Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

До 1990 Г. В работах по истории психологии СССР упоминания о белорусских ученых психологах были редкими и фрагментарными.

Поиск

После распада СССР наряду с продолжением исследований в области общей, детской, возрастной, социальной, военной психологии и других, началась системная подготовка практических психологов, появилась психологическая служба в учреждениях образования и ряде других.

Билет-34 Вопрос 2 (68)

Подготовка практических психологов на факультете психологии БГПУ им. М.Танка и других.

Становление и развитие психологии как научной и учебной дисциплины в БГПУ имени Максима Танка.

В апреле 1993 года создается Белорусское республиканское товарищество психологов.

В 1992/1993 гг. открываются факультеты психологии в БГУ, БГПУ и ЕГУ.

В 1994 г. Создается нормативно-провавая база для работы психологов.

С 1995 г. Начинает издаваться республиканский научно-методический журнал «Психология» под ред. профессора психологии Якова Львовича Коломинского (сейчас- 2009 - преподает на кафедре возрастной и педагогической психологии факультета специального образования БГПУ).

В 1998 г. В г. Кобрине проходит республиканский семинар «Актуальные проблемы организации психологической службы в системе профессионального образования».

В 2001 г. Министерство образования РБ издает «Сборник нормативных документов для педагогов-психологов и психологической службы учреждений образования», который включает: тарифно-квалификационные характеристики по должностям, положения об оснащении и оборудовании психологических кабинетов, этических нормах психолога, и др.

Предпосылки развития психологии в БГПУ:

С 1964 года в Белоруссии ведется научно-исследовательская работа по психологии.

С 1983 года в школах и ВУЗах Белоруссии начинает читаться курс «Этика и психология семейной жизни». Для чтения этого курса возникает необходимость в подготовке соответствующих кадров.

С1986 года начинает действовать консультация «Брак и семья», появляется служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия».

Развитие психологии БГПУ

Но реальные условия для развития психологической службы образования в Белоруссии возникли в 1988 году, и связаны с подготовкой психологов для учреждений образования в МГПИ им. Максима Горького (сейчас БГПУ им. М. Танка).

С того времяни и по сей день в рамках нашего университета работали и продолжают работать такие выдающиеся психологи, как: Иващенко Ф.И., Рожина Ю.Н., Фурманов И.А., Коломинский Я.Л., Ерчак Н.Т., Рожина Л.Н., Марищук Л.В., Слепович Е.С. Кандыбович Л.А. и др.

В 1992/1993 гг. открывается факультет психологии в БГПУ

С 1994 года на факультете психологии БГПУ им. М.Танка ведется подготовка психологов. Спецификой подготовки психотерапевтов и психологов- консультантов в зарубежных институтах является необходимость выполнения трех программ: • собственно обучающей в области теории и методов консультировали! (психотерапии); • прохождение личной психотерапии у квалифицированного психо&ога (психотерапевта); • работа с клиентами с супервизорской поддержкой психотерапевта- преподавателя. Таким образом, во всем мире подготовка психологов-практиков - длительный и многоступенчатый процесс. Такую систему подготовки обеспечивают многочисленные высокоразвитые структуры. Быстрое развихке психологии и ее прикладных областей, появление новых возможностей для получения как психологических знаний, так и психологической помощи, уздо специализация и другие факторы приводят к удлинению периода подготовки специалиста. Очевидно, что в Республике Беларусь пройдет несколько лет, прежде чем будет обеспечена аналогичная система подготовки. В то же время подготовленные нами психологи после получения образования практически сразу приступают к профессиональной деятельности (школьные, медицинские психологи, семейные психологи и др.), и их подготовка в области психологической практики должна (исходя из системы образования) обеспечить базовые знания, умения и навыки, необходимые для практической работы. Практическая подготовка консультанта включает в себя специальные занятия, направленные на овладение практическими умениями и навыками в области консультирования, тренингов, групповой и индивидуальной психотерапии. Предшествующее теоретическое изучение этих дисциплин, практические и семинарские занятия обеспечивают базовую (фундаментальную) подготовку психологов-практиков. Однако практически отсутствует институт супервизорства, позволяющий начинающему психологу получить необходимую поддержку в самом начале профессиональной деятельности. Попыткой решить проблему связи теоретической подготовки с практической деятельностью являются учебно-практические лаборатории факультета психологии БГПУ им. М.Танка. На сегодняшний день работают 4 очень различных по целям и задачам лаборатории: лаборатория клинической психологии, лаборатория экспериментальной психологии, лаборатория психологии образования и лаборатория «Психология и психотерапия семьи». На примере последней из них мы опишем специфику деятельности лаборатории как структурного подразделения. Создание лаборатории «Психология и психотерапия семьи» было обусловлено необходимостью обеспечить специализацию в области практической психологии, в частности, психологии семейных отношений. Она была открыта в октябре 2001 года. Цели деятельности лаборатории были сформулированы следующим образом: • создание необходимых условий для организаций практических занятий по семейной, индивидуальной и групповой психотерапии и консультированию; • организация условий, обеспечивающих усвоение студентами знаний, умений и навыков практической работы с семьей или ее отдельными членами; • прохождение студентами личной психотерапии в качестве клиентов в рамках получения дидактической супервизии; • развитие профессионального самосознания, помощь в формировании профессиональной идентичности будущих психологов Для достижения поставленных целей возникла необходимость решить ряд задач: • проанализировать, обобщить и внедрить в учебную деятельность отечественный и зарубежный опыт в области практической подготовки психологов; • разработать пути развития профессионального самосознания, профессиональной позиции студентов-психологов в условиях специально организованной практической, лабораторной и тренинговой работы; • создать условия для получения студентами опыта психологического консультирования и психотерапии под наблюдением супервизора. Начав свою работу в качестве структурного подразделения, ориентированного на обучение будущих психологов работе с семьей и ее отдельными членами, а также на профессиональное развитие, сотрудники лаборатории организовали следующие проблемные группы: «Трудности подросткового возраста»; «Техники в работе психолога-консультанта»; «Психология в кино»; «Эмоциональное восстановление после развода»; «Семейное консультирование и семейная терапия»; «Арт-терапия»; «Диагностика семейных взаимоотношений в консультативной практике»; «Мы проводим воркщоц»- «Тренинг развития профессионального самосознания психолога практика» и др Проблемные группы посещают не только студенты факультета психологии, но и тех факультетов, где психология является второй специальностью (факультет естествознания, дефектологии, музыкально-педагогический факультет, факультет социальной педагогики и практической психологии). Работа лаборатории организована в рамках взаимосвязанных направлений: 1) учебного. В рамках этого направления сотрудники лаборатории проводят проблемные группы в режиме тренинговых и практических занятий с целью обучения студентов конкретным техникам и навыкам. 2) консультативного. В рамках данного направления в лаборатории проводили семейная, супружеская и индивидуальная терапия (консультирование); ведена личная психотерапия и консультирование студентов факультета. В лаборатории студенты могут пройти терапию, необходимую для будущей квалифицированной работы в качестве психолога-консультанта. •> 3) учебно-методического. При сотрудничестве с кафедрой прикладной психолощн ведется разработка учебно-методических пособий по семейному, групповому н индивидуальному консультированию (психотерапии). Разработан «Практику* во психологическому консультированию», «Практикум по арт-терапии», «Практику»! по работе с особыми детьми». Апробированные в лаборатории, они внедряются как спецкурсы в учебный процесс. 4) супервизионного. При работе в рамках данного направления сотрудники лаборатори выступают как супервизоры. Студенты работают как консультанты в работе с реальными клиентами, обратившимися за помощью в лабораторию, либо ведут тренинг, занятия по групповой психотерапии. Возможно получение супервизии в очйбй и заочной форме. Используется также групповая супервизия. Работа с супервизорам позволяет будущим психологам получить необходимую поддержку в самом начМК профессиональной деятельности, осознать свои собственные ограничения, избежвяь повторяющихся ошибок. В супервизионном ключе продолжается работе с выпускниками факультета. В лаборатории они могут получить заочную супервиЗИЮ, консультацию, попробовать себя в качестве консультантов или ведущих тренинга.' В рамках работы летнего консультативного пункта для абитуриентов была организована работа студентов под супервизией опытных психологов. Лаборатория сотрудничает со школами г. Минска; осуществляет работу по запросу со школьными психологами - выпускниками факультета психологии, Р факультета естествознания. Сотрудники лаборатории развивают психологическую культуру, регулярно участвуя в радио- и телепередачах. Сотрудники лаборатории ведут психологическую рубрику «Телефон доверия» в газете «Знамя юности».

Обучение профессии психолога включает не только передачу знаний, но щ развитие профессионального самосознания, трансформацию Я-концепции будущего психолога-практика. Учебно-практические лаборатории позволяют не толысо повысить уровень профессиональной компетентности будущих психологов, но • осознать смыслы и ценности профессиональной деятельности. Занятия лаборатории вызывают интерес, активизируют поиск себя, своего места в профессии, способствуют развитию профессионального самосознания, профессиональной позиции. И, самое важное - именно в лабораториях, в «камерных» группах из 7-15 человек появляется реальная возможность передачи психологических знаний и умений профессионалами «из рук в руки» начинающим психологам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.01 с.)