Характерные отклонения и ошибки на висении, их исправление



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные отклонения и ошибки на висении, их исправление



На отрыве:

  1. Отделение вертолета со смещением назад, вперед или в сторону.

Причинами могут быть:

- резкое перемещение рычага "ШАГ-ГАЗ";

- несоответствие положения ручки управления нормальному режиму висения;

- не координированные и несвоевременные действия органами управ­ления при отклонениях вертолета.

Действия при устранении отклонений:

- при смещении вертолета назад (вперед), в момент отделения, прекратить отклонение вверх рычага "ШАГ-ГАЗ", отклонением ручки управления вперед (назад) устранить смещение вертолета;

- при появлении (в момент отделения) тенденции вертолета к крену влево (вправо) прекратить отклонение вверх рычага "ШАГ-ГАЗ", отклонением ручки управления в сторону, противоположную накренению, восстановить нормальное положение вертолета;

- при появлении смещения влево (вправо) после отделения верто­лета от земли, устранить его отклонением ручки управления в сторо­ну, противоположную смещению.

2. Отделение вертолета от земли с разворотом влево или вправо может произойти по следующим причинам:

- неправильное распределение внимания (неправильно направлен взгляд на землю, не замечаются отклонения вертолета);

- резкие движения рычагом "ШАГ-ГАЗ", несвоевременные (с запозда­нием) действия ручкой управления и педалями при отклонениях вер­толета;

- не координированные движения рычагом "ШАГ-ГАЗ" и педалями.

Для устранения разворотов необходимо:

- плавным отклонением педали в сторону, обратную развороту, прек­ратить разворот;

- замедлить или прекратить отклонение вверх рычага "ШАГ-ГАЗ";

- убедиться в правильном направлении взгляда на землю;

- плавным отклонением педалей установить вертолет в первона­чальное положение по направлению.

3. Энергичное (резкое) отклонение вверх рычага "ШАГ-ГАЗ" при отделении.

Резкое увеличение шага НВ, что приводит к быстрому уменьшению частоты вращения НВ, или дальнейшее его увеличение после достижения взлетного режима может привести к перетяжелению НВ и уменьшению его частоты вращения (менее 89%). В этом случае вертолет может сразу же оторваться от земли и набрать высоту, но затем, вследствие уменьшения частоты вращения НВ начать снижаться. Чтобы исправить это, необходимо плавно уменьшить общий шаг несущего винта и удержать вертолет в горизонтальном положе­нии, после чего он зависнет или мягко приземлится.

На висении:

1. Невыдерживание направления.

Причины:

- не намечается ориентир для выдерживания направления;

- не замечаются перемещения фонаря кабины относительно земли в горизонтальной плоскости;

- нет координации в действиях "ШАГ-ГАЗ" и педалями. Для восстановления первоначального положения вертолета по направлению следует отклонить педаль в сторону, противополож­ную отклонению.

2. Невыдерживание заданной высоты.

Причины:

- неправильное направление взгляда на землю;

- резкие и большие движения рычагом "ШАГ-ГАЗ";

- напряженность в полете.

Для восстановления заданной высоты рекомендуется изменить режим работы двигателей уменьшением или увеличением шага не­сущего винта и выдерживая направление педалями.

3. Не сохраняется место висения.

Причины:

- не замечаются смещения вертолета относительно намечен­ного ориентира на земле под вертолетом;

- несвоевременно контролируются и исправляются отклонения вертолета по углу тангажа и крена (по положению фонаря каби­ны относительно земли);

- несоразмерные движения ручкой управления.

При появлении смещения следует плавным отклонением ручки управления в сторону, противоположную смещению, прекратить пере­мещение вертолета.

Движения ручки управления, отклонение педа­лей и рычага "ШАГ-ГАЗ" должны быть строго координировании.

После прекращения смещения ручку управления следует возвратить в первоначальное положение и зависнуть.

При разворотах на висении:

1. Невыдерживание заданной высоты.

Причины:

- неправильное распределение внимания;

- не учитывается перераспределение мощности на несущий и хвос­товой винт при выполнении разворотов;

- большие движения рычагом "ШАГ-ГАЗ". Для исправления отклонения необходимо уменьшением или увели­чением шага НВ изменить высоту до заданной.

2. Большая угловая скорость вращения на разворотах.

Причины:

- резкие или большие движения педалей;

- разворот выполняется без учета влияния ветра. При увеличении угловой скорости вращения более допустимой (12° в секунду) необходимо плавным отклонением педали в сторону, противоположную вращению, довести ее до заданного значения.

3. Не сохранение места разворота.

Причины:

- неправильное распределение внимания;

- несоразмерное движения органами управления;

- не учитывается влияние ветра (снос вертолета). Для устранения смещения вертолета относительно места разворо­та необходимо отклонить ручку управления и педали в сторону, обрат­ную смещению.

При перемещениях:

1. Невыдерживание высоты при перемещении.

Причины:

- неправильное распределение внимания (неправильно направлен взгляд на землю, не замечается изменение высоты);

- несвоевременные или резкие движения рычагом "ШАГ-ГАЗ". Следует уменьшением или увеличением шага несущего винта изме­нить высоту до заданной, удерживая при этом направление педалями.

2. Невыдерживание направления движения при перемещениях.

Причины:

- не намечается ориентир или не контролируется направление на него;

- нет координации действий рычагом "ШАГ-ГАЗ", педалями и руч­кой управления или допускаются резкие движения рычагами управ­ления;

- не учитывается стремление вертолета развернуться в сторо­ну перемещения.

Для исправления отклонения по направлению при перемещениях вперед (назад) необходимо плавным движением педали в сторону, противоположную отклонению, возвратить вертолет в первоначальное положение (на выбранный ориентир). Изменения направления при боковых перемещениях исправляются соответствующими отклонения­ми педалей и ручки управления.

3. Большая скорость перемещения.

Причины:

- неумение определить скорость перемещения по земле;

- излишнее отклонение ручки управления в сторону перемеще­ния;

- не учитывается скорость и направление ветра. Если скорость перемещения велика, нужно уменьшать ее отклоне­нием ручки управления в сторону, обратную перемещению, выдержи­вая при этом заданную высоту рычагом "ШАГ-ГАЗ", а направление - педалями.

На снижении и приземлении:

1. Невыдерживание направления.

Причины:

- неправильное распределение внимания (не замечаются пере­мещения фонаря кабины относительно земли и выбранного ориенти­ра);

- несоразмерные действия рычагом "ШАГ-ГАЗ" и педалями.

При возникновении отклонений необходимо увеличением общего шага несущего винта прекратить снижение вертолета, одновременно плавной дачей педали в сторону, противоположную развороту, восста­новить заданное направление. Устранив развороты и смещения, при­ступить к дальнейшему снижению,

2. Снижение вертолета со смещением.

Причины:

- неправильное распределение внимания (пилот не замечает крена вертолета по положению фонаря кабины относительно земли и горизонта);

- несоразмерные и не координированные движения органами управ­ления;

- не устраненный снос вертолета, вызванный влиянием бокового ветра.

Смещение устраняется отклонением ручки управления в противо­положную сторону. Одновременно увеличением общего шага НВ необхо­димо прекратить снижение вертолета, а педалями выдерживать направ­ление.

3. Грубое приземление.

Причины:

- велика скорость снижения;

- приземление производилось с креном или смещением.

Чтобы избежать данной ошибки, не следует допускать большой вер­тикальной скорости снижения (более 0,2 м/с) и снижаться с не устраненными кренами и смещениями.

4.4. Полет по прямоугольному маршруту

Взлет

На вертолете возможны следующие виды взлета:

- вертикальный взлет, т.е. (вертикальный набор высоты без пос­тупательной скорости);

- взлет по-вертолетному без использования влияния "воздушной подушки", т.е. вертикальный набор высоты, превышающей не менее чем на 10 м высоту препятствий, и разгон до необходимой поступа­тельной скорости вне зоны влияния "воздушной подушки";

- взлет по-вертолетному с использованием влияния "воздушной подушки", при котором после зависания разгон и часть (начало) раз­гона выполняется в зоне влияния "воздушной подушки" на высоте не менее 1,5 - 2,0 м от земли до колес шасси;

- взлет с коротким разбегом, т.е. разбег (разгон) вертолета по ВПП до скорости, не превышающей 30-40 км/ч, отделение вертоле­та от земли и дальнейший разгон о одновременным набором высоты.

Экипажу взлетать ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если:

  • имеются опасные метеоявления или скопления птиц, угрожающие безопасности взлета;
  • фактическая погода ниже установленного минимума;
  • скорость ветра у земли с учетом его направления и порывов не соответствует установленным РЛЭ ограничениям;
  • поверхность вертолета покрыта льдом, инеем или мокрым снегом;
  • взлетная масса вертолета превышает допустимую для фактичес­ких условий взлета;
  • другое воздушное судно уходит на второй круг;
  • впереди на летной полосе имеются препятствия.

Взлет по-вертолетному без использования влияния "воздушной подушки"

Перед взлетом необходимо:

- установить коррекцию в крайнее правое положение;

- выполнить контроль по карте, раздел "Перед взлетом";

- наметить ориентир для взлета;

- произвести круговой осмотр и убедиться в отсутствии препят­ствий в полосе взлета;

- запросить и получить у диспетчера УВД разрешение на выполнение взлета;

- проинформировать экипаж о предстоящем маневре.

Плавным увеличением общего шага НВ выполнить отрыв вертолета от земли и набор высоты 20 м, не допуская уменьшения частоты вращения ИВ менее 89%. На этой высоте необходимо выполнить контрольное висение. Если вертолет с массой, не превышавшей максимально допусти­мую для фактических условий и способа взлета (рис. 2), устойчиво ви­сит на этой высоте на режиме вплоть до взлетной мощности двигате­лей, можно производить взлет.

Взлет разрешается производить с высоты, превышающей препятствия не менее чем на 10 м. После устойчивого зависания на этой высоте плавным перемещением ручки управления от себя выполнить разгон вертолета с одновременным (при наличии избытка мощности) увеличе­нием мощности двигателей до взлетной.

Разгон необходимо выполнять плавно, без заметного изменения угла тангажа, после чего вертолет перейдет в набор высоты практически без просадки. При разгоне вер­толета, который должен проходить с постепенным набором высоты, нужно короткими отклонениями педалей удерживать направление взлета, а плавными движениями ручки управления вперед создать нормальный угол наклона вертолета.

 

 

Рис. 13. Схема выполнения полетов по кругу.

 

С увеличением поступательной скорости у верто­лета появляется стремление к крену и развороту вправо, которые необ­ходимо парировать соответствующими отклонениями ручки управления и педалей влево. Нагрузки с органов управления следует снимать ко­роткими нажатиями на кнопку триммера.

В начале разгона вертолета взгляд должен быть направлен на зем­лю так же, как и при полете на малой высоте, а с увеличением скорос­ти и высоты постепенно переноситься вперед, на ориентир. Положение вертолета определяется по положению горизонта относительно де­талей фонаря кабины.

Распределение внимания при разгоне вертолета:

- выдерживание направления;

- своевременное устранение кренов и сносов;

- своевременная установка заданного режима работы двигателям;

- контроль работы двигателей на слух;

- создание и выдерживание нормального угла набора.

Набор высоты до преодоления препятствий производится на ско­рости 60-70 км/ч по прибору без уменьшения режима работы двига­телей. После преодоления препятствий на указанных скоростях и режиме (но на высоте не менее 20 м над препятствиями) необходимо перейти на наивыгоднейший режим полета.

В процессе разгона при высоте полета менее 100 м скорость не должна превышать 120 км/ч по прибору.

При выполнении взлета особое внимание необходимо уделять ос­мотрительности в полете (рис.8).

Взлет по-вертолетному с использованием влияния "воздушной подушки".

Перед взлетом необходимо:

- установить коррекцию в крайнее правое положение;

- выполнить контроль по карте, раздел "Перед взлетом";

- наметить ориентир для взлета;

- произвести круговой осмотр и убедиться в отсутствии препят­ствий в полосе взлета;

- запросить и получить у диспетчера (РП) разрешение на выполнение взлета;

- проинформировать экипаж о предстоящем маневре.

Плавным увеличением общего шага НВ следует отделить вертолет от земли и вертикально набрать высоту 3-5 м. Если вертолет с мас­сой, не превышающей максимально допустимую для данных фактичес­ких условий и способа взлета (рис.1), устойчиво висит на высоте не менее 3 м на режиме вплоть до взлетной мощности двигателей, можно производить взлет.

В целях сокращения взлетной дистанции взлет необходимо выпол­нять о реализацией оптимальной траектории. Для этого необходимо снизиться до высоты 1,5-2 м и плавно перемещая ручку управления от себя, выполнить разгон вертолета с одновременным увеличением мощности двигателей до взлетной, не допуская уменьшения частоты вращения НВ менее 89%.

По мере нарастания скорости до 30 км/ч у вертолета появится тенденция к уменьшению высоты (просадка), которую необходимо парировать плавным увеличением мощности дви­гателей до взлетного режима, не допуская при этом перезатяжеления НВ. В процессе разгона скорости необходимо следить за сохране­нием направления взлета и своевременно устранять возникающие отклонения плавными движениями ручкой управления и педалей. В диапазоне скорости 30-50 км/ч наблюдается повышенная вибрация всего вертолета (режим тряски), которая вызвана незначительной разбалансировкой его несущей системы на переходном режиме (пере­ход НВ с режима осевого обтекания на режим косого обтекания), а также преодолением границы возмущенного потока, возникающего от взаимодействия отбрасываемой струи воздуха и земной поверхности. Незначительное ухудшение устойчивости вертолета, возникающее на этом этапе полета, носит кратковременный характер и легко пари­руется органами управления.

Разгон вертолета выполнять с одновременным набором высоты с таким расчетом, чтобы на высоте 20 м скорость достигла 60 км/ч по прибору.

Дальнейший набор высоты до преодоления препятствий производить на скорости 60-70 км/ч по прибору без уменьшения режима работы двигателей. После преодоления препятствий на ука­занных скоростях и режиме (но на высоте не менее 20 м над препят­ствиями) необходимо перейти на наивыгоднейший режим полета, уста­новив нужный угол тангажа по положению фонаря кабины относитель­но горизонта. Подобрать рычагом "ШАГ-ГАЗ" режим работы двигате­лей, соответствующий режиму набора с вертикальной скоростью 2-3 м/с. Нагрузки с органов управления следует снимать короткими нажатиями на кнопку триммера. В процессе разгона скорости на вы­соте полета менее 100 м скорость не должна превышать 120 км/ч по прибору.

При выполнении взлета особое внимание необходимо уде­лять осмотрительности в полете (рис.8).


Взлет с коротким разбегом

 

Рис. 14. Схема выполнения взлета с разбегом и посадки с пробегом.

Перед взлетом необходимо:

- установить коррекцию в крайнее правое положение;

- выполнить контроль по карте, раздел "Перед взлетом";

- наметить ориентир для взлета;

- произвести круговой осмотр и убедиться в отсутствии препят­ствий в полосе взлета;

- запросить и получить у диспетчера УВД разрешение на взлет по-самолетно­му;

- выключить автопилот;

- проинформировать экипаж о взлете.

Плавным отклонением ручки управления от себя с одновременным увеличением общего шага НВ перевести вертолет в режим разбега до скорости 30-40 км/ч. Направление на разбеге выдерживать отклоне­нием педалей. При достижении скорости 30-40 км/ч плавным увеличе­нием общего шага НВ (при необходимости - до взлетного режима) и взятием ручки управления на себя отделить вертолет от земли.

Примечание. При разбеге вертолет имеет тенденцию к отрыву сначала основных колес, затем передних. Эту тенденцию нужно па­рировать в момент отрыва соответствующим движением руч­ки управления на себя.

После отрыва перевести вертолет в режим разгона скорости с од­новременным набором высоты. Изменения в поперечной и путевой ба­лансировке, а также стремление вертолета к потере высоты в момент энергичного разгона следует парировать соответствующими отклоне­ниями органов управления.

При достижении скорости 60-70 км/ч по прибору следует перевес­ти вертолет в набор высоты и дать команду на включение канала "КРЕН-ТАНГАЖ" автопилота (при необходимости). После преодоления препятствий на указанных скоростях и режимах (но на высоте не ме­нее 20 м над препятствиями) необходимо перейти на наивыгоднейший режим полета. Нагрузки с органов управления на разбеге и после отрыва следует снимать короткими нажатиями на кнопку триммера. В процессе разгона скорости на высоте полета менее 100 м скорость не должна превышать 120 км/ч по прибору.

Взлет при боковом ветре

 

Вертолет, благодаря его конструктивным особенностям и маневрен­ным характеристикам, практически всегда может взлететь против ветра. Если же по условиям старта или из соображений безопасности целесообраз­но производить взлет при боковом ветре, необходимо отдавать предпочтение ветру с левой стороны, так как правый боко­вой ветер вызывает значительную разбалансировку в работе несущей системы и особенно рулевого винта, что приводит к неустойчивости вертолета по курсу. При силе ветра, близкой к предельным значениям, целесообразно отделение вертолета от земли и вертикальный подъем производить строго против ветра, а затем развернуть вертолет на взлетный курс.

На висении и при взлете действие бокового ветра оказывается в стремлении вертолета смещаться по ветру. Это стремление пари­руется креном в сторону ветра, значение которого пропорционально силе ветра. Стремление вертолета к развороту из-за крена нужно парировать отклонением педали в сторону, обратную крену.

По мере увеличения скорости полета угол крена следует уменьшать с таким расчетом, чтобы на высоте 50 м он был полностью устранен, после чего снос устраняется углом упреждения (подбором курса). Все остальные действия при взлете с боковым ветром, а также поря­док распределения внимания аналогичны действиям при взлете против ветра.

Предупреждение. Взлет о боковым ветром справа более сложен и требует повышенного внимания.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.011 с.)