Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Исторические предшественники многофункциональных зданий

Поиск

i-f-1


 


 


/. Греческая агора

Нет смысла описывать здания как многофункцио­нальные сооружения периода до промышленной ре­волюции. Они существовали и были составной частью европейских городов. Они строились и ис­пользовались людьми на протяжении столетий.

Греческие агоры и римские термы — широко из­вестные примеры ранних многофункциональных структур. Агора, гражданский центр греческих горо­дов, представляла собой нечто большее, чем просто правильно организованные торговые ряды. Прост­ранство вокруг них служило социальным и полити­ческим форумом для горожан, где проходили разно­образные дискуссии и собрания. Термы тоже были театром не только для спортивных состязаний, раз­влечений, но и для общественных собраний. В их, как правило, симметричных планах были преду­смотрены различные помещения для разных видов деятельности: библиотеки, театры, лекционные за­лы, спортивные залы, столовые. В римском и гречес­ком обществе работа не рассматривалась как все­поглощающая деятельность, занимающая все время человеческой жизни; и главная черта, присущая их общественной жизни,— гражданственность — вы­ражалась физически и эмоционально в много­функциональных общественных сооружениях. Та­кие структуры отражали дух и устройство общест­ва, их породившего.

В обществе, где религиозная и экономическая сферы жизни превалировали над общественной, гражданские многофункциональные здания теряли свое значение. Примером этому служат средневеко­вые города. Здесь функции больших многофункци­ональных сооружений, характерных для римского и греческого общества, выполнялись мелкими част­ными зданиями. Например, как описывает Говард Саальман в своей книге «Средневековые города», первые городские советы — ратуши — размеща­лись не в специально созданных для этой цели зда­ниях, а в частных сооружениях, как правило, напо­ловину укрепленных башнях.

В.стенах средневекового города сосредоточи­вались все сферы деятельности его обитателей. Жизнь горожанина ограничивалась собственным домом и протекала внутри него, за исключением немногочисленных обрядов или функций, совершав­шихся в церкви или ратуше. Горожане, как правило, жили этажом выше своей мастерской или лавочки. Жилище и место приложения труда сосуществовали в единой структуре, образуя наиболее устойчивую многофункциональную единицу любого города, ста­рого или нового. Такие частные многофункциональ­ные здания были характерны для средневекового города и создавали его особый облик.

Со временем средневековые города становились перенаселенными и плотно застроенными. Почти не оставалось места для возведения новых домов, и строительство должно было выйти за пределы стен города. Таким образом, как пишет Саальман,


2. Стена Ротенбурга заключает в себе все виды деятель­ности горожан средневековья

«жилище и торговля, производство и потребление разделились. Горожане стали жителями пригоро­дов». Произошло расщепление городской ткани, предзнаменовавшее современное развитие пригоро­дов-спален.


Изменение в социальном устройстве средневеко­вых городов привело и к изменению использова­ния зданий. В связи с ростом численности населе­ния и его концентрацией в городах появилась необходимость строить «много квартир над одной мастерской». Характерным примером Этого может служить известный парижский многоэтажный жи­лой дом начала XIX в. Весь первый этаж занимали магазины, рестораны, кафе, театры, а над ними — четыре-пять этажей квартир. Так, элегантным ва­риантом этой модели может служить улица Риволи, где первые этажи домов объединены аркадой, защи­щающей покупателя от непогоды и зрительно объе­диняющей фасад улицы. Осман взял эту модель за основу жилого блока для его необыкновенно успешной реконструкции улиц и бульваров.

Свое высшее развитие многофункциональная модель торгово-жилищного комплекса получила в виде крытого пассажа или галереи. Горизонталь­ный ряд таких жилых блоков формировал длинный, перекрытый стеклянной крышей двухсторонний пешеходный проход, каждый конец которого вы­ходил на улицу. Такие галереи-пассажи являлись жизнеспособным.типом застройки в Европе наряду с многоэтажным жилым домом парижского типа: оба типа городской застройки получили широкое распространение в Северной Америке.

Пассажи могут быть включены в городскую ткань, объединяя существующие здания в единую структуру. Огромный градостроительный потенциал использования перекрытых галерей наилучшим образом виден на примере Парижа. Здесь сложная сеть пассажей была создана вокруг бульвара Мон­мартр, что позволило использовать узкие длинные земельные участки между улицами, вдохнуть новую жизнь во внутреннюю застройку кварталов и открыть новые пешеходные пути.

Пассажи были удобны с точки зрения исполь­зования участка, занимая мало ценного фронта фасадов из-за своего перпендикулярного располо­жения к улице. Такие структуры были особенно доходны благодаря своему различному функци­ональному использованию. Магазины, лавки ре­месленников, ночные клубы, рестораны, кафе и да­же музеи располагались на первом этаже. Жилье, а иногда конторы занимали верхние этажи.

В плане пассажи обычно представляли собой регулярную сетку колонн, соответствующую разме­рам участка. Каждый пролет имел собственный вход и Лестницу, специальные большие лестницы были предусмотрены для помещений общественного


3. Разрез парижского жилого дома с лестничной связью

4. Фасад парижского жилого дома с лестничной связью

5. Фрагмент плана Парижа (кварталы Бон-Нувель и Порт
Сен-Дени и их пассажи)

1— общественные пути; 2— колоннады; 3— открытые пассажи (дворцы, сите, тупики); 4 — крытые пассажи

6. Галерея в Кливленде

7. Парижский пассаж

назначения, расположенных на втором этаже, нап­ример ресторанов. Гостиные в квартирах, имеющих обычно два уровня, выходили окнами в пассаж, а спальни располагались выше стеклянного перек­рытия над пассажем. Несмотря на различные ва­рианты основной модели пассажа, все они сохраня­ли подобное вертикальное зонирование (распреде­ление функций).

Хотя пассажи получили большое распростране-




8. Сен-Симон 9. Роберт Оуэн

ние в XIX в.. и, во многом* предвосхитили развитие прогресса в технологии стали и стекла, современные историки не связывают их с началом индустриальной эры. Несмотря на их часто значи­тельные размеры и элегантный фасад, они были слишком скромным изобретением, слишком тесно вплетались в существующую ткань города, чтобы охарактеризовать разрыв с прошлым. Этот разрыв будет связан с созданием огромных выставочных залов, вокзалов и выдающихся инженерных со­оружений. Отделенные от реальности городской жизни пространством, эти исполинские сооруже­ния провозглашали достижения промышленной революции.

Значение же пассажей состояло в другом. Они показали богатый потенциал ввода новых элементов и обновления городской среды в масштабе чело­века. Сооружение пассажей не означало изменение или разрушение отдельных кварталов города. Они решали проблемы непосредственно близлежащего окружения, кроме того, они продемонстрировали большие возможности, заложенные в идее созда­ния непрерывной функционально насыщенной пе­шеходной сети для, города в целом.

Сегодня пассажи, сохранившиеся в Париже и других городах, живут и функционируют столь же активно, как и прежде. Они существуют как один из последних примеров ярко выраженной мно­гофункциональной городской структуры.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И УТОПИЯ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.007 с.)