Предмет и задачи истории возрастной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи истории возрастной психологии.



Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки. Этапы развития возрастной психологии. Подход к проблеме психического развития детей в теориях античности, средневековья и эпохи Возрождения. Основные положения педологии, ее связь с другими науками о ребенке и практикой. Дореволюционный период развития возрастной психологии в России. Накопление фактического научного материала и теоретико–методологическое обоснование проблем возрастной психологии (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев, П.Ф. Лазурский, И.П. Павлов и другие). Послереволюционный период развития отечественной возрастной психологии. Культурно–исторический и материалистический подходы к изучению развития человека (М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л. С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и другие). Экспериментальная разработка проблем возрастной психологии (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон и другие). Становление зарубежной возрастной психологии. Оформление натуралистических концепций онтогенеза психики человека (Ст. Холл, К. Гросс, А. Гезелл, К. Бюлер и другие). Организация экспериментальных исследований детской психики (А. Бине, Т. Симон, Э. Клапаред и другие).

 

Проблема психического развития ребенка в основных зарубежных психологических школах.

Психоаналитическая концепция детского развития. Теория 3. Фрейда, представление о структуре личности, движущих силах ее развития и защитных механизмах. Теории психического развития (А. Адлер, М. Клейн, А. Фрейд). Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии, генетической психологии, гуманистической психологии. Подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии. Подход к исследо­ванию познавательного развития в работах М. Вертгеймера и К. Коффки. Проблема развития личности в гуманистической психологии. Самооценка и ее исследование в концепции К. Роджерса. Проблема самоактуализации и психического здоровья. Подход к психическому развитию как к научению в школе бихевиоризма. Концепция научения, проблема приобретения нового опыта, динамика и закономерности формирования поведения в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Эд. Торндайк, Б. Скиннер).

 

Раздел IV. Социальная психология

Общая характеристика социальной психологии как науки.

Предмет социальной психологии. Основные области исследования социальной психологии. Разделы и отрасли социальной психологии. Становление и развитие социальной психологии как науки в России и за рубежом (краткий исторический очерк). «Психология народов» (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), «психология масс» (Г. Лебон), «теория инстинктов социального поведения» (В. Макдугалл). Разработка основных вопросов социальной психологии в России: в области методологии (Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, Е.В. Шорохова); исследования групп (К.К. Платонов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский); психология личности (Л.И. Божович, В.А. Ядов); психология общения (А.А. Бодалёв, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Классификация методов социальной психологии: методы исследования (наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, метод опроса, метод теста, метод социометрии), методы воздействия (тренинг). Связь социальной психологии с другими науками.

 

Психология социализации личности.

Понятие «социализация» и ее сущность (А. Бандура, Дж. Кольман, Г.М. Андреева).Объективные предпосылки социализации. Источники социализации личности. Механизмы социализации: имитация, идентификация, подкрепление, интериоризация, экстериоризация, подражание, проекция. Стадии развития личности в процессе социализации: первичная социализация, маргинальная, устойчивая социализация; социализация, связанная с утратой статуса. Институты социализации. Факторы социализации: микрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Социализация и адаптация. Критерии и виды социально-психологической адаптации. Адаптация и дезадаптация.

 

Психология общения: содержание, функции, виды и уровни общения.

Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Общая характеристика человеческого общения. Понятие «общение». Формы, функции, виды и уровни общения (макро-, мезо- и микроуровень). Информационно-коммуникативная функция общения, аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения, регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения. Основные закономерности общения. Структура общения. Общение как коммуникация. Средства коммуникации. Вербальная коммуникация. Понятие «коммуникативный барьер». Виды коммуникативных барьеров. Основные виды невербальных средств общения: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные. Общение как интеракция. Понятие «взаимодействие». Ведущие стратегии поведения во взаимодействии: сотрудничество, противодействие, компромисс, уступчивость, избегание. Общение как социальная перцепция. Определение общения как восприятия людьми друг друга. Воздействие в процессе общения. Функции социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. Идентификация. Эмпатия. Межличностная аттракция. Рефлексия. Каузальная атрибуция. Формирование первого впечатления о другом человеке. Фактор превосходства. Фактор привлекательности. Фактор отношения к наблюдателю.

 

Малая группа как социально-психологический феномен.

Сущность и содержание понятия «малая группа». Теоретические подходы к исследованию малых групп (К. Левин, В. Мёде, Г. Келли, М.Г. Ярошевский, Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский). Основные параметры и структура малой группы. Классификация малых групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, формальные и неформальные, группы членства и референтные. Психологические характеристики малых групп. Характеристика понятия «групповая динамика» и сущность ее механизма. Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы. Групповая сплоченность, совместимость, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности, лидерство и руководство. Проблема группового давления и феномен «конформизма» в группе. Модели развития групп. Управление малой группой. Феномены межгруппового взаимодействия. Социометрия как метод изучения малой группы.

Раздел V. Педагогическая психология

Предмет, задачи и структура педагогической психологии как науки.

Предмет и задачи педагогической психологии. Краткий исторический очерк возникновения и развития педагогической психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Связь педагогической психологии с другими науками. Единство возрастной и педагогической психологии. Основные разделы педагогической психологии: психология воспитания, психология учения, психология педагогической деятельности и личности учителя. Методы педагогической психологии. Основные категории педагогической психологии.

 

Психологическая сущность и специфика обучения.

Психологическая готовность к обучению. Общая характеристика обучения. Содержание и программа обучения. Основные подходы к проблеме взаимосвязи обучения и развития. Понятие «развивающее обучение». Общие принципы развивающего обучения, актуальные вопросы и трудности. Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов о развивающем обучении. Психологические теории развивающего обучения. Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Психологическая сущность программированного обучения. Сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Возрастные особенности усвоения знаний. Индивидуальные особенности учебной деятельности. Организация процесса обучения на разных возрастных этапах. Дошкольник, школьник, студент как субъекты учебной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.31 (0.008 с.)