ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоаналитическая концепция К.Хорни.



Карен Х: (1885-1952) получила образование на мед.факультете Берлинского универ. В 1918 году она поступила на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает в США. Х занимает пост заместителя директора Чикагского психоаналитического института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Психоаналитич. институте, заним. параллельно терапевтич. практикой. Как и многие последователи Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.

В теории Х биол. ориентированность, характерная для классич. психоанализа, заменяется социокультурной, присущей Н. С т. з. Х, решающим фактором развития личн. явл. социальные отношения между реб. и род., прежде всего касающиеся 2-х важнейших тенденций детства – стремл. к удовлетв. своих жел. и стремл. к безоп. Причем ведущей явл. последняя тенденция: удовлетв. Потреб. в безоп.и ведет к формир. здоровой личн.; и наоборот – поведение род., препятств.этому (насмешки, невып. обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к разв. у реб. базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощ. перед лицом потенциально опасного мира.

По Х, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, кот. получили назв. невротич. потребностей, или невротич. тенденций. Это избыточные потребн.1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независ.; 10) в безупреч. и неопроверж..

Позднее эти потребности были объединены в 3 осн. категории, каждая из кот. представл. собой стратегию межличн. Отнош. с целью достиж. Чув-ва безоп., т. е. сниж. тревоги. Каждой стратегии сопутств. ведущая ориент. в отн.с др. людьми: 1) ориент. на людей; 2) ориент. от людей; 3) ориент. против людей. Соответст. было выдел. 3 типа невротич. личности: уступчивый, обособленный и агрессивный.

Карен Хорни (1885-1952) известна не только как яркая представительница неофрейдизма, но и как автор собственной оригинальной теории, а также одна из ключевых фигур в области женской психологии. Она единственная женщина психолог, чье имя значится в ряду основателей психологической теории личности. Карен Хорни стала первой женщиной в Германии, которая получила разрешение изучать медицину. Закончила свою карьеру тем, что основала Американский институт психоанализа.

В отличие от Юнга и Адлера, Хорни говорила, что она лишь стремится исправить некоторые недостатки теории Фрейда. Однако ее стремление раздвинуть рамки ортодоксального фрейдизма на самом деле привели и ее к пересмотру отдельных положений теории Фрейда.

Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она доказывала, что развитие предопределено не только врожденными инстинктами, что человек может изменяться и развиваться в течение жизни.

Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством базальной тревоги. Хорни писала, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком.

Хорни выделяет два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности - в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят, и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги - более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я".

Введение понятия «образа Я» - одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из двух частей - знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным.

Хорни считала, что существует несколько «образов Я»: Я-реальное, Я-идеальное и Я-в глазах других людей (Я-глазами других). В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, ее задача - привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я». Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Билет-10 Вопрос 2 (44)

Психоаналитическая концепция Э.Фрома.

Э.Фромм (1900-1980) окончил Франкфуртский универ. Он был приглаш специализироваться в обл. психоанализа снач в Мюнхенский универ, а позднее – в Берлинский психоаналитич. институт. В 1933 году Ф переезж в США, где он внач. становится лектором Чикагского психоаналитич. института. Затем в Нью-Йорке занимается частной практикой, параллельно читая лекции в ряде американских универ-ов. Ф. яв. наиб. соц.-ориентир. из всех психоаналитиков, т. к. для него соц. окруж. яв. фактором развития личности. Ф. под средой понимал не только ближ. окруж. чел, но и то общественное устройство, при кот. он живет.

Движ. силами разв. личн. яв. 2 врожд. бессозн. потреб: потреб. в укоренении и потреб. в индивидуализации. Если потреб. в укорен. заставляет чел. стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потреб.в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутр. противореч., конфликта мотивов у чел., кот. всегда тщетно стремится каким-то образом соед. эти противополож. тенденции в своей жизни. Стремл. примир. эти потреб. яв. двигателем не только индивид.разв., но и общества в целом, кот. также пыт. уравновесить эти стремления. Индивидуализац. развив. в ущерб укорененности, о кот. чел нач тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Ед. чувством, кот, по мнению Ф., помогает чел примирить эти 2 противополож потребности, яв. любовь. Желание свободы от всех и любой ценой не дает чел-ку возм. задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает жел. променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, "свобода для", то есть свобода, необходимая нам для осущ. наших намерений. Такая свобода требует освобожд. не от всех связей, а только от тех, кот. мешают в осущ. задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит чел-ка. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими, и рождается в любви. Ф также гов о механизмах псих. защиты, с помощью кот. чел. стремится избежать внутриличн. конфл. По Ф., это садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм.

Эрих Фромм (1900-1980) окончил Франкфуртский университет. Он был приглашен специализироваться в области психоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее - в знаменитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 году Фромм переезжает в США, где он вначале становится лектором Чикагского психоаналитического института, в котором работала и К. Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-Йорк, где занимается частной практикой, параллельно читая лекции в ряде американских университетов.

Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков. Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории.

Движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека. Стремление примирить эти потребности является двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом.

В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, «свобода для», то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. Любовь дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Земле новое общество –«гуманистический идеализм», основанный на любви людей друг к другу.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.007 с.)