны для объяснения того же свода данных, но которые также и гарантируют, что духовность не получит справедливой оценки на суде современной и постсовременной мысли. Первую сложность – то, что мы называем проблемой № 1, – можно увидеть на следующем примере. Если посмотреть на любую из иллюстраций, представляющих традиционную метафизику (рис. I.1, I.2, I.3), то можно заметить, что все уровни, надстоящие над материей, действительно являются мета-физическими, то есть стоящими после физики или выходящими за пределы материи. Материальный уровень (уровень 1) включает, к примеру, человеческий мозг как комплексное материальное явление. Это означает, что, согласно метафизическим системам, ощущения червя (которые относятся к уровню 2) пребывают на более высоком уровне реальности, нежели человеческий мозг (который относится к уровню 1). Что-то, очевидно, не так с этой схемой. Отчасти проблема состоит в том, что соотношение человеческого сознания и человеческой нейрофизиологии было чем-то неочевидным (и даже недоступным) интроспективной феноменологии (то есть медитации или созерцанию). Это означает, что такие вещи, как дофамин, серотонин, синаптические пути, цикл Кребса, гипоталамическая регуляция, не были доступны древним. Кроме этого, сие не означает, что их духовная реализация была с изъяном или оказалась неадекватной, это означает лишь то, что у них не было преимущества обладания некоторыми из конечных фактов, открытых современной наукой. Если бы Плотин был жив сегодня, можно биться об заклад, что несколько глав «Эннеад» были бы посвящены физиологии мозга и тому, как она соотносится с духом. Если бы Шанкара был сегодня жив, нет сомнений в том, что его комментарии на Брахма-сутры содержали бы обширное обсуждение того, как соотносятся нади и нейромедиаторы.
Предлагаемое решение
Какое заключение могли бы сделать Плотин и Шанкара относительно соотношения духовных реалий и таких материальных реалий, как мозг? Я считаю, что они бы согласились со всем нижеизложенным, но, как бы то ни было, вот решение № 1: В проявленном мире то, что мы называем «материей», является не низшей ступенью в великом спектре бытия, а внешней формой каждой ступени великого спектра. Материя не является низшей по отношению к сознанию: материя и сознание суть внешняя и внутренняя стороны любого события.
Рис. I.4. Шаг первый: материя является не низом всех уровней, а их внешней стороной.
Это можно схематически изобразить, как вы видите на рис. I.4, или более подробно – на рис. I.5. Основной шаг здесь состоит в том, чтобы убрать то, что выражено в виде «материи» с нижней ступеньки бытия (где все другие уровни находятся выше, будучи метафизическими), и взамен сделать материю внешней формой всех остальных уровней. Стало быть, давайте возьмём рис. I.1, на котором материя находится на нижнем уровне, и превратим её в рис. I.4, на котором материя является внешней формой всех уровней. (Я предоставлю примеры этих корреляций чуть ниже.) Традиции всегда понимали, что уровни, более высокие, чем материя, были невидимы для обычных органов чувств, – то же самое справедливо и для наших переформулировок, а именно: все внутренние измерения (чувства, сострадание, сознавание, сознание, взаимопонимание и т. д.) невидимы для внешних органов чувств, но мы можем обрести это понимание без ненужных «метафизических» интерпретаций. (Я знаю-знаю, вы тут же хотите спросить: «А что с реинкарнацией?» Погодите-ка минутку…)
Рис. I.5. Четыре квадранта.
В настоящий момент мы уделяем внимание двум верхним квадрантам. В верхне-правом квадранте мы можем наблюдать эволюцию внешних, или материальных, или физических форм, как открывает современная наука. Эти внешние формы включают в порядке возрастания эволюционной сложности, или комплексности, следующие вещи: атомы, молекулы; ранние, или прокариотические, клетки; истинные, или эукариотические, клетки; организмы с нейронной сетью; организмы с нервной трубкой (например, креветка), рептильный ствол мозга (например, ящерица), лимбическая система (например, лошадь), новая кора или триединый мозг (например, человек, причём также можно привести и несколько ещё более высоких «структур-функций»). Всё это внешние, или материальные, формы – в том смысле, что вы можете увидеть их во внешнем сенсомоторном мире. Но каждая из этих материальных форм возрастающей сложности обладает внутренним коррелятом – уровнем возрастающего сознания. Итак: атомы, внешними формами которых являются такие физические явления, как нейтроны, протоны и электроны, обладают внутренней прегензией, или проточувствительностью (протосознаванием); нейрональные организмы обладают внутренними ощущениями; организмы с нервной трубкой обладают восприятием; возникновение животных с рептильным стволом мозга сопровождается возникновением внутренних влечений и инстинктов; возникновение внешней лимбической системы сопровождается внутренними эмоциями; триединый мозг – это внешняя, или материальная, форма внутреннего сознания, которое может, помимо всего прочего, включать формально-операциональное познание, постконвенциональную мораль, визионерскую логику, лингвистические способности и так далее. (Некоторые из этих корреляций между верхне-правым и верхне-левым см. на рис. I.5.) Другими словами, материя не находится на нижней ступеньке этой эволюционной спирали, она скорее внешняя форма эволюции, чьи внутренние измерения включают коррелятивные уровни чувств, сознавания, сознания и так далее. Метатеория AQAL справляется с этим благодаря утверждению, что у каждого ума есть тело, или у каждого состояния сознания есть соответствующий отпечаток в виде состояния материи-энергии, или у каждой внутренней прегензии есть внешняя форма – короче говоря, любое событие в верхне-левом квадранте имеет коррелят в верхне-правом квадранте, и наоборот. Дело не просто в том, что более высокие уровни (жизни, ума и души) отпечатываются в материи или оставляют свои следы на ней (которая сама по себе остаётся на низшем уровне), а в следующем: то, что мы называем материей, является непосредственно внешней формой всех этих внутренних уровней (как предложено на рис. I.4 и I.5). Таким образом, то, что досовременные мудрецы считали метафизическими реальностями, во многих случаях является внутри физическими реальностями: они не нависают над материей и не выходят за пределы природы, не являются метафизическими или сверхъестественными, они не над природой, а внутри природы, не находятся вне пределов материи, а являются её внутренними измерениями. Не было никакой возможности для досовременного святого, глубоко медитирующего на природе души, знать или иметь возможность знать о том, что паттерны волновой активности его или её мозга переходили в тета-альфа состояния; они попросту не могли знать о том, что в это время повышается уровень серотонина, а уровень молочной кислоты в нейронах понижается, потребность клеток в кислороде значительно понижается и наблюдается латерализация полушарий. Все внутренние откровения души тем самым воспринимались и ощущались, как если бы они не были физическими, материальными, связанными с природой, как если бы они не были частью ткани материального проявления: они казались метафизическими во всех смыслах. Как мы увидим далее, есть некоторые аспекты более высоких измерений, которые и вправду могут быть поистине трансфизическими, однако первым делом нам следует отметить, что значительная доля того, что досовременность считала метафизическим, в действительности было внутри-физическим, пребывающим не над природой, а внутри неё. Таков первый шаг в переходе от метафизики к интегральной постметафизике.
II. Шаг второй
Проблема
Шаг № 1 включает прибавление к глубинной мудрости досовременных традиций бесценного вклада современной науки. Шаг № 2 включает дальнейшее прибавление важных открытий постмодернистского поворота Духа. Эти открытия суммированы в двух нижних квадрантах на рис. I.5. Верхние квадранты представляют индивидуальное существо, а нижние квадранты представляют группу, коллектив или систему индивидуальных существ. Левосторонние квадранты представляют внутренние измерения индивидуума или группы, а правосторонние квадранты представляют внешние измерения индивидуума или группы. Таким образом, четыре квадранта суть внутреннее и внешнее индивидуального и коллективного. Что касается постсовременности, то основная мысль состоит в следующем: в точности подобно тому, как метафизические интерпретации, которые давались древними своим подлинным духовным переживаниям, не могли опереться на блага современных, или модернистских, научных открытий, они не могли опереться и на блага открытий постмодернизма, этнометодологии, культурного контекстуализма, социологии знания и так далее. Если объединить всё вышесказанное, то мы получим разрушительный вердикт: большая часть того, что древние мудрецы принимали за мета
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.015 с.) |