Персонально-личностный (изучение носителя психолог. познания – коллективного и индивидуального) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Персонально-личностный (изучение носителя психолог. познания – коллективного и индивидуального)



По-настоящему сформир. как наука в середине 19 в. (взяла обьект. методы и получила результат в цифровой форме). Основным методом в психологии долгое время было НАБЛЮДЕНИЕ.

Уровни психологических знаний:

1.Уровень житейских знаний(опыт; наблюдение- основной);

2.Уровень канонического знания (религиозные, мифологические).;

3.Культурологический уровень(культура, искусство);

Уровень научного знания (обобщенность научных данных, оцифрованность).

Задачи истории психологии:

Изучить закономерности развития знания по психике.

Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками.

Выявить особенности возникновения и разновидности знаний в зависимости от социума культурных контекстов.

4) Изучить роль личности в становлении науки.

Билет-2 Вопрос 1

Периодизация истории психологии.

В попытках исследовать историю развития психологической науки наиболее типичны два подхода к выделению периодов развития.

Первый подход основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода:

- философский период развития психологии (античность - 1879 г.)

-период развития психологии как самостоятельной науки (1879 -настоящее время)

Г. - год основания немецким физиологом и психологом В. Вундтом лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге, с этого момента в психологии стали использовать новый метод проверки научных гипотез - эксперимент. Психологии вышла из «лона» философии и начала развиваться самотоятельно.

Второй подход, предложенный А.Н. Ждан в 1997 г., более содержательный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения предмета психологии.

В этом подходе выделяется три периода:

1) Психология как наука о душе (античность-начало Нового

Времени (17 в.)

Под душой понималась материальная, идеальная, а затем и божественная субстанция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и познающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и нравственные основания. Понятийный аппарат включал такие термины, как разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения) и восприятия, память, представления, воображение, аффект, воля, характер и т.д.

2) Психология как наука о сознании (17 - начало 20 вв.). Этот период связан с именем Рене Декарта. Под сознанием понимается мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические и духовные потребности, бессознательное, перцепция и апперцепция, ассоциации, одаренность и т.д.

3) Психология как наука о поведении (нач. - конец 20 в.). Связан с развитием бихевиоризма и именем Дж. Уотсона. Психология стремилась к сходству с естественными науками, широко применялись эксперимент и математические методы для обработки результатов эксперимента. Термины: условный и безусловный рефлексы, подкрепление, научение и т.д.

Билет-3 Вопрос 1

Закономерности историко-психологического процесса

Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики. В разнообразных формах домарксистского материализма (механистического, вульгарного, естественнонаучного) выражается стремление понять психику и сознание как естественный процесс, как проявление жизни, ее материальных процессов. Материалистический подход направлен на причинное объяснение психики. В русле этого подхода уже в античности возникли и развивались во все последующие времена представления об обусловленности психических явлений материальными процессами мозга. Развитие материалистических представлений тесно связано с успехами в естествознании. Наивысшей формы они достигают в психологии, базирующейся на философии диалектического и исторического материализма.

В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособлялись от него, превращались в особую — духовную — субстанцию, которая и по своему происхождению, и по своим свойствам, и по методам познания противопоставлялись материальному миру и практике.

В идеализме психика предстает как особая духовная деятельность, отрешенная от всяких материальных связей, изучаемая абстрактно, «...так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой».

Разделение психологии на материалистическую и идеалистическую проходит через всю историю развития психологии вплоть до настоящего времени. При этом каждое из направлений вносит свой вклад в познание психического. Так, идеалистические концепции заостряют внимание на проблеме качественного своеобразия психики в отличие от материальных процессов, проводят идею активной деятельной природы духа. Внимание к этим сторонам психической реальности — факт прогрессивный. Поэтому изучение идеалистических психологических концепций, хотя в них и не открываются реальные пути познания выявляемых закономерностей, составляет неотъемлемую часть курса истории психологии. Важной закономерностью развития психологической науки является ее направленность на выработку единой теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале XX в.,. когда «психология осознала, что для нее вопрос жизни и смерти найти общий объяснительный принцип...». Возникшие тогда новые направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.) претендовали именно на такую теорию. Анализируя их судьбу, Выготский выявил закономерную общую линию в их развитии: от частных открытий в конкретной области к возникновению общих принципов и распространению их на всю психологию и, наконец, превращение в философскую систему и даже в мировоззрение, показав, что ни один из этих принципов не удовлетворяет статусу единственной теории в психологии. Однако объективная потребность в ней остается важной движущей силой.

Билет-4 Вопрос 1

Принципы историко-психологического анализа

Важнейшим из них является принцип историзма (основополагающей в историческом исследовании), требующий рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминирующей общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставление с предшествующими знаниями.

Нарушением принципа историзма в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм. Презентизм ориентируется на выделении таких фрагментов содержания исторического процесса развития науки, которые наиболее соответствуют современным взглядам.Антикваризм– такой поход, который рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, то есть в их временной последовательности.

Отступлением от принципа историзма является односторонность и схематизм изображения событий прошлой истории, в то же время требование целостности и конкретности, предъявляемое к исторической мысли, предполагает выявление в изучаемом явлении общей закономерности.

Выполнение этого требование обеспечивается опорой на принцип единства логического и исторического, то есть не просто описание того или иного этапа исторически развивающегося знания, но представление его теоретически, выявление в нем нечто постоянного. Тогда любое обобщение истории науки начинает пониматься не как застывшая структура, а исторически, как этап на бесконечном пути научного познания.

По мнению М.Г. Ярошевского, в становлении научной картины психической жизни ключевая роль принадлежит принципу детерминизма, который выявляет необходимость раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами.

Принципы историко-психологического исследования в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития психологии.

Принципы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.008 с.)