Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок осмотрительности при полете в зону

Поиск

Рис.9. Схема осмотрительности при полете в зону

При наборе высоты по кругу порядок осмотрительности такой же, какой изложен выше.

1. Осмотреть сектор в направлении зоны и убедиться, что его не пересекает другой вертолет, выходящий из зоны.

2. При полете от круга до зоны вести круговой осмотр: для про­смотра секторов, закрытых частями вертолета, выполнять плавные от­вороты вправо и влево (змейку).

3. При подходе к зоне убедиться, что она свободна и к ней не приближается другой вертолет. Произвести круговой осмотр, с ориенти­роваться относительно своего вертодрома.

4. Перед вводом вертолета в вираж произвести круговой осмотр, обращая особое внимание на сторону выполняемого виража, наметить ориентир для его ввода и вывода.

5. Перед вводом вертолета в спираль особое внимание обращать на нижнюю полусферу и внутреннюю сторону опирали, осмотреть также внешнюю сторону, в процессе выполнения спирали просматривать внутреннюю часть воздушного пространства.

6. При полете к вертодрому вести круговой осмотр, при необходи­мости выполняя «змейки» для просмотра секторов, закрытых частями вертолета, особое внимание уделять району приводной радиостанции или предполагаемому месту входа в круг.

7. При входе в круг усилить осмотрительность, прослушать радиоинформацию, уточнить местонахождение других воздушных судов в рай­оне круга, при выходе на привод особое внимание району, уточнить высоту выхода на привод.

 

РУЛЕНИЕ

Подготовка к выруливанию

Руление разрешается производить на ровном и прочном грунте. При неровном или вязком грунте, при глубоком или рыхлом снеге вместо руления следует выполнять подлет или перемещение на старт. При стесненных условиях стоянки, если нет возможности произвести руление, перемещение или подлет, то вертолет к месту взлета должен буксироваться.

Руление разрешается выполнять при скоростях ветра:

- спереди – 25 м/с,

- слева – 15 м/с,

- справа – 10 м/с,

- сзади - 8 м/с.

Перед выполнением ру­ления необходимо выполнить контроль по карте (раздел "Перед руле­нием"), осмотреться и получить разрешение на выруливание у диспетчера УВД.

Руление

Для страгивания с места растормозить основные колеса, установить частоту вращения НВ (95±2)%. Увеличение частоты вращения (мощнос­ти) двигателей вызывает увеличение реактивного момента НВ и разво­рот вертолета влево, поэтому одновременно с вводом коррекции газа вправо необходимо отклонять вперед правую педаль. При увеличении тяги рулевого винта растёт опрокидывающийся момент влево, который необходимо компенсировать отклонением ручки управления вправо. Увеличив общий шаг до 3-5° по УШВ при взлетной массе вертолета 11000 кг, и до 4-6° при взлетной массе - более 11000 кг (в за­висимости от состояния грунта, небольшим и плавным движением откло­нить ручку управления вперед от нейтрального положения.

В начале руления следует проверить тормоза. Ответственным мо­ментом руления является страгивание вертолета с места, которое осо­бенно затрудняется при стоянке вертолета на вязком грунте или пло­хо укатанном снеге. В таких условиях даже при значительном откло­нении ручки управления от себя сдвинуть вертолет с места не удает­ся, поэтому необходимо увеличить мощность двигателей путем увеличе­ния общего шага НВ. После страгивания вертолета общий шаг винта необходимо уменьшить.

Не рекомендуется для страгивания вертолета с места отклонять ручку управления от себя до упора и раскачивать вертолет движениями педалей. Зна­чительное отклонение ручки управления от себя результатов не даст, а лишь увеличит нагрузку на переднюю стойку шасси.

Скорость руления зависит от состояния грунта, скорости и на­правления ветра и обстановки, но, во всяком случае, не должна превы­шать 30 км/ч, а при рулении по снегу она должна быть не более 10 км/ч.

Во время руления при боковом ветре вертолет имеет тенден­цию к развороту против ветра. Разворот парируется соответствующим отклонением педалей, ручка управления при этом отклоняется против ветра.

Развороты на рулении выполняются плавным отклонением педалей. Недопустимы развороты с малым радиусом и на повышенной скорости, так как при энергичных разворотах у вертолета появляется тенденция к перемещению юзом и опрокидыванию. При появлении юза и тенденции к опрокидыванию следует немедленно уменьшить мощность двигателей (сбросить шаг и вывести коррекцию влево), одновременно удерживая вертолет от кренения отклонением ручки управления в сторону, проти­воположную крену, отклонить педаль в сторону юза и остановить вер­толет.

При наличии пыли или свежевыпавшего снега руление следует осу­ществлять на малой скорости, периодически останавливая вертолет для просмотра полосы руления.

Автопилот на рулении должен быть выклю­чен.

Радиус разворота на рулении по следу внутреннего основного ко­леса должен быть:

- при развороте на 90°, на скорости 10 км/ч - 16 м;

- при развороте на 180°,на скорости 4-5 км/ч - 6м;

- при развороте на 180° на месте - З м

При выполнении разворота необходимо помнить, что чем больше ско­рость руления, тем больше должен быть радиус разворота.

Направление при рулении следует сохранять плавными отклонениями педалей. Нагрузки с ручки управления и педалей необходимо снимать короткими нажатиями на кнопку триммера. Руление разрешается вы­полнять при скорости и направлении ветра, определяемых по рис.10.

Для остановки вертолета на рулении необходимо установить ручку управления в положение, близкое к нейтральному, уменьшить общий шаг НВ и при необходимости использовать тормоза.

Предупреждение. При появлении на рулении нарастающих колебаний вертолета (земного резонанса) необходимо выключить двигатели.

Пример. При направлении ветра 300 справа относительно курса вертолета максимальная скорость ветра составляет 20м/с (точка А)

Рис. 10. Максимальная скорость ветра в зависимости от его направления относительно курса вертолета при рас­крутке, останове несущего винта и рулении.


ВИСЕНИЕ

Режимом висения в аэродинамике называют такой режим полета, когда отсутствуют любые перемещения относительно воздушной массы. В экс­плуатации режимом висения называют полет вертолета при отсутствии перемещения относительно земли. Поэтому эксплуатационный режим висения будет совпадать с аэродинамическим режимом висения только в штиль. При отсутствии ветра несущий винт (НВ) на висении рабо­тает в режиме осевого обтекания, а при наличии ветра - в режиме косого обтекания. Висение является составной частью взлета и по­садки по-вертолетному.

Перед каждым взлетом командир обязан выполнить контрольное висение в целях:

- определения возможности и выбора метода взлета по запасу тя­ги;

- проверки расчета центровки;

- проверки органов управления.

Высоту контрольного висения определяет командир вертолета в зависимости от выбранного метода взлета и вида выполняемых работ. При выполнении учебных полетов контрольное висение производится перед началом полетов и после каждой дозаправки топливом. Приземление после контрольного висения необязательно.

Висение разрешается выполнять при скорости ветра:

- спереди – 25 м/с,

- слева – 10 м/с,

- справа – 5 м/с,

- сзади - 5 м/с.

Макси­мальная сила ветра при висении зависит от его направления относи­тельно курса вертолета (Рис. 11).


Пример: при направлении ветра 400 справа относительно курса вертолета максимальная скорость ветра составляет 8 м/с.

Рис. 11. Максимальная скорость ветра в зависимости от его направления относительно курса вертолета при висении, взлете, посадке и перемещениях.

 

При висении, перемещении на высоте до 10 м, взлете и посадке вер­толета расстояние от концов лопастей несущего винта должно быть не менее:

- до воздушных судов - 50 м;

- до других препятствий - 1 диаметра НВ.

Перед выполнением висения необходимо:

- выполнить контрольную проверку в соответствии с контрольной картой (раздел "Перед взлётом");

- произвести круговой осмотр и убедиться, что выполнению висе­ния ничего не мешает;

- запросить и получить у диспетчера УВД разрешение на выполнение висения;

- проинформировать экипаж о предстоящем маневре.

Отрыв вертолета от земли с последующим набором заданной вы­соты висения и вертикальное снижение перед приземлением выпол­няются, как правило, против ветра.

Предупреждение. В момент отрыва и при приземлении особенно опасен боковой ветер справа и сзади, если его скорость превышает 5 м/с.

Увеличение общего шага несущего винта необходимо производить с темпом не более 1 градуса в секунду, не допуская уменьшения частоты вращения НВ ниже 89%.

При отрыве от земли вертолет имеет стремление к левому крену, смещению вперед и развороту влево. Причиной разворота является действие реактивного момента НВ. Кренение происходит в резуль­тате действия момента от тяги рулевого винта (РВ), которая воз­растает по мере отклонения правой педали в целях парирования левого разворота. Крены, развороты и смещения определяются по пе­ремещению фонаря кабины относительно участка земли, на который направлен взгляд. Для точного определения пространственного по­ложения вертолета при отделении его от земли, а также при призем­лении, взгляд должен быть направлен на землю параллельно продоль­ной оси вертолета (или во внешнюю сторону от неё на 10-15°) на 10-15 м вперед.

Отделение вертолета от земли следует выполнять плавным пере­мещением рычага "ШАГ-ГАЗ" вверх с одновременным отклонением пра­вой педали вперед и ручки управления на себя и немного вправо.

Примечание. Снятие нагрузок с органов управления целесообразно производить до отрыва вертолета от земли частыми и короткими нажатиями на кнопку триммера.

 

Рис. 12. Направление взгляда на висении

 

Распределение внимания на отрыве:

- взгляд на землю перед собой, в поле зрения - фонарь кабины;

- плавность и координация действий органами управления;

- отсутствие смещений, разворотов, кренов;

- контроль работы силовой установки на слух. После отрыва с увеличением высоты висения координированными отклонениями ручки управления и педалей сохранять вертикальную траекторию относительно места отрыва, а взгляд перенести дальше от вертолета (рис.12).

В целях зависания на заданной высоте необходимо плавно умень­шить темп перемещения рычага "ШАГ-ГАЗ" вверх до уравновешивания полетной массы и тяги. По достижению заданной высоты (3-5 м) нез­начительным отклонением его вниз произвести зависание.

После зависания следует частыми и короткими пожатиями на кнопку триммера снять нагрузку с органов управления.

Распределение внимания на висении:

- взгляд на землю перед вертолетом, в поле зрения - фонарь каби­ны (отсутствие разворотов и кренов);

- взгляд на землю под вертолетом (отсутствие смещений, сохране­ние заданной высоты);

- своевременность и координация действий органами управления;

- контроль оборотов НВ и работы силовой установки на слух.

Примечание. При устойчивом висении направление контролируется по УГР-4УК, высота - по радиовысотомеру (периодичес­кий беглый взгляд на приборы).

Постоянная высота на висении выдерживается изменением общего шага НВ. Направление выдерживается по заранее намеченному створу ориентиров плавными отклонениями педалей, а тенденция к смещениям устраняется короткими двойными отклонениями ручки управления. Вели­чина и темп отклонения ручки зависят от величины отклонения верто­лета - чем больше отклонение, тем энергичнее и больше по величине движения ручки управления.

Развороты на висении

Развороты на висении (в целях исключения больших нагрузок на лопастях РВ, хвостовой и концевой балках) разрешается выполнять с угловой скоростью не более 12 град/с (полный оборот - не менее чем за 30 секунд). Прекращать вращение необходимо не менее чем за 3 с, а перекладка педалей о упорана упор должна осуществляться не быстрее чем за 3 с.

При скорости ветра до 3 м/с развороты на висении разрешается производить на 360°,при скорости ветра 5 м/с - на 90° к направле­нию ветра. При скорости ветра более 10 м/с выполнять развороты на висении не рекомендуется.

Развороты на висении выполняются плавными и короткими отклоне­ниями педалей в сторону разворота. При отклонении педалей для ввода в разворот необходимо рычагом "ШАГ-ГАЗ" удерживать вертолет на постоянной высоте. При разворотах на висении происходит пере­распределение мощности между НВ и РВ. Так, при отклонении правой педали увеличивается установочные углы РВ, в связи о чем потребная мощность для вращения РВ возрастает, что приводит к снижению вертолета. Для сохранения постоянной высоты требуется увеличить общий шаг НВ. По этой причине не рекомендуется выполнять правые развороты при висении на загруженном вертолете, когда двигатели работают на мощности, близкой к взлетной.

При отклонении левой педали наблюдается обратная картина, и вертолет выполнит разво­рот с набором высоты. Для сохранения постоянной высоты при разво­роте влево необходимо уменьшить общий шаг НВ.

Перед выполнением разворота на висении необходимо:

- произвести круговой осмотр и наметить ориентир для вывода из разворота;

- проконтролировать обороты НВ и работу силовой установки;

- проинформировать экипаж о предстоящем маневре;

- доложить (получить доклад от членов экипажа) о наличии (от­сутствии) препятствий.

Для выполнения разворота следует плавно отклонить соответствую­щую педаль, удерживая вертолет от смещения отклонением ручки уп­равления против ветра.

Угловая скорость на развороте и высота определяются и контро­лируются по земле. Необходимо учитывать, что вертолет в левый раз­ворот идет охотнее и вращается более энергично, чем вправо. Это объясняется действием реактивного момента НВ. Поэтому ввод в ле­вый разворот необходимо выполнять очень плавно, а в процессе раз­ворота постоянно быть готовым к парированию тенденции вертолета к увеличению угловой скорости вращения.

При наличии ветра во время разворотов вертолет имеет тенден­цию к смещению по ветру и изменению угловой скорости вращения. Чтобы сохранить место висения на развороте, необходимо ручку управ­ления соразмерно отклонять против ветра, а отклонением соответст­вующей педали регулировать скорость вращения.

Для прекращения разворота рекомендуется за 10-15° до намечен­ного ориентира плавно отклонить педаль в сторону, противоположную развороту, уменьшая угловую скорость, вращения с таким расчетом, чтобы вывод из разворота был закончен в заданном направлении на ориентир.

Распределение внимания при выполнении разворотов на висении:

- осмотр пространства в направлении разворота;

- положение фонаря кабины относительно земли;

- контроль угловой скорости вращения;

- сохранение места и высоты;

- определение момента вывода из разворота;

- контроль работы силовой установки на слух.

Нагрузку с органов управления, при необходимости, следует сни­мать короткими нажатиями на кнопку триммера.

Развороты на висении выполняются в отведенных воротах (в пределах посадочной площадки). Экипаж должен постоянно выдерживать безопасное расстояние между вертолетами, находящимися в соседних воротах (посадочных площадках).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.008 с.)