Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Договір про франшизу як різновид договору про виключний продаж товарів.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Договор о франшизе Договор о франшизе (contract of franshising, contrat de franchissage ou de franchise) широко вошел в практику хозяйственной деятельности с 70-х годов, хотя был известен в США уже в 30-х годах XX в. Этот договор не получил нормативной регламентации в национальном законодательстве или международных соглашениях. Договор о франшизе рассматривается в иностранной литературе как разновидность договора об исключительной продаже товаров, сторонами которого являются два лица: поставщик товаров и/или услуг и «привилегированный покупатель» (договор получил свое наименование от «франшизы», или «привилегии»). По договору предусматривается поставка товаров, при которой покупатель приобретает их в собственность для перепродажи на рынке или для оказания услуг. Как и в договоре об исключительной продаже товаров, вводится условие об исключительной продаже и покупке сторонами товаров в определенном объеме для дальнейшей их коммерциализации на монопольных началах в границах устанавливаемой в контракте территории. Кроме «условий об исключительности» специфика договора определяется условиями о коммерческой, технической и организационной помощи привилегированному покупателю продавцом при продаже покупателем товаров и/или оказании услуг третьим лицам. В осуществлении такой помощи заинтересованы, по существу, обе договаривающиеся стороны с целью эффективного развития сотрудничества. По договору о франшизе продавец обязуется предоставлять • покупателю коммерческую информацию о рациональных методах реализации товаров и/или оказания услуг, ведения промысла, составляющих «ноу-хау» поставщика. Использование таких сведений направлено на оказание содействия покупателю в «продвижении» товаров и услуг. На достижение этой же цели направлено и предоставление продавцом на лицензионных началах прав использования объектов промышленной собственности. К предоставляемым покупателю по лицензии промышленным правам относится право использования товарного знака (знака обслуживания) продавца и его фирменного наименования в рыночных операциях, то есть работы под фирмой поставщика. Покупателю обеспечивается по договору также возможность применения и других элементов предприятия продавца, индивидуализирующих его как коммерсанта на рынке, в частности вывески, фирменного стиля, аббревиатуры фирмы и т. д. Все это расширяет возможности успешной коммерческой деятельности покупателя, причем эффективность применения указанных элементов непосредственно зависит от «реноме» продавца, его известности на рынке. Наконец, продавец нередко берет на себя обязанности по обустройству торговых заведений покупателя, подготовке его персонала к работе с поставляемым оборудованием и т. д. Установление по договору о франшизе многосторонних организационно-хозяйственных связей его участников, при которых фир-» ма-покупатель практически становится звеном разветвленной коммерческой сети продавца, предопределяет и договорное условие о праве контроля последнего за продажами контрагента, в частности проверки его коммерческой документации — торговых книг, счетов и пр. Ввиду эффективности использования договора о франшизе значительная часть фирм розничной торговли организует свои коммерческие связи с фирмами-поставщиками на базе этого договора.
Договір про факторинг. Договор о факторинге 1. Договор о факторинге (contract of factoring, contrat d'af-fecturage) в конце 50-х годов начал применяться в США, а с начала 60-х годов получил широкое распространение в практике США и других стран. Во всех странах ныне действуют специализированные фирмы по факторингу (от лат. factor — лицо, действующее за счет другого лица), осуществляющие операции на национальных рынках или международные операции. Ни в одной из стран договор о факторинге законодательно не урегулирован, но широкое применение его в международных операциях привело к разработке Конвенции ЮНИДРУА о международном факторинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988 г. Договор о факторинге — это договор по осуществлению посреднических услуг в проведении финансовых расчетных операций между участниками гражданских сделок, предусматривающий также обязанности посредника по предоставлению некоторых других услуг коммерческого характера. Участниками отношений по факторингу выступают фирма — поставщик товаров или услуг, фирма по факторингу (фактор) и фирма—приобретатель товаров или услуг (клиент). Поставщик товаров или услуг является кредитором, то есть владельцем прав требования по заключенной сделке (купли-продажи или какой-либо иной), а приобретатель товара или услуги — должником, то есть обязанным по этой сделке лицом. Основное содержание факторинга как посреднической финансовой операции сводится к удовлетворению специализированной по факторингу фирмой (фактором) прав требований кредитора за счет взыскиваемых ею с должника сумм по коммерческому счету кредитора. Согласно договору, заключенному поставщиком товара или услуги с фактором, стороны принимают на себя взаимные обязательства. Поставщик обязуется передавать фактору имеющиеся права требования в отношении клиентов — путем их юридической переуступки (суброгации) — для получения платежей. Со своей стороны фактор обязуется немедленно выплачивать поставщику денежные суммы по полученным от него документам (коммерческим счетам), предоставляя гарантию перечисления соответствующих сумм независимо от результатов их взыскания с должника, то есть клиента. Следовательно, в экономическом плане факторинг представляет собой покупку коммерческих счетов посредником с немедленной их оплатой поставщику. Договором, имеющим рамочный характер и служащим основанием для осуществления конкретных поручений поставщика фактору, определяются общие условия отношений сторон как по предусматриваемому объему операций по факторингу, так и по механизму их реализации. Ограничиваются общая сумма сделок, в пределах которой фактор обязуется принимать поручения поставщика на получение средств с клиентов по коммерческим счетам, и сроки действия договора, то есть период проведения таких операций (например, шесть месяцев, год и т. д.). Такие ограничения направлены на сведение к минимуму коммерческих рисков фактора. Этой же цели подчинено и предварительное, до заключения договора о факторинге, изучение фактором коммерческого и финансового положения поставщика как возможного контрагента. По договору фактор становится монопольным посредником в проведении расчетных операций. На предусматриваемой договорной территории и в течение срока действия договора за ним закрепляется исключительное право на осуществление операций с'клиентами. Это означает, что поставщик не вправе обращаться к услугам других факторов на данной территории и обязан направлять контрагенту все коммерческие счета по заключенным сделкам. 2. Договор о факторинге включает условия о переводе поставщиком прав требований на фактора (суброгации), условие о порядке принятия фактором на себя конкретных поручений, их одобрении или отклонении и условие об открытии текущего счета поставщика для перечисления фактором денежных средств. Механизм проведения операции по факторингу отличается той особенностью, что фактор не берет на себя твердое обязательство принимать к исполнению все поручения контрагента: он может принять или отклонить предложение в отношении любого конкретного счета, выставленного на того или иного клиента. В интересах исключения или ограничения собственных рисков фактор по получении запроса поставщика, направляемого после подписания коммерческой сделки, предварительно изучает платежеспособность клиента. Принятие фактором поручения означает не только согласие на его выполнение и немедленный платеж при оформлении переуступки прав, но и гарантию платежа по счету. Отказ в одобрении поручения, когда взыскание по счету с клиента представляется сомнительным, все же не исключает возможности проведения расчетной операции. С согласия поставщика фактор может ее провести, но с переводом средств лишь после оплаты счета клиентом и без предоставления гарантии оплаты. Тогда операция приобретает характер обычного договора поручения. Хозяйственные выгоды для поставщика расчетной операции по факторингу определяются двумя обстоятельствами. Использование услуг фактора приводит к быстрому получению платежа. При этом немедленная оплата фактором счета (осуществляемая за вычетом расходов на проведение операции) до оплаты счета клиентом превращает для поставщика продажу на срок в продажу за наличный расчет в отношениях с клиентом по купле-продаже. Сама же операция по факторингу приобретает в экономическом плане характер финансирования фактором поставщика товаров или услуг. Немедленное получение платежей по счетам значительно сокращает нужды поставщика в оборотном капитале и, кроме того, позволяет гибко действовать в отношении своей клиентуры, более широко практиковать продажи с кредитованием контрагентов, принимать заказы без опасения сложностей в получении платежей и т. д. С другой стороны, факторинг ведет к гарантированному по договору получению платежей поставщиком, снимает с него риски полных или частичных потерь из-за неплатежеспособности клиентов, несвоевременной оплаты ими счетов или других причин и ведения по этому поводу споров. Принятие фактором поручения означает предоставление гарантии оплаты коммерческого счета. В то же время для самого фактора это — операция на свой «страх и риск», поскольку при неоплате коммерческого счета клиентом он, согласно договору, принимает на себя финансовый риск, так как лишается возможности предъявления регрессного требования к поставщику. Вознаграждение фактора по договору состоит из двух частей: вознаграждения за осуществление поручения, исчисляемого в процентах от коммерческого счета (в размере 0,25 — 2,5%), и стоимости кредитования поставщика, то есть вознаграждения за авансирование его до момента срока оплаты счета клиентом, размер которого зависит от размера учетных ставок банков (в последние годы — от 6,5 до 13%). 3. В современной практике при факторинге осуществляются два вида финансовых операций. В деятельности европейских фирм факторинг сводится к принятию и оплате коммерческих счетов поставщика (old line factoring), а в деятельности фирм США указанные операции обычно совмещаются с открытием фактором кредита поставщику в объеме, более или менее равном общей сумме возможных операций, предусмотренной в контракте (new style factoring). Американская практика, таким образом, расширяет рамки финансовой операции. Помимо финансирования предпринимателей факторы осуществляют для них также ряд других работ. В их функции входит предоставление целой гаммы услуг, использование которых представляет несомненную выгоду для поставщиков, исключая необходимость обращения к ряду специализированных фирм. К таким услугам относятся: предоставление информации о финансовом положении возможных контрагентов, их платежеспособности; сообщение маркетинговой информации о состоянии спроса на рынке, клиентуре и конкурентах, рыночной конъюнктуре и пр.; проведение рекламных и транспортных операций; подыскание агентов; ведение судебных дел и т. д. Фактор становится, таким образом, советником предпринимателя по производству и торговле, а также фирмой, комплексно выполняющей ряд работ по реализации товаров и услуг, что позволяет^предпринимателю эффективно действовать в хозяйственном обороте. Особое значение все эти услуги приобретают при ведении международной торговли. 4. Фактор может действовать в рамках национального рынка, когда поставщик и клиент находятся в одной стране, или в качестве международного фактора, если стороны сделки находятся в разных странах. Фактор, находящийся в стране экспортера, поручает тогда осуществление своих функций за границей фактору, работающему в стране импортера-клиента. Вознаграждение в этом случае делится между двумя факторами. При международном факторинге посредники кроме перечисленных функций выполняют важные обязанности по подысканию иностранных контрагентов. Ныне весь мировой рынок поделен между «цепочками» связанных между собой разно-национальных фирм факторов, взаимно выполняющих поручения в этой сфере деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.013 с.) |