Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономические условия становления отечественной психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Профессор А.В. Петровский выделяет три периода развития этой науки в России. Начало века было вполне плодотворным для психологии: в 1914 году был создан Институт психологии, издавались журналы, ученые читали лекции, в том числе и публичные, которые пользовались огромной популярностью. Экспериментальная и педагогическая психологии становились на ноги. В первые годы после октябрьского переворота все оставалось по-прежнему. На 1-м съезде психологов в 1923 году прозвучал доклад Корнилова "Психология и марксизм". С этой минуты в деятельность ученых вторглась политика, а психология "перешла на марксистский путь развития". Надо отдать должное исследователям: они не сдавались, и, мастерски манипулируя цитатами из работ В.И. Ленина, продолжали заниматься своими делами. Вместе с репрессиями начался второй, самый тяжелый период жизни российской психологии. Вслед за постановлением партии "О методологическом прожектерстве" власти уничтожили большую группу представителей философского направления в психологии, а в 1932 году закрыли журналы "Психология" и "Педология". Под прицельным ударом оказались ученые, занимавшиеся исследованиями в области детской психологии. Очередное постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" практически наложило запрет на изучение детской психологии. Но еще оставалась возможность изучать познавательные процессы, развитие памяти, характер. Однако вторая волна репрессий поставила науку в условия, близкие к уничтожению. Партия предлагала вообще отказаться от психологии и ограничиться физиологией высшей нервной деятельности. В 1956 году начинается третий этап, этап восстановления психологической науки. Наконец-то издают запрещенные прежде труды Л.С. Выготского, ученым разрешают выезжать в другие страны, проходит международный конгресс психологов. О советской психологии сегодня можно говорить лишь в прошедшем времени. Исторические катаклизмы подвели черту под этим этапом развития отечественной науки. Ныне это перевернутая страница истории, можно даже сказать, вырванная. Ибо новая пишется заново, а точнее — переписывается (более или менее творчески) из совершенно новых источников. Совершенно очевидно, что в рамках советской психологии практической психологии в ее современном понимании не существовало никогда. Действительно, мастера старой школы не занимались психотерапией и консультированием. По сути дела, это и было психологией, причем не оторванной от практики, более того — находившей в ней вполне реальное и осязаемое воплощение, хотя и никакого отношения не имевшей к психотерапии и консультированию. Таким образом, психология в ее традиционном (для отечественной науки, да и не только) понимании гораздо шире и глубже так называемой практической психологии. Билет-18 Вопрос 2 (52) Петербургская психологическая школа (А.Ф.Лазурский, А.П.Нечаев, М.Я.Басов). Осенью 1904 г. в Петербурге открылись первые в России педологические курсы под руководством Нечаева. Целью этих курсов было распространение знаний, необходимых для понимания психических и физиологических особенностей детского и юношеского возраста, а также повышение теоретического потенциала педагогов. У курсов были и практические задачи: — проведение исследований психофизической природы детей; — обоснование методов исследования индивидуальных особенностей учащихся; — сбор материала, который мог бы в будущем лечь в основу школьной реформы. Для более широкого распространения педологических знаний Нечаев и Румянцев начали выпуск серии книг по педагогической психологии и педологии. В этот период выходили и журналы по детской психологии — «Вестник воспитания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии», «Педагогические известия». Новый этап развития русской педологии связан с именем Бехтерева. Фактически именно он заложил основы научной педологии в России, так как перешел от существовавшего в то время эмпирического разрешения вопросов воспитания и обучения к научно-исследовательской разработке педологии. Бехтерев создал целую сеть педологических учреждений, которые он разделил на научно-лабораторные и научно-клинические. В 1907 г. им было создано педологическое отделение в Петербургском психоневрологическом институте, которое на долгие годы стало ведущим центром педологических исследований. Однако, несмотря на большой интерес к педологии, специалистов в этой области науки было в то время мало. Детская практическая психология в начале века находилась у истоков своего развития — на этапе собирания сырого материала и выработки методов получения этого материала. Поэтому одной из главных задач, стоявших перед ней в то время, был поиск объективных методов исследования и диагностики психики, для чего отечественные ученые обратились как к западной психологии, так и к русской физиологической школе, в частности к работам И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. При разработке новых методов необходимо было учитывать одно из основных требований детской практической психологии — целостность, системность подхода к диагностике психического развития ребенка. При этом наряду с поиском новых подходов к научно-психологическому изучению ребенка широкое распространение получило создание и использование методов, направленных на выявление индивидуальных особенностей детей и детских групп в практических целях. Для этих задач использовались тесты, анкеты, биографический, статистический и антропометрический методы, разработанные М.М. Рубинштейном, А.П. Нечаевым, Н.П. Румянцевым, а впоследствии П.П. Блонским, М.Я. Басовым, А.С. Залужным, Л.С. Выготским. Для экспериментального исследования психики детей в начале века А.Ф. Лазурский совместно с А.П. Нечаевым создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский на протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте Бехтерева. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами, существовавшими в начале века, побудила Лазурского искать другие способы психологического исследования. Он выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому исследовались не отдельные психические процессы, как это обычно делалось в тот период, а психические функции и личность в целом. Этот подход, изложенный в работе Лазурского «О естественном эксперименте» (1911), имел особенно большое значение для возрастной психологии и педологии, так как естественный эксперимент в этом случае часто дает не только более полные, но и более объективные данные по сравнению с лабораторным экспериментом, часто неприемлемым в детской психологии. Его идеи о естественном эксперименте, о необходимости создания опытной положительной психологической науки позднее были развиты в работах его ученика Басова. В лаборатории Лазурского исследовались и индивидуальные особенности детей. В 1897 г. в выходившем под редакцией Бехтерева журнале «Обозрение психиатрии» была опубликована первая статья Лазурского, посвященная проблеме индивидуальных различий — «Современное состояние индивидуальной психологии». Рассматривая первые достижения этой науки, он подчеркивал, что ее целью является исследование того, как видоизменяются «душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях». В своей работе «Очерк науки о характерах» (1909) Лазурский разработал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. При этом он рассматривал эмпирические данные о деятельности различных психических процессов не изолированно, но в системе, доказывая, что главной задачей экспериментального исследования является построение целостной картины человека. Исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других индивидуальных качеств человека возможно построение полной естественной классификации характеров, которая и составит, по мнению Лазурского, основу новой науки. Развитие экспериментального подхода, его глубокое изучение и освоение в процессе профессиональной подготовки психологов выявили особенности и преимущества Ленинградской школы ( В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев и др. ), на формирование которой оказали большое влияние идеи выдающегося русского и советского ученого Бехтерева В.М. Основные идеи Ленинградской школы: комплексный подход в психологических исследованиях, предусматривающих широкие междисциплинарные связи (биология, медицина, педагогика, технические науки и пр.); в 1970 г. впервые после длительного перерыва в ЛГУ вернулись к применению тестов, как методу психологических исследований; в центре внимания - человек в его многообразии, с его потенциалом. Билет-19 Вопрос 2 (53)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.006 с.) |