ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие психологии в арабском мире



Расцвет арабоязычной культуры пришелся на VIII-ХI века.

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, с новой религией - ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, государственным языком которого стал арабский.

В то время, когда в Западной Европе были забыты достижения античной науки, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения античных мыслителей переводились на арабский язык, развивались науки, прежде всего физико-математические и медицина. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической. Среди них следует выделить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (XI век) (в латинской транскрипции Авиценну).

Особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Вызывая у человека те или другие аффекты, появляется возможность управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад (идея взаимосвязи психического и физиологического).

Ибн-Сина не ограничивался наблюдениями, а предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища: при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвестно, какое объяснение Ибн-Сина давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок в возникновении глубоких соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Особый интерес арабские натуралисты и математики проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Альгазена. В каждом зрительном акте он различал непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия и присоединяющуюся к этому эффекту работу ума.

Альгазен изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности и сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.

Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Аверроэса. Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно отрицал бессмертие индивидуальной души, подчеркнул разделение души и разума.

Под душой разумелись функции, которые неотделимы от организма (прежде всего - чувственность). Они необходимы для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним.

С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

В то время в халифате, который распространился от Средней Азии до Испании, были разрешены не только отличные от ислама религиозно-философские воззрения, не запрещалось и проведение естественнонаучных исследований, в том числе изучение работы органов чувств и мозга.

Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам(965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественнонаучный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу.

Большое значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского мыслителя — Ибн Сины(латинизированное имя – Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины. Его учение сложилось в эпоху социально-экономического расцвета Халифата, огромной империи от Индии до Пиренеев, которая образовалась в результате арабских завоеваний. Культура этого государства впитала достижения многих населявших его народов, а также эллинов, индусов, китайцев.

В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, которая имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук в средневековый период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед психологией открывалось поле собственных исследований, независимых от религиозных постулатов и схоластических силлогизмов. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественно-научное.

Билет-12 Вопрос 1

Развитие психологии в эпоху Возрождения.

Основные тенденции в развитии в эпоху Возраждения.

Период Возрождения наступает после эпохи средневековья и датируется 14-16 вв. Он характеризуется активизацией культурной и научной жизни. В той или иной степени он затронул большую часть стран средневековой Европы. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании.

В 1440 г. немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок- - началась эпоха книгопечатания. Первым в печатную форму перевели философские трактаты античных авторов. Расцвет переживали все виды искусства: литература, живопись, скульптура, архитектура.

В Европе начинаются активные процессы урбанизации, появляются университеты. Образование приобретает огромное значение.

Эпоха Возрождения - период великих открытий в области астрономии (Николай Коперник - идея гелеоцентризма, Джордано Бруно - идея о бесконечном множестве миров во Вселенной, Галилео Галилей), географии, физики и т.д.

Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, новые философы вновь обращаются к Аристотелю, его пониманию души. Споры и разногласия исследователей касались вопроса о бессмертии души.

Первая группа (аверроисты) разделяли разум и душу и считали разум, высшей частью души. Вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души исчезают вместе с телом.

Проблема Рационализм Эмпиризм
Происхождение знания Знание врожденно Знание - результат опыта
Соотнош. чувств-го опыта и логич. мышления Приоритет логического Приоритетность чувственного опыта
Познаваемость мира Мир непознаваем Мир познаваем
Взаимоотношения психического ителесного Психическое и телесное - это отдельные субстанции, несводимые друг к другу Идея дуализма души и тела (психофизиологический параллелизм)
Метод Дедукция (О-Ч) Индукция (Ч-О)
Представители Г. Лейбниц, Р. Декарт Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк

В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения можно охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой - и как этап возникновения принципиально новых, неизвестных античным мыслителям особенностей понимания человеческой природы (человек - творец над всеми остальными элементами мироздания).

Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.

Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.

Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Из всех областей естественнонаучные направления следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. В анатомии Андрей Везалий (1514 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.012 с.)