Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г.г. – кафедру возглавлял доктор психологических наук, профессор Геннадий Михайлович Кучинский.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
До 1993 г. кафедра психологии была общеуниверситетской. А в 1993 г. она вошла в состав философско-экономического факультета. В этом же году было создано отделение психологии, на котором стали готовить профессиональных психологов по специальности «социальная психология» и «медицинская психология». Большая заслуга в организации отделения психологии принадлежит Геннадию Михайловичу Кучинскому (1945 г.р.), котор.руководил им до 1999 г. На отделении читаются 12 основных курсов по психологии, 16 спецкурсов по медицинской психологии, 17 спецкурсов по социальной психологии. Научные интересы Кучинского: речь, речевое общение, мышление, сознание личности. С 1991 по 1995 г.г. под руководством Водейко кафедра осуществляла научно-исследовательскую работу по теме «Психологические аспекты формирования личности студента в процессе профессиональной подготовки». Результат исследований – концепция личности, позволяющая по-новому взглянуть на развитие её творческого потенциала (проф. Кучинский). Выяснилось, что студенты лучше учатся, общаясь парой, где один студент более сильный по успеваемости, а другой – менее, причём первый – экстраверт. В профессиональную практику студентов вводятся тренинги, компьютерные методики психодиагностики и профотбора. В 1995 г. при кафедре психологии была открыта учебная лаборатория. С 1994 г. кафедра сотрудничает с вузами западноевропейских стран по программе TEMPUS (программа развития университетского образования по совместным проектам). Кандыбович «История психологии в Беларуси» Билет-33 Вопрос 2 (67) История и развитие психологии в вузах Республики Беларусь. В 20-30-е годы психология в нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства, и проходила в основном в рамках педологии. Хотя начало 20-х годов считается серебряным веком отечественной психологии, 20-30-е гг. 20 столетия были для отечественной психологии сложными и противоречивыми. Этот период тесно связан с именем крупнейшего белорусского психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), наметившего путь к объединению биологических и социальных исследований. Л.С. Выготского по праву называют «Моцартом в психологии». Он родился в г. Орше Витебской области. Когда ему было около года, его семья переехала в Гомель. В семье Выготских было 8 детей: 3 мальчика и 5 девочек. Отец, Семен Львович Выготский (1869-1931) был образованным человеком, знал несколько иностранных языков. Мать – Цицилия Моисеевна (1874-1935) – учительница, свободно владела немецким и французским языками. Первоначальное образование Лев Семенович получал дома. Сдав экстерном экзамены за 5 классов, поступил в 6-ой класс частной мужской гимназии в г. Гомеле, которую закончил с золотой медалью. Далее поступает на мед факультет Московского университета, но через месяц переводится на юрфак. Одновременно поступает в 1914 г. на историко-философский факультет народного университета им. А.Л. Шанявского. Успешно окончив оба университета, в 1917 г. возвращается в Гомель, где вначале работает в трудовой школе учителем литературы, а затем с 1922 г. ведет логику и курсы психологии в Гомельском педтехникуме (сейчас это Гомельский муз.-пед. колледж). Там он организует кабинет экспериментальной психологии, широко поставивший обследование учащихся школ и детей из детских домов. Результаты этих исследований были оформлены Л.С. в виде 5 научных работ. В 1924 г. в Петрограде на 2 Всесоюзном съезде по психологии доклад Л.С. произвел столь сильное впечатление на Лурия Александра Романовича, что он убедил директора института Корнилова К.Н. пригласить Л.С. на работу. Выготский принял предложение и переехал в Москву, где начинает развивать проблемы пед. психологии и дефектологии, занимается критическим анализом течений психологии того времени. Выготский прожил всего 37 лет. В честь его памяти с 1990-х гг. а Беларуси начинают проводиться республиканские, а затем и международные конгрессы. • Организаторами психологической науки в Беларуси в 20-30-х годах выступили философы, психологи и педагоги С.Я. Вольфсон, В.Н. Ивановский, П.Я. Панкевич и др. _ Ивановский Владимир Николаевич – русско-булорусский философ и психолог, предки которого происходят из Беларуси; представитель Московской профессуры. В 1921 г. переезжает в Минск и избирается профессором БГУ по психологии. В период работы в БГУ он написал монографию «Методологическое введение в науку и философию», а так же 1-ую оригинальную «программу по психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и исиории Белоруссии» (1923/24). _ Панкевич Павел Яковлевич (1895-1944) – белорусский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, член АН БССР, родился в Витебской губерне в крестьянской семье. Был первым директором НИИ педагогики и педологии (сейчас Национальный институт образования). Его психологические исследования имели прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1928 г. вышла его книга «Политехническая школа в связи с развитием современной крупной индустрии». _ Вольфсон Семен Яковлевич – философ, академик Академии наук БССР. Родился 1894 г. в Бобруйске Могилевской области. Хотя непосредственно психологических работ у него не было, психологи отмечают и ссылаются на рассмотрение С.Я. Вольфсоном психологических аспектов семьи, брака, проблем культурного развития, деятельности интеллигенции и т.д. в Беларуси. • Начало 20-х гг. было так же периодом появления первых высших учебных заведений в послереволюционной Беларуси. Первое высшее учебное заведение в Беларуси – БГУ – было создано в 1921 г. Пичета Владимир Иванович назначен первым ректором БГУ. Но т.к. не было необходимого профессорско-преподавательского состава для подготовки психологических кадров, специалистов для работы в Минске приглашали из Москвы и других ведущих центров страны. Так в 1924 г. для работы в БГУ на должности зав кафедры психологии в Беларусь приехал Василейский Серафим Михайлович (1889-1961), где создает психотехническую лабораторию. В 1929 г. совместно с психологами университета Александром Александровичем Гайворовским (сформулировал общегигиенические и общепсихологические правила организации умственного труда, и индивидуально-психологические правила их организации) и Сергеем Михайловичем Вержбаловичем (1902-1987) Василейский С.М. публикуют фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». Василейский С.М. исследовал также вопросы детского мышления. Лабораторией был сконструирован ряд тестов: тест на наблюдательность, картографическую память и точность восприятия, тест на знание слов и объектов и др., были адаптированы тесты Бурдона, тест на вставку слов, тест Эбингауза и др., так же лабораторией сконструирован ряд оригинальных приборов. С 1947 по 1955 гг. на филфаке БГУ действовало отделение логики, психологии и русского языка, заведовала которым Ересь Елена Павловна (1904-1985). У нее учились известные у нас в республике психологи Р.И. Зодейко, М.С. Клевченя, А.Я. Миленький, Н.И. Мурачковский, Исак Моисеевич Розет, А.Б. Широкова, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Циркун и др. Научные интересы Ересь Е.П. лежали в области психологии личности, индивидуальных различий, темперамента, взаимосвязи темперамента и характера, воли и способностей, индивидуального подхода к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы, недисциплинированности школьников, внимания и его организации в процессе обучения. С именем Ересь Е.П. связано создание в Беларуси республиканского Товарищества (общества) психологов в 1960 г. С 1960 по 1970 гг. в БГУ на кафедре педагогики и психологии работает Рэм Иосифович Водейко (научный руководитель профессор Ананьев Б.Г.). С 1977 по 1992 г заведует общеуниверситетской кафедрой психологии, образовавшейся из объединенной кафедры педагогики и психологии в 1976 г. На кафедре изучались психологические основы эффективности учебной деятельности студентов и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.008 с.) |