Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении



(ЦАРЕВИЧА) И ПОВЕДЕНИЕ (ЦАРЯ) ПО ОТНОШЕНИЮ

К УДАЛЕННОМУ (ЦАРСКОМУ СЫНУ)»

Глава 18

Царевич, (даже) живущий в стесненных обстоятельствах, кото­рому поручено неподходящее для него дело, должен (все же) пови-яоваться отцу, кроме случаев, ведущих к опасности для жизни, на­родному возмущению,2 тяжкому греху. Если ему поручено доброде­тельное дело, пусть он просит о назначении руководителя себе. С! помощью руководителя пусть он отменно исполняет порученное ■ему дело. Пусть он преподносит отцу соответствующую прибыль от дела я полученное приношениями.

Если (отец) и этим не удовлетворится и проявит свою любовь к другому сыну или к другой жене, кроме его матери, пусть он отпросится (у отца) в лес, (чтобы стать отшельником). Или в случае ■боязни заключения или убийства (со стороны отца) пусть он при­бегнет к какому-нибудь соседнему царю, добродетельному, закон­нику, правдивому, честному, ласково принимающему и почитающему прибегающих к нему за помощью. Находясь там, имея войско и назну, пусть он заключает брачные союзы с дочерьми выдающихся людей и союзы с лесными племенами или оказывает поддержку •склонным к измене (подданным отца).3

Если он живет один, то пусть добывает себе средства к жизни выплавкой золота, продажей драгоценных камней, красок, золота, серебра и работой в копях и мастерских. Или пусть, пробравшись тайком, присвоит себе имущество общин еретиков, или имущество храмов,4 кроме случаев, когда оно находится в пользовании брах­манских жрецов, или имущество богатой вдовы и пусть ограбит караваны и корабли,5 обманув (людей) при помощи опьяняющих и ядовитых напитков. Или пусть прибегнет к способу, которым овла­девают вражескими поселениями.6 Или пусть в своих действиях пользуется поддержкой окружающих матери. Или, изменив свой вид переодеванием в ремесленника, художника, певца, врача, рассказ-



Первый отдел. О правилах поведения


чика, еретика, со спутниками, точно так же переодетыми, восполь­зовавшись лазейкой, проникнув к царю, пусть приступит к нему с оружием или ядом и скажет: «Я такой-то царевич. Царство это-должно быть нашим общим владением, не подобает, чтобы над ним властвовал один. Тех, кто захотят нести при мне какие-либо обязан­ности, я удовлетворю двойным пропитанием и жалованием». Таков» поведение находящегося в удалении (царевича).

Находящегося в удалении (царевича), если он законный наслед­ник,7 пусть шпионы, задобрив, приведут (к царю), или пусть мать его это сделает, если она будет допущена. Бели царевич будет по­кинут (своим отцом), пусть шпионы умертвят его оружием или ядом. Если он не покинут (им, из-за любви к сыну), то, присоеди­нившись к нему, при помощи подобных (им) женщин или опьяняю­щих напитков или на охоте пусть, схватив его ночью, приведут его (к царю).

Когда он предстанет (перед ним), то пусть (царь) его успокоит видами на царство, говоря: «после меня (ты по­лучишь его)». Если он единственный сын,8 пусть заклю­чит его в тюрьму, если у царя несколько сыновей, пусть его сошлет. Так в Артхашастре Каутилъи гласит восемнадцатая глава «Пове­дение находящегося в удалении (царевича) и поведение (царя) па отношению к удаленному (царскому сыну)» в первом отделе «О пра­вилах поведения».

РАЗДЕЛ 16. ОБЯЗАННОСТИ ЦАРЯ1

Глава 19

Когда царь деятелен, то вслед за ним деятельны его слуги.2 Если царь бездеятелен, то вслед за ним бездеятельны и его слуги, кото­рые и уничтожают его дела, и он одолевается ненавидящими его. Поэтому пусть царь проявляет свою деятельность. Пусть он делит трубочками (водяных часов) 3 день на восемь частей, также и ночь. Или же по счету длины тени в три пуруша,4 в один пуруша, в че-


Развел 16 (Глава 19)



тыре ангула5 и бестенный полдень, это первые четыре восьмушки пня, я этими же (делениями) объяснены и деления после полудня.

Здесь царь в первую восьмушку дня пусть выслушивает (до­клады) о мерах безопасности государства, о доходах и расходах; во вторую — пусть рассматривает дела горожан и поселян; в третью пусть займется купаньем и приемом пищи и пусть изучает веды; в четвертую пусть он принимает золото и определяет надзирателей; в пятую пусть совещается с собранием советников при помощи письменных сообщений 6 и пусть рассматривает тайные извещения шпионов; в шестую пусть занимается чем хочет или совещается; в седьмую пусть делает смотр слонам, коням, колесницам и воинам; в восьмую вместе с военачальником пусть обсуждает военные дела. Цо окончании дня пусть займется вечерними молитвами.

В первую часть ночи пусть принимает тайных агентов; во вторую пусть займется купаньем и приемом пищи и пусть изучает веды; в третью, легши отдыхать при звуках труб, пусть спит четвертую и пятую; в шестую, пробужденный звуком труб, пусть размышляет о науке и о том, что должен делать; в седьмую пусть заседает 8 совете и рассылает тайных агентов; в восьмую пусть он в сопро­вождении жертвенного жреца, духовного учителя, домашнего жреца принимает благопожелания и пусть видится с врачом, поваром, предсказателем. Обойдя с правой стороны корову с теленком и быка,7 пусть он идет затем в зал собраний; или же, распределив в соответствии со своими силами части дня и ночи, пусть ведет (свои) дела.

Придя в зал собраний,8 пусть не заставляет дожидаться у дверей тех, кто имеет к нему дела. Ибо когда трудно видеть царя, то он своими приближенными приводится к тому, что смешивает то, что надо и чего не надо делать.

Вследствие этого бывают возмущения подданных,9 и царь попа­дает во власть врага. Поэтому пусть царь по порядку рассматривает дела:, божеств, отшельнических обителей, еретиков, жрецов-брах­манов, скота, священных мест, детей, стариков, больных, попавших 8 беду, беззащитных и женщин. Или же пусть рассматривает дела * порядке их важности или срочности.



Первый отдел. О правилах поведения


Всякое срочное дело пусть выслушивает и не откла­дывает. Дело пренебреженное становится или трудно ис­полнимым, или неисполнимым.

Прибыв в помещение, где находится священный огонь, пусть он рассматривает дела знатоков вед и отшельников вместе с домашним жрецом и духовным учителем, после того как привстанет и поклонится.

Дела отшельников и знающих применение волшебства пусть (царь) рассматривает вместе со знатоками трех вед. Пусть один он их не рассматривает, опасаясь вызвать гнев (отшельников и знающих применение волшебства).

Ведь обет царя — это его деятельность, его жертво­приношения, его повеления по делам, священные дары и выдержанность поведения, окропление посвященного.

Счастье царя в счастии подданных, в пользе поддан­ных — его польза. Польза для царя — не то, что ему приятно, но что приятно подданным — в том польза царю.

Поэтому царь, всегда напряженный в работе, пусть тс* велит делать, что нужно. Корень того, что нужно, — это на­пряженность в работе, противоположное — корень вреда.

При отсутствии напряженности в работе несомненна гибель как того, что уже достигнуто, так и того, что еще предстоит сделать. Напряженностью в работе достигается ее плод и полнота материальных благ.10 Так в Артхашастре Каутилъи гласит девятнадцатая глава «Обя­занности царя» в первом отделе «О правилах поведения».

РАЗДЕЛ 17. ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ЦАРСКОГО ЖИЛИЩА»

Глава 20

В месте, предусмотренном наукой о постройке, пусть (царь) ве­лит построить царский дворец 2 с валами, рвом, воротами, окружен­ный несколькими дворами. Соответственно расположению сокровищ­ницы пусть он велит построить спальню,3 или обиталище с фоку-


Раздел 17 (Глава 20)



сами,4 с тайными проходами в стенах и среди его спальню, или подземное обиталище с дверями, на которых деревянные изображе­ния божеств или чайтья,5 с многими подземными ходами и выходами, или верхний ярус 6 с потайными лестницами в стенах или с пустым для входа и выхода столбом. Пусть на случай защиты от беды сде­лает спальню, где посредством машины 7 опускается пол. Или пусть-царь велит все это сделать в случае бедствия. Или же иначе велит сделать из боязни перед товарищами молодости.8

Внутренние покои, если их обойти, имея их справа, трижды, держа человеческий огонь,9 не подвергаются опасности от другого огня, и там не горит никакой другой огонь. То же имеет место, если стены обмазаны пеплом, образовавшимся при ударе молнии, смешан­ным с глиной и водою от града.10 Змеи и яды бессильны по отноше­нию к внутренним покоям, которые защищены растениями джи- ванти,11 швета,12 мушкака,13 пушпавандакам или веткою дерева ашваттха,15 выросшего у дерева актива.16 Отпусканием на волю» кошек, павлинов, ихневмонов и пятнистых антилоп уничтожаются змеи. Попугай, сорока и бхрингараджа 17 кричат, когда есть подозре­ние на (присутствие) змей и яда. Цапля бесится вблизи яда, фазан млеет, опьяненная кукушка умирает, глаза чакоры 18 обесцвечи­ваются. Таким образом пусть оказывается противодействие огню, яду, змеям.

За царским жилищем в отделении двора должно находиться оби­талище женщин, и местопребывание тех (женщин), которые отде­лены врачами из-за болезней, связанных с беременностью, и место для деревьев и воды. Вне этого — помещение для царевен и цареви­чей. Впереди помещение для украшений, место для совещаний, по­мещение для приемов, помещение для наследника престола и чинов­ников. В промежутках между дворами должны находиться охранные войска, надзирающие за женскими покоями.

Пусть царь видится с царицей во внутренних покоях только после того, как она осмотрена старухами. Ни к одной из женщин он не должен идти в ее покои. Ведь спрятавшись в покрях царицы, брат убил Бхадрасену,19 сын убил Нарушу,20 спрятавшись в постели ма­тери. Одна царица убила царя Каши,21 смазав зерно ядом под видом:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.012 с.)