Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К разделу 1 (главы 2—4). (Стр. 16—20)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1 Определение наук (vidya-samuddecah) или «Классификация наук». 2 Установление места философии — anviksakl-sthapana. К первому отделу 3 Философия — anvlksaki. * Учение о трех ведах — trayi. 5 Учение о хозяйстве—varta. 6 Учение о государственном управлении — dandaniti. 7 Школа Манава (manavah) — собств. «последователи Ману или школы 8 Школа Брихаспати (barhaspatyah) — собств. «последователи Р»рихаспати э Школа Ушанаса (aucanasah)— собств. «последователи Ушанаса или школы Ушанаса», которая занималась главным образом вопросами государственного устройства (см. прим. 2 и 3 к вступительной главе, стр. 561). !0 Санкхья, йога и локаята (sankhyam yogo lokayatam са).—Санкхья (sankhya) — букв, «перечисляющая (истинные принципы)», одна из шести ортодоксальных систем индийской философии, сутры которой приписываются Капиле. Школа санкхья считается представительницей индийского рационализма, ибо она путем рациональной эволюции пытается объяснить, что все мироздание состоит из двух основных принципов: природы (prakrti) и духа, или божественной субстанции (purusa, или atman).— Йога (yoga) — букв. «соединение», «религиозные упражнения», также одна из шести ортодоксальных философских систем, сутры ее приписываются Патанджали. Йога считается представительницей индийского мистицизма, так как все внимание она сосредоточивает па различных действиях и упражнениях, посредством которых якобы приобретаются сверхъестественные силы и способности для слияния с чистым духом индийской философии. Школа йога принимает почти все философские положения школы санкхья, не выдвигая самостоятельных теорий. Философские системы этих двух школ являются родственными и основными и считаются «sanatane dve», т. о. двумя предвечными философиями (см.: Ф. И. Щербатской. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. II. СПб., 1909, стр. 2—4). — Локаята (Iokayata) — букв. «заботящаяся (распространяющаяся) только о земном», философская школа индийских материалистов, не входящая в шесть ортодоксальных философских систем и приписываемая Брихаспати. Эта школа, иначе называемая чарвака, выступала как ярая ненавистница религии (см.: Ф. И. Щербатской. К истории материализма в Индии. Восточные записки, I, Л., 1927, стр. 4—5). 11 Установление места учению о трех ведах — trayt-sthapana. Комментарии 12 Веды (vedah, ед. ч. veda) — букв, «знание», древнейшие памятники индийской литературы, относящиеся приблизительно к середине II тысячелетия до н. э. Согласно религиозно-философским представлениям индийцев, веды считались не созданными, а существовавшими до сотворения мира. Они были только услышаны несколькими древними мудрецами, которые и поведали потом их миру. Поэтому они называются cruti, т. е. «услышанное», и их могут слушать и изучать только представители трех первых каст (aryah): брахманы, кшатрии и вайшьи. Веды представляют собой четыре сборника, или собрания (samhita), стихотворных поэтических гимнов, а именно: Ригведа (Rgveda) — «Веда гимнов», Самаведа (Samaveda) — «Веда мелодий», Яджур-веда (Yajurveda) — «Веда жертвенных изречений» и Атхарваведа (Atharva-veda) — «Веда заклинаний». Последняя самхита — Артхарваведа — признавалась только на юге Индии. Этим и объясняется, что Каутилья первые три выделяет особо, отдавая им предпочтение. 13 Итихасавсда (itihasa-veda) — букв, «веда сказаний (преданий)», представляет собой позднейшую литературу, называемую «пятой ведой». Сюда относятся итихасы, или легендарные эпические поэмы, как например Махаб-харата, а также пураны, или предания. 14 Вспомогательные науки (anga, мн. ч. angani, а также vedanga, мн. ч. vedangani) — букв, «члены или части вед», науки, возникшие в связи с толкованием текста вед. 15 Свои законы (svadharma) — ср. Da^arkumaracarita (см. Дандин. 16 Касты (varna) — термин встречающийся в Артхашастре, под которым мы 1' Ступени жизни — acrama. 18 Дваждырожденный (dvijati, dvija) — название, даваемое брахманам, 19 С разными предками (asamanarsibhir), т. е., другими словами, в семье К первому отделу 20 Половые сношения в установленное время (rtu-gamitvam), т. е. в пе 21 С твердо установленными разграничениями между ариями (vyava- 22 Установление места учению о хозяйстве и учению о государственном 23 Лесной товар — kupya. 2* Обязательный труд (vi§ti) — см. прим. 20 к разд. 24, стр. 589. К разделу 2 (глава 5). (Стр. 20—21) 1 Общение с учеными —vrddha-sanyogah. 2 Добытое работою над самим собою — krtaka. 3 Природное — svabhavika. * Итихаса (itihasa)— букв, «так именно было» (iti + ha + asa), — сказание о древности или былом, былина, история. 5 Пураны... артхашастра (puranam itivrttam akhyayikodaharanam dhar- 6 Полное самосознание — atmavatta. ? Здесь и во всех других подобных случаях дается в колофонах только название главы, которое совпадает с названием данного раздела (или нескольких разделов, объединенных в одной главе). В тех случаях, когда раз- Комментарии дел содержит несколько глав, название которых отличается от названия соответствующего раздела, в колофонах приводятся названия глав и раздела что и соответствует тексту памятника. К разделу 3 (главы 6—7). (Стр. 21—23) 1 Победа над чувствами — indriya-jayah. 2 Отвержение объединения шести врагов — ari-sadvarga-tyagah. 3 Согласно положениям индуизма, победа над чувствами, или обуздание 4 Дандакья по имени из рода Б ходжа (Dandakyo nama Bhoja) — согласно 5 Карала из Видехи (karalac са vaidehah). Видеха (Videha) — название 1 Далее сокращенно: J. Jolly. Notes —с указанием страницы. К первому отделу 567 Видехи, также домогался брахманской девушки и погиб, проклятый ее отцом. Имя Карала встречается в произведении Ашвагхоши Buddhacarita_________ «Жизнь Будды» (IV, 80) под именем Караладжанака. 8 Джанамеджая ■ (Janamejaya) — легендарный царь, сын Парикшита из рода Абхишвана. Согласно Махабхарате (XII, 150), Джанамеджая неумыш-леннно стал виновным в убийстве брахмана, за что он был покинут всеми брахманами вместе с его жрецами. Он же упоминается также в поэме Ашвагхоши Saundarananda-kavya— «Поэма о Нанде Прекрасном» (VII, 39, 44). (См.: J. Jolly, Notes, стр. 5). 7 Таладжангха (Talajangha) — очевидно, имя царя; напав на род Бхригу, 8 Род Бхригу (Bhrgu, мн. ч. bhrgavah) — букв, «бхригуиды», род, 8 Айла (Aila) — букв, «сын Илы (дочери Ману)», эпитет легендарного царя Пурураваса (Pururavas). Как повествует [Махабхарата (I, 70), Пуруравас, опьяненный своим- могуществом, поссорился [с ^брахманами, у которых он захватил богатства. Тогда из мира Брахмы явился Санаткумара (вечно юный риши) и преподал ему совет, однако он не воспринял его, за что был проклят разгневанным риши. От сильной гордости он не перенес этого и вскоре погиб. ю Саувира (Sauvlra) — букв, «восходящий к Сувире или принадлежащий Сувире (легендарному царю)», название.древней страны, отождествляемой с областью Синдху (соврем. Сиидх), которая расположена в нижнем течении Инда. Наименование Sauvira (во мн. ч.) относится также и к народу этой страны, где некогда царем был Аджабинду (Ajabindu). 11 Равана (Ravana) —могущественный демон-ракшас о десяти головах, 12 Дурьйодхана (Duryodhana) — один из кауравов (потомков рода Куру), этой теме. Комментарии is Дамбходбхава (Dambhodbhava) — имя одного царя, о котором рассказывается в Махабхарате. On отправился странствовать в поисках соперника. Его направили к Наре и Нараяне, двум божественным мудрецам, которые победили и осмеяли его, после чего он посвятил себя подвижничеству (Mahabharata, V, 96). к Арджуна из рода Хайхая (Haihayac са Arjunah). Хайхая (Haihaya)— название страны и ее народа, обитавшего, как предполагают, в горах Виндхья. Арджуна Картавирья (сын Критавирьи) был царем хайхайев и правил в Махишмати — наследственной столице царей из рода Хайхая. Он имел тысячу рук и золотую колесницу, которая могла двигаться всюду но желанию владетеля. Согласно Махабхарате, Хайхая Арджуна (Картавирья), явившись в обитель Джамадагни, отца Парашурамы, похитил теленка у коровы Кама-дхену (мифическая корова, способная исполнять все желания) и вырвал деревья, за что был убит Парашурамой (Mahabharata, III, 116). 15 Ватапи (Vatapi) — могучий демон-асура, о котором упоминается 16 Агастья (Agastya) — имя мифического царственного мудреца, которое 17 Вришни (Vrsni) — название общины или рода ядавов, где, согласно 18 Двайиаяна (Dvaipayana) — одно из имен легендарного мудреца Вьнсы, is Джамадагнья (Jamadagnya) — букв, «сын Джамадагни (брахмана и подвижника)», эпитет Парашурамы («Рама с топором»), который был известен как великий брахман-воин, родившийся в роду Бхригу. К первому отделу 20 Амбариша Набхага (Ambarisa Nabhaga), т. е. Амбариша, сын Набхаги 21 Поведение царя-мудреца — rajarsi-vrttam. 22 Умножением их имущества (artha-sanyogena) — собств. «приобщением 23 Содеянном добра — благополучной жизни (hitena vrttim). Эту фразу 24 Индийская философия признает три основных фактора, три ценности, 25 Указанием на меру времени, измеряемую тенью (chaya-nalika-pratodena), К разделу 4 (глава 8). Стр. 23—24) 1 Назначение министров — amatyotpattih. 2 Бхарадваджа (Bharadvaja)— имя мудреца, отождествляемого, по-види -570 Комментарии как Kanika; последнее относится к мудрому министру царя Дхритараштры. Этот министр был хорошо осведомлен в вопросах политики, которая вполне согласуется с учением Каутильи (см. J. Jolly. Notes, стр. 5—6). 3 Вишалакша (Vigalaksa) — букв, «большеглазый», эпитет бога Шивы, 4 Парашара (Рагасага) — букв, «сокрушитель», имя легендарного мудреца, 5 Станет следовать... поступках (krtakrtany anuvarteta) или «он будет 6 Пишуна (Picuna) — букв, «предвещающий», эпитет божественного муд 7 Каунанаданта (Kaunapadanta) — букв, «с зубами, как у демона», проз 8 Ватавьядхи (Vatavyadhi) — букв, «страдающий недугом, вызванным вет 9 Яма (Yania) — согласно индийской мифологии, бог смерти и правосу 10 Бахудантипутра (Bahudantlputra) — букв, «тот, у кого сын от Баху- К разделу 5 (глава 9). (Стр. 24—25). 1 Назначение главного советника и домашнего жреца — mantri-purohi- 2 Местный житель — janapada. Я первому отделу 3 Не ссорящийся (vairanam akarta) или «не вызывающий вражды». 4 Совершенный министр — amatya-sampat. * Острота в научном знании — gastra-caksusmatta. 7 Шесть вспомогательных наук (?adanga) — см. отд. I, гл. 3 и прим. 14 8 Вооруженная в соответствии с науками (castranugata-castritam) — так though with weapons». Все эти переводы, сделанные на основании текста Ганапати Шастри, малоубедительны, ибо кшатрии как раз представляют собой вооруженную силу. В самой Артхашастре (отд. I, гл. 3, стр. 17) говорится о том, что одной из обязанностей кшатрия является «добывание средств к жизни оружием (castrajlva)». К разделу 6 (глава 10). (Стр. 25—27) 1 Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей — 2 Чтимый (eka-pragraha) — букв, «пользующийся единым расположением». 3 Вассал — samanta. 4 Правитель пригорной страны (aupapadika) — Ганапати Шастри объясняет: 5 Хитрость закона — dharmopadha. 8 Хитрость выгоды (arthopadha) или «хитрость ради материальной выгоды». 7 Главные советники (mahamatra) или «главные должностные лица». 8 Хитрость любви — kamopadha. 9 Хитрость страха — bhayopadha. ю Дела судебные — dharma-sthlya. и Дела уголовные (kantaka-codhana) — букв, «дела по очищению от шипов». 12 На должности сборов податей и счетные — samahartr-sannidhatr-nicaya- karmasu. Комментарии К разделу 7 (глава 11). (Стр. 27—29) 1 Назначение тайных агентов — gudliapurusotpattih. 2 Странствующие ученики — kapatika. 3 Отрекшиеся от обетов монахи — udasthita. 4 Домохозяева — grhapatika. 5 Купцы — vaidehika. 6 Отшельники — tapasa. 7 Соглядатаи — sattrin. 8 Разбойники — (tiksna) или «наемные убийцы». 9 Отравители — rasada. ю Монахини — bhiksukl. 11 Дальше, как раньше (iti samanarii purvena), т. е. пусть действует так, как предписано шпиону под видом отрекшегося от обетов монаха. К разделу 8 (глава 12). (Стр. 29—31) 1 Применение тайных агентов — gudhapurusa-pranidhih. 2 Люди, знающие человеческий обиход — sansarga-vidyah. 3 Семьи главных сановников — mahamatra-kulani. 5 Женщины-шудры — vrsalyah.(ед. ч. vrsall). 6 Бродячие шпионы — saficarah. 7 Советник — mantrin. 8 Домашний жрец — purohita. 9 Полководец (senapati) — согласно толкованию Ганапати Шастри, ak§au- 10 Наследник престола — yuvaraja. 11 Главный страж ворот — dauvarika. 12 Охранитель терема (antarvaiicika)—очевидно, охранитель покоев женцаря, 13 Начальник лагеря (pracastr) — собств. «управляющий», «распорядитель», 14 Главный сборщик податей — samahartr. 15 Хранитель государственной казны (sannidhatr) — собств. «собиратель 16 Главный судья (prade$tr) — собств. «тот, кто объявляет приговор», или, К первому отделу 1' Военачальник (nayaka) — согласно Ганапати Шастри: eka-dva-sahasra-padati-neta, т. е. «начальник над одной или двумя тысячами пехотинцев».!8 Градоначальник — paura-vyavaharika. 19 Астролог (kartantika)— согласно Ганапати Шастри: karmantika, т. е. «надзиратель за мастерскими». 20 Надзиратель за собранием советников — mantri-parisad-adhyaksa. 21 Блюститель наказаний (danda-pala) — очевидно, лицо, наблюдающее за 22 Охранитель крепости (durga-pala), т. е. начальник охраны крепости. 23 Охранитель границ (anta-pala), т. е. начальник охраны границ. 21 Начальник лесных племен (atavika) или «вождь лесного племени». 25 Публичное поведение (bahyam caram) — собств. «внешние выступле 26 Группы — sansthasu. 27 Ученики, принадлежащие к... группам — sansthanam antevasinah. 28 См. отд. IV, гл. 5, стр. 232. 29 Получают содержание от обеих сторон—ubbaya-vetanah. 30 Должностные лица (tTrtha, tlrtheijv a?tadacasu), т. е. должностные 31 Разного рода млеччхи (mleccha-jatayah) — представители чужеземных 32 Только тайно признаваемые (gfldha-sanjflitah) — собств. «тайными зна 33 Заслуживающих доверия (akrtyan) — собств. «неспособных к измене, з* Через предателей — krtya-pak$lyair. К разделу 9 (глава 13). (Стр. 31—33) 1 Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных и людей, пре 2 Шпионы — satrinah. Комментарии 3 (Ремесленные) корпорации (puga) — очевидно, корпорации, представляю 4 Ману, сын Вивасвана (Manu Vaivasvata) — имя прародителя человече 5 Шестая доля зерна — dlianya-sadbhaga. 6 Десятая доля товаров — panya-dacabhaga. 7 Мы придерживаемся здесь текста Ганапати Шастри: te?am kilbi?arii 8 Индра (Indra) — бог бури и грома, а также бог-воитель; носящий часто 9 Мелким людям (k?udrakan) или «простолюдинам». 10 Все, что говорится (в толпе) (kimvadantlm) — букв, «молву». 11 Взыскания (kara) — собств. «подать» или «взыскание подати». 12 Рудники — akara. 13 Мастерские — karmanta. 14 Люди, которые способны на предательство врагам — krtyah. К разделу 10 (глава 14). (Стр. 33—35) 1 Привлечение во вражеской стране партий людей преданных и людей,. 2 Одинаково хороших работников — tulyadhikarinoh. 3 Истратился на взятки — krtva vyayam. 5 Разряд разгневанных — kruddha-varga. 6 Кто имеет виды на наследство родных царя — tat-kulinopacamsuh. 7 Разряд запуганных — bhita-varga." 8 Кто пускается в слишком рискованные предприятия — atyahita-vyava- 9 Разряд жадных — lubdha-varga. 10 Разряд надменных — mani-varga. 11 Тех (tam) — букв. «того». -570 Комментарии как Kanika; последнее относится к мудрому министру царя Дхритараштры. Этот министр был хорошо осведомлен в вопросах политики, которая вполне согласуется с учением Каутильи (см. J. Jolly. Notes, стр. 5—6). 3 Вишалакша (Vigalaksa) — букв, «большеглазый», эпитет бога Шивы, 4 Парашара (Рагасага) — букв, «сокрушитель», имя легендарного мудреца, 5 Станет следовать... поступках (krtakrtany anuvarteta) или «он будет 6 Пишуна (Picuna) — букв, «предвещающий», эпитет божественного муд 7 Каунанаданта (Kaunapadanta) — букв, «с зубами, как у демона», проз 8 Ватавьядхи (Vatavyadhi) — букв, «страдающий недугом, вызванным вет 9 Яма (Yania) — согласно индийской мифологии, бог смерти и правосу 10 Бахудантипутра (Bahudantlputra) — букв, «тот, у кого сын от Баху- К разделу 5 (глава 9). (Стр. 24—25). 1 Назначение главного советника и домашнего жреца — mantri-purohi- 2 Местный житель — janapada. Я первому отделу 3 Не ссорящийся (vairanam akarta) или «не вызывающий вражды». 4 Совершенный министр — amatya-sampat. * Острота в научном знании — gastra-caksusmatta. 7 Шесть вспомогательных наук (?adanga) — см. отд. I, гл. 3 и прим. 14 8 Вооруженная в соответствии с науками (castranugata-castritam) — так though with weapons». Все эти переводы, сделанные на основании текста Ганапати Шастри, малоубедительны, ибо кшатрии как раз представляют собой вооруженную силу. В самой Артхашастре (отд. I, гл. 3, стр. 17) говорится о том, что одной из обязанностей кшатрия является «добывание средств к жизни оружием (castrajlva)». К разделу 6 (глава 10). (Стр. 25—27) 1 Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей — 2 Чтимый (eka-pragraha) — букв, «пользующийся единым расположением». 3 Вассал — samanta. 4 Правитель пригорной страны (aupapadika) — Ганапати Шастри объясняет: 5 Хитрость закона — dharmopadha. 8 Хитрость выгоды (arthopadha) или «хитрость ради материальной выгоды». 7 Главные советники (mahamatra) или «главные должностные лица». 10Хитрость любви — kamopadha. 11Хитрость страха — bhayopadha. ю Дела судебные — dharma-sthlya. и Дела уголовные (kantaka-codhana) — букв, «дела по очищению от шипов». 12 На должности сборов податей и счетные — samahartr-sannidhatr-nicaya- karmasu. Комментарии К разделу 7 (глава 11). (Стр. 27—29) 3 Назначение тайных агентов — gudliapurusotpattih. 4 Странствующие ученики — kapatika. 3 Отрекшиеся от обетов монахи — udasthita. 7 Домохозяева — grhapatika. 8 Купцы — vaidehika. 9 Отшельники — tapasa. 7 Соглядатаи — sattrin. 10Разбойники — (tiksna) или «наемные убийцы». 11Отравители — rasada. ю Монахини — bhiksukl. 11 Дальше, как раньше (iti samanarii purvena), т. е. пусть действует так, как предписано шпиону под видом отрекшегося от обетов монаха. К разделу 8 (глава 12). (Стр. 29—31) 1 Применение тайных агентов — gudhapurusa-pranidhih. 2 Люди, знающие человеческий обиход — sansarga-vidyah. 3 Семьи главных сановников — mahamatra-kulani. 5 Женщины-шудры — vrsalyah.(ед. ч. vrsall). 6 Бродячие шпионы — saficarah. 7 Советник — mantrin. 8 Домашний жрец — purohita. 9 Полководец (senapati) — согласно толкованию Ганапати Шастри, ak§au- 10 Наследник престола — yuvaraja. 11 Главный страж ворот — dauvarika. 12 Охранитель терема (antarvaiicika)—очевидно, охранитель покоев женцаря, 13 Начальник лагеря (pracastr) — собств. «управляющий», «распорядитель»,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.019 с.) |