Материалистическое учение о душе в античной психологии.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалистическое учение о душе в античной психологии.



Понятие о мире и душе: все сущее состоит из атомов - мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Душа является материальным веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа движет телом посредством движения мелких атомов огня. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е. душа также смертна, как и тело.

Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу. Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему Миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу: он — место высших душевных функций, способности к познанию. Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений— печень. Таким образом, Демокрит дает естественное понимание души. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Ограниченностью взглядов Демокрита является количественный принцип, не позволяющий отличить психические процессы от материальных. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. При этом аргументом в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка. Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций.

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. Художественное народное творчество — поэзия, сказки, а также религия проявляют большой интерес к душе. Эти донаучные и вненаучные представления очень своеобразны и отличаются от знаний о душе, которые развиваются в науке и философии, по способу их получения, по форме их воплощения, по своему назначению. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть — постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо, закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, выступают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть постоянного присутствия или возвращения души».

В отличие от этого уже самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления: «...психология как наука о душе»

Плюс/или из Ждан А.Н. История психологии.

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н. э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладельческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы. В эллинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (IV—III в. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». Последователем Эпикура в Риме в I в. до н. э. был Лукреций. Систему атомистического материализма развивали стоики1в первый материалистический период своего развития (III в. до н. э., основатели— Хризипп и Зенон-стоик; эта система развивалась также и в последующие два столетия до н. э. и первые столетия н. э).

Основой психологических воззрений этих философов был античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал — бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы— мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов. Так называемые чувственные качества — цвет, вкус и т. п.— Демокрит не приписывал атомам. «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота». Эти качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов. На противоречивый характер этих положений обращали внимание уже античные комментаторы Демокрита. «Сводя чувственные качества к формам атомов, он в то же время говорит, что одно и то же одним кажется горьким, другим — сладким, третьим — еще иначе». Эпикур, следовавший Демокриту и принимавший его систему за ее естественность, считал, что и чувственные качества также существуют объективно. Он приписывал атомам вес, ибо необходимо, говорил он, чтобы тела двигались в силу тяжести. Эпикур внес в атомное учение идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их движение происходит по кривым. Опираясь на это положение, Эпикур объясняет происхождение мира как результат столкновения атомов. Диалектический смысл идеи спонтанного отклонения атомов впервые раскрыл К. Маркс в своей докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура»» оценив эту идею как указание на наличие в самой материи источника движения,— вопрос, который был наиболее трудным для всего механистического материализма.

Новые моменты в античный атомистический материализм внесли стоики. Они разработали учение о стадиях эволюции мира. На первоначальной стадиисуществуют только тончайшие частицы — атомы огня. Вселенная представляет сплошной разум. Потом начинается движение котяжелению. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образуются сначала неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все возвращается к началу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом следует новое образование мира, и в нем все будет происходить по тем же законам, пока все снова не будет уничтожено. Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются. Таким образом, над миром властвуют два начала: закономерность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок или судьба как их проявление в единичной человеческой жизни.

На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.

Билет-7 Вопрос 1

Идеалистическое учение о душе в античной психологии.

Идеалистическая психология

Рассматриваются взгляды Фалеса, Анаксимена, Пифагорейцев, Сократа и Платона. Наряду с материалистической линией развития психологического познания постепенно идет накопление идеалистических представлений о душе человека. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу); у Анаксимена она – воздух (как в Книге бытия); у пифагорейцев – она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Именно в трактовке особенностей души в их отличии от тела постепенно складывается идеалистическая философия.

Наиболее последовательно и обоснованно сформулировал идеалистические взгляды Сократ (470 – 399 г. до н.э.). В учении о душе он впервые указал на разграничение между телом и душой, провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно, как нечто, отличное от видимого тела.

Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа – Платона (472 – 347 г. до н.э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Основные сочинения: «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

Центральной философской проблемой Платона, является учение об идеях. Идеи– это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно от чувственных вещей. В отличие от идей материя– это небытие, бесформенное, незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, то есть всем при соединении с определенной идеей. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

Душа существует прежде, чем она вступает в соединение, с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. По Платону, есть три начала человеческой души.

Первое– вожделеющее неразумное начало. Обладая им всякое живое существо (животные и растения) стремится удовлетворять свои телесные потребности. Оно составляет большую часть души каждого человека. Другое– разумное начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье– «яростный дух», этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого готов переносить голод и стужу». Все стороны души должны находится в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.

Сократ (470-399 гг до н.э.) - мастер устной традиции, философ. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из «диалогов» его ближайшего ученика Платона. Сократ обсуждал проблемы теории познания, этики, политики, педагогики. Смысл деятельности Сократа (диалектика - нахождение истины в беседе) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (сократический метод).

Он впервые рассматривал душу, как источник нравственности человека, а не источник его активности (в противовес Демокриту). Нравственность реализуется в поступках людей. Сократ связывал нравственность с разумом. Он придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа - это разум, она бессмертна и божественна, а тело - инструмент на службе у души.

Девиз Сократа гласит: «Познай самого себя» Под познанием он понимал не обращение вовнутрь к своим переживаниям, а анализ поступков и отношение к ним. Для Сократа было важным не отношение человека к природе или другим людям, а отношение человека к самому себе. Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его ученика Платона.

Учение Платона

Платон (427-347 гг. До н.э.) - ближайший ученик Сократа, автор 36 работ написанных в форме диалогов (сохранились практически полностью). Способности Платона проявились очень рано и существует ряд легенд о его божественном происхождении. Настоящее его имя - Аристокл. В юности, из-за занятий гимнастикой получает имя - Платон («широкоплечий»). Платон основал свою школу, которую назвал «Академией».

Основные идеи:

  • центральное понятие в концепции Платона - мир идей; мир идей стоит над материальным чувственным миром вещей;
  • душа - сущность, которая посредничает между миром идей и миром вещей;
  • жизнь души циклична и бесконечна, она может вспоминать прежний телесный опыт;
  • душа имеет трехчастную структуру: рациональная часть (находится в головном мозге), иррациональная (в сердце), вожделеющая (в печени). На ее основе, по критерию преобладания одной из частей, разработал типологию личности, мудрец, воин, поэт, ремесленник и раб;

- выдвинул идею о внутреннем конфликте мотивов в душе (получила
развитие в психоанализе), конфликт обнаруживается в сноведениях;

- первым заговорил о памяти, как о самостоятельном психическом
процессе;

- впервые выделил этапы в процессе познания, открыл роль внутренней
речи и активность мышления, выделил трехуровневую структуру
познания: мнение, рассудок, разум.

Билет-8 Вопрос 1

Учение о душе Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - получил сначала медицинское, а затем философское образование. Считается, что его мировоззрение сформировалось еще до встречи с его учителем - Платоном. Аристотель заложил основы современного естественно-научного понимания мира. По Аристотелю, мир есть результат взаимодействия двух начал: материи и формы.

Он открыл новую эпоху в понимании души, как предмета психологии. Душу от тела отделить нельзя, душа - форма, способ организации тела. Представление о душе изложены им в одноименном трактате - «О душе». Душа присуща всем живым организмам и подлежит опытному изучению. Она обладает различными способностями (или свойствами):

1, растительная душа - общая у растений, животных и человека, способна к питанию, росту, размножению;

2. животная душа - обладает свойством воспринимать образы, переживать аффекты и стремления, свойственна животным и человеку;

3. душа человека (умственная душа) - способна мыслить и формировать понятия, присуща только человеку; Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом и она смертна, а другая часть души имеет божественную природу и жизнь ее циклична (схожесть с философией Платона).

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.). По словам Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель – автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение отдаленности идей от вещей.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.013 с.)