ТОП 10:

РАЗДЕЛЫ 14 и 15. ПОВЕДЕНИЕ НАХОДЯЩЕГОСЯ В УДАЛЕНИИ



(ЦАРЕВИЧА) И ПОВЕДЕНИЕ (ЦАРЯ) ПО ОТНОШЕНИЮ

К УДАЛЕННОМУ (ЦАРСКОМУ СЫНУ) »

Глава 18

Царевич, (даже) живущий в стесненных обстоятельствах, кото­рому поручено неподходящее для него дело, должен (все же) пови-яоваться отцу, кроме случаев, ведущих к опасности для жизни, на­родному возмущению,2 тяжкому греху. Если ему поручено доброде­тельное дело, пусть он просит о назначении руководителя себе. С! помощью руководителя пусть он отменно исполняет порученное ■ему дело. Пусть он преподносит отцу соответствующую прибыль от дела я полученное приношениями.

Если (отец) и этим не удовлетворится и проявит свою любовь к другому сыну или к другой жене, кроме его матери, пусть он отпросится (у отца) в лес, (чтобы стать отшельником). Или в случае ■боязни заключения или убийства (со стороны отца) пусть он при­бегнет к какому-нибудь соседнему царю, добродетельному, закон­нику, правдивому, честному, ласково принимающему и почитающему прибегающих к нему за помощью. Находясь там, имея войско и назну, пусть он заключает брачные союзы с дочерьми выдающихся людей и союзы с лесными племенами или оказывает поддержку •склонным к измене (подданным отца).3

Если он живет один, то пусть добывает себе средства к жизни выплавкой золота, продажей драгоценных камней, красок, золота, серебра и работой в копях и мастерских. Или пусть, пробравшись тайком, присвоит себе имущество общин еретиков, или имущество храмов,4 кроме случаев, когда оно находится в пользовании брах­манских жрецов, или имущество богатой вдовы и пусть ограбит караваны и корабли,5 обманув (людей) при помощи опьяняющих и ядовитых напитков. Или пусть прибегнет к способу, которым овла­девают вражескими поселениями.6 Или пусть в своих действиях пользуется поддержкой окружающих матери. Или, изменив свой вид переодеванием в ремесленника, художника, певца, врача, рассказ-



Первый отдел. О правилах поведения


чика, еретика, со спутниками, точно так же переодетыми, восполь­зовавшись лазейкой, проникнув к царю, пусть приступит к нему с оружием или ядом и скажет: «Я такой-то царевич. Царство это-должно быть нашим общим владением, не подобает, чтобы над ним властвовал один. Тех, кто захотят нести при мне какие-либо обязан­ности, я удовлетворю двойным пропитанием и жалованием». Таков» поведение находящегося в удалении (царевича).

Находящегося в удалении (царевича), если он законный наслед­ник,7 пусть шпионы, задобрив, приведут (к царю), или пусть мать его это сделает, если она будет допущена. Бели царевич будет по­кинут (своим отцом), пусть шпионы умертвят его оружием или ядом. Если он не покинут (им, из-за любви к сыну), то, присоеди­нившись к нему, при помощи подобных (им) женщин или опьяняю­щих напитков или на охоте пусть, схватив его ночью, приведут его (к царю).

Когда он предстанет (перед ним), то пусть (царь) его успокоит видами на царство, говоря: «после меня (ты по­лучишь его)». Если он единственный сын,8 пусть заклю­чит его в тюрьму, если у царя несколько сыновей, пусть его сошлет. Так в Артхашастре Каутилъи гласит восемнадцатая глава «Пове­дение находящегося в удалении (царевича) и поведение (царя) па отношению к удаленному (царскому сыну)» в первом отделе «О пра­вилах поведения».

РАЗДЕЛ 16. ОБЯЗАННОСТИ ЦАРЯ1

Глава 19

Когда царь деятелен, то вслед за ним деятельны его слуги.2 Если царь бездеятелен, то вслед за ним бездеятельны и его слуги, кото­рые и уничтожают его дела, и он одолевается ненавидящими его. Поэтому пусть царь проявляет свою деятельность. Пусть он делит трубочками (водяных часов) 3 день на восемь частей, также и ночь. Или же по счету длины тени в три пуруша,4 в один пуруша, в че-


Развел 16 (Глава 19)



тыре ангула5 и бестенный полдень, это первые четыре восьмушки пня, я этими же (делениями) объяснены и деления после полудня.

Здесь царь в первую восьмушку дня пусть выслушивает (до­клады) о мерах безопасности государства, о доходах и расходах; во вторую — пусть рассматривает дела горожан и поселян; в третью пусть займется купаньем и приемом пищи и пусть изучает веды; в четвертую пусть он принимает золото и определяет надзирателей; в пятую пусть совещается с собранием советников при помощи письменных сообщений 6 и пусть рассматривает тайные извещения шпионов; в шестую пусть занимается чем хочет или совещается; в седьмую пусть делает смотр слонам, коням, колесницам и воинам; в восьмую вместе с военачальником пусть обсуждает военные дела. Цо окончании дня пусть займется вечерними молитвами.

В первую часть ночи пусть принимает тайных агентов; во вторую пусть займется купаньем и приемом пищи и пусть изучает веды; в третью, легши отдыхать при звуках труб, пусть спит четвертую и пятую; в шестую, пробужденный звуком труб, пусть размышляет о науке и о том, что должен делать; в седьмую пусть заседает 8 совете и рассылает тайных агентов; в восьмую пусть он в сопро­вождении жертвенного жреца, духовного учителя, домашнего жреца принимает благопожелания и пусть видится с врачом, поваром, предсказателем. Обойдя с правой стороны корову с теленком и быка,7 пусть он идет затем в зал собраний; или же, распределив в соответствии со своими силами части дня и ночи, пусть ведет (свои) дела.

Придя в зал собраний,8 пусть не заставляет дожидаться у дверей тех, кто имеет к нему дела. Ибо когда трудно видеть царя, то он своими приближенными приводится к тому, что смешивает то, что надо и чего не надо делать.

Вследствие этого бывают возмущения подданных,9 и царь попа­дает во власть врага. Поэтому пусть царь по порядку рассматривает дела:, божеств, отшельнических обителей, еретиков, жрецов-брах­манов, скота, священных мест, детей, стариков, больных, попавших 8 беду, беззащитных и женщин. Или же пусть рассматривает дела * порядке их важности или срочности.



Первый отдел. О правилах поведения


Всякое срочное дело пусть выслушивает и не откла­дывает. Дело пренебреженное становится или трудно ис­полнимым, или неисполнимым.

Прибыв в помещение, где находится священный огонь, пусть он рассматривает дела знатоков вед и отшельников вместе с домашним жрецом и духовным учителем, после того как привстанет и поклонится.

Дела отшельников и знающих применение волшебства пусть (царь) рассматривает вместе со знатоками трех вед. Пусть один он их не рассматривает, опасаясь вызвать гнев (отшельников и знающих применение волшебства).

Ведь обет царя — это его деятельность, его жертво­приношения, его повеления по делам, священные дары и выдержанность поведения, окропление посвященного.

Счастье царя в счастии подданных, в пользе поддан­ных — его польза. Польза для царя — не то, что ему приятно, но что приятно подданным — в том польза царю.

Поэтому царь, всегда напряженный в работе, пусть тс* велит делать, что нужно. Корень того, что нужно, — это на­пряженность в работе, противоположное — корень вреда.

При отсутствии напряженности в работе несомненна гибель как того, что уже достигнуто, так и того, что еще предстоит сделать. Напряженностью в работе достигается ее плод и полнота материальных благ.10 Так в Артхашастре Каутилъи гласит девятнадцатая глава «Обя­занности царя» в первом отделе «О правилах поведения».

РАЗДЕЛ 17. ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ЦАРСКОГО ЖИЛИЩА»

Глава 20

В месте, предусмотренном наукой о постройке, пусть (царь) ве­лит построить царский дворец 2 с валами, рвом, воротами, окружен­ный несколькими дворами. Соответственно расположению сокровищ­ницы пусть он велит построить спальню,3 или обиталище с фоку-


Раздел 17 (Глава 20)



сами,4 с тайными проходами в стенах и среди его спальню, или подземное обиталище с дверями, на которых деревянные изображе­ния божеств или чайтья,5 с многими подземными ходами и выходами, или верхний ярус 6 с потайными лестницами в стенах или с пустым для входа и выхода столбом. Пусть на случай защиты от беды сде­лает спальню, где посредством машины 7 опускается пол. Или пусть-царь велит все это сделать в случае бедствия. Или же иначе велит сделать из боязни перед товарищами молодости.8

Внутренние покои, если их обойти, имея их справа, трижды, держа человеческий огонь,9 не подвергаются опасности от другого огня,и там не горит никакой другой огонь. То же имеет место, если стены обмазаны пеплом, образовавшимся при ударе молнии, смешан­ным с глиной и водою от града.10 Змеи и яды бессильны по отноше­нию к внутренним покоям, которые защищены растениями джи-ванти,11швета,12 мушкака,13 пушпавандакам или веткою дерева ашваттха,15 выросшего у дерева актива.16 Отпусканием на волю» кошек, павлинов, ихневмонов и пятнистых антилоп уничтожаются змеи. Попугай, сорока и бхрингараджа 17 кричат, когда есть подозре­ние на (присутствие) змей и яда. Цапля бесится вблизи яда, фазан млеет, опьяненная кукушка умирает, глаза чакоры 18 обесцвечи­ваются. Таким образом пусть оказывается противодействие огню, яду, змеям.

За царским жилищем в отделении двора должно находиться оби­талище женщин, и местопребывание тех (женщин), которые отде­лены врачами из-за болезней, связанных с беременностью, и место для деревьев и воды. Вне этого — помещение для царевен и цареви­чей. Впереди помещение для украшений, место для совещаний, по­мещение для приемов, помещение для наследника престола и чинов­ников. В промежутках между дворами должны находиться охранные войска,надзирающие за женскими покоями.

Пусть царь видится с царицей во внутренних покоях только после того, как она осмотрена старухами. Ни к одной из женщин он не должен идти в ее покои. Ведь спрятавшись в покрях царицы, брат убил Бхадрасену,19 сын убил Нарушу,20 спрятавшись в постели ма­тери. Одна царица убила царя Каши,21 смазав зерно ядом под видом:







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.007 с.)