Жизнь и деятельность Л.С.Выготского.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь и деятельность Л.С.Выготского.



Л.С. Выготский и современность.

Лев Семёнович Выго́тский (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский; 5 (17) ноября 1896(18961117), Орша, Российская империя — 11 июня 1934 (умер в возрасте 37 лет от туберкулёза), Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Получил признание как один из крупнейших психологов первой пол. ХХ в. Продолжение работ Выготского, наметившего путь к объединению биологических и социальных исследований, может иметь для науки не меньшее значение, чем расшифровка генетического кода.

Профессор чикагкского универ-а Тулмин назвал Выготского «Моцартом в психологии».

За свою короткую жизнь издал 275 трудов. У нас его работы долгое время не издавались, что породило множество тайн и мифов.

См. В-59.

Гомельский период жизни Л. С. Выготского.

 

Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского (ум. 1931) и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской, учительницы по образованию, свободно владеющей немецким и французским языками. Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз (Аспиз, 1876—?), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893—1943, англ.). Л. С. Выгодский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.

В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского Императорского университета (хотя, изначально поступал на медицинский ф-т, но медицина не привлекла его, да и юрфак давал возможность поступления в адвакатуру, а не на госслужбу, а это значило, что еврейский юноша получает разрешение жить «вне черты оседлости») и одновременно — историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Научные занятия по психологии начал ещё в университете.

Дипломная работа «Трагедия о Гамлете, принце Датском, у Шекспира» впервые увидела свет только через 52 года после ее написания (приложение к книге Выготского «Психология искусства»).

По окончании учебы в Москве обоих универ-ов с высшими балами вернулся в Гомель в декабре 1917 г. В Гомеле была провозглашена Советская власть, город оказался в центре военных действий. Он был оккупирован немецкими войсками и присоединен к Украине. Найти работу в военных условиях было трудно. Выготский зарабатывал частными уроками. В 1918 г. От туберкулёза умер его младший брат 14 лет, затем от тифа – второй брат.

В 1919 г. Гомель освобожден от немцев, устанавливается Советская власть. Выготский занимается практической работой в области культуры и народного образования. Преподаёт литературу в открывшейся трудовой школе Гомеля. В дальнейшем – литературу и психологию. Ведёт курсы общей, экспериментальной, детской и педагогической психологии в ряде Гомельских учебных заведений (школах, педтехникумах, учительских курсах).

Кандыбович «История психологии в Беларуси»

Деятельность Л.С. Выготского в педагогическом техникуме г. Гомеля.

 
 

Техникум был создан в 1921 г. Первый набор – 80 чел. (250 заявлений). Степендия студентам – мукой и салом. Выготский работал там с 1922 г., вел логику и все курсы психологии. В 1923 г. организовал кабинет экспериментальной психологии на базе педтехникума (демонстрация опытов, лабораторные занятия, исследования дефективных детей, речи, памяти…). Выготского премируют, повышают оклад. Начинается его научно-исследовательская деятельность. Он приступает к работам «Педагогическая этика» и «Психология икусства». До 1924 г. Выготским было опубликовано 87 работ.

В Гомельский период жизни и деятельности Выготский сформировался как самостоятельный учёный, способный вести теоретическую и экспериментальную работу. Этот этап в значительной степени определил весь его дальнейший путь создателя основ современной психологии и дефектологии.

Кандыбович «История психологии в Беларуси»

 

Билет-29 Вопрос 2 (63)

Общие тенденции развития в 1920-1930-е годы в БССР (деятельнность В.Н. Ивановского, П.Я. Панкевича, С.Я.Вольфсона).

Общие тенденции развития психологии в 1920 - 1930-е годы в БССР.

Годы революционных идей. Психологи полагают, что, наконец-то, появился свободный человек, обучая и воспитывая которого они будут выполнять великую историческую миссию. Велико значение марксистской теории. К концу 1930-ых годов выкристаллизовались основные принципы марксистской психологии (изложены: Рубинштейн, «Основы общей психологии).

В Беларуси, как и в СССР в целом, психология 1920-1930-ых г.г. развивается в рамках педологии (наука о ребёнке, возникла в кон. Х1Х в. на Западе, в нач. ХХ в. ещё до революции, распространяется в России. Всё изучении психологии детей проводилось под эгидой педологии).

В нач. 1920-ых г. В послереволюционной Беларуси появляются первые ВУЗы. Да и до революции в Беларуси не было учебных заведений, где бы читалась психологии (ближайшие универ-ы – в России, на Украине, в Эстонии). Поэтому психология в Беларуси и не могла активно развиваться (не где было).

Перевод книг зарубежных психологов принёс свои плоды. В Беларуси открываются лаборатории, исследовательские группы. Психология внедряется в различные сферы деятельности людей (искусство, творчество) (Выготский – «Психология искусства», Грузенберг – «Психология и творчество», «Гений и творчество» - творчество как особый вид рефлекса J).

В дальнейшем каждый год расширялся круг научных и практических видов психологии.

Вместе с расширением и созданием новых учебных заведений шёл процесс преподавания психологии, создавались лаборатории по обслуживанию учебного процесса.

Активизировался процесс внедрения психологии в производство и организацию исследований в области научной организации труда.

Продолжалось создание лабораторий, в т.ч. и психотехнических, предназначенных для профотбора и профориентации.

Первый ВУЗ – БГУ – был создан в 1921 г., и необходимого профессорско-преподавательского состава не было. Специалисты приглашались из ведущих центров СССР. Правление БГУ было в Москве. Талантливые выпускники оставались на кафедре, так наметилась система подготовки и подбора препод.состава в вузах республики. Одним из первых профессоров-психологов был Владимир Николаевич Ивановский.

Кандыбович «История психологии в Беларуси»

Деятельность В.Н. Ивановского в 1920 - 1930-е годы в БССР.

 

Яркий представитель Московской профессуры, которым пополнился профессорско-преподавательский состав БГУ.

Владимир Николаевич Ивановский (13(25) июля 1867 – 4 января 1939. Русско-белорусский философ, психолог с белорусскими корнями. Его интересы: от мистики средних веков до современной психологии и гнесеологии. Автор большого кол-ва статей, особенно по проблемам педагогики и образования.

Родился в Тверской губернии в семье учителя. В совершенстве знал английский, немецкий, французский, читал на греческом и латыни. Закончил историко-филологическ. ф-т Московского универ-а в 1889 г. Давал частные уроки в Москве.

На 4-ом курсе заинтересовался лекциями по психологии профессора Троицкого, посещал их и после окончания универ-а, участвовал в заседаниях Московского психологического общества, позже стал помощником секретаря, а потом и секретарём общества Работал секретарём редакции журнала «Вопросы философии и психологии», где печатались и его рецензии. Параллельно занимался историей средних веков и подготовил ряд статей по этой теме. Читал педагогику и психологию в учебных заведениях Москвы. В 1898 г. – магистр философии, в 1899 г. – приват-доцент философии историко-философского ф-та Московского универ-р. Год вёл научную работу в Берлине, Париже, Лондоне, жил в Оксфорде.

Работал в БГУ с 1921 по 1927 г. В период работы в БГУ написол монографию «Методологическое введение в науку и философию» (1923). Предложил классификацию наук, разделив их на на теоретические и практические. В раздел практических наук он включил и психологию. Написал «Программу по психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923-24 учебный г., предназначенная для студентов 1-го курса педагогического ф-та БГУ. Программа включала изучение психологии личности и психоаналиа З. Фрейда (хранится в архиве до сих пор).





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.01 с.)