Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация мед-сан.помощи работникам пром.предприятий↑ Стр 1 из 30Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в Российской Федерации количество работающих составляет около 50% от общей численности населения. От состояния здоровья и работоспособности трудящихся в значительной степени зависит социально-экономическое развитие страны, чем определяется то внимание, которое уделяется организации медицинской помощи им. Преимущество в медицинском обслуживании рабочих и служащих промышленных предприятий заключается в том, что медицинская помощь им обеспечивается медицинскими учреждениями в районе проживания поликлиниками, диспансерами, женскими консультациями и др., а также специальными учреждениями - медико-санитарными частями, здравпунктами (врачебными и фельдшерскими), расположенными на территории самих предприятий или в непосредственной близости от них. Эти учреждения здравоохранения приближают медицинскую помощь к рабочим и служащим. Экономические преобразования последнего десятилетия привели к росту числа предприятий различных форм собственности. В то же время стало выделяться гораздо меньше средств на улучшение условий труда, совершенствование оборудования и технологий; причины этого – ухудшения бюджетного финансирования и отсутствие экономической заинтересованности работодателей в здоровье работающих. На многих предприятиях нарушаются требования законодательства в части охраны труда. По данным официальной статистики на работах с вредными условиями труда заняты около 7 млн. человек, половина из которых – женщины. Все перечисленное, наряду с социальной и экономической нестабильностью и множеством других стрессовых факторов, негативно сказывается на здоровье как населения России в целом, так и экономически активной его части, от которой главным образом зависит экономическое возрождение государства и благополучие всего общества. Остро стоит проблема сверхсмертности трудоспособного населения, особенно от неестественных причин, в число которых входят травмы и несчастные случаи на производстве. Значительную часть трудопотерь, связанных с заболеваниями, травмами и преждевременной смертностью, возможно частично и полностью предотвратить, но для этого необходимо решить стоящие перед страной социально-политические, экономические, производственные, экологические и медицинские проблемы. Решение этих проблем должно стать основой государственной политики в области охраны здоровья населения, в том числе работающего. Важность организации медико-санитарной помощи и контроля за состоянием здоровья работающих, обеспечения целенаправленной деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь рабочим и служащим предприятий и организаций, отражены в приказе Минздрава России «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования» от 23.06.94 г. №130. В приказе оговорены соответствующие положения лечебно-профилактических учреждений и перечень специалистов, оказывающих медико-социальную помощь работающему населению. В соответствии с приказом руководители органов управления здравоохранением всех уровней совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами осуществляют контроль и проводят анализ качества, объема медико-санитарной помощи и состояния здоровья работающих на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовой структуры. Приказ определил принципы работы лечебно-профилактических учреждений общелечебной сети по медицинскому обеспечению работающих, впервые наметил основные направления реформирования цеховой службы и медико-санитарных частей, их интеграции в систему муниципального здравоохранения, превращения дублирования медицинской помощи работающим путем перехода в систему единого лечащего врача и медицинского учреждения. Реализация приказа способствовала сохранению медицинских учреждений и кадров промышленного здравоохранения и более рациональному их использованию. В 1995 – 1996 гг. Минздравом утверждены новые медицинские регламенты допуска к профессии в связи с развитием новых производственных технологий и проведения профилактических медицинских осмотров работников, имеющих контакт с производственными факторами риска (приказы №280/88 от 05.10.95 г., №90 от 14.03.96 г., №405 от 10.12.96 г.). В этих документах указаны регламенты допуска к профессии в связи с развитием новых производственных технологий и связанного с этим появления новых повреждающих воздействий. Введен новый порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров: они должны проводиться только с участием лечащего врача, выполнением всего объема обследований, с рассмотрением, при необходимости, материалов клинико-экспертной комиссии соответствующего учреждения или с освидетельствованием пациента этой комиссией. Определена возможность направления лиц, длительно работающих с отдельными повреждающими факторами, на углубленное медицинское обследование в Центр профпатологии. В соответствии с действующим законодательством предварительные медосмотры проводятся за счет граждан либо по решению работодателя, принимающего на работу или учебу (тогда - за его счет), а периодические – только за счет работодателя. Если работодатель не финансирует эту работу и допускает работников к профессиональной деятельности, связанной с воздействием вредных производственных факторов или повышенной опасностью для работников и окружающих, без медицинского заключения, он должен нести за это ответственность в установленном законом порядке. Контролирующую функцию в данном случае осуществляют (наряду с другими организациями) органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Перечень вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры утвержден приказом МЗ №83 от 16. 08.04 года. Анализ профессионального риска, оценка условий труда на конкретном рабочем месте с последующей рекомендацией по устранению опасных и вредных условий, аттестация рабочих мест, позволяют проводить мероприятия по предупреждению производственного травматизма и заболеваемости, идентифицировать опасность причинения вреда здоровью на рабочих местах и определять условия льгот и компенсаций. Среди учреждений, оказывающих помощь работникам предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи, наиболее совершенной формой является медико-санитарная часть (МСЧ). Это комплексное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывается специализированная амбулаторно-поликлиническая, а при наличии стационара и больничная медицинская помощь трудящимся предприятия и прикрепленному населению; производятся профилактические осмотры, осуществляются диспансеризация работающих на предприятии и необходимы оздоровительные мероприятия. Медико-санитарные части могут быть закрытого или открытого типа в зависимости от того, какой контингент обслуживают – только ли работников данного предприятия (закрытая МСЧ) или также их семьи и население близлежащих участков (открытая МСЧ). В настоящее время действуют 4 вида медико-санитарных частей (МСЧ): 1. МСЧ федерального и ведомственного подчинения, являющиеся государственной (федеральной) собственностью, находящиеся на балансе промышленных предприятий, не подлежащие акционированию и приватизации и финансируемые из средств государственного бюджета, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и средств предприятий. 2. МСЧ открытого типа, реорганизуемые в территориальные лечебно-профилактические учреждения. Эти МСЧ престали быть частью ведомственного здравоохранения, являются государственной или муниципальной собственностью и находятся на балансе территориальных (местных) органов управления и финансируются из средств бюджета и территориального фонда обязательного медицинского страхования. Они имеют давние связи с предприятиями и обслуживают эти предприятия на договорной основе. 3. МСЧ открытого типа, являющиеся собственностью субъекта федерации или муниципальной собственностью, находящиеся на балансе предприятий, не подлежащие акцианированию и приватизации и финансируемые из средств местного бюджета, территориального фонда обязательного медицинского страхования и предприятий. Эти медико-санитарные части имеют еще довольно прочные связи с предприятиями, что позволяет им адаптировать структуру и функционирование к потребностям населения в условиях ОМС, не лишая работающих необходимого и привычного медицинского обслуживания. 4. МСЧ закрытого типа акционированных и приватизированных предприятий, являющиеся структурным подразделением (дочерним предприятием) с негосударственными организационно-правовыми формами собственности и финансируемые из средств предприятий. Не зависимо от форм собственности деятельность МСЧ регламентируется законодательными и нормативными документами по вопросам охраны здоровья населения, уставом предприятия и действующим Положением о медико-санитарной части. Вся деятельность осуществляется в соответствии с выданной лицензией и полученным сертификатом. Медико-санитарные части всех форм собственности ведут учет и представляют отчеты о своей деятельности по формам и в сроки, установленные Минздравсоцразвития России. Основными задачами и функциями медико-санитарных частей являются: · Оказание специализированной квалифицированной и своевременной медико-санитарной помощи прикрепленному контингенту с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности, выполнение программ ОМС. · Планирование и осуществление совместно с администрацией предприятия и санэпидслужбой санитарно-гигиенических противоэпидемических мероприятий по оздоровлению условий труда, снижению общей заболеваемости, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. · Осуществление контроля за соответствием состояния здоровья работающих условиям труда. Структура МСЧ организуется в соответствии с задачами и функциями, в зависимости от численности контингента, по согласованию с учредителем. В состав МСЧ входят поликлиника, врачебные и фельдшерские здравпункты. В крупных МСЧ имеются стационары. В состав МСЧ могут входить также и другие подразделения: ночные санатории-профилактории или пансионаты, отделения неотложной помощи, женские консультации, кабинеты психофизической разгрузки и др. Важным подразделением МСЧ является отделение восстановительного лечения. Взаимоотношения между структурными подразделениями МСЧ определяются уставом. В состав поликлиники входят типовые подразделения: регистратура, кабинеты для амбулаторного приема пациентов цеховыми врачами-терапевтами и основными специалистами, в том числе кабинеты подросткового врача, акушера-гинеколога. В поликлиниках крупных МСЧ организуются отделения профилактики. Стационар открывается на 400-600 коек; в нем организуется минимум два отделения: терапевтическое и хирургическое. Могут быть и специализированные отделения. Лечебно-диагностическая, кабинет медицинской статистики и административно-хозяйственная часть являются общей для поликлиники и стационара. Объединенная МСЧ, состоящая из поликлиники и стационара, является оптимальной формой. Чаще организуются необъединенные медицинские учреждения, состоящие из одной поликлиники. Медико-санитарной частью может называться и больница, и поликлиника, если они обслуживают в основном рабочих, не только население. Такие медицинские учреждения организуются при предприятиях на определенное количество работающих. Во главе МСЧ стоит главный врач – как правило, высоко квалифицированный специалист, имеющий опыт организаторской работы. Поликлиника возглавляется заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, который и считается заведующим поликлиникой. Во главе стационара стоит заместитель главного врача по стационару, которым обычно является начмед. Для осуществления своих задач медсанчасть организует и проводит деятельность по следующим направлениям: 1. Оказание лечебно-поликлинической и стационарной медицинской помощи по основным врачебным специальностям. 2. Планирование совместно с санитарно-эпидемиологической службой и осуществление профилактических медицинских осмотров трех видов: предварительных – при поступлении на работу; периодических – для рабочих тяжелых и вредных профессий и целевых. 3. Медицинская экспертиза временной утраты трудоспособности. 4. Диспансеризация рабочих, особенно часто и длительно болеющих (к этой группе относят болеющих 4 раза в году и более с общей длительностью свыше 40 дней по одному заболеванию и болевших более 6 раз с длительностью более 60 дней по разным заболеваниям). 5. Контроль за санитарным состоянием и условиями труда работающих. 6. Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание работников предприятия по всем аспектам формирования здорового образа жизни. 7. Составление и реализация единого комплексного плана оздоровительных мероприятий и вообще планирование оздоровительной работы по всем возможным направлениям. 8. Мероприятия по профилактике травматизма. 9. Повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала. 10. Организация учета и медицинской отчетности в целях анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, оценка качества и эффективности проводимой работы. 11. Разработка аварийного плана, создание неприкосновенного запаса лекарственных средств и медицинского оборудования на случай аварий и (или) стихийных бедствий. Вся работа по этим и другим направлениям проводится медсанчастью в тесном контакте с администрацией предприятия, профсоюзными организациями, отделом техники безопасности, а также с организациями и учреждениями вне предприятия: санэпидслужбой, отделением МЧС (чрезвычайных ситуаций). Деятельность МСЧ строится на основе договоров об оказании медицинской помощи с учредителем, территориальным фондом обязательного медицинского страхования или страховыми медицинскими организациями, органами управления здравоохранением. В своей деятельности МСЧ использует принципы хозяйственного расчета. Все взаиморасчеты за оказание медицинской помощи осуществляются в утвержденном законом порядке. Контроль за работой медсанчасти и ее руководителя в области медицинской и финансово-хозяйственной деятельности осуществляют в пределах своей компетенции, определенной уставом и другими нормативными документами, учредитель, органы управлением здравоохранением, лицензионно-аккредитационные комиссии, территориальные фонды ОМС, налоговая инспекция и другие органы. Более распространенной и приближенной к рабочим организационной формой оказания медицинской помощи на производстве являются здравпункты. В здравпунктах оказывается доврачебная и первая врачебная помощь при травмах, внезапных заболеваниях, отравлениях (в том числе профессиональных), острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности. При необходимости здравпункт организует транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения. Кроме того, здравпункт проводит мероприятия по борьбе с общей и профессиональной заболеваемостью, производственным травматизмом, по оздоровлению условий труда и быта. Здравпункты подразделяются на врачебные и фельдшерские. При промышленных предприятиях и объектах капитального строительства с численностью работников не менее 1200 на каждом из них или на нескольких рядом расположенных, к которым не применяются нормативы врачей цеховых врачебных участков и которые расположены на расстоянии более 4 км от других поликлиник, амбулаторий и врачебных здравпунктов, организуются врачебные, а с численностью не более 500 – фельдшерские здравпункты. При предприятиях транспорта и связи с численностью работников более 1200 на каждом, не имеющих фельдшерского здравпункта, организуются врачебные, а не более 500 работников (не менее 300 водителей) – фельдшерские здравпункты; Если здравпункты организуются в пределах действующих рекомендательных штатных нормативов, то они финансируются из средств бюджета, а если сверх действующих штатных нормативов, то финансируются полностью за счет средств учредителя. Здравпункты подлежат лицензированию и аккредитации на общих основаниях, размещаются в помещении, представленном предприятием, оно же обеспечивает и содержание этого помещения. Режим работы здравпункта устанавливается по согласованию с администрацией предприятия, при котором он организован. Здравпункты независимо от форм собственности ведут учетно-отчетную документацию и представляют ее руководителю учреждения здравоохранения или органа управлением здравоохранения. Врачебные здравпункты возглавляет врач, фельдшерский здравпункт – фельдшер или медсестра. Врач здравпункта должен выполнять следующие функции: · Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, острых отравлениях и заболеваниях, аварийных случаях; · Проводить амбулаторный прием, лечение и реабилитацию больных и инвалидов; · Организовывать транспортировку и при необходимости сопровождать больных в соответствующее медицинское учреждение; · Организовывать своевременную консультацию специалистов и госпитализацию в профильные отделения стационаров для оказания больным специализированной медицинской помощи; · В динамике наблюдать за состоянием здоровья лиц, работающих с профессиональными вредностями и в неблагоприятных условиях, проводить мероприятия по профилактике и своевременному выявлению общих и профессиональных заболеваний; · В динамике наблюдать за хроническими больными, проводить комплексные лечебно-оздоровительные мероприятия; · Координировать и проводить в соответствии с полученным сертификатом периодические медицинские осмотры, направлять на дообследование и консультацию к специалистам, оформлять по результатам осмотров заключений о профессиональной пригодности или об изменении трудовой деятельности; · Совместно с администрацией предприятия и органами санэпиднадзора разрабатывать и проводить оздоровительные и противоэпидемические мероприятия; · Проводить экспертизу временной нетрудоспособности в установленном порядке. Функции фельдшерского здравпункта: · Первая доврачебная помощь при острых отравлениях, заболеваниях, травмах; · Проведение лечебных мероприятий по назначению врача (инъекции, перевязки, физиотерапевтические процедуры); · Организация транспортировки больных и пострадавших в лечебно-профилактическое учреждение, при показаниях- сопровождение; · Направление на прием к лечащему врачу или специалисту поликлиники; · Подготовка к проведению периодических медицинских осмотров; · Проведение профилактических прививок; · Освобождение временно нетрудоспособных от работы до конца смены с выдачей справки. Наиболее прогрессивная форма организации медицинской помощи на промышленных предприятиях – цеховые отделения территориальных лечебно- профилактических учреждений. Врач, работая в поликлинике, осуществляет амбулаторный прием работников, закрепленных за ним подразделений, и периодически посещает фельдшерские здравпункты на предприятии, где также принимает пациентов, проводит профилактическую и организационно-методическую работу. Цеховой участок организуется при определенной численности работающих; средний норматив для обычных отраслей машиностроительной и легкой промышленности составлял 2000 человек на один участок, а в тяжелых отраслях промышленности – 1500 человек. Теперь численность и состав прикрепленного контингента определяются контактом с администрацией предприятия и территориальными органами здравоохранения. При формировании участка необходимо учитывать три особенности. Во-первых, учитывается однородность технологического процесса, чтобы врачу было легче добиться оздоровления условий труда. Во-вторых, тяжесть условий труда и вредность профессиональных факторов на отдельных производственных участках, т.е. цеха и подразделения распределяются по участкам так, чтобы нагрузка на цеховых врачей была равномерной. И, наконец, рационально формировать участки из близко расположенных цехов, чтобы они были компактными и не растянутыми по территории предприятия. Упорядочению функционирования цеховой службы в настоящее время содействуют три варианта ее организации: 1) цеховые врачебные участки в составе медико-санитарных частей федерального или ведомственного подчинения; 2) цеховые врачебные участки государственных или муниципальных предприятий здравоохранения, работающие на договорной основе за счет собственных средств; 3) участковая территориальная служба муниципального здравоохранения, обеспечивающая население территории и рабочих, служащих предприятий и организаций (смешанный вариант). Центральное место в системе промышленного здравоохранения занимает цеховой врач-терапевт, обслуживающий рабочих закрепленного за ним цехового врачебного участка. На должность врача-терапевта участкового врачебного участка назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело» и подготовку по терапии и профессиональной патологии и получивший сертификат. Цеховой врач осуществляет свою деятельность в соответствии с условиями контракта, заключенного с администрацией предприятия промышленности, строительства и транспорта. Цеховой врач в отличии от врача-терапевта территориального должен знать особенности технологического процесса в обслуживаемых им цехах, неблагоприятные факторы, связанные с ним, а также вопросы профессиональной патологии. Цеховой врач не оказывает помощь на дому, поэтому важна связь его с участковым врачом территориальной поликлиники для осуществления преемственности в обслуживании рабочих. По согласованию с органами управления здравоохранения и по договору с территориальным фондом ОМС врач может оказывать первичную медико-санитарную помощь на дому, т.е. работать по территориально-цеховому принципу. В своей работе врач подчиняется руководителю (главному врачу) медицинского учреждения, в котором он работает, и администрации предприятия. В подчинении у него находится средний и младший медицинский персонал, закрепленный за участком и кабинетом амбулаторного приема. Цеховой врач должен выполнять следующие функции: · Оказывать первичную медицинскую помощь при острых заболеваниях, производственных травмах и отравлениях, организовывать транспортировку больных в медицинское учреждение; · Проводить лечебную работу на приеме в поликлинике, в стационаре медико-санитарной части; · Проводить экспертизу временной нетрудоспособности и своевременно направлять больных на медико-социальную экспертизу; · Осуществлять координацию и проведение предварительных и периодических медицинских профилактических осмотров; · Проводить диспансеризацию хронических больных, в том числе и часто болеющих, с осуществлением всего комплекса мер общественной профилактики: трудоустройство нуждающихся, отбор на санаторно-курортное лечение, диетическое питание и др.; · Проводить организационно-методические мероприятия по оздоровлению условий труда на рабочих местах, контролировать выполнение мероприятий коллективного договора и комплексного плана; · Проводить работу по подготовке санитарного актива на участке, санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию работников предприятия, формированию здорового образа жизни. Рабочий день врача планируется следующим образом: 5 часов ежедневно отводится на амбулаторный прием и 2,5 часа – на организационно-профилактические мероприятия. Если медико-санитарная часть имеет в своем составе поликлинику и стационар, то в работе врачей действует система чередования: год-полтора врач работает в поликлинике, затем несколько месяцев в стационаре. Врач имеет право не реже одного раза в 5 лет повышать квалификацию с отрывом от места работы. Приказ № 130 ввел в номенклатуру специальность и должность врача-профпатолога и создал нормативную базу, позволяющую развить в каждом субъекте Федерации сеть центров профпатологии. Создаются центры профпатологии на базе медико-санитарной части или на базе республиканской (краевой, областной, городской) больницы, или на базе клиники научно-исследовательского института. В России за последние три года было зарегистрировано 47619 случаев профзаболеваний, при этом в 2007 году по сравнению с 2005-м годом число проф заболеваний сократилось в 1,47 раза. В то же время последовательно нарастает число таких случаев на предприятиях с негосударственной формой собственности. Основная задача центра профпатологии – установление связи заболеваний с профессией, оздоровление больных, инвалидов вследствие профзаболевания и лиц из группы риска, разработка и проведение мер по профилактике и снижению профессиональной заболеваемости и трудопотерь по болезни и инвалидности. С момента издания приказа в стране создано и функционирует свыше 80 территориальных центров профпатологии. Начата подготовка врачей по специальности «Профпатология» в интернатуре и клинической ординатуре согласно утвержденным образовательно-профессиональным программам первичной специализации. «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ», значение, основные разделы. Принципы охраны здоровья граждан. Основополагающим нормативно-правовым актом для каждого медицинского работника являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее «Основы»). В 1993 г. Основами об охране здоровья были дифференцированы понятия «охрана здоровья» и «здравоохранение». В «Основах» (ст.1) охрана здоровья определяется как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, а здравоохранение – как составная часть охраны здоровья. Основной целью охраны здоровья в соответствии со ст. 8 Основ является поддержание долголетней, активной жизни, которое достигается сохранением и укреплением физического и психического здоровья каждого человека, предоставлением ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Вместе с тем содержание этих понятий в этом законе не конкретизируется, что затрудняет оценку реализации этих правовых норм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.011 с.) |