Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Включение административных башен в центр города

Поиск

Если мы признаем необходимость административ­ных башен, то мы должны вводить такие огромные структуры в городской контекст осторожно и про­думанно устанавливать связи с ними и другими видами жизнедеятельности города

В городах Северной Америки такое включение основывается часто на финансовых соображениях, исходя из стоимости земли. Пока сделано очень мало для более оправданного включения их в город­ской контекст.

Для пешехода среда, создаваемая на уровне земли огромными административными зданиями, неприятна. Именно в этом уровне современное ад­министративное здание почти всегда входит в конфликт с жизнедеятельностью центра города. Расположение этих монотипов изолированно на свободных, продуваемых ветром площадях, может быть и престижно для данной фирмы, но почти ничего не дает городу и разрушает жизнь улицы.

Многие кажущиеся противоречивыми вопро­сы могут быть решены на уровне земли. Админист­ративной башне необходим престижный вход, который может участвовать и в жизни улицы. На этом уровне ее следует решать в масштабе чело­века. Ветер и проникание солнца должны быть хо­рошо учтены, для того чтобы избежать неблагопри­ятного влияния на пешеходную среду.

Для организаций, расположенных в здании, очень существенно чувство соответствия назначе­нию, которое, как им кажется, дает престижный вход. Вестибюль учреждения, создающий такое чувство, может быть одновременно связан с такими более земными, но и более живыми видами деятель­ности улицы, как торговля и рестораны. Башня на Дундас-стрит в Торонто — пример такой интег­рации, при которой не исчезло чувство «подлин­ности», значимости.

Можно провести аналогию между администра­тивной башней и парижскими многоэтажными до­ходными домами Османа, которые были пригодны для широкого диапазона потребностей, таких, как жилье, конторы и торговля. Градостроитель мог ис­пользовать их в своей планировочной концепции го­рода, не фиксируя заранее их назначение. Плани­ровка города была обусловлена этими блоками, ко­торые впоследствии могли выполнять различные функции. Более того, через какой-то период време­ни их можно было приспособить к новым требо­ваниям, не нарушая целостность созданного город­ского пространства.

В хорошо спроектированном административном здании могут быть заложены подобные возможно­сти без расчета на определенного арендатора. За некоторым исключением, оно должно удовлетво­рить многим требованиям арендатора: хорошее рас­положение, представительный вход, короткое рас­стояние от лифта до рабочего места, свобода пла­нировки, климатический контроль, оптимальный


фронт окон, хорошие горизонтальные коммуника­ции, легкое отделение одних арендаторов от дру­гих и хорошее обеспечение охраны каждого из них. Хотя, и другие формы зданий могут, вероятно, соот­ветствовать этим требованиям, административная башня может решить наиболее экономично нес­колько из них одновременно.

Административное здание атриумного типа

Конечно, существуют альтернативные решения планировки башни с центральным ядром, но пока они недостаточно изучены. Одна из наиболее обе­щающих новых форм — здание атриумного типа. Благодаря своей конфигурации оно содержит в себе больше возможностей для организаций, арендую-

*23


 


щих его, чем башня с центральным ядром. Напри­мер, оно может обеспечить большую площадь пола и большую близость рабочего места от окна, благода­ря чему для размещения того же количества рабо­чих необходимо меньшее число этажей, что снижает стоимость строительства и эксплуатации. Крытый внутренний двор снижает потери энергии. Размеще­ние лифтов в атриуме может облегчить систему ориентации для служащих.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ И УЧРЕЖДЕНИЕ

Функциональная гибкость — основное требование города. Несмотря на то, что традиционное моно­функциональное административное здание сегодня кажется наиболее эффективным, очевидно, что жизнь здания будет продлена, если гибкость прост­ранства позволит включить и другие функции. Веро­ятно, переоборудование ряда старых администра­тивных башен в центре Нью-Йорка под жилье под­крепит это утверждение. К тому же, сочетание раз­личных видов деятельности создаст более приятную обстановку для людей, использующих это здание.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Архитектура находится в стадии переоценки. Определенный период подошел к концу и мы дол­жны понять его значение.

В преобладающих архитектурных теориях не обращалось внимание на тот фактор, что ни одно здание не стоит изолированно в городском прост­ранстве. Мы забыли, что здание является звеном в городской цепи и должно так же отвечать потреб­ностям города, как и своим собственным. Требова­ние структурной и функциональной правдивости, к которой призывала современная архитектура, вы­лилось в эгоистичные индивидуальные решения, ко­торые не всегда удается включить в городскую сре­ду. Современный город рассматривался как ряд ви­зуальных впечатлений, и это поощряло такие инди­видуальные решения.

Лучезарный город Ле Корбюзье был радикаль­но новой концепцией города будущего. В его проек­тах улица — один из главных образов прошлого — перестала быть пространством в трех измерениях и стала функцией двух измерений, пространствен­но не связанной с образующими ее зданиями. Сами здания превратились в изолированные предметы искусства. Такого прототипа современного города предерживались с удивительным упорством на про­тяжении более половины столетия, несмотря йа то, что его планировочные принципы вылились в ряд неудач.

Очевидные ошибки такого градостроительства приписывались несовершенству применения в ос­новном здоровой идеи. Только когда началась пере­оценка «современных» архитектурных теорий, были раскрыты пороки их идей. Но это открытие произо­шло не быстро, оно выкристаллизовалось из отдель­ных вопросов, которые постепенно доказали, что архитектурные теории неправильно понимали сущ­ность города.

Одной из первых задала эти вопросы Джейн Джекобе. С непредвзятым взглядом неградострои-


туру, подъемные устройства, поверхность стен и инженерно-технические системы.

Введение атриума позволяет получить следующие пре­имущества: увеличить площадь пола и одновременно сок­ратить расстояние до окна; уменьшить высоту здания, что


позволит использовать недорогие бетонные конструкции вместо усложненной металлической структуры. Кроме того, уменьшается число лифтовых шахт и число остановок. К тому же сокращается площадь наружных стен здания и вследствие этого снижается стоимость технических сетей


 




 



теля она спросила, почему эти возвышенные идеи не оправдывают свои обещания. Она показала, что скромные старые районы Гринвич Виллидж, ожида­ющие сноса и обновления, функционируют лучше, чем новые. Противоречие ли это? Может быть мы упустили важную мысль в нашем понимании город­ской жизни? Благодаря этим вопросам произошло изменение в нашем отношении к современной архи­тектуре и градостроительству, которое сегодня преобразует окружающую среду.

Внешние требования, имеют отношение к го­родской среде, оказывают равное, если не большее влияние на отдельное здание, чем erg собственные внутренние требования. Современная архитектур­ная философия не хотела принять компромисс между внешними и внутренними требованиями, хотя именно принятие этого компромисса опреде­ляет форму отдельных зданий в городском контек­сте. Если такая позиция компромисса отвергается, отдельное здание неизбежно будет дисгармониро­вать с городской средой в ущерб обоим. В наших городах достаточно примеров таких конфликтов, показывающих, как здание разрушает городскую среду, если его внутренние функции недостаточно согласованы с требованиями городской ситуации.

Для сооружения недостаточно просто быть впи­санным в городской контекст, оно должно также участвовать в нем. К несчастью, всего несколько современных зданий, особенно в Северной Америке, включаются в городскую жизнь. Большинство из них решают свои собственные проблемы. Ряд при­меров многофункциональных зданий, приведенных во II части данной книги, все еще нуждаются в такой интеграции с городской средой.

В некоторых случаях трудно бывает восстано­вить городскую ткань, когда она разрушена. Мно­гие из североамериканских примеров, приведенных во II части, явились попыткой улучшить нарушен­ную городскую территорию. Очевидно, такие про­екты не могут пространственно превышать свои границы, однако воздействие их на непосредствен­ное окружение важно. Оно влияет не только на то, что происходит вблизи здания, но и на город в целом. Но если такое воздействие станет разде­лительной стеной, тогда связь здания с городом будет сломана навсегда. Грандиозный архитектур­ный манифест — Ренессанс-центр в Детройте — без сомнения, театр насыщенной внутренней дея­тельности, который противопоставлен городскому окружению. Наоборот, Итон-центр в Торонто сог­ласуется с городской средой, в которой стремится раствориться его ближайшее окружение.

Далее будут рассмотрены внешние требования, которые влияют на архитектуру отдельного здания в городском контексте. Они включают три раз­личные, но тесно взаимосвязанные позиции. Сна­чала рассмотрим, что такое городское простран­ство и каким образом оно работает как статич­ный, имеющий три измерения, преимущественно визуально воспринимаемый элемент города. Затем поговорим о формировании и фукционировании моделей передвижения в городе, об их целост­ности в городской среде.

В заключение обратимся к городской зако­нодательной структуре, в рамках которой созда­ются города и которую в конечном итоге выражает их форма.


ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Наши города превратились в большие агломе­рации. Редко удается этого избежать. Для боль­шинства вопрос состоит не в том, где жить, а в том, как жить в них. Наша задача — овладеть этими агломерациями, помешать им подавить нас и ор­ганизовать в них благоприятную для жизни среду.

Для начала следует научиться понимать нашу городскую среду. Но как понимаем мы город? Мы понимаем его не через отдельные здания и памятники, как бы значительны они ни были. Па­мятники не формируют город, в котором мы живем, они являются опознавательными' знаками. Мы вос­принимаем города через их городские простран­ства — улицы и площади, иначе говоря, через про­тивоположность тому, что мы называем архитек­турой. Сумма фасадов отдельных зданий обрам­ляет эти городские пространства, пространство го­рода.

Внутренние функции и внешние требования

Однажды было сказано, что западная архитектура только тогда оторвалась от скульптурных монумен­тов египетских пирамид, когда выработала вну­треннее пространство. Эту идею можно развить применительно к архитектуре города, которая только тогда начала существовать, когда стала рас­сматривать отдельные! здания как составные эле­менты большого городского единства.

Когда архитектура рассматривается как часть городского целого, внешние требования имеют равное или даже большее влияние на отдельное здание, чем внутренние требования. При дальней­шем размышлении становится очевидным, что да­же внутренние потребности каждого здания будут зависеть от его расположения в городе. Поэтому отдельные здания должны принимать существо­вание более высокого городского порядка и под-


чиняться ему. Отрицание этого высшего порядка внутри городской ткани привело к значительному разрушению городов, особенно в Северной Аме­рике. Пока здания возводят только сообразуясь с их внутренними функциями, не учитывая потреб­ности города, не может существовать согласо­ванное городское целое.

Широко распространенное отрицание такого городского порядка может быть объяснено многи­ми теоретическими положениями современной ар­хитектуры (например, тем, что первостепенное значение уделяется индивидуальности здания), недооценкой улицы как городского пространства и т. д.

Городская улица

Чтобы города вновь обрели жизнь, необходимо возродить улицу. Когда улицу современного го­рода сравнивают с улицей старинного города, обычно выигрывает последняя. Это происходит не только из-за нашей эмоциональной привязан­ности к истории древних городов, но и потому, что старые города и их улочки обеспечивали тот тип жизни, который мы сегодня утратили.

В целом люди — существа социальные и общи­тельные. Они любят быть среди других, говорить и слушать, смотреть на других и чтобы другие смотрели на них. Оживленная городская улица одно из лучших мест для этого. В конечном итоге все виды жизнедеятельности, включая ра­боту, несут социальные функции. Среда, не сти­мулирующая социального общения, в конце кон­цов не будет использоваться людьми.

Традиционная торговая улица превосходно вы­полняла эти дополнительные социальные функции. Он обеспечивала разнообразие, доступность и визуальную взаимосвязь, что создавало про­странство, привлекательное для пребывания в нем. Она сочетала торговлю с другими видами дея­тельности, стимулировала жизнь города и, кроме того, создавала более надежную среду. В таком контексте улица превышала роль простой функци­ональной связки, до которой ее низвели совре­менные градостроители. Улица, рассматриваемая как социальное пространство, становится театром, в котором актеры и зрители меняются ролями по ходу действия.

Улица как «театр» обладает мощным социаль­ным притяжением. Наилучшим образом это было осознано в Париже. В парижских кафе на тротуарах стулья не случайно были расставлены таким образом, чтобы люди смотрели не друг на друга, а на улицу как на сцену. Несмотря на возросший уровень автомобилизации, человек может принять участие в таких социальных контактах только как пешеход.

В действительности, пространство улицы и раз­вертывающиеся на ней виды деятельности образу­ют единое целое, подобно тому, как в хорошем спектакле декорация и действие дополняют друг друга. Однако, проводя эту параллель, я хотел бы поговорить о статичной декорации и ее зна­чении в игре в целом. Я надеюсь доказать, что в градостроительстве декорация не менее важна, чем само действие, и если ею пренебрегать,


пострадает качество даже лучшего городского спектакля.

Городская структура

Сейчас многие градостроители пытаются вновь внести все необходимые компоненты в жизнь ули­цы. Чтобы достигнуть этого, архитекторы должны принять тот факт, что отдельные здания играют вспомогательную роль в городском контексте, что вне определенной структуры они существовать


не могут. Если мы не примем городскую ткань за основу, не будем работать с ней и создавать проекты, дополняющие ее, мы не сможем ни по­строить, ни сохранить города, которые нам дороги.

Однако невозможно воссоздать традиционную улицу, ограничиваясь воспроизведением образов города викторианской эпохи с помощью совре­менных фасадов а ля Крие, не позволяя нормаль­но развиваться городским функциям. Для воссоз­дания многообразия жизни города необходимы как градостроительная форма, так и содержание; только осознав эту двойственность, можно вновь вдохнуть жизнь в наши города.

Оживленность на улицах и общественных пло­щадях во всем своем многообразии неразрывно связана с внешней формой отдельных зданий. Фор­ма и виды деятельности не существуют друг без друга. Их взаимодействие нельзя подвести под единую модель, оно многообразно. Зрительно та­кая структура ближе Городу-Коллажу, провозгла­шенному Колин Роув, чем к формальной моно­тонности современных градостроительных про­ектов.

Такие города-коллажи не требуют грандиоз­ного единства проектов эпохи барокко, но нуж­даются в непрерывном пространстве, соединяю­щем их различные элементы, пространстве, свя­занном с потребностями города и чувством исто­ричности. Однако хороший коллаж не должен иметь вид коллекции, что преобладает в модели Колин Роув. Каждая часть такой городской струк­туры должна обладать разнообразием, имеющим собственную ценность. Например, улица приобре­тает полный и активный характер благодаря мно­жеству различных зданий, и в то же время все эти здания должны подчиняться улице как ор­ганизующей форме. Продолжение этой идеи от­носится к высшему уровню организации города, который связывает воедино - различные части го­родской структуры.

Многофункциональное здание должно принять такую городскую структуру за руководящую силу, которая определяет его форму; организация вну­тренних функций здания должна отвечать потреб­ностям города. Мы не можем проектировать зда­ние изнутри, исходя только из задачи выражения функций и финансовых затрат, мы должны за­думывать его внутри городской ткани. Конечно, это предполагает существование правил и норм градостроительного проектирования для опреде­ленного района. В идеальном случае эти правила могут быть откорректированы в процессе проек­тирования здания, если архитектор будет обладать финансовыми возможностями принять ограниче­ния, предписываемые градостроительными норма­ми. Например, может быть необходимо ограни­чить фасад здания определенной высотой вместо того, чтобы построить более дешевую изолиро­ванно стоящую башню.

К несчастью, при частной собственности на землю, трудно создать согласованное городское пространство, если не будут зафиксированы не­которые градостроительные принципы, которые должны стать инструментом земельного контроля. В Северной Америке это пока еще не вошло в практику.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.011 с.)