Лизинг — особый вид договора имущественного найма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лизинг — особый вид договора имущественного найма



1. Отношения по использованию машинно-технических изделий в национальном и международном хозяйственном обороте все шире основываются на специфической договорной форме имущественного найма, получившей наименование договора о лизинге (contract of leasing). Возникнув первоначально в США еще в середине прошлого века, с конца 50-х годов этот договор получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах.

Лизинг нашел признание в судебной практике многих стран, не имеющих специального законодательного регулирования (США, ФРГ, Япония и др.), но в некоторых странах изданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям (Франция — закон от 2 июля 1966 г.; Англия—закон об аренде-продаже 1965 г.). Широкое распространение этого вида договора привело к разработке Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988 г., основная цель которой — устранить правовые барьеры на пути международного лизинга.

Практика и доктрина выделяют две формы лизинга: финансовый лизинг (financial lea&e), называемый иногда подлинным лизингом, и операционный, или эксплуатационный, лизинг (operating lease).

В отличие от обычною договора имущественного найма, финансовый лизинг характеризуется тем, что охватывает более сложный комплекс хозяйственно-экономических отношений, участниками которых выступают не две, а три стороны: фирма — изготовитель машины или оборудования, лизинговая фирма (наймодатель) и фирма-пользователь (наниматель).

Наймодателем выступают специализированные лизинговые фирмы, промышленные и финансовые. Промышленные общества или компании, занимающиеся лизингом, являются либо филиалами крупных фирм — продуцентов техники, либо независимыми фирмами, совместно создаваемыми несколькими фирмами-продуцентами.

В широких масштабах лизинговые операции осуществляют финансовые общества или компании, являющиеся филиалами банков или их функциональными подразделениями (отделениями), либо кредитные, страховые и иные организации.

2. Лизинг охватывает сложный комплекс договорных отношений и осуществляется на базе двух или более договоров, прежде всего договора купли-продажи и договора имущественного найма. По договору купли-продажи между фирмой — продуцентом технического объекта и лизинговой фирмой последняя приобретает машину или оборудование в собственность специально для последующей сдачи их внаем. По договору имущественного найма, или собственно лизинга, между лизинговой фирмой-собственником и промышленной фирмой-пользователем технический объект сдается внаем. Эта нераздельная связь двух операций — купли-продажи имущества и сдачи его в пользование (или аренду) — находит свое отражение и в часто применяемом определении договора о лизинге как договора аренды-продажи.

Но лизинговая операция нередко сопровождается и другими договорными отношениями. Распространенной практикой стало осуществление лизинговой фирмой заемной операции по получению от банка или иной финансовой организации суммы (в размере до 60—80% стоимости имущества), необходимой для приобретения в собственность технического объекта, особенно при необходимости крупных затрат. Такой лизинг, при котором лизинговая фирма приобретает объект в значительной части за счет займа, получил в американской практике название раздельного лизинга (liferaged leasing), поскольку операции по сдаче внаем и финансированию раздельно осуществляют две или несколько фирм.

К дополнительным договорным отношениям относится также договор нанимателя с фирмой-продуцентом или иной фирмой об осуществлении технического обслуживания машины или оборудования. По общему правилу, при «чистом лизинге» на пользователе целиком лежит обязанность по техническому обслуживанию объекта и его ремонту и, как следствие, возвращению машины или оборудования в рабочем состоянии с учетом соответствующего износа. Однако, не будучи в состоянии самостоятельно проводить эту работу, пользователь нередко заключает специальный договор на ее осуществление. В случае заключения такого договора с самой лизинговой фирмой операция приобретает характер лизинга с дополнительными услугами или, по терминологии договоров американских фирм, с «полным обслуживанием».

Взаимосвязь отношений по купле-продаже и собственно лизингу, зачастую дополняемая отношениями по долгосрочному займу с одним или несколькими кредиторами, отношениями по техническому обслуживанию и ремонту с лизинговой или иной фирмой, а также некоторыми другими договорными отношениями, определяет специфику договора о лизинге.

В иностранной литературе имеются различные оценки юридической природы договора о лизинге и его экономической сущности. Одни авторы полагают, что в юридическом отношении это договор имущественного найма с рядом характерных особенностей. Другие усматривают здесь договор купли-продажи с рассрочкой платежа между собственником имущества и пользователем. Наконец, третьи считают, что речь идет о договоре особого рода (sui generis), сочетающем элементы арендного договора, договора о займе и некоторые другие договорные элементы. При разрешении споров из договора суды применяют общие нормы обязательственного права, а также по аналогии нормы соответствующих видов договоров — купли-продажи, займа, подряда и др.

В экономическом отношении лизинг рассматривается чаще всего как новая форма финансовой операции, способ осуществления капиталовложений. Приобретая машину или оборудование в собственность для последующей сдачи имущества внаем, лизинговая фирма осуществляет инвестирование капитала. Операция по сдаче имущества в пользование приобретает финансовый характер, в рамках которой наймодатель как бы предоставляет нанимателю финансовый кредит с особыми условиями его погашения. Характерно, что в Венской конвенции и французском законе лизинг именуется «кредитом-наймом» (crédit-bail), а в бельгийском законе — «наймом-финансированием» (location-financement).

Механизм лизинговой операции обычно сводится к следующему. Наниматель сам выбирает фирму-продуцента и непосредственно с ней согласовывает условия продажи — предмет договора, цену и условия платежа, а также сроки, время и место поставки. Все это делается без участия лизинговой фирмы, которая «стоит в стороне» от переговоров и получает от будущего нанимателя готовое досье по результатам коммерческих переговоров.

Лизинговая фирма с учетом договоренностей с продуцентом подготавливает проект договора купли-продажи. С момента его подтверждения нанимателем в форме подписи возникает поручение лизинговой фирме со стороны нанимателя заключить договор по имеющимся спецификациям. После подписания договора купли-продажи наниматель в качестве уполномоченного осуществляет контроль за комплектностью поставки, проверяет качество объекта и пр. При этом он обязан информировать лизинговую фирму о соответствии объекта поставки условиям договора.

Важное отличие лизинга от обычного договора имущественного найма в организационно-хозяйственном плане состоит, таким образом, в том, что в пользование сдается в данном случае технический объект, специально приобретенный лизинговой фирмой для нанимателя и по его просьбе. Но отличия не исчерпываются только этим.

3. Договор о лизинге между лизинговой фирмой-наймодателем и пользователем-нанимателем характеризуется рядом юридических особенностей, отличающих его от обычного договора имущественного найма.

Во-первых, договор о лизинге обычно заключается на твердо установленный неизменный срок, как правило, длительный, нередко охватывающий весь срок эффективной службы машинно-технического оборудования. Срок передачи объекта в пользование приближается к сроку хозяйственной его службы, то есть полной расчетной амортизации. В течение этого периода договор не может быть расторгнут ни одной из сторон, а платежи не могут быть прекращены.

В этих условиях следует учитывать, что в процессе эксплуатации имущество может перестать удовлетворять нанимателя, в частности, из-за «обесценения» его фактом появления более совершенных технических объектов. На этот случай в договоре оговаривается возможность досрочного приобретения объекта пользователем в собственность для перепродажи или же обмена его на более совершенную модель с доплатой.

Во-вторых, платежи за пользование устанавливаются соответственно на период, составляющий большую часть экономической жизни имущества, исчисляемой ныне в среднем в 10—12 лет эксплуатации (принятый расчетный срок полной амортизации). Сроки платежей по договору определяются, однако, в 4—7 лет, что позволяет наймодателю в сравнительно короткий срок возвратить произведенные затраты на приобретение имущества или основную их часть.

Размер платежей включает плату за амортизацию имущества (т. е. часть потребленной стоимости), проценты за пользование кредитом, а также оплату услуг лизинговой фирмы. Общая их сумма превышает стоимость имущества, его покупную цену, и это превышение в размере платежей над стоимостью имущества составляет прибыль наймодателя. К тому же после истечения срока договора он сохраняет право собственности на не полностью амортизированное имущество.

В-третьих, по истечении срока действия договора нанимателю предоставляется по условиям контракта право выбора: купить имущество с оплатой по размеру остаточной его стоимости, как правило, не превышающей 5—6% первоначальной, либо возвратить его лизинговой фирме, либо, наконец, возобновить контракт, обычно на один-два года, на условиях выплаты сниженных платежей. Право пользователя на приобретение имущества в собственность и, следовательно, обязанность наймодателя его продать составляют важную отличительную черту найма на условиях лизинга.

Остаточная стоимость имущества как база установления его цены при купле-продаже или возобновлении контракта определяется по-разному. В одних случаях она устанавливается сторонами или экспертизой по действительной, или «справедливой», рыночной стоимости, а в других контрактом оговаривается право нанимателя на покупку по «сниженной номинальной цене», заранее согласованной в контракте или подлежащей установлению сторонами.

В-четвертых, для договора о лизинге характерно иное распределение ряда прав и обязанностей между сторонами. Лизинговая фирма освобождается от ряда обычных для наймодателя обязанностей, и в этом проявляется, в частности, чисто финансовый характер операции. И наоборот, наниматель несет дополнительные обязанности.

На нанимателя перекладываются все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением объекта. Не будучи собственником объекта, пользователь несет тем не менее все риски порчи или гибели имущества.

Кроме того, на нанимателя возлагаются все эксплуатационные риски и обязанности по любому ремонту технического объекта, то есть не только по текущему, но и капитальному, что имеет важное значение ввиду длительных сроков эксплуатации имущества по лизингу. Разумеется, в течение срока действия договорных гарантий, данных изготовителем, наниматель вправе обратиться к фирме-продуценту по поводу ремонта. Но по истечении этого срока наниматель проводит любой ремонт на договорных началах с фирмами по ремонту или же по специально заключенному договору на техническое обслуживание объекта с его изготовителем. При этом лизинговая фирма обычно сохраняет за собой право контроля за эксплуатацией имущества, то есть проверку его технического состояния.

И наконец, на пользователе лежит обязанность по страхованию имущества. Он либо страхует его за свой счет в пользу лизинговой фирмы, либо присоединяется к страхованию, осуществляемому этой фирмой.

Операционный, или эксплуатационный, лизинг, будучи ближе к обычному договору имущественного найма, сохраняет ряд особенностей, отличающих его от финансового лизинга. Договор заключается на срок, значительно меньший полного срока амортизации имущества, и по истечении срока действия договора объект повторно сдается внаем. Исключается право нанимателя на приобретение имущества в собственность. Предполагается оказание наймодателем услуг по поддержанию имущества в рабочем состоянии.

4. Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено, с одной стороны, выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, а с другой стороны — поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса и развития национальной экономики.

Для финансовых и промышленных лизинговых фирм это — экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Лизинг обеспечивает высокий уровень прибылей прежде всего из-за высокой оплаты эксплуатации техники пользователями. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора. С другой стороны, государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.

Для пользователей техники лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации сложных и дорогостоящих машин и оборудования без существенных крупных единовременных затрат, необходимых для покупки такой техники. Особую значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатируемой техники. Все это становится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.

Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к увеличению капиталовложений в эти операции, а фирмы-пользователи — к постоянному обновлению производственных фондов. Лизинг становится, таким образом, фактором интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

З 1974 р УНІДРУА працював над проблемою правового регулю­вання лізингових відносин, завдяки чому було вироблено проект Конвенції про міжнародним фінансовий лізинг, яка стала предметом розгляду міжнародної дипломатичної конференції, скликаної у м Оттава (Канада), де Конвенцію і було прийнято 28 05 1988 р У конференції брало участь 59 держав, з яких на 31 05 1995 р (день набуття нею чинності) Конвенція стала обов'язковою лише для трьох (Франція, Італія га Нігерія) і навіть сьогодні коло її учасників вкрай обмежене Проте, справедливості ради, неможливо не зазна­чити, що Комісія ЄС рекомендувала всім державам - членам Євро­пейського Союзу приєднатися до цієї Конвенції Більш того, Типо­вий лізинговий договір, який було розроблено правовим комітетом Leas Euroupe для застосування в Європі, також складено з ураху­ванням положень Оттавської конвенції

За Конвенцією договір міжнародного фінансового лізингу по­винен відповідати нижченавденим ознакам

• лізингодавець та лізингооїримувач повинні бути суб'єктами права різних Договірних держав,

• лізингоотримувач самостійно обирає як обладнання, так і по­стачальника Внаслідок цього лізингодавець повністю звільняється від будь-якої відповідальності за можливі недоліки зазначеного обладнання,

• лізингодавець придбає обладнання у постачальника виключ­но для його подальшої передачі у лізинг, про що постачальник обов'язково інформується,

• лізингові платежі розраховуються залежно від строку амор­тизації цього обладнання

Конвенційні норми застосовуються лише у випадках, якщо сто­рони прямо підпорядкували свої відносини цим нормам і дія останніх не припиняється на тій підставі, що обладнання стало не­від'ємною приналежністю іншої речі або включене до земельної власності Будь-які спори щодо відповідних обставин вирішуються за правом держави, де така річ або земельна ділянка знаходяться Конвенцією вирішені також деякі питання, пов'язані з правами та обов'язками сторін у договорі міжнародного лізині у, та з відпові­дальністю за невиконання чи неналежне виконання сторонами своїх зобов'язань

4 Хоча, як зазначалось, Конвенція не зібрала великої кількості учасників, в літературі відзначається, що багато держав врахову­ють її положення при створенні свого національного правового регулювання лізингових відносин (що позначається як «опосеред кована» уніфікація шляхом добровільного відтворення зразків по­ведінки, що містяться у міжнародному договорі)1. Подібне стало можливим тому, що, хоча Конвенція є досить невеликою за обся­гом, в ній вирішена ціла низка принципових питань щодо лізинго­вого договору. Окрім принципу автономії волі сторін договору щодо права, якому підкоряються їх відносини, можна вказати ще на такі принципи, покладені у підґрунтя цієї Конвенції:

• нерозривності договору поставки і власне лізингу та визнан­ня їх єдиною тристоронньою угодою;

• визначальної ролі орендатора як ініціатора угоди та фак­тичного власника обладнання;

• компенсаційної ролі лізингових платежів, що мають дозво­лити орендодавцеві повернути свої вкладення в устаткування;

• необов'язковості опціону на купівлю обладнання;

• використання обладнання у професійних цілях;

• пріоритету речових прав орендодавця перед кредиторами орендатора;

• належного обережного ставлення до отриманого у лізинг об­ладнання та використання його у розумний спосіб;

• належного виконання сторонами своїх зобов'язань та ін.2

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.021 с.)