ТОП 10:

РАЗДЕЛ 178. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ОБМАНА»



Глава 2

Порошок от шириша,2 удумбара и шами 3 в соединении с маслом образует средство против голода, действующее в течение полу-. месяца.

Препарат из кашерука,4 клубней угнала,5 корней сахарного тростника, стеблей лотоса,6 дурва,7 молока и топленого масла есть средство против голода, действующее в течение месяца.

Порошок из бобов, ячменя и корней кулатха 8 и дарбха 9 вместе с молоком или топленым маслом или же сок валли (ползучее расте­ние) с топленым маслом в равных частях и тесто из корней дерева сала10 и пришнипарни11 образуют напиток, дающий возможность поститься в течение месяца, если его выпить или же приготовить с медом и топленым маслом и данную смесь съесть.

Если приготовить масло из белых горчичных семян,12 которые перед тем держались неделю в моче белого козла, и держать это масло в горьком огурце в течение месяца или полумесяца, то полу­чится средство для искажения вида двуногих и четвероногих.

Масло белых горчичных семян, приготовленное вместе с ячме­нем и навозом белого осла, который в течение недели питался только молоком и ячменем, дает средство для искажения вида.

Масло белых горчичных семян, приготовленное вместе с мочей и жидкостью из навоза одного из них (т. е. белого козла или осла) с подсыпкой порошка из арка, хлопка или риса, имеет силу окра­шивать в белый цвет.

Препарат из помета белого петуха и удава окрашивает в белый цвет. Равным образом это относится к белым горчичным семенам, продержанным в течение недели в моче белого козла, а также пах­танью, арка, молоку, хлопку, катука13 и средству для отравления рыб.14 Эти средства окрашивать в белый цвет действительны на полмесяца.

Препарат из морской лягушки, раковин, лекарства судха,15 бана­нов, черной соли и пахтанья окрашивает в белый цвет.


480 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств

Кислоты из бананов, авалгуджа и черной соли, смешанные с вином, пахтанье, арка, хлопок, снухп,17 соль и хлебная кислота 18 дают средство, окрашивающее в белый цвет и действительное на полмесяца.

Сухой ямбирь, положенный в горький огурец, привешенный в свою очередь к валли (ползучее растение) и сбереженный таким образом в течение полумесяца, а также мука из белых горчичных семян окрашивают волосы в белый цвет.

Арка, хлопок, два вида арджуна,19 насекомые 20 и бе­лая ящерица дают тесто, которое, если им натереть во­лосы, окрашивает их в пвет блестяще белый, подобный цвету раковины.

Если намазать кому-либо тело тестом из коровьего навоза или из плодов тиндука21 и аришта22 и вымазать его (соком) ореха бхаллатака,23 то это является средством вызвать проказу, действую­щим в течение месяца.

Ягоды гунджа, которые держались в течение недели в пасти чер­ной змеи или домашней ящерицы, также являются средством вы­зывать проказу.

Равным образом проказу вызывает натирание жидкостью, при­готовленною из желчи и яиц попугая.

Навар и тесто из прияла 24 суть средство против проказы.

Употребляющий пищу, смешанную с корнями куккути,25 коша-таки,26 шатавари27 делается желтовато-белым по прошествии месяца.

Выкупавшийся в наваре из вата28 и натертый тестом из саха-чара29 становится черным.

Желтое красящее вещество харитала и красный мышьяк, сме­шанные с маслом от семени кангу,30 служащего пищей птицам, ок­рашивает в коричневый цвет.

Порошок из светляков, смешанный с маслом горчичного семени, ночью пылает огнем.

Порошок из светляков и червей гандупада 3I или же порошок из морских растений, из аконита,32 черепов (животных) и цветов кхадира33 и карникара,34 смешанньш с маслом птичьего семешг кангу, дает воспламеняющийся порошок.


Раздел 178 (Глава 2)



Сажа от коры парибхадрака,35 смешанная с лягушечьим жиром, дает средство, чтобы все тело пылало огнем.

Тело, натертое тестом из сажи парибхадрака и сезама,36 пылает огнем.

Шарик из сажи от коры пилу37 пылает в руке. Натертый лягу­шечьим жиром, такой шарик пылает огнем.

Если таким шариком растереть тело, опрыскать его маслом из травы куша и цветов манго в соединении с порошком из самки морской лягушки, пхенака 38 и смолы растения сарджараса,39 то тело пылает огнем.

Жидкость, приготовленная из лягушечьего жира, и масло (ра­стительное), приготовленное вместе с жиром раков и проч., дают натирание, от которого все тело пылает огнем. Тот, кто натрется лягушечьим жиром, также пылает огнем.

Тело, натертое (препаратом из) корней бамбука и шайвала 40 и вымазанное лягушечьим жиром, пылает огнем.

Тот, кто натрет ноги тестом, приготовленным из корней пари­бхадрака, ванджула,41 пратибала,42 ваджра,43 бананового дерева, про­питанным лягушечьим жиром, а также растительным маслом, может ходить на углях.

Следует приготовить масло вместе с тестом из корней пратибалы, ванджула и парибхадрака, растущих у воды,44 и с лягушечьим жиром. Если этим (препаратом) натереть ноги, когда они совершенно чисты, то можно ходить по куче горящих углей, как будто бы это — пучки цветов.

Если к хвостам гусей,45 журавлей и павлинов или же иных пла­вающих больших птиц привязать фитили, приготовленные из ка­мыша, (и пустить этих птиц летать), то ночью получится впечатле­ние, что падают звезды.

Зола от дерева, спаленного молнией,46 имеет свойство тушить огонь.47

Бобы, пропитанные менструальной кровью, и корни растения враджакули,48 смешанные с лягушечьим жиром, имеют свойство прекращать кипение на очаге. Для того чтобы противодействовать этому, следует вычистить очаг.


482 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств

Пилюля, сделанная из растения пилу и имеющая внутри огонь (?),49 перетянутая (узлом) корнями суварчала50 или простыми нитями и окутанная оболочкой из хлопка, дает возможность испу­скать изо рта огонь и дым.

Если подлить в огонь масло, приготовленное из травы куша и плодов манго, то такой огонь горит во время дождя и сильных бурь.

Каракатица,51 вымазанная кунжутным маслом, способна пылать огнем, плавая по воде.

Огонь, разведенный на костях обезьян при помощи пятнистой камышевой трости, не может быть потушен водою, а наоборот, пы­лает, если на него полить воды.

Огонь, разведенный при помощи трости из пятнистого камыша на ребрах левого бока мужчины, убитого мечом или посаженного на кол, а также огонь, разведенный на костях мужчины или жен­щины при помощи человеческого ребра, имеет свойство прекращать действия всякого другого огня там, где его (т. е. приготовленный указанным способом огонь) передвигали слева направо.52

Если мелко растолочь мускусную крысу, трясогузку и насекомое, вызывающее чесотку, и (приготовленный таким образом порошок) смешать с лошадиной мочой, то получается средство для разбивания цепей.

Такое же свойство имеет магнит.

Мазь из раковых яиц и жира лягушек и червей, вызывающих чесотку, и, вместе с ней, свиной зародыш,53 взятый в двойной про­порции, а также тесто, приготовленное из ребер цапли и ястреба54 вместе с стеблями синего лотоса и водою, образует средство для на­тирания ног двуногим и четвероногим.

Если кто напрет свои сандалии, сделанные из верблюжьей кожи, жиром совы или коршуна и покроет листьями фигового дерева, то он сможет пройти без усталости 50 йоджан.

Если же (для такого натирания употребляется) костяной мозг 55 или семя сокола, цапли, вороны, коршуна, гуся, журавля и впчи-ралла (?),56 то можно пройти без устали 100 йоджан. То же свой­ство имеют костяной мозг и семя львов, тигров, леопардов, ворон и сов.57


Раздел 178 (Глава 3)



Если выжать выкидыши, принадлежащие (женщинам) всех че­тырех каст, в сосуде, имеющем форму верблюда, или же детские трупы на месте их сожжения, то полученный таким образом жир дает возможность (если им натереть ноги) пройти без устали 100йоджан.

Страшными чудесными явлениями следует приводить в ужас врага. Но если распространится молва, что (та­кие действия) идут не на пользу государству, то по­лучится общая смута. Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава «Применение средств обмана» в четырнадцатом отделе «Применение тайных. средств». От начала сто сорок седьмая глава.

РАЗДЕЛ 178. (ПРОДОЛЖЕНИЕ). ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВ И ЗАКЛИНАНИЙ В ЦЕЛЯХ ОБМАНА **

Глава 3

Следует взять правые и левые глаза от одного, двух или несколь­ких из нижеследующих животных: кошек, верблюдов, волков, ка­банов, дикобразов, летучих собак, сычей,59 ворон, сов или иных жи­вотных, двигающихся по ночам. Из этих глаз следует приготовить норошок двояким образом (т. е. из правых глаз и из левых глаз в отдельности). После этого надлежит натереть правый глаз препа­ратом из левых, а левый глаз — препаратом из правых. Благодаря этому получается возможность видеть ночью и в темноте.

Тот, кто натрет свои глазы (препаратом, приготовлен­ным из) одного плода амлака,60 кабаньего глаза, светляка, черного шариба,61 — может видеть ночью вое предметы.

После трехдневного поста следует в день созвездия Пушья62 (насыпать) земли в череп человека, убитого мечом или посаженного на кол, посеять в этой земле зерна ячменя и полить их овечьим мо­локом. Когда зерна эти дадут всходы, то из них следует сплести себе венок. (Надев таковой) можно ходить не бросая тени.


484 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств

После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует при­готовить порошок из глаз собаки, кошек, сов и летучих собак двоя­ким образом (т. е. из правых и из левых глаз отдельно). Затем сле­дует натереть глаза (таким порошком) надлежащим образом.63 Сделавший это получит способность двигаться невидимым и без тени.

После трехдневнго поста, в день созвездия Пушья, следует при­готовить из кости руки или ноги убийцы щепку или лопаточку для мази. Затем (при помощи таковой) следует натереть глаза одним из указанных порошков, приготовленных из глаз животных, тогда по­лучается способность двигаться невидимым и не бросая тени.

После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует при­готовить лопаточку или палочку для мази из железа. Затем следует наполнить глазной мазью череп какого-либо из ночных животных. Далее, вложив это в половой орган умершей женщины, следует (указанный препарат) обжечь. Потом, в день созвездия Пушья сле­дует извлечь эту мазь и положить ее на указанную лопаточку. Тот, кто натрет себе этим глаза, получает возможность двигаться неви­димым и не бросая тени.

В том месте, где получается возможность видеть (труп) брах­мана, поддерживавшего священные огни,64 каковой труп уже сожжен или сжигается, следует после трехдневного поста, в день созвездия Пушья, сшить мешок из платья самоубийцы и наполнить его золой, образовавшейся (после сожжения трупа). Повесив этот мешок на себя, можно двигаться невидимым и не бросая тени.

Если во время погребального обряда в честь брахмана убивается корова, то следует приготовить из костей и костяного мозга этой коровы порошок, которым затем наполняется змеиная кожа. При помощи этого можно делать невидимым скот. Кожа ядовитого пре­смыкающегося прачалака, наполненная золою от (сожженного трупа) человека, укушенного змеей, имеет силу делать невидимыми лесных животных.

Змеиная кожа, наполненная порошком, приготовленным из хво­стов, испражнений и коленных костей65 сов и летучих собак, делает невидимыми птиц. Вот восемь средств, чтобы делать невидимым:


Раздел 178 (Глава 3)



Я восхваляю Бали, сына Вирочаны, Шамбару, обла­дающего сотней разных колдовских средств, а также Бхандирапаку, Нараку, Кумбху и Никумбху.66

Я восхваляю Девалу, Нараду, и восхваляю Саварни-

галаву.67 При их помощи я погружаю себя в глубокий сон.

Подобно тому как спят удавы и как спят чамук-

халы (?) 68 — так пусть спят и люди, все любопытные

в данном селении.

Я проникну в этот дом с тысячью разной утвари и с сотней повозок. Пусть остается в покое вся утварь (?).69 Привязав своры собак,70 совершив поклонение Many, а также божествам в мире богов, брахманам в мире лю­дей, великим волшебникам и аскетам с горы Кайласы, — всем, кто имеет способность достигать цели, — я поверг тебя в великий сон.

Когда я приближаюсь, — пусть удаляются толпы лю­дей. Алите, Валите, Манаве сваха.71 Этими колдовскими стихами следует пользоваться так: После трехдневного поста, в 14-й день темной половины месяца,72 когда созвездие Пушья находится в противостоянии,73 следует купить у женщины (смешанной касты) швапака кусок мяса землеройки, (которым питаются люди указанной касты).74 Этот кусок вместе с бобами следует положить в корзинку из камыша и закопать на месте сожжения, которое не было осквернено.75 На следующий 14-й день (закопанное) следует вынуть, заставить молодую де­вушку 76 приготовить из этого муку, а из последней — пилюли. Если над одной из этих пилюль прочесть вышеуказанное заклинание и бросить ее в определенное место, то все находящиеся там будут по­вергнуты в сон.

Точно таким же образом можно закопать на неоскверненном месте сожжения трупов иглу дикобраза с тремя светлыми и тремя темными пятнами.77 На следующий 14-й день (такую иглу) следует выкопать и затем, вместе с золой, собранной на месте сожжения, бросить туда (куда желательно), прочтя вышеуказанное заклина­ние. В том месте тогда все будут повергнуты в сон.


486 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств

Я восхваляю Брахмани78 с золотыми цветами и Брахму, на знамени которого изображена трава куша,79 а также всех других божеств ж всех аскетов.

Пусть подпадут под мою власть брахманы, кшатрии, хранители земли, пусть во власти моей окажутся вайшьи и шудры навсегда. Слава! Амиле, Кимиле, Васуджаре, Прайоге, Пхакке, Ваюхве, Вихале, Дантакатаке.80 Слава!

Пусть спокойно спят собаки и все любопытные в се­лении. Эта колючка дикобраза с тремя белыми пятнами сотворена Брахмой.

Все волшебники заснули; в такой сон я поверг тебя. (Усыпляющая сила) распространяется до пределов селе­ния и длится до восхода солнца! Слава! Заклинание это применяется следующим образом. После недель­ного поста следует взять пук из 108 игл дикобраза с тремя белыми пятна(ми, смешать его с дровами из дерева кхадира 81 и на 14-й день темной половины месяца совершать жертвоприношения медом и топленым маслом (на огне, разведенном при помощи указанного топлива). Затем одну (из указанных игл) следует, произнося выше­указанное заклинание, закопать перед воротами селения или дверью дома. Там, где это будет совершено, все будут повергнуты в сон.

Я восхваляю Бали, сына Вирочаны, и Шамбару, обла­дающего сотней колдовских хитростей. Я восхваляю Ни-кумбху, Нараку, Кумбху, Тантукаччху и великого асура. Также (я восхваляю) Армалаву и Прамилу, Мандо-луку, Гхатобалу,82 слугу Кришны и Кансы,83 а также славнейшую Пауломи (супругу Индры). Произнеся это заклинание, я беру, для достижения цели, мертвую галку. И пусть побеждает (это средство) у того, кому свойственно побеждать. Поклонение всем колючим существам. Слава! Слава!

Пусть спокойно спят собаки и любопытные в селении-Пусть спят достигшие своей цели, той, которой мы доби


Раздел 178 (Глава 3)



ваемся. Пусть до заката солнца мне будет удача и резуль­тат в виде богатства. Слава!

Заклинание это надлежит применять следующим образом. После четырехдневного поста, на 11-й день темной половины месяца сле­дует совершить жертвоприношение на неоскверненном месте сожжения. Затем, произнося это заклинание, следует взять мертвую галку и увязать ее в пучок свиной щетины (?).84 Если воткнуть в это колючку дикобраза, произнося указанное заклинание, то получается возможность усыпить все вокруг.

Я прибегаю к защите Агни, божеств и 10 стран света.80 Пусть все удалятся и попадут в мою власть. Слава!

Заклинание это применяется следующим образом. После трех­дневного поста, в день созвездия Пушья, следует собрать кучку из 21 мелкого камешка 86 и принести жертву медом и топленым маслом. Затем следует оказать почести (указанной куче камешков), кладя на нее благовония и венки, и после этого закопать их. На следую­щий день созвездия Пушья следует выкопать указанную кучу, взять один камешек, произнести над ним заклинание и стукнуть им в дверь. Последняя тогда откроется на промежуток, равный четырем таким камешкам.

После четырехдневного поста, в 14-й день темной половины месяца, следует сделать фигуру быка из костей утопленника87 и произнести (над ней) вышеуказанные заклинания. Вследствие этого появится колесница, запряженная двумя быками, и после этого по­лучается возможность двигаться (на этой колеснице) по воздуху и объявлять обо всем, что находится под солнцем и в пределах гори­зонта.88

О задвижка, у тебя острый запах, как у юбки или молочного ведра женпгины-чандалы. У тебя женский половой орган. Слава!89

Таким образом раскрываются двери и наводится сон.

После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, надлежит посеять в землю, насыпанную в череп мужчины, убитого оружием или посаженного на кол, семена растения тувари (?) 90 и полить их водой. Когда семена дадут всходы, то следует их собрать в день созвездия Пушья и свить из них веревочку. Если последнюю раз-


488 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств

резать, держа перед луками и катапультами с тетивами, то тетивы эти развиваются.

Далее следует наполнить кожу водяной змеи землею, вдутой (в нее) женщиной или мужчиной. Это дает средство затыкать нос и закрывать рот.91

Далее, наполнив мочевой пузырь 92 борова вдутой (в него) зем­лею, следует привязать его посредством сухожилия обезьяны (к че­ловеку, которому желательно нанести вред). Это есть средство вы­зывать запоры и задержку мочи.

На 14-й день темной половины месяца следует облить изображе­ние врага, сделанное из царского дерева, желчью рыжей коровы, убитой оружием. Это есть средство ослеплять.

После четырехдневного поста, на 14-й день темной половины месяца, следует принести жертву, а затем сделать из кости человека, убитого оружием или посаженного на кол, колышки. Если закопать один (из таких колышков) в испражнение или положить в мочу (врага), то это вызывает запор или задержку мочи. Если закопать (такой колышек) в месте, где находится (враг), где он сидит и т. д., то он умрет от чахотки. Если же закопать его в (торговой) лавке, в поле или в доме (врага), то последний лишится своего имущества. Указанное применение относится в равной мере93 и к колышкам из дерева, спаленного молнией.

Закрученный книзу ноготь, растение нимба,94 «расте­ние, любимое воронами»,95 шерсть обезьяны и человече­ские кости, — если все это завернуть в саван умершего и закопать у дома (врага), а также если это растолочь п заставить врага выпить, то (враг) вместе с женой и детьми и со всем имуществом не сможет существовать долее чем полтора месяца.

Тот, у ног которого если закопать закрученный книзу ноготь, нимба, «растение, любимое воронами», сваям-гупта96 и человеческие кости, а также у дверей дома. в селении, городе и местопребывании войска, — не сможет существовать вместе с женой, детьми и имуществом долее чем полтора месяца.


Раздел 178 (Глава 3)



Следует достать шерсть коз и обезьян, кошек и ихнев­монов, а также (волосы) брахманов, чандалов, ворон и сов.97 Если со всем этим истолочь человеческие испраж­нения, то это приводит к мгновенной смерти.

Тот же, у ног которого закопают венок от умершего, дрожжи 98 и шерсть ихневмона, а также кожу скорпиона, пчелы и змеи, — мгновенно перестает быть мужчиной, пока это средство не будет удалено. После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует посеять в землю, положенную в череп мужчины, убитого оружием или посаженного на кол, семена растения гунджа и полить их во­дой. Когда семена взойдут, то следует в день новолуния или полно­луния, когда созвездие Пушья находится в противостоянии, собрать побеги гунджа и сделать из них кружки. Если потом поставить (на эти кружки) сосуды с пищей и питьем, то такие сосуды никогда не истощатся.

В то время, когда происходит ночное представление, следует от­резать вымя мертвой коровы и сжечь его на огне праздничных фа­келов. Затем пепел от (этого вымени) следует смешать с мочой быка, приготовив из него тесто, и обмазать им внутренность нового горшка. Последний следует обнести вокруг деревни, двигаясь слева направо, и поставить в определенном месте. Тогда сливки (с молока) дере­венских жителей все попадут в этот горшок.

В 14-й день темной половины месяца, когда созвездие Пушья находится в противостоянии, следует вложить железную печать во влагалище суки, у которой течка. Если эта печать выпадет сама собой, то ее следует взять. Тогда все плоды с деревьев, которые желательно получить, явятся сами собой.

Этими средствами, соединенными с применением ле­карств и заклинаний, а также вызывающими иллюзорные явления, следует вредить врагам и защищать собствен­ный народ. Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава «Применение лекарств и заклинаний в целях обмана» в четырнадцатом отделе «Применение тайных средств». От начала сто сорок восьмая глава.


490 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств

РАЗДЕЛ 179. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВРЕДУ, НАНОСИМОМУ СВОЕМУ

ВОЙСКУ»

Глава 4

В качестве противоядия к ядовитым напиткам,2 применяемым врагом против сторонников (завоевателя), следует употреблять ед­кую воду в соединении с наваром из растений шлешматака,3 каиит-тха,4 данти,5 лимонного дерева,6 растения «коровий язык»,7 ши-риша,8 патали,9 бала,10 сьйонака,11 пунарнава,12 швета 13 и варана,14 а также в соединении с сандалом и кровью самки шакала. Этой во­дою женщины, с которыми наслаждается государь, должны обмы­вать свои половые органы. Кроме того, это средство является также и противоядием, применяемым среди войска.

Порошок, приготовленный из сажи и растения раджи,15 в соеди­нении с желчью пятнистой антилопы, ихневмона, павлина и домаш­ней ящерицы, а также препарат из синдувара,16 варана, варуни,17 тандулияка,18 верхушек бамбука и линдитака19 имеет свойство устранять вред, причиняемый опьяняющими средствами.

Если пить молоко в соединении с соком сригалавинна,20 мадана, синдувара, варана и корней варанавалли,21 — всех этих растений, вместе взятых, или же с соком каждого из них в отдельности, то по­лучается . средство против опьянения. Масло кайдарья,22 пути23 и кунжута, употребляемое как чихательное средство, исцеляет от бешенства.

Препарат из приянгу и нактамала24 исцеляет от проказы. Пре­парат из куштха 25 и лодхра 26 исцеляет простой вид чахотки.27 По­рошок из катпхала, драванти 28 и виланга,29 употребляемый как чи­хательное средство, удаляет головную боль.

Препарат из приянгу, манджиштха,30 тагара,31 сока лакша,32 мад-хука,33 желтого имбиря 34 и чампака (кшаудра) 35 служит средством для приведения в чувство лишенных сознания от удавления, воды, яда, ударов и падения.

Для людей требуется одно акша 36 (этого препарата), для коров и лошадей — в двойном размере, и для слонов и верблюдов — в че­тырехкратном размере.


Раздел 179 (Глава 4)



Пилюля, приготовленная из всех указанных веществ и содержа­щая внутри золото, имеет способность устранять действие всякого яда.

Пилюля, приготовленная из дживанти,37 швета, цветов муш-кака 38 и из вандака,39 а также из священного фигового дерева аш-ваттха, выросшего в морской соли, имеет свойство устранять дей­ствие всякого яда.

Звук музыкальных инструментов, натертых этими средствами, уничтожает яд. Тот, кто видит знамя или иной военный значок, натертый ими, также освобо­ждается от яда.

При помощи этих средств следует создавать противо­ядия для собственного войска и себя самого. Против вра­гов же следует применять ядовитый дым и средства, от­равляющие воду. Так в Артхашастре Каутилъи гласит четвертая глава «Противо­действие вреду, наносимому своему войску» в четырнадцатом отделе «Применение тайных средств». От начала сто сорок девятая глава.

Этим окончен в Артхашастре Каутилъи четырнадцатый отдел «Применение тайных средств».


Пятнадцатый отдел

Методика (трактата)

Раздел 180. Методы науки* Глава 1

Богатство, ценности 2 обеспечивают человеческое существование. (В рассматриваемом случае) ценностью является населенная людьми земля. Средством для приобретения такой земли и для ее сохранения служит настоящая наука, которую мы называем наукой о ценностях.3

Наука эта излагается согласно следующим 32 методам: (1) Ука­зание главных сюжетов,4 (2) последовательное изложение,5 (3) связь,6 (4) объяснение смысла слов,7 (5) доказательство (аргу­ментация),8 (6) указание,9 (7) разъяснение,10 (8) наставление," (9) цитаты,12 (10) ссылка на предыдущее,13 (11) указание на по­следующее,14 (12) сопоставление (аналогия),15 (13) напрашиваю­щийся вывод,16 (14) дилемма,17 (15) подведение (под один разряд. категорию),18 (16) противоположение,19 (17) дополнение,20 (18) со­гласие (с мнением других),21 (19) истолкование,22 (20) этимологи­ческое объяснение слова,23 (21) показ (иллюстрация примером),24 (22) исключение (известных случаев),25 (23) специальные обозначе­ния или технические термины (употребляемые автором),26 (24) оп­ровергаемое положение (тезис) противника,27 (25) возражение на него,28 (26) неопровержимое положение( аксиома),29 (27) принятие


Раздел 180 (Глава 1)



во внимание последующего,30 (28) принятие во внимание предыду­щего,31 (29) единая возможность,32 (30) необходимость выбора (альтернатива),33 (31) совокупность (возможностей),34 (32) неопре­деленное решение.35

(1) Главным сюжетом является такой, в отношении которого де­лается изложение. Например: «Эта наука о ценностях составлена путем включения всех книг такого рода, которые были составлены более древними учителями по вопросу о приобретении и сохранении земли» (отдел I, гл. 1, вступительная).

(2) Последовательность изложения указывается порядком раз­делов книги. Например: «(Раздел об) указании необходимых наук (дисциплин) ,36 (раздел о) связи с опытными людьми,37 (раздел об) обуздании чувств,38 (раздел о) назначении министров» (отдел I, гл. 1) и т. д.

(3) Связь есть соединение предложений. Например: «Люди, раз­деленные на четыре касты и четыре стадии существования» 39 и т. д. (отдел I, гл. 4).

(4) Объяснение смысла слова есть определение данного поня­тия.40 Так мы имеем слово «подрывающий основы».41 Объяснением его будет следующее: «Тот является подрывающим основы, кто проматывает достояние отцовское и дедовское» (отдел II, гл. 9).

(5) Доказательство (аргументация) состоит из доводов, доказы­вающих правильность данного положения, например: «Ведь испол­нение религиозных обязанностей и удовлетворение желаниям ос­нованы на наличии материальных ценностей» 42 (отдел I, гл. 7).

(6) Указанием является короткая фраза, объясняющая понятия, например: «Победа над чувствами, основанием которой являются наука и воспитание», и т. д. (отдел I, гл. 6).

(7) Разъяснением является распространенное положение, напри­мер: «Обуздание чувств заключается в том, чтобы органы чувств, т. е. слуха, осязания,43 зрения, вкуса и обоняния, — не восприни­мали ненадлежащим образом44 звуков, предметов осязания, цветов и форм, вкусов и запахов» (отдел I, гл. 6).

(8) Наставление заключается в указании как следует поступать. Например: «Следует удовлетворять своим желаниям так, чтобы это



Пятнадцатый отдел. Методика (трактата)


не противоречило религии и материальным выгодам; не следует жить без удовольствий» (отдел I, гл. 7).

(9) Цитата есть (приведение мнения другого): так сказал та­
кой-то. Например: «Приверженцы школы Ману говорят, что собра­
ние советников 45 следует образовать из 12 министров; сторонники
Дрихаспатийской школы говорят, что число их должно быть 16; по­
следователи школы Ушанаса утверждают, что их должно быть 18,
а Каутилья считает, что число их должно соответствовать воз
можностям (представляющимся данному правителю)» (отдел 1,
гл. 15).

(10) Ссылка на предыдущее есть обоснование при помощи уже сказанного. Например: «Невозвращение данного указывается вместе с положением о получении обратно долгов» (отдел III, гл. 16).

(11) Указание на последующее есть обоснование при помощи того, что еще имеет быть сказано. Например: «Возможно также при­менение убеждений, подарков, сеяния вражды и открытой силы, так как мы это изложим там, где дело касается государственных бедствий» (отдел VII, гл. 14).

(12) Аналогия заключается в обосновании неочевидного посред­ством очевидного.46 Например: «Правитель должен поддерживать тех, у которых истек срок освобождения от налогов, как отец» (от­дел II, гл. 1).

(13) Напрашивающимся выводом является то, что, не будучи высказано прямо, тем не менее является естественным выводом. Например: «Тот, кто знает светские обычаи, должен искать покро­вительства правителя, обладающего личными совершенствами, бо­гатством и совершенными государственными факторами, причем он должен снискать расположение (своего покровителя) и быть ему полезным» (отдел V, гл. 4). Само собой здесь следует, что он не должен искать покровительства, не заручаясь расположением и не оказывая пользу (тому, к чьей помощи он прибегает).

(14) Дилемма предусматривает случай, когда имеется основание двоякое. Например: «(Следует ли восставать против правителя), подданные которого терпят нужду и жадны, или же против такого, от которого подданные отступились» (отдел VII, гл. 5).


Раздел 180 (Глава 1)



(15) Подведение (под аналогичный случай) предусматривает сюжет, тождественный с указанным в ином месте, например: «На земле, предназначенной для земледелия и т. д., точно так же, как указано было ранее» (отдел I, гл. 11).

(16) Противоположение есть обоснование посредством противо­положного, например: «Обратный факт наблюдается у недовольного» (отдел I, гл. 16).

(17) Дополнением является то, что придает предложению закон­ченность, например: «Правитель теряет возможность действовать, как с подрезанными крыльями»... (отдел VIII, гл. 1). Дополняю­щим словом здесь является «птица».

(18) Согласие с мнением другого имеет место, когда приводятся слова другого и не опровергаются. Например: «Построение войска, согласно учению школы Ушанаса, должно предусматривать фланги, центр47 и резерв» (отдел X, гл. 6).

(19) Истолкованием является подробное разъяснение. Напри­мер: «В особенности среди объединений и среди владетельных се­мейств, имеющих характер объединений, возникают распри на почве (азартной) игры. Эти распри в свою очередь приводят к ги­бели. Поэтому (игра) является причиной (стимулом) всего дурного и худшим из пороков, так как ослабляет бразды правления» (от­дел VIII, гл. 3).

(20) Этимологическое объяснение есть разбор слов на основании его составных частей. Например: «Затруднениями48 называются (указанные явления), так как они затрудняют достижение благопо­лучия» (отдел VIII, гл. 1).

(21) Показ (иллюстрация) делает предмет наглядным через по­средство примера. Так: «Подвергшийся нападению более сильного является подобным идущему в пеший бой против слона» (отдел VIТ, гл. 3).

(22) Исключением является изъятие неподходящих случаев, на которые могло бы распространиться данное положение. Например: «Следует постоянно держать войско, отторгнутое у врага, вблизи (себя), за исключением тех случаев, когда имеется опасность внут­ренних смут» (отдел IX, гл. 2).



Пятнадцатый отдел. Методика (трактата)


(23) Специальными обозначениями являются слова (употреб­ляемые только данным автором), которые не понимаются другими (в таком смысле). Например: «Первым фактором (в кругу госу­дарств) является сам завоеватель, вторым — владение, непосред­ственно граничащее (с землею завоевателя), третьим — земля, от­деленная промежуточными владениями» (отдел VI, гл. 2).

(24) Положение (тезис) противника49 есть фраза, подлежащая опровержению, например: «Говорят, что из двух затруднении, а именно затруднений, испытываемых правителем, и затруднений, касающихся министров, второй вид является более тяжким» (от­дел VIII, гл. 1).

(25) Возражением называется фраза, (направленная против) та­кого положения (тезиса) и высказывающая правильное положение. Например: «(Затруднение, испытываемое правителем, более тяжко), ибо все зависит от правителя. Ведь последний стоит во главе них (т. е. министров)» (отдел VIII, гл. 1).

(26) Неопровержимым положением (аксиомой) является поло­жение, действительное для всех случаев. Например: «Вследствие этого (правитель) должен начать решительные действия» (отд. I, гл. 19).

(27) Принятие во внимание последующего бывает в случае, когда мы говорим: «Это будет указано потом». Например: «О мерах и весах мы будем говорить в связи с обязанностями надзирателя мер и весов» (отдел II, гл. 13).

 

(28) Принятие во внимание предыдущего имеет место тогда, когда мы говорим: «Это изложено ранее». Например: «Совершен­ства, которыми должны обладать министры, указаны ранее» (отдел VI, гл. 1).

(29) Единая возможность имеет место, когда встречается поло­жение: «Именно так, а не иначе». Например: «Поэтому следует на­ставлять его (т. е. молодого правителя) религиозным обязанностям и политическим выгодам, а не тому, что противоречит закону и вы­годе» (отдел I, гл. 17).

(30) Необходимость выбора (альтернатива) имеет место, когда предусматривается такая или иная возможность, например: «Или же дочери, рожденные от законных браков» (отдел III, гл. 5).


Раздел 180 (Глава 1)



(31) Совокупность возможностей имеет место, когда предусмат­ривается и такое и иное решение вопроса, например: «Рожденный данным лицом сын является также наследником родственников отца» (отдел III, гл. 7).

(32) Неопределенное решение имеет место тогда, когда образ действия не указан точно. Например: «Сведущие люди должны уста­новить взыскиваемую сумму так, чтобы ни должник, ни кредитор не страдали» (отдел III, гл. 16).

Таким образом настоящая наука излагается на осно­вании указанных методов, содействуя приобретению и со­хранению (благополучия) в этом мире и в будущем.

Эта наука способствует процветанию законов и разви­тию богатства; она также служит исполнению желаний и охранению (приобретенного). С другой стороны, она способствует подавлению всего беззаконного, невыгодного и враждебного.

Науку эту создал тот, кто быстро, без промедления

издал книгу (политики), извлек меч и овладел землею,

подпавшею под власть Нанда.50

Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «Методы

науки» в пятнадцатом отделе «Методика (трактата)». От начала

сто пятидесятая глава.

Этим окончен в Артхашастре Каутилъи пятнадцатый отдел «Ме­тодика (трактата)».

Видя многочисленные противоречия в трудах комментаторов, Вишнугупта 5I сам составил основной текст и толкования к нему.


 


ПРИЛОЖЕНИЯ


 


В. Л. Кальянов







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.036 с.)