Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Персонально-личностный (изучение носителя психолог. познания – коллективного и индивидуального)↑ Стр 1 из 29Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По-настоящему сформир. как наука в середине 19 в. (взяла обьект. методы и получила результат в цифровой форме). Основным методом в психологии долгое время было НАБЛЮДЕНИЕ. Уровни психологических знаний: 1.Уровень житейских знаний(опыт; наблюдение- основной); 2.Уровень канонического знания (религиозные, мифологические).; 3.Культурологический уровень(культура, искусство); Уровень научного знания (обобщенность научных данных, оцифрованность). Задачи истории психологии: Изучить закономерности развития знания по психике. Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками. Выявить особенности возникновения и разновидности знаний в зависимости от социума культурных контекстов. 4) Изучить роль личности в становлении науки. Билет-2 Вопрос 1 Периодизация истории психологии. В попытках исследовать историю развития психологической науки наиболее типичны два подхода к выделению периодов развития. Первый подход основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода: - философский период развития психологии (античность - 1879 г.) -период развития психологии как самостоятельной науки (1879 -настоящее время) Г. - год основания немецким физиологом и психологом В. Вундтом лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге, с этого момента в психологии стали использовать новый метод проверки научных гипотез - эксперимент. Психологии вышла из «лона» философии и начала развиваться самотоятельно. Второй подход, предложенный А.Н. Ждан в 1997 г., более содержательный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения предмета психологии. В этом подходе выделяется три периода: 1) Психология как наука о душе (античность-начало Нового Времени (17 в.) Под душой понималась материальная, идеальная, а затем и божественная субстанция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и познающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и нравственные основания. Понятийный аппарат включал такие термины, как разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения) и восприятия, память, представления, воображение, аффект, воля, характер и т.д. 2) Психология как наука о сознании (17 - начало 20 вв.). Этот период связан с именем Рене Декарта. Под сознанием понимается мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические и духовные потребности, бессознательное, перцепция и апперцепция, ассоциации, одаренность и т.д. 3) Психология как наука о поведении (нач. - конец 20 в.). Связан с развитием бихевиоризма и именем Дж. Уотсона. Психология стремилась к сходству с естественными науками, широко применялись эксперимент и математические методы для обработки результатов эксперимента. Термины: условный и безусловный рефлексы, подкрепление, научение и т.д. Билет-3 Вопрос 1 Закономерности историко-психологического процесса Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики. В разнообразных формах домарксистского материализма (механистического, вульгарного, естественнонаучного) выражается стремление понять психику и сознание как естественный процесс, как проявление жизни, ее материальных процессов. Материалистический подход направлен на причинное объяснение психики. В русле этого подхода уже в античности возникли и развивались во все последующие времена представления об обусловленности психических явлений материальными процессами мозга. Развитие материалистических представлений тесно связано с успехами в естествознании. Наивысшей формы они достигают в психологии, базирующейся на философии диалектического и исторического материализма. В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособлялись от него, превращались в особую — духовную — субстанцию, которая и по своему происхождению, и по своим свойствам, и по методам познания противопоставлялись материальному миру и практике. В идеализме психика предстает как особая духовная деятельность, отрешенная от всяких материальных связей, изучаемая абстрактно, «...так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой». Разделение психологии на материалистическую и идеалистическую проходит через всю историю развития психологии вплоть до настоящего времени. При этом каждое из направлений вносит свой вклад в познание психического. Так, идеалистические концепции заостряют внимание на проблеме качественного своеобразия психики в отличие от материальных процессов, проводят идею активной деятельной природы духа. Внимание к этим сторонам психической реальности — факт прогрессивный. Поэтому изучение идеалистических психологических концепций, хотя в них и не открываются реальные пути познания выявляемых закономерностей, составляет неотъемлемую часть курса истории психологии. Важной закономерностью развития психологической науки является ее направленность на выработку единой теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале XX в.,. когда «психология осознала, что для нее вопрос жизни и смерти найти общий объяснительный принцип...». Возникшие тогда новые направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.) претендовали именно на такую теорию. Анализируя их судьбу, Выготский выявил закономерную общую линию в их развитии: от частных открытий в конкретной области к возникновению общих принципов и распространению их на всю психологию и, наконец, превращение в философскую систему и даже в мировоззрение, показав, что ни один из этих принципов не удовлетворяет статусу единственной теории в психологии. Однако объективная потребность в ней остается важной движущей силой. Билет-4 Вопрос 1 Принципы историко-психологического анализа Важнейшим из них является принцип историзма (основополагающей в историческом исследовании), требующий рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминирующей общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставление с предшествующими знаниями. Нарушением принципа историзма в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм. Презентизм ориентируется на выделении таких фрагментов содержания исторического процесса развития науки, которые наиболее соответствуют современным взглядам.Антикваризм– такой поход, который рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, то есть в их временной последовательности. Отступлением от принципа историзма является односторонность и схематизм изображения событий прошлой истории, в то же время требование целостности и конкретности, предъявляемое к исторической мысли, предполагает выявление в изучаемом явлении общей закономерности. Выполнение этого требование обеспечивается опорой на принцип единства логического и исторического, то есть не просто описание того или иного этапа исторически развивающегося знания, но представление его теоретически, выявление в нем нечто постоянного. Тогда любое обобщение истории науки начинает пониматься не как застывшая структура, а исторически, как этап на бесконечном пути научного познания. По мнению М.Г. Ярошевского, в становлении научной картины психической жизни ключевая роль принадлежит принципу детерминизма, который выявляет необходимость раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Принципы историко-психологического исследования в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития психологии. Принципы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.009 с.) |