Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Architecture multifonctionnelle dans le contexte urbain

Поиск

Eberhard H. Zeidler


Много­функциональная архитектура

Перевод с английского А.Ю. Бочаровой

Под редакцией

Канд. архитектуры И.Р.Федосеевой


 


Karl Kramer Verlag Stuttgart


Москва Стройиздат 1988


УДК 721.011.2

Цайдлер Б.

Многофункциональная архитектура/Пер. с англ. А. Ю. Бочаровой; Под ред. И. Р. Федосеевой.— М.: Стройиздат, 1988.—... с: ил.— Перевод, изд.: Multi-use architecture/E. H. Zeidler.— Karl Kramer Verlag Stuttgart

ISBN 5-274-00225-0

Книга архитектора из ФРГ посвящена одной из самых акту­альных, но в то же время малоосвещенных тем современного градостроительства — формированию центральных зон исторически сложившихся городов и входящих в их'состав многофункциональ­ных комплексов. Практика проектирования многофункциональных зданий и комплексов проанализирована на примерах более ста объектов, построенных в странах Западной Европы, США, Канаде.

Для архитекторов и проектировщиков. Ил...., список лит.: 31 назв»

Рецензентканд. искусствоведения В. Л. Хаит


4902010000—551

ц ----------------------- 198—88

047(01)—88

ISBN 5-274-00225-0


© Karl Kramer Verlag Stuttgart 1983 © Предисловие к русскому изданию. Перевод на русский язык, Стройиздат, 19Е


ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ


Предлагаемая советскому читателю книга «Многофункциональная архитектура» напи­сана известным архитектором Э. Цайдлером — автором знаменитого торгово-общест-венного комплекса «Итон-центр» в Торонто, научного центра здравоохранения в Гамильтоне, административно-торгового здания в Сенчери-Плейс в Бельвиле и др. В книге излагаются прогрессивные идеи современного градостроительства, в ко­торых город рассматривается не как совокупность сооружений, а как единое целое, непрерывно развивающееся в пространстве, а здание — как элемент этого пространст­ва. По мысли автора, здания, объединяющие в себе главные функции человеческой жизнедеятельности, являются важнейшими компонентами городской структуры, спо­собствуют созданию активной, социально насыщенной среды, обеспечивающей свободу общений и разнообразие выбора. Многофункциональное здание здесь рассматривается «скорее как идея, понятие, чем определённый вид сооружения». Автор подчеркивает также, что концепция многофункциональных зданий еще не раскрыта во всей ее полно­те и требует дальнейших исследований; это объясняется тем, что длительное время теория и практика современной архитектуры основывались на принципах прост­ранственного разделения функций (провозглашенных Афинской хартией) и отрицали их интеграцию.

Структура книги необычна, об этом автор говорит во Введении. Широко представлен­ные примеры многофункциональных зданий приводятся в большинстве своем не по ходу изложения и не в конце книги, а в середине ее, после первой части, посвящен­ной предшественникам таких зданий. Примеры даются без комментариев, чтобы читатель имел возможность критически оценить их и самостоятельно сделать выводы. Здесь кроме графического материала, всесторонне раскрывающего объект, приведены также таблицы-диаграммы, представляющие особый интерес. В них наглядно показано соотношение (в площадях и' процентах) различных функций — административных, жилых, торговых, культурных и др., объединенных в многофункциональном здании или комплексе.

В третьей части рассматриваются принципы формирования многофункциональ­ных зданий в неразрывной связи с пространственной структурой города. Последователь­но проводя идею интеграции функций в городской среде, Э. Цайдлер очень внимательно анализирует требования к каждой из основных функций жизнедеятельности людей — жилищу, работе, рекреации (причем под рекреацией он понимает не только отдых и развлечения, но и все виды общественного обслуживания). Глубоко и всесторонне исследуются и внешние факторы, влияющие на формирование многофункциональной среды: общая организация городского пространства и его элементов (улиц, площадей и др.), система передвижений (пешеходных и транспортных), организационная струк­тура города. При этом отмечается важность обеспечения «выживаемости» и надежности таких зданий, гибкости в условиях непредсказуемых изменений в будущем.

Автор особое внимание уделяет проблемам эмоционального воздействия городской среды на жизнедеятельность людей, связанного с привычными представлениями, зрительным восприятием, культурными и эстетическими требованиями.

Книга не содержит каких-либо конкретных рекомендаций для проектирования. Ценность ее заключается, в первую очередь, в том, что в ней формулируются правила и условия, которым должны отвечать многофункциональные здания. Эти принципиальные положения раскрываются автором в ходе всего теоретического исследования и иллюстрируются интересным графическим материалом.

И. Федосеева, кандидат архитектуры


ПРЕДИСЛОВИЕ Если создастся впечатление, что книга содержит ряд высказываний, которые не удается
^ логически довести до научного понимания, выяснив их эмоциональную сущность, то это

лишь отражает реальность, которую мы вынуждены принять.

Как архитекторы, мы не обладаем ни привилегией ученых, котороые могут исклю­чить из своей области все то, что научно недоказуемо, ни привилегией художников, кото­рые могут игнорировать мир реальности и проникать в сферу чувственного выражения.

Здания и формируемые ими города существуют в той сфере, которую мы можем научно объяснить, и в той, на которую мы эмоционально реагируем. Однако эта двойственность присутствует только в нашем сознании. В действительности отдель­ное здание может иметь только одну форму, и фактически акт строительства состоит из объединения этой двойственности в едином выражении.

Если такое смешение логического рассуждения, с одной стороны, и поэтического выражения, с другой, вместо более тщательного исследования каждого из аспектов будет осуждено как недостаток этой книги, то это моя вина, так как я выбрал этот путь несмотря на советы поступить иначе.

Но если эта книга обладает какими-либо достоинствами, я приношу свою благодар­ность всем, кто оказал мне поддержку и помощь в моей работе.


ВВЕДЕНИЕ


Наиболее привлекательны для нас города, в структуре ко­торых присутствует богатая и сложная сеть разнообраз­ных видов деятельности и функций. Подобно любой структуре или системе, эти города требуют постоянной заботы и обновления — восстановления и реконструкции частей города, пришедших в упадок или требующих изме-ния.

Система тесно взаимосвязанных функций, как прави­ло, развивается поэтапно в течение лет, временами дости­гая состояния экономического и социального равновесия, чтобы вновь измениться. Существенным фактором дина­мики этого процесса является взаимодополняемая приро­да городских функций — насколько они усиливают друг друга и как они совместно поддерживают повсед­невную жизнь города.

К сожалению, пионеры современной архитектуры не придавали большого значения функциональной взаимос­вязанности, рассматривая город как вместилище отдель­ных функций, которые должны быть разделены, чтобы не подавлять друг друга. Хотя и сегодня города страдают от подобных проблем, время изменило нашу точку зрения и вследствие этого подход к их анализу. Мы уже с меньшей готовностью рассматриваем наши города как плохо функционирующие организмы, требующие хирургичес­кого, тем более глобального вмешательства, которое слишком часто предписывалось в прошлом. В их види­мом беспорядке мы все больше находим признаки прису­щей им жизнеспособности.

Изменению подхода к проблемам наших городов содействовали многие — социологи, архитекторы, гра­достроители и политические деятели; но особенно сущест­венную роль в этом сыграли жалобы тех, кому довелось быть свидетелем последствий современных градострои­тельных решений. Поражение таких утопических моде­лей, как перестройка города, города-спутники, админист­ративные города и им подобных, продемонстрировало полное отсутствие преемственности — так же, как и бес­силие философии современного градостроительства, иг­норирующей взаимосвязь повседневных городских функ­ций. Тем не менее сегодня взаимосвязь внутренних функ­ций здания с его окружением вновь интересует боль­шинство архитекторов, работающих в городском контек­сте.

Эта книга посвящена особому аспекту архитектуры города — зданиям или группам зданий, которые выпол­няют множество функций, и концентрируют внимание на их значении с точки зрения градостроительства. Так как многофункциональное здание тесно связано со своим окружением, оно не сможет существовать вне городской среды, питающей его сущность. Следовательно, мы долж­ны изучать многофункциональные структуры не только в отдельности, но в контексте города, который вызвал их к жизни.


В книге исследовались следующие вопросы:

Связаны ли эти здания пространственно и социаль­но со своим окружением?

Стимулируют ли они пешеходное движение по улице и, кроме того, облегчают ли движение транспорта?

Способствуют ли они разнообразию общественных функций и более эффективному использованию город­ского пространства?

Создают ли они структуру, в которой различные функции дополняли бы друг друга к взаимной пользе?

Проще говоря, обогащают ли многофункциональные здания городскую ткань? Я думаю, что да.

Конечно, многофункциональные здания не являются панацеей в решении городских проблем. Нет никаких гарантий, что в определенных ситуациях такое здание будет служить лучше, чем монофункциональное. Даже сегодня сооружается много огромных многофункциональ­ных комплексов, которые вызывают такие же гигантские разрушения в городах, что и в 1950-е годы, только с тем отличием, что сегодня они в большей степени пред­назначены для потребителя. Слишком часто они поглоща­ли разнообразные функции и виды деятельности, разви­вавшиеся вдоль улицы, и заточали их в монотонной среде внутреннего пространства. Однако существует мно­го удачных проектов, более восприимчивых к существую­щей городской ситуации, например, ансамбль Кальвер Штрассе — Вотебюльплатц в Штутгарте, квартал Сент Лоуренс в Торонто, Музыкальный центр в Утрехте и др.

Многофункциональное здание обсуждается в этой книге скорее как идея, понятие, чем определенный вид сооружения. Оно включает в себя все здания, которые содержат более одной из трех основных функций челове­ческой жизни. Многофункциональное здание должно не только объединять эти внутренние функции, но и связы­вать их с городским контекстом. Поэтому многофунк­циональными структурами может быть как относитель­но маленькое здание, действующее как звено в городском пространстве, так и огромный комплекс, который сам является почти городским кварталом.

В концепции многофункциональности масса неиссле­дованных вопросов, что в значительной степени объясня­ется тем, что современные архитектурные теории ее отрицали.

Такой тип здания воскрешает в нас память о город­ской жизни прошлого, признаки которой все еще сохраня­ются в наших городах, и позволяет нам надеяться на создание новой лучшей городской среды.

Многофункциональное здание обещает, исходя из ошибок прошлого и запутанной сложности настоящего, возродить форму зданий, в которых вновь могла бы раскрыться городская жизнь. Выполнение функций го­родской жизни рассматривается теперь не как необхо­димость разделения ее элементов, а как настоятельная


потребность их слияния. Проекты, представленные во II части, включают разнообразные типы зданий, которые объединяет только одно: многофункциональность.

Ренессанс-центр архит. Портмана в-Детройте был задуман такого большого масштаба, который казался необходимым для воссоздания многофункциональности в пришедшем в упадок центре американского города, хотя следует признать, что попытка включить этот комплекс в городскую ткань не удалась.

К счастью, однако, эти комплексы положили начало тенденции включения многофункциональных зДаний в го­родской центр, что вновь позволит меньшим по размерам зданиям выйти на городскую сцену.

Исторические предшественники и ближайшее прош­лое современной архитектуры должны быть рассмотрены в новой перспективе с учетом всех лучших решений. Мы не можем утверждать, что наша творческая деятельность проистекает только из нашего воображения, не испыты­вая влияния исторического прошлого. В творчестве не следует впадать в крайности, либо исключая все ценные идеи последнего полувека современной архитектуры, либо полностью отдавая предпочтение памяти прошлого.

Книга предлагает изучить то, что уже есть, и посмот­реть, каким образом мы. можем создать лучшую среду благодаря включению многофункциональных зданий в ткань города.

Книга разделена на три части. Первая часть посвя­щена наиболее важным историческим примерам много­функциональных зданий. Подчеркиваются также реша­ющие обстоятельства, способствовавшие забвению мно­гофункциональных зданий как жизнеспособной модели городского сооружения.

Во второй части приведены без комментариев проект-


ные материалы и фотографии различных многофункци­ональных зданий из разных стран. Они отражают мно­жество решений — от мелкомасштабных проектов рекон­струкции до более крупных комплексов, расположенных в центрах городов. Мы сознательно отказались от любых комментариев, одобрительных оценок или критических замечаний. Очень легко использовать фотографии зданий как отдельный пример для доказательства определенной' точки зрения. Это бывает часто несправедливо по от­ношению к зданию, вырванному из контекста, и не служит ничему, кроме выявления блистательных качеств критики. Реальность архитектуры намного сложнее, и к ее пони­манию должно предъявляться больше требований. Я ду­маю, однако, что этот вывод станет очевиден при изучении представленных примеров.

В третьей части рассматривается понятие многофунк­ционального здания с точки зрения проблем, которое оно выдвигает, и его потенциального вклада в качество город­ского пространства. Рассматривая эти принципы здесь ав­тономно, я надеюсь, что они могут быть полезны при изучении примеров, представленных во второй части. Считаю это наиболее позитивным подходом для лучшего понимания нашей задачи по восстановлению городской среды. В этом смысле эта книга является архитектурной «кулинарной» книгой, и я не считаю это умаляющим фактором, так как «кулинарные» книги нужны. Они не только показывают конечный результат, но И сообщают, как этого достичь. Бели это хорошая «кулинарная» книга, то в ней также говорится об ингредиентах и их свойствах, что позволит затем «повару» с творческой жилкой использовать их в новых сочетаниях. Поэтому «кулинарная» книга интересна, в первую очередь, повару и только косвенно обедающему гостю.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.012 с.)