ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и концепции гуманистической психологии



Впервые термин ≪гуманистическая психология≫ был использован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг. усилиями Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии, гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека

Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т. д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.

2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей.

Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели - это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.

Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализациисвоего потенциала, спонтанности, игре, юмору.

Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.

6. Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос ≪почему?≫ а описание самого феномена состояния и ответ на вопрос ≪как?≫.

Направления в развитии гуманистической психологии. В рамках гуманистической психологии сложились два различных подхода: первый разрабатывался Р. Мэем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр. Представители второго подхода - Маслоу и Роджерс - постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.

Билет-14 Вопрос 2 (48)

Личностно-центрированный подход К.Роджерса.

Феноменологическая психология К. Роджерса Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, является одним из основателей концепции гуманистической психологии. Разработанная им теория, получившая название феноменологической, и основанный на ней психотерапевтический метод ≪клиентцентрированной терапии≫ очень популярны и влиятельны в научных кругах.

Основные идеи феноменологической концепции Роджерса. 1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие ≪феноменальное поле≫. 2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к позитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию. 3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только в ситуации жизни в настоящем- главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность к невротизации. 4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации. 5. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования. Созданная Роджерсом концепция личности имеет огромную популярность, а разработанный им метод психотерапии, ориентированный на клиента, активно используется как в психологическом консультировании, так и в психотерапии. Также на его основе был создан метод групповой психотерапии и коррекции, основанный на посещении так называемых ≪групп встреч≫. В настоящее время этот метод групповой работы является одним из ведущих, причем не только в психологии, но и в медицине и педагогике.

Билет-15 Вопрос 2 (49)

Теория самоактуализации А.Маслоу.

Гуманистическая психология А. Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную теорию, названную им

Гуманистической психологией, в середине прошлого века. Постулировал идею антидоктринерства: абсолютизация любой, даже самой удачной теории недопустима, и все теории должны взаимодополнять друг друга. Принцип изучения здоровой личности применялся в исследовании личностных качеств лучших представителей человечества с целью понимания истинных возможностей человека. На основе полученных результатов была создана теория потребностей, которая

Включает в себя следующие положения.

Потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями.

Удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно без удовлетворения низшей потребности, эта потребность не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально, что для каждого человека индивидуально.

3. В этой иерархии существуют следующие потребности:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

- потребности в безопасности (стабильность, порядок);

- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);

- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитие способностей).

Самоактуализация означает умение понять себя,свою природу, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности.

5. Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего ≪Я≫ и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.

Билет-16 Вопрос 2 (50)

Логотерапия В.Франкла.

Логотерапия – это одно из направлений психотерапии, задача которой состоит в том, чтобы помочь пациенту найти смысл жизни, мобилизовать личностные ресурсы человека для того, чтобы он не использовал алкоголь, наркотики, токсические вещества для решения своих психологических проблем. Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врождённую мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенционального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Гл. тезис учения о смысле жизни – жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С точки зрения Франкла, смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);

2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);

Посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить.

По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с точки зрения Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни. Психотерапевтический аспект Логотерапии состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Логотерапия представляет собой специфическую терапию при экзистенциальной фрустрации, экзистенциальном вакууме или фрустрации воли к смыслу. Эти состояния, когда они приводят к невротической симптоматике, называются ноогенными неврозами.

Логотерапия занимается тем, чтобы люди осознали свою ответственность, поскольку быть ответственным - это важнейшая основа человеческого существования. Ответственность предполагает обязательства, а обязательства могут быть поняты только в терминах смысла, смысла человеческой жизни. Вопрос смысла - вопрос истинно человеческий, он возникает при работе с пациентами, страдающими от экзистенциальной фрустрации или конфликтов. Следовательно, логотерапия занимается проблемами, включающими смысл в его различных аспектах и проявлениях.

В.Франкл (1905 - ) считал базисным мотивом человеческого поведения борьбу за смысл жизни, стремление к смыслу в противовес психоаналитическому принципу удовольствия. Потеря смысла создает экзистенциальный вакуум. Смысл имеет конкретное содержание (а не абстрактен), он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Смысл нельзя придумать, он должен быть найден. Смысл не может быть дан извне. Он образуется на пересечении внутреннего (ответственность за выбор) и внешнего (жизнь подбрасыввает задачи, которые могут стать осмысленными). Три типа ценностей: ценности отношения – выработка определенного отношения к своей судьбе, нахождение в нейй смысла, самотрансценденция; ценности творчества – изменение отношения к миру, как изменение самого мира. Своббода отношения к действительности и действия в ней. ; и ценности переживания – проявляются в чувствительности человека к явлениям окружающего мира. Это опыт переживаний, приобретенных человеком в любви, которая есть переживание другого человека во всем егоо своеобразии и неповтоооримости. Противостоит концепции самоактуализации: С. – не цель, но результат осуществления смысла. С. сама по себе – бред.

Обретение смысла достигается путем совершения деятельности, в отношении к другим людям, и в выработке позиций в отношении различных жизненных ситуаций. Задача логотерапии как раз и заключается в том, чтобы помочь найти пациенту скрытый смысл его существования, мобилизовать свои ресурсы.

 

Билет-17 Вопрос 2 (51)





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.005 с.)