Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип детерминизма (причинно-следственная обусловленность) закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. Любое событие на всем протяжении исторического хода формирования психологической науки является результатом, следствием многообразной череды предшествующих явлений или причин и, в тоже время, выступает как одна из предпосылок последующих событий. При этом следует иметь в виду системный характер этих причинно-следственных зависимостей. Принцип единства логического и исторического в понимании генезиса развития психологического знания, который отражает понимание соотношения внутренних, внутринаучных и внешних, социокультурных причин в ходе реального процесса исторического развития психологии. Другими словами, данный принцип фиксирует взаимосвязь теории и истории психологии. 3.Принцип системности предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений как многоуровневого (фундаментальный и прикладной уровни), многокачественного (обыденное, научное, художественно-образное, религиозное знания), многомерного (научное творчество отдельного ученого, научных коллективов и школ, регионального психологического сообщества, сторонников той или иной парадигмы, теории или концептуального подхода) и многообразного по своим проявлениям (донаучное, научное и паранаучное состояния) процесса. 4.Принцип объективности историко-психологического исследования, определяющий позицию историка психологии в его отношении к изучаемому объекту. Данный принцип предполагает, что при процедуре оценки значимости тех или иных идей и результатов творчества необходимо исходить не только из современного состояния знания, но и учитывать то реальное место, которое занимают рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени ("героя судят по законам его времени"). Таким образом, в соответствии с данным принципом, перед ученым стоит задача в ходе историко-психологического исследования выдержать позицию объективного, не предвзятого в отношении конечного результата наблюдателя по отношению к исследуемому объекту. Принцип конструктивно-позитивного анализа основан на выявлении в совокупности историко-психологических фактов, событий, теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода; ориентация не на критику несовершенного, а на поиск рационального и перспективного. Однако это не означает отказа от реалистической оценки (включая и ее критические моменты) тех или иных идей, взглядов, подходов. При этом критический анализ из самоцели становится средством научного познания. Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, который предполагает наличие качественно различных этапов и периодов (содержательно и логически связанных между собой) в динамике единого и непрерывного процесса научного познания. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и целевой функции историко-психологических исследований. Лишь прошлое, рассмотренное в контексте современности, позволяет очертить проблемное поле будущих исследований. 8.Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества. Этот принцип ориентирует исследователя на выявление всех предпосылок формирования той или иной идеи, анализ того контекста, который в конечном итоге привел к оформлению в трудах конкретного ученого определенной концепции или теории. Билет-5 Вопрос 1 Методы истории психологии Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности с учетом логики предмета. Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями. В истории психологии применяется метод интервьюирования, который представляет собой беседу по заранее составленному перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования. Биографический и автобиографический методы — воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве. Анализ научных ссылок, то есть установления частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о тенденциях развития науки. Названный прием может использоваться в истории исследовании только в совокупности с другими методами. Классификация методов историко-психологического исследования: 1. Методы планирования: структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный и генетический анализ. Методы интерпретации: моделирование, парадигмальный и категориальный анализ. Доказательные методы: источниковедческий, библиометрический, проблемологический, тематический анализ. В структуре методологии любой науки существенное и значимое место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных. В историко-психологических исследованиях используется широкая совокупность качественных и количественных методов. Можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического расследования: *методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-соспоставительный (синхронистический), генетический. Историко-генетический метод - изучений идей прошлого с учетом общей логики развития науки в определенный исторический период. *методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности; *метод исторической реконструкции (моделирования) Теоретическая реконструкция предполагает списание и критический Анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности. *Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и Особенностей той или иной школы, разработанных и используемых ею Способов производства научных знаний, характера научного общения между Самими представителями школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики •Метод источниковедческого анализа направлен на изучение Документальной основы историко-психологических исследований, Комплексная методика интерпретации и критики источника. Особое значение Данный метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными Источниками по истории психологии. *Библиографический (изучение архивных материалов) - поиск Научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и Примечаниями. Анализ научных ссылок - установление частоты Датирования научных трудов с целью получения сведений о связях между Научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее Развития. *Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов. *Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого, источников его духовного развития, понимание причин и условий формирования его научных взглядов. Билет-6 Вопрос 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.012 с.) |