ТОП 10:

Глава 12. (Назначение странствующих шпионов. Применение



тайных агентов)

Безродные, которых надо содержать, изучившие счастливые при­знаки (у человека), хиромантию, уменье околдовывать людей, вол­шебство, законы о четырех ступенях человеческой жизни, приметы, приметы птичьего полета, — это соглядатаи и люди, знающие чело­веческий обиход.2

Храбрецы в стране, которые, не жалея жизни, могут сражаться со слоном или тигром за вознаграждение, — это наемные убийцы.

Лишенные любви к родным, жестокие, изменчивые — это отра­вители.

Странствующая монахиня, ищущая пропитания, бедная вдова, самоуверенная брахманка, чтимая в (царском) тереме, пусть посе­щает семьи главных сановников.3 Этим сказано и о бритых монахи­нях4 и женщинах-шудрах.5 Это бродячие шпионы.6

Царь должен их направить каждого в своей стране к советнику,7 домашнему жрецу,8 полководцу,9 наследнику престола,10 главному стражу ворот,11 охранителю терема,12 начальнику лагеря,13 главному сборщику податей,14 хранителю государственной казны,15 главному судье,16 военачальнику,17 градоначальнику,18 астрологу,19 надзира­телю за собранием советников,20 блюстителю наказаний,21 охрани­телю крепости,22 охранителю границ,23 начальнику лесных племен; 24 .шпионы должны иметь вызывающие к ним ,доверие признаки — 1 страны,одежды, ремесла, йзыка, семьи и должны удостовериться отношении указанных лиц) в их прёд&нности, пригодности к делу и усердии.


30 Первый отдел. О правилах поведения

Публичным поведением 26 (указанных лиц) пусть ведают (перео­детые) наемные убийцы, которые обслуживают (царский) зонт, чашу, опахало, обувь, сидение, носилки, коней. О своих наблюдениях шпионы должны передавать в (свои) группы.26

Отравители, переодетые поварами и кулинарами, банщиками, массажистами, постельниками, брадобреями, ведающими туалетом, водоносами, скрывающиеся под видом горбунов, карликов, горцев, немых, глухих, идиотов, слепых; актеры, танцоры, певцы, рассказ­чики, сказители, акробаты и женщины — пусть они ведают наблю­дением за внутренним (домашним) обиходом. О нем монахини должны сообщать в (шпионские) группы.

Ученики,принадлежащие к определенным (шпионским) груп­пам,27 знаками ина письме пусть передают сообщения шпионов, и пусть те группы не знают друг о друге.

В случае отказа во входе (в жилище) монахиням привратники один за другим, шпионы, переодетые отцами и матерями, ремеслен­ники, акробаты, рабыни при помощи пения, чтения, музыки, тайно­писи, скрытой в ящичках, или знаков должны вывести наружу (со­общение) шпионов. Или же происходит их выход тайком под пред­логом долгой болезни или сумасшествия, поджога или отравления, или необходимости испражниться.

В случае если показания трех (шпионов) сойдутся, то им дове­ряют. В случае повторного несовпадения показаний применяется тайное наказание или устранение шпиона.

Шпионы, упомянутые в отделе «Об очищении от шипов»,28 должны жить у врагов, на их содержании, передвигающиеся же с целью шпионажа получают содержание от обеих сторон.29

Взяв их жен идетей в (заложники), пусть (царь) устроит, чтобы они сами получали содержание с обеих сторон. Пусть (царь) считает, что они посланы врагом, и пусть проверяет их чистоту подобными же людьми.

Таким образом пусть он сеет шпионов у врага, друга ивладетеля смежной (с ним и с врагом) страны и у нейтральных, а также среди их 18 видов должностных лиц.30


Раздел 9 (Глава 13)



Шпионы в их внутренних покоях — горбатые, кар­лики, евнухи, женщины, искусные в ремеслах, немые и разного рода млеччхи.31

В крепостях группа шпионов — купцы, вблизи кре­пости — святые и отшельники. В царстве — земледельцы и отрекшиеся отшельники, на границе государства — живущие в пастушеских стоянках.

В лесу должны быть сделаны шпионами лесные жи­тели, отшельники, представители лесных племен и т. д. Все они, быстрые, составляют цепь шпионов для того, чтобы знать происходящее у врагов.

И такие шпионы, поставленные врагом, должны быть опознаны подобными им — как группы, сообщающие узнанное, и тайные, только тайно признаваемые.32

Пусть он селит у границ, для распознавания шпионов врага, — (своих) главных шпионов, заслуживающих дове­рия,33 выявленных на основании их действий через преда­телей.34 Так в Артхашастре Каутилъи гласит двенадцатая глава «Назначе­ние странствующих шпионов. Применение тайных агентов» в раз­деле «Назначение тайных агентов» в первом отделе «О правилах поведения».

РАЗДЕЛ 9. НАБЛЮДЕНИЕ В СВОЕЙ СТРАНЕ ЗА ПАРТИЯМИ ЛЮДЕЙ ПРЕДАННЫХ И ЛЮДЕЙ, ПРЕДАТЕЛЬСКИ НАСТРОЕННЫХ1

Глава 13

Учредив надзор на главными должностными лицами, пусть царь устроит надзор за горожанами и сельскими жителями. Шпионы,2 разделившись на две стороны, пусть вступят в препирательство в местах священных омовений, в залах собраний, в (ремесленных) корпорациях,3 среди сборищ людей, говоря: «Слышно, что этот царь одарен всеми добродетелями, между тем у него не видно ни одной Добродетели, он мучит горожан и сельских жителей наказаниями и налогами».



Первый отдел. О правилах поведения


Тут другой пусть возразит и вторящим (говорящему) и ему са­мому: «Люди, одолеваемые обычаем рыб (когда большие рыбы по­жирают малых), сделали Ману, сына Вивасвана,4 царем и опреде­лили шестую долю зерна 5 и десятую долю товаров 6 и золота как его (царя) долю. Этим поддерживаемые цари доставляют подданным бе­зопасность обладания имуществом. Налагая на подданных наказа­ния, цари устраняют (совершение) ими злодеяний, чем и доставляют им безопасность обладания имуществом.7 Поэтому даже лесные от­шельники отдают шестую долю собранных ими колосьев, говоря: „Это доля того, кто нас охраняет". Цари — это наместники Индры8 и Ямы, они олицетворение гнева и милости. Кто ими пренебрегает, того касается божеское наказание. Поэтому нельзя пренебрегать царями». Такими словами пусть он возражает мелким людям."

И (шпионы) должны знать все, что говорится (в толпе).10 И о тех, кто живет за счет царского зерна, скота, золота, и кто ему помогает (всем) этим во время бедствия или благополучия, и кто возвращает (к повиновению) разгневавшегося родственника царя, кто оказывает противодействие врагу или вождю лесного племени. Пусть шпионы, переодетые отшельниками, бритыми или с запле­тенной косой, узнают их довольство и недовольство.

Довольных пусть царь еще больше почтит, недовольных пусть он ублажает для их удовлетворения щедротами и приветливым об­ращением. Или пусть он разъединяет их между собой и с погранич­ными правителями, вождями лесных племен, родственниками царя или подавленными им. Если они все-таки будут недовольны, пусть царь поручением им применения наказаний и взысканий '' вызовет ненависть населения к ним. Вызвав к ним ненависть, пусть он с ними покончит или тайной казнью, или возмущением населения. Или, скрыв их жен и детей, пусть поселит их (недовольных) в руд­никах 12 или мастерских 13 из боязни, что они окажут поддержку врагам. Разгневанные, жадные, перепуганные, относящиеся с горде­ливым пренебрежением, — это люди, которые способны на преда­тельство врагам.14 За их взаимными сношениями и сношениями с врагами и лесными племенами пусть следят (шпионы), приняв­шие вид прорицателей, астрологов и знающих приметы людей.


Раздел 10 (Глава 14)



Довольных пусть (царь) чтит материальными дарами и знаками внимания. Недовольных пусть покоряет приветливостью, дарами, ссорами и наказаниями.

Мудрый царь в своей стране пусть охраняет предан­ных людей и людей, склонных к предательству, больших и малых, от подговоров врагов. Так в Артхашастре Каутилъи гласит тринадцатая глава «Наблю­дение в своей стране за партиями людей преданных и людей, преда­тельски настроенных» в первом отделе «О правилах поведения».

РАЗДЕЛ 10. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВО ВРАЖЕСКОЙ СТРАНЕ ПАРТИЙ ЛЮДЕЙ ПРЕДАННЫХ И ЛЮДЕЙ, СКЛОННЬК К ПРЕДАТЕЛЬСТВУ *

Глава 14

Привлечение партий людей преданных и людей, склонных к пре­дательству, в своей стране объяснено. Надо сказать (о том же) в стране врага.

Обманутый после того, как ему были обещаны материальные вы­годы, тот, кому оказано пренебрежение из двух людей, одинаково хороших работников,2 или по отношению к его ремеслу или работе вообще, тот, кому любимцами царя воспрепятствован к нему доступ, Кто сперва был призван, а затем отвергнут, кто огорчен изгнанием, кто истратился на взятки 3 и не получил службы, тот, кому поме­шали в осуществлении его прав или получении наследства,4 кто лишился почестей и должности, кто оттеснен (царскими) родствен­никами, тот, чья жена изнасилована, кто брошен в тюрьму или Другие (места заключения), кто наказан по вражескому оговору, тот, кому помешали поступить дурно, тот, кого лишили имущества, и*о истомлен заключением, тот, у кого сослали родных, — это разряд разгневанных.5

Кто по своей вине обижен, кто оскорблен, тот, чьи дурные дела стали известны, кто смущен наказанием, назначенным человеку, совершившему один с ним поступок, тот, у кого 'отобрана земля, кто сражен наказанием, кто находится на любом служебном посту, кто награбил себе состояние, кто имеет виды на наследство родных



Первый отдел. О правилах поведения


царя,6 тот, кого ненавидит царь и кто ненавидит царя, — это разряд запуганных.7

Кто низко опустился, кто набрал слишком много добра, кто скуп, кто порочен и кто пускается в слишком рискованные предприя­тия 8 — это разряд жадных.9

Кто мнит о себе, кто жаждет, чтобы его чтили, кто не переносит оказания почестей его врагам, кто общается с низкими людьми, кто жесток, кто насильник, кто недоволен получаемым содержанием — это разряд надменных.10

Из всех этих, кто принадлежит к готовым на предательство, тех п пусть царь подговаривает через шпионов, принявших вид бри­тых или с косой монахов, — в соответствии со степенью их предан­ности.

Разряд разгневанных пусть он так подговаривает: «Как слепой от похоти слон, руководимый пьяным погонщиком, все, к чему при­ближается, то растаптывает, так и этот не обладающий оком знания слепой царь (подучиваемый слепым советником) собрался уничто­жить горожан и поселян. Возможно убрать его возбуждением про­тив него соперничающего с ним слона, не надлежит его терпеть».

Разряд запуганных пусть подговаривает так: «Как прячущаяся змея испускает яд на того, от кого видит страшное для себя, так и этот царь, боящийся из-за причиненного тебе вреда, скоро испустит на тебя яд (своего) гнева, — уйди в другое место».

Разряд жадных пусть подговаривает так: «Как корова, принад­лежащая стражам собак,12 дает молоко собакам, а не брахманам, так и этот царь расточает милости лишенным добродетели, разума и силы, а не одаренным достоинствами характера. А тот царь знает отличия людей, служи ему».

Разряд надменных пусть подговаривает так: «Как колодцем чан-далов 13 пользуются только чандалы, не другие, так низкий царь полезен только низким, а не подобным тебе благородным. А тот царь знает отличия людей, иди туда».

Тех, кто обещали, сказав «да», и заключили договор, пусть он (царь) вместе со шпионами приобщает их, по возможности, к своим делам.


Раадел 11 (Глава 15)



Пусть он приобретает во вражеских странах лаской и дарами тех, кто может предать, не идущих на предатель­ство — ссорой и силой, и пусть указывает им на ошибки вражеского царя. Так в Артхашастре Каугильи гласит четырнадцатая глава «При­влечение во вражеской стране партий людей преданных и людей, склонных к предательству» в первом отделе «О правилах поведения».

Раздел 11. Значение совещания1

Глава 15

Привлекши свои и вражеские партии, пусть он (царь) думает о начале дел. Всякое начало (дела) предваряется совещанием.

Место совещания должно быть закрыто, из которого не истекают разговоры, куда не могут заглянуть и птицы. Ибо известно, что со­вещания были выданы попугаями и сороками, собаками и другими животными.2 Поэтому к месту совещания пусть никто непричастный ве подходит. Пусть будет уничтожен предающий совещание.

Совещание может быть предано жестом и выражением лица посла, министра, царя. Жест — это измененное движение. Выраже­ние лица — это принимание определенного вида.

Совещание должно быть скрыто, следует наблюдать за причаст­ными к нему людьми до выполнения намеченного на совещании. Ибо . если они проговорятся s при опьянении, страсти, болтовне во время сна, при любовных отношениях и т. п. и это будет скрыто или этим пренебрегут, то будет нарушена тайна совещания.4 Нарушение тайны совещания мешает приобретению и сохранению имущества Царя и связанных с ним людей. Поэтому, говорит Бхарадваджа, тайное пусть царь обсуждает один. Ибо и у советников бывают .также советники, а у них — другие. Эта цепь советников разрушает совещание.

Поэтому пусть другие не знают ничего о том, что он намеревается сделать, а исполнители пувть знают о деле только тогда, когда к нему приступлено или когда оно завершено.



Первый Отдел. О' правилах поведения


Нет успеха в совещаний одного, говорит Вшпалакша. Ведь по-•стунки царя — явные,' тайные и выясняемые на основании заклю­чений. Знание того, что еще не стало известным; разбор того, что ■стало известным, и придание ему силы, разрешение сомнения при возможности двоякого понимания; по одной стороне дела, ставшей известной, понимание остального — все это достигается с помощью «советников. Поэтому царь пусть совещается со старцами, преуспев­шими в знании.

Никем не должен он пренебрегать и должен слушать мнение каждого. Мудрый должен как следует воспринять речь даже ребенка.

В этом знание совещания, но не сохранение тайны совещания, говорят последователи Парашары. О подобном тому, что нужно для его дела, пусть он спросит советников. «Это дело было так или так? если оно будет так, то как поступить?». Как они скажут, пусть то и делает. Таким образом будет и восприятие совещания, и сохра­нение тайны.

Нет, говорит Пишуна, советники по отношению к тайному делу, сделано оно или не сделано, если их спросят, говорят невнимательно или выдают его. В этом ошибка. Поэтому пусть царь совещается с ними о делах, в которых они искусны. Ведь, совещаясь с ними, он приобретает и мудрость в совещаниях,5 и их тайну.

Нет, говорит Каутилья, так создается неопределенность. Пусть царь совещается с тремя-четырьмя советниками. Ибо, совещаясь с одним, он не достигнет решения при трудности дела. И один со­ветник поступает как хочет, бесконтрольно. Если царь совещается с двумя, то если они сходятся, он попадает в их власть, если рас­ходятся, то он гибнет. При трех или четырех, наверное, не произой­дет большой ошибки даже в трудных обстоятельствах, и (отдель­ные) недостатки исправляются.6 При большем числе трудно дости­гается решение дела и сохранение (тайны) совещания. При необхо­димости сообразно с местом, временем и делом пусть советуется с одним или двумя или с самим собой, как окажется подходящим.

Способ приступа к делам/ наличие достаточного числа людей и материалов,8 определение времени и места,9 противодействие неу-


Раздел 11 (Глава 15)



дачам,10 счастливое завершение дела " — это пять элементов сове­щания.12 О них пусть царь спрашивает каждого (советника) от­дельно или всех вместе. Мудрый, пусть он вникает в суждения каж­дого в отдельности, (продумывая их) доводы.13 Восприяв суть дела, пусть не медлит. Пусть долго не совещается и не защищает тех, кому собирается нанести вред.14

Пусть собранием советников 15 он сделает двенадцать министров, говорит школа Манава.

Шестнадцать, говорит школа Брихаспати. Двадцать, говорит школа Ушанаса. По потребности, говорит Каутилья.

Пусть они принимают в расчет и партию, сочувствующую царю, и враждебную ему. Пусть они по отношению к делам делают так, чтобы неначатое было начато, чтобы в деле, уже предпринятом, были выполнены все частности16 и чтобы все распоряжения были выполнены как следует. С присутствующими пусть царь наблюдает за делами непосредственно, с отсутствующими пусть совещается путем посылки писем.17

Ведь собрание советников Индры — это тысяча мудрецов.18 Это его око. Поэтому его, хотя у него два глаза, зовут «тысячеокий».19 ' В срочном деле пусть созовет советников или совещание совет­ников и с ними совещается. Что здесь одобрит большинство или что Признает'полезным для успешного завершения дела, то пусть царь исполняет. И когда он это будет делать:

Пусть другие не знают его тайны, но пусть сам он1 видит слабые места других. Подобно тому как черепаха скрывает свои члены, так пусть царь скрывает все, что у него открыто.

Подобно тому как неученый брахман 20 не может вку­шать от погребальной трапезы благочестивых, так и тот, кто не прошел по сути науку, не может слушать совеща­ний совета.

Так в Артхашастре Каутильи гласит пятнадцатая глава «Значе­ние совещания» в первом отделе «О правилах поведения».



Первый отдел. О правилах поведения


РАЗДЕЛ 12. ПРАВИЛА ДЛЯ ПОСЛОВ1 Глава 16

После того как в совете приняты решения, происходит отправле­ние послов. Кто обладает полнотой качеств министра,2 тот посол, которому поручено ведение дела.3 Кто лишен четверти этих качеств, тот имеет ограниченные полномочия, кто лишен их половины, тот (только) передатчик царского послания.

Имея обоз, хорошо обеспеченный людьми, верховыми животными и перевозочными средствами, пусть он выступит в путь. «Царское послание должно быть изложено врагу так; он ответит так; ему должно на это возразить; таким образом надо над ним взять верх». Пусть посол отправляется, изучая эти указания. Пусть он общается с охранителями лесов и границ и главными лицами в городах и во (всей) стране.4 Места для расположения своих войск и войск врага, для сражений5 и для отступления пусть он наблюдает. Пусть он узнает размеры государства и крепостей и пусть собирает сведения о драгоценностях, средствах к пропитанию, об охране и слабых ме­стах.6 Допущенный в чужую резиденцию 7 пусть войдет в нее. Пусть произнесет царское послание, как оно ему было сказано, даже если предвидит опасность для жизни. Пусть он замечает, есть ли в речи, лице, взгляде врага благожелательность к нему, уважение к его речам, благожелательные по отношению к царю вопросы, есть ли проявление внимания к перечислению достоинств царя, сажает ли он (посланца) вблизи себя, оказывает ли ему почесть, считается ли с его желаниями,8 проявляет ли доверие к нему— (все это), если враг удовлетворен (царским посланием), и пусть замечает противо­положное, если враг недоволен. Пусть он скажет ему: «Ведь цари — ты и другие — говорят устами послов.9 Поэтому даже при поднятом оружии послы говорят так, как им было сказано. Из послов даже люди низших каст 10 не могут быть убиваемы, тем более брахманы. Речь, мною сказанная,—речь другого. Это закон для послов».

Пусть живет (в чужой стране), пока не будет отпущен. Пусть не возгордится от оказанного ему почета. Пусть не хвастает силой


Раздел 12 (Глава 16)



леред врагами.11 Пусть (терпеливо) сносит неприятную речь. Пусть избегает женщин и опьяняющих напитков. Пусть спит один, ибо от льяных и спящих узнавались их намерения. Пусть при помощи (шпионов), переодетых отшельниками и купцами, он узнает о под­говорах тех, кто склонен к предательству, и о тайных убийствах тех, кто не согласен на предательство, о благожелательном и небла­гожелательном настроении по отношению к царю и о слабых местах в устоях государства.12 Или пусть осведомляется через их учеников, переодетых врачами или еретиками, или через подкупленных обеими сторонами.13 При невозможности беседовать с ними пусть он осве­домляется о происходящем у врага из речей нищих, пьяных, сума­сшедших, спящих или из условных знаков, надписей, рисунков в храмах и местах паломничества. В связи с узнанным пусть вступает в тайные переговоры. Опрошенный врагом об основах своего госу­дарства, пусть не сообщает о их значении. Пусть скажет: «Ты все сам знаешь, владыка» или что-либо, обеспечивающее успех его дела.

Если его посольство не имеет успеха ж он (все-таки) задержан
(врагом), то пусть размыслит: «Что он задерживает меня, потому ли
что видит, что приблизилась беда для моего владыки, или потому,
что хочет противодействовать (приближающейся к нему) самому
беде, или он хочет вызвать (выступление) находящегося у (моего
царя) в тылу его союзника 14 или войска другого государя, отделен­
ного от него другими владениями,15 или вызвать внутреннее возму­
щение 16 или восстание вождя лесного племени, или он хочет унич­
тожить союзника моего владыки спереди или в тылу,17 или же он
хочет противодействовать направленному против него походу со
стороны, или внутреннему возмущению, или восстанию вождя лес-
дого племени, или он хочет помешать приготовлениям к походу 18
моего владыки, или он желает собрать жатву, металлы,19 товары,
достроить крепость, снарядить войско, или же он выжидает подхо­
дящего времени и места для действий своих войск, или же он это
делает из пренебрежения и небрежности, или же он ищет союза и
связей». ,

Узнав (истинную причину), пусть живет или уезжает или пусть высматривает подходящий образ действий. Передав нежеланное (для



Первый отдел. О правилах поведения


врага) послание, даже не отпущенный, из страха заключения или убиения пусть отъедет, иначе он может подвергнуться насилию.

Итак дело посла: исполнение посольства, соблюдение заключенных договоров, поддержание престижа, приобре­тение друзей, подговор, ссоры союзников, тайная пере­возка войск, похищение родственников и драгоценностей (врага), сведения, приобретенные от шпионов, храбрость, расторжение соглашений, а также применение тайных средств.20

Пусть царь велит все это исполнять через своих послов и велит наблюдать за послами врагов через встречных послов и шпионов и через явных и тайных наблюдателей. Так в Артхашастре Каутильи гласит шестнадцатая глава «Пра­вила для послов» в первом отделе «О правилах поведения».

РАЗДЕЛ 13. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦАРСКИМИ СЫНОВЬЯМИ>■

Глава 17

Царь, если сам охранен, охраняет царство от близких и врагов, прежде всего от жен своих и детей.

О наблюдении за женами скажем (в главе) «Предписания для царского жилища».2

Наблюдение за сыновьями. Со (дня) их рождения должен царь наблюдать за своими сыновьями, ибо царские сыновья подобны ра­кам: они пожирают своего родителя. Если у них не появится любовь к отцу, то лучше их тайно убить — так говорит Бхарадваджа.

Тайное убийство3 — жестокость, и оно ведет к гибели рода кшатриев, говорит Вишалакша, поэтому лучше заключение сына в том же дворце.

Это страх перед змеей, говорит Парашара, ибо царевич, поняв: «отец держит меня в заключении из страха перед моей силой», овла­деет им самим.4 Поэтому лучше поселение (царевича) в крепости охранителя границ.


Раздел 13 (Глава 17)



Это будет бараний страх, говорит Пшпуна, ибо, узнав ту же при­чину отвращения к нему отца, он заключит союз с охранителем границ.5 Поэтому лучше поселить царевича в крепости вассала, уда­ленной от владений царя.

Это похоже на положение теленка, говорит Каунападанта. Ведь вассал станет доить его отца, как при помощи теленка доят корову. Поэтому лучше поселение царевича у родных матери.

Это было бы подобным знамени, говорит Ватавьядхи. Ибо с этим (предлогом) как знаменем родные его матери будут просить пода­чек, подобно тому как это было с Адити и Каушикой.6 Поэтому пусть они предоставят его деревенским потехам: 7 опутанные удо­вольствиями, сыновья не будут строить козней против отца.

Это смерть в жизни, говорит Каутилья, ибо, как дерево, поедае­мое червем, ломается царская семья с невоспитанными сыновьями, как только ее коснутся. Поэтому, когда у царской старшей жены только что кончатся месячные, пусть жрецы раскидают жертвенный рис8 Индре и Брихаспати.

Когда она забеременеет, пусть врач-повивалыцик 9 приложит все старания во время беременности и при родах. Когда царица родит, пусть домашний жрец совершит необходимые обряды над сыном. Когда он будет для того готов, пусть его воспитывают опытные в воспитании (руководители).

Из шпионов пусть один сманивает его охотой, игрой, питьем опьяняющих напитков, женщинами и говорит: «Напав на отца, от­ними у иего царство», другой шпион пусть его удерживает — так говорит школа Амбхи.10

Великий грех пробуждать непробудившегося, говорит Каутилья, ведь если новый предмет чем-нибудь смазать, то он это в себя впи­тывает, таким же образом и этот свежий ум что ему ни скажут воспринимает как учение науки, поэтому пусть учат царского сына доброму и полезному, но не дурному и неполезному.

Шпионы должны его охранять, говоря: «мы твои». Если он от избытка юношеских сил направляет ум на чужих женщин, пусть они отвадят его, (устраивая встречи) в пустых домах с нечистыми женщинами, переодетыми в благородных женщин. Если у него


42 Первый отдел. О правилах поведения

явится страсть к опьяняющим напиткам, пусть они его запугают отравленными напитками. Если он увлекается игрой, то пусть его запугают обманщиками. Если он увлекается охотой, то пусть его устрашат переодетыми разбойниками. Если он хочет напасть на отца, пусть они, соглашаясь, скажут «да» и (затем) отговорят его: ч<Не надлежит замышлять ничего против царя, при неудаче — казнь, при удаче — падение в ад, негодование и смерть от подданных, которые закидают комьями земли».11

Сына, который его не любит, или любимого, но единственного сына пусть царь заключит в оковы. Если у царя много сыновей, то пусть он пошлет (такого сына) на границу или в другую страну, где не будет пищи, товаров и где (при царевиче) не возникнет вол­нений. Если он будет умен, пусть царь назначит его военачальником или наследником престола.

Разновидностей царских сыновей (при): умный, ограниченного ума, глупый. Умный, обучаемый, понимает закон и пользу и соот­ветственно поступает. Ограниченный понимает, но не поступает соответственно. Глупый всегда поступает дурно и ненавидит закон и пользу.

Если он у царя единственный сын, то пусть (царь) стремится к тому, чтобы у этого сына был сын. Или пусть добьется рождения сыновей у дочерей.

Если царь стар или болен, то пусть побудит произвести семя на своем поле 12 родных матери или достойного вассала. Пусть царь не возводит на престол даже единственного сына, если он беспутен.

Отец, имеющий много сыновей и одного из них — бес­путного — держащий в заключении, проявляет этим лю­бовь к сыновьям. Но власть почитается принадлежащей старшему, (кроме особых случаев) бедствия. Или царство принадлежит роду, ибо родовое объединение13 трудно победить. Свободное от бедствий анархии, оно живет вечно на земле. Так в Артхашастре Каутилъи гласит семнадцатая глава «Наблю­дение за царскими сыновьями» в первом отделе «О правилах пове­дения».


Разделы 14 и 15 (Глава 18)







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.023 с.)