Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
До 1990 Г. В работах по истории психологии СССР упоминания о белорусских ученых психологах были редкими и фрагментарными.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После распада СССР наряду с продолжением исследований в области общей, детской, возрастной, социальной, военной психологии и других, началась системная подготовка практических психологов, появилась психологическая служба в учреждениях образования и ряде других. Билет-34 Вопрос 2 (68) Подготовка практических психологов на факультете психологии БГПУ им. М.Танка и других. Становление и развитие психологии как научной и учебной дисциплины в БГПУ имени Максима Танка. В апреле 1993 года создается Белорусское республиканское товарищество психологов. В 1992/1993 гг. открываются факультеты психологии в БГУ, БГПУ и ЕГУ. В 1994 г. Создается нормативно-провавая база для работы психологов. С 1995 г. Начинает издаваться республиканский научно-методический журнал «Психология» под ред. профессора психологии Якова Львовича Коломинского (сейчас- 2009 - преподает на кафедре возрастной и педагогической психологии факультета специального образования БГПУ). В 1998 г. В г. Кобрине проходит республиканский семинар «Актуальные проблемы организации психологической службы в системе профессионального образования». В 2001 г. Министерство образования РБ издает «Сборник нормативных документов для педагогов-психологов и психологической службы учреждений образования», который включает: тарифно-квалификационные характеристики по должностям, положения об оснащении и оборудовании психологических кабинетов, этических нормах психолога, и др. Предпосылки развития психологии в БГПУ: С 1964 года в Белоруссии ведется научно-исследовательская работа по психологии. С 1983 года в школах и ВУЗах Белоруссии начинает читаться курс «Этика и психология семейной жизни». Для чтения этого курса возникает необходимость в подготовке соответствующих кадров. С1986 года начинает действовать консультация «Брак и семья», появляется служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия». Развитие психологии БГПУ Но реальные условия для развития психологической службы образования в Белоруссии возникли в 1988 году, и связаны с подготовкой психологов для учреждений образования в МГПИ им. Максима Горького (сейчас БГПУ им. М. Танка). С того времяни и по сей день в рамках нашего университета работали и продолжают работать такие выдающиеся психологи, как: Иващенко Ф.И., Рожина Ю.Н., Фурманов И.А., Коломинский Я.Л., Ерчак Н.Т., Рожина Л.Н., Марищук Л.В., Слепович Е.С. Кандыбович Л.А. и др. В 1992/1993 гг. открывается факультет психологии в БГПУ С 1994 года на факультете психологии БГПУ им. М.Танка ведется подготовка психологов. Спецификой подготовки психотерапевтов и психологов- консультантов в зарубежных институтах является необходимость выполнения трех программ: • собственно обучающей в области теории и методов консультировали! (психотерапии); • прохождение личной психотерапии у квалифицированного психо&ога (психотерапевта); • работа с клиентами с супервизорской поддержкой психотерапевта- преподавателя. Таким образом, во всем мире подготовка психологов-практиков - длительный и многоступенчатый процесс. Такую систему подготовки обеспечивают многочисленные высокоразвитые структуры. Быстрое развихке психологии и ее прикладных областей, появление новых возможностей для получения как психологических знаний, так и психологической помощи, уздо специализация и другие факторы приводят к удлинению периода подготовки специалиста. Очевидно, что в Республике Беларусь пройдет несколько лет, прежде чем будет обеспечена аналогичная система подготовки. В то же время подготовленные нами психологи после получения образования практически сразу приступают к профессиональной деятельности (школьные, медицинские психологи, семейные психологи и др.), и их подготовка в области психологической практики должна (исходя из системы образования) обеспечить базовые знания, умения и навыки, необходимые для практической работы. Практическая подготовка консультанта включает в себя специальные занятия, направленные на овладение практическими умениями и навыками в области консультирования, тренингов, групповой и индивидуальной психотерапии. Предшествующее теоретическое изучение этих дисциплин, практические и семинарские занятия обеспечивают базовую (фундаментальную) подготовку психологов-практиков. Однако практически отсутствует институт супервизорства, позволяющий начинающему психологу получить необходимую поддержку в самом начале профессиональной деятельности. Попыткой решить проблему связи теоретической подготовки с практической деятельностью являются учебно-практические лаборатории факультета психологии БГПУ им. М.Танка. На сегодняшний день работают 4 очень различных по целям и задачам лаборатории: лаборатория клинической психологии, лаборатория экспериментальной психологии, лаборатория психологии образования и лаборатория «Психология и психотерапия семьи». На примере последней из них мы опишем специфику деятельности лаборатории как структурного подразделения. Создание лаборатории «Психология и психотерапия семьи» было обусловлено необходимостью обеспечить специализацию в области практической психологии, в частности, психологии семейных отношений. Она была открыта в октябре 2001 года. Цели деятельности лаборатории были сформулированы следующим образом: • создание необходимых условий для организаций практических занятий по семейной, индивидуальной и групповой психотерапии и консультированию; • организация условий, обеспечивающих усвоение студентами знаний, умений и навыков практической работы с семьей или ее отдельными членами; • прохождение студентами личной психотерапии в качестве клиентов в рамках получения дидактической супервизии; • развитие профессионального самосознания, помощь в формировании профессиональной идентичности будущих психологов Для достижения поставленных целей возникла необходимость решить ряд задач: • проанализировать, обобщить и внедрить в учебную деятельность отечественный и зарубежный опыт в области практической подготовки психологов; • разработать пути развития профессионального самосознания, профессиональной позиции студентов-психологов в условиях специально организованной практической, лабораторной и тренинговой работы; • создать условия для получения студентами опыта психологического консультирования и психотерапии под наблюдением супервизора. Начав свою работу в качестве структурного подразделения, ориентированного на обучение будущих психологов работе с семьей и ее отдельными членами, а также на профессиональное развитие, сотрудники лаборатории организовали следующие проблемные группы: «Трудности подросткового возраста»; «Техники в работе психолога-консультанта»; «Психология в кино»; «Эмоциональное восстановление после развода»; «Семейное консультирование и семейная терапия»; «Арт-терапия»; «Диагностика семейных взаимоотношений в консультативной практике»; «Мы проводим воркщоц»- «Тренинг развития профессионального самосознания психолога практика» и др Проблемные группы посещают не только студенты факультета психологии, но и тех факультетов, где психология является второй специальностью (факультет естествознания, дефектологии, музыкально-педагогический факультет, факультет социальной педагогики и практической психологии). Работа лаборатории организована в рамках взаимосвязанных направлений: 1) учебного. В рамках этого направления сотрудники лаборатории проводят проблемные группы в режиме тренинговых и практических занятий с целью обучения студентов конкретным техникам и навыкам. 2) консультативного. В рамках данного направления в лаборатории проводили семейная, супружеская и индивидуальная терапия (консультирование); ведена личная психотерапия и консультирование студентов факультета. В лаборатории студенты могут пройти терапию, необходимую для будущей квалифицированной работы в качестве психолога-консультанта. •> 3) учебно-методического. При сотрудничестве с кафедрой прикладной психолощн ведется разработка учебно-методических пособий по семейному, групповому н индивидуальному консультированию (психотерапии). Разработан «Практику* во психологическому консультированию», «Практикум по арт-терапии», «Практику»! по работе с особыми детьми». Апробированные в лаборатории, они внедряются как спецкурсы в учебный процесс. 4) супервизионного. При работе в рамках данного направления сотрудники лаборатори выступают как супервизоры. Студенты работают как консультанты в работе с реальными клиентами, обратившимися за помощью в лабораторию, либо ведут тренинг, занятия по групповой психотерапии. Возможно получение супервизии в очйбй и заочной форме. Используется также групповая супервизия. Работа с супервизорам позволяет будущим психологам получить необходимую поддержку в самом начМК профессиональной деятельности, осознать свои собственные ограничения, избежвяь повторяющихся ошибок. В супервизионном ключе продолжается работе с выпускниками факультета. В лаборатории они могут получить заочную супервиЗИЮ, консультацию, попробовать себя в качестве консультантов или ведущих тренинга.' В рамках работы летнего консультативного пункта для абитуриентов была организована работа студентов под супервизией опытных психологов. Лаборатория сотрудничает со школами г. Минска; осуществляет работу по запросу со школьными психологами - выпускниками факультета психологии, Р факультета естествознания. Сотрудники лаборатории развивают психологическую культуру, регулярно участвуя в радио- и телепередачах. Сотрудники лаборатории ведут психологическую рубрику «Телефон доверия» в газете «Знамя юности». Обучение профессии психолога включает не только передачу знаний, но щ развитие профессионального самосознания, трансформацию Я-концепции будущего психолога-практика. Учебно-практические лаборатории позволяют не толысо повысить уровень профессиональной компетентности будущих психологов, но • осознать смыслы и ценности профессиональной деятельности. Занятия лаборатории вызывают интерес, активизируют поиск себя, своего места в профессии, способствуют развитию профессионального самосознания, профессиональной позиции. И, самое важное - именно в лабораториях, в «камерных» группах из 7-15 человек появляется реальная возможность передачи психологических знаний и умений профессионалами «из рук в руки» начинающим психологам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.01 с.) |