Фромм также говорил о механизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта (садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм).




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фромм также говорил о механизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта (садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм).



Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть (придать себе значительность) и способ иметь (главное для таких людей - не демонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком).

Главное значение работ Фромма в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией.

Билет-11 Вопрос 2 (45)

Эго-психология Анны Фрэйд.

В 30-е года на базе психоанализа начала формироваться эго-психология. Её главные представители: А. Фрейд, Э.Эриксон, Э.Гартман. Центральное понятие: эго, которое рассматривалось как важнейшее образование личности. С его помощью осуществляется приспособление человека к социальным условиям. Начиная с 1918 г. А. Фрейд принимала участие во всех международных конгрессах; с 23 лет собственная психоаналитическая практика. В русле псих. анализа развивалась эго-психология и в центре исследования – проблема эго. А.Ф. выступала против догматичных взглядов Фрейда, главным образом против того, что псих. анализ ограничивается бессознательным. Она исследовала ЭГО как независимого от ОНО и его функций, главная из которых – адаптация к внешнему миру. Если у Фрейда – бедное «Я» зажато между ОНО и «сверх Я», то у А.Ф. – «Я» имеет самостоятельное значение и способно противостоять ОНО и «сверх Я». А.Ф. в основном занималась детским психоанализом. Главная работа «Детский психоанализ», рассматривала в работах проблемы защитных механизмов в процессе становления личности в детстве и способах оказания ребенку психологической помощи. 9 томов ее собраний сочинений. Девиз: «То, что меня не сломило, делает меня сильнее», Нищше.

.Эго-психоло́гия — направление психоанализа. Отличается выдвижением на первый план Эго (в то время как Фрейд в основном исследовал Оно), а также вниманием к адаптации личности в окружающем мире, вопросам свободы личности, автономии личности и особенностям личностной работы. Основные представители данного направления: А. Фрейд, Х. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер и Э. Эриксон.

Основные идеи эго-психологии разрабатывались на основании данных детского психоанализа. Первоначально образовались два направления эго-психологии: А. Фрейд изучала защитные механизмы Я (Эго), а Э. Гартман делал упор на вторичные аспекты Я — рациональное мышление, рациональное действие и т. п. Однако, общим было представлении о Я как о главной формирующей силе личности, не зависящей (как это считал Фрейд) от Оно, отвечающей за идентичность личности. Много нового ввёл в Эго-психологию ученик А. Фрейд — Э. Эриксон, плодтворно изучавший вопросы развития личности, выделивший возрастные стадии развития личности, перемежающиеся кризисами.

Эго-психология была объектом критики Жака Лакана.

Билет-12 Вопрос 2 (46)

Историческое развитие когнитивной психологии.

Когнити́вная психоло́гия (сognitio (лат.) — знание, познание) — разделпсихологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческогосознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросамипамяти,внимания,чувств,представления информации,логического мышления,воображения, способности кпринятию решений. Возникла в США в 60-е годы 20-го века. Было направлено противбихевиористского(Behaviour — поведение) исключения психического компонента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Впервые центр когнитивных исследований был создан в Гарварде в 1960 г. К этой дате относят зарождение когнитивной науки (когнитологии). В 1967 г. появилась книга У.Найссера «Когнитивная психология», стал отцом когнитивной психологии. Главное внимание в когнитив. псих. обращалось на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит различную информацию, как он её использует при принятии решения. Толчком ее развития также являлись разработки программирования языков высшего уровня для ЭВМ и . Когнитивный подход в дальнейшем распространился на исследования эмоциональную и мотивационную сферы личности, а так же на социальную психологию. Можно назвать несколько ученых (Р. Аткинсон, Д. Брунер, Д. Норман, Ф. Хадер, У. Найсер, Г. Саймон и др.) много сделавших для развития когнитивной психологии. В данное время когнитивная психология тверже стоит на своей методологической платформе, что обусловлено быстрым развитием компьютерных технологий и появлением новых теоретических исследований в области психологии.

Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.

Когнитивная психология выдвигает следующие идеи.

Основные объекты изучения - познавательные процессы: память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.

Методы исследования - хронометрические методики, основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов.

3. Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:

- строгую последовательность в сборе и переработке информации;

- уроеневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков;

- избирательность, определяемую опытом познающего субъекта;

- зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды;

- активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.

Направления критики когнитивной психологии

Отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи имеют сильное сходство с пониманием характера и специфики познавательных процессов в интроспективной психологии.

Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие взглядов будущим прогнозам.

Культура не рассматривается как фактор влияния на развитие познавательных способностей индивида.

В настоящее время в русле когнитивной психологии, претерпевшей кризис, развивается новая исследовательская программа, которая изучает язык как центральную символическую систему, используемую индивидом при решении различных задач.

Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй, наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение – человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать:

1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.);

2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);

3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского);

4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения – и ничего; а сейчас оштрафовали!).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.);

2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это – то что надо.);

3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт – и все отлично!).

Билет-13 Вопрос 2 (47)

Гуманистическая психология.

Это - современное направление в психологической науке. Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам (психоанализу и бихевиоризму) середины века, сформировала собственную концепцию личности и ее развития. В гуманистической психологии, в качестве основных предметов анализа, выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Представители: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард. Предмет изучения: Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, осуществление самого себя, сознание собственного достоинства, социальные потребности, потребности в надежности, этапы деградации личности, поиск смысла жизни, физиологические основные потребности, непригодность исследования животных для понимания человека. Методологические позиции сформулированы в следующем: 1. Человек целостен; 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека; 4. Человеческая жизнь - единый процесс; 5. Человек открыт к самореализации. Вклад в психологию: Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.006 с.)