Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности оперантного бихевиоризма Б. СкинераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как радикальный бихевиорист Скиннер, даже будучи психологом, отрицал все представления психологии, психотерапии и психоанализа о том, что люди самодеятельны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов. Для Скиннера окружение- все, и объясняет все. Его теория не дает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Утверждал, что человеческий организм- это «черный ящик», чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и т.д.) следует исключить из сферы эмпирического исследования. Скиннер не отвергал категорически изучение внутренних явлений. Он был за то чтобы изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить. Не подчеркивал важность генетических факторов, отвечающих за поведение человека. Но все таки Скиннер не отрицал биолого-генетических элементов поведения, а скорее игнорировал их, потому что они не поддаются изменению посредством контролируемого воздействия. Понять поведение- значит проконтролировать его, и наоборот. Люди, по своей сути, очень сложные, но все же машины. По Скиннеру, наука о поведении человека принципиально не отличается от любой другой естественной науки, основанной на фактах. Придерживаясь бихевиористского подхода, отстаивал функциональны анализ поведения организма. Такой анализ устанавливает точные, обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их. Скиннеровский бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных данных.
Билет-32 Вопрос 1 Причины появления гештальтпсихологии. Развилась вследствие протеста против бихевиоризмаи психологических направлений. Философские идеи „критического реализма“ и положения, развивавшиесяЭ. Герингом,Э. Махом, Э. Гуссерлем,И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. Немецкий философ-идеалист Ф. Брентано развил учение о предметности сознания как родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих основоположников гештальта. Его ученик К. Штумпф был приверженцем феноменологии и предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, и Г. Мюллер, который занимался экспериментальной психологией, психофизикой и памятью. Начало гештальтпсихологии положено проведённым М.Вертгеймеромисследованием т. н. стробоскопического движения. Гештальтпсихология - направление в психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. Гештальт - психическая структура. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия в начале 20-х годов в Германии. Ее создание связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К.Левина. Исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Билет-33 Вопрос 1 Основные идеи гештальтпсихологии М. Вертгеймера. В своей первой экспериментальной работе «Экспериментальные исследования видимого движения» (изучение восприятия движения), установил - наблюдаемые исследователем особенности строения восприятия ситуации, требуют учёта связи воспринимаемых элементов. Мышление, как процесс последовательной смены гештальтов, решение задачи, по В., наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. Механизмы мышления В. усматривал в действиях по структурированию и переструктурированию образа ситуации в соответствии с решаемой задачей. Работа «Продуктивное мышление». Движение - быстрая последовательность индивидуальных сенсорных событий. С помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (две прямые линии). При большом интервале - воспринимались последовательно. При очень коротком - одновременно, при 60 миллисекунд - восприятие движения, (глаз видел перемещение линии вправо или влево), когда временной интервал превышал оптимальный - восприятие чистого движения (эффект - phi феномен- основной принцип кинофильмов). Размышление происходит двумя способами: производительный и репродуктивный. Производительное размышление - это быстрый незапланированный ответ в ситуации. Репродуктивное размышление, решает проблему с предыдущими событиями и с тем, что уже известно. Метод экспериментального исследования мышления — метод „рассуждения вслух“, проблемная ситуация,инcaйт.
Билет-34 Вопрос 1 Исследования в области гештальтпсихологии В. Келлер и К. Коффки. Первые опыты Кёлера- изучение слухового восприятия. В 1913 г. Кёлер возглавил экспериментальную станцию по изучению антропоидов (проводил исследование поведения шимпанзе). Книга «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» в которой с позиций гештальт-психологии Кёлер интерпретировал процесс решения обезьянами ряда экспериментальных задач как разумное поведение. Животное могло достичь желаемой цели, если схватывало объективные отношения между элементами ситуации. При проведении экспериментов использовались: клетки с редкими прутьями, препятствовавшими свободному выходу животных наружу, палки, с помощью которых можно было достать удаленные бананы, ящики, на которые могли забираться обезьяны. Выводы: 1) у шимпанзе имеется разумное поведение того же рода, что и у человека; разница в поведении шимпанзе и человека лишь в степени сложности формы или структуры поведения; 2) представляет собой целостную структуру действий (гештальт), возникающую в связи со зрительным восприятием ситуации; 3) природа этого восприятия- (инсайт). Стирание у Кёлера различий между интеллектом человека и антропоидов было подвергнуто критике в последующем развитии психологии. пытался вывести закономерности психики из анализа электрической активности мозга.Коффка Курт немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Вместе с М.Вертхеймероми В.Кёлеромиздавал журнал - основной орган гештальтпсихологии, сыграл большую роль в её международном распространении и признании (вначале 20-х гг.). Основные сочинения «Принципы гештальтпсихологии» является сводом достижений этого направления. Первым среди гештальтпсихологов обратился к проблемам психического развития ребёнка. Билет-1 Вопрос 2 (35) Теория поля К. Левина. Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Исходил, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека эта валентность имеет свой знак. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности. Левин различал 2 рода потребностей - биологические и социальные. Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей. У Левена есть такое понятие, как «понятие временной перспективы», которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. При наказании дети находятся между двумя барьерами: для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует развитию волевого поведения, оно только увеличивает агрессивность детей. Более позитивна система поощрений – т.к. вызывает положительные эмоции. Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел к представлению о системе "организм-среда". Во-вторых полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми. Билет-2 Вопрос 2 (36)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.007 с.) |