Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. События, указывающие на приближение часа, которые уже начали происходить и продолжают происходить до сих пор, а также те, которые произошли однажды и могутСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Повториться в будущем Завоевания и войны Аллах направил к людям Своего Посланника с руководством и религией Истины, чтобы возвысить её над всеми религиями, и те, кто нёс эту религию миру, устремились на запад и на восток, в разные земли, чтобы распространять ислам. Они нанесли поражение величайшим государствам того времени, вставшим у них на пути, и уничтожили их... Это делали мусульмане прошлого на протяжении веков, и дело своё они продолжат до тех пор, пока не придёт время сразиться с Даджжалем в конце времён. Посланник сообщил своим сподвижникам о грядущих завоеваниях и победах, которые Аллах дарует им и тем, кто придёт после них. Он говорил об этом ещё в Мекке, когда они были слабы и беспомощны, и в Медине, когда они жили в постоянном страхе, каждую минуту ожидая нападения. Хаббаб ибн аль-Аратт передаёт: «Однажды, когда Посланник Аллаха лежал в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы стали жаловаться ему [на притеснения со стороны многобожников], говоря: "Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?" Но он сказал: "Среди живших до вас бывало так, что верующего человека хватали, выкапывали для него в земле яму, помещали его туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову и распиливали его надвое, однако и это не могло заставить его отречься от своей религии. И бывало так, что верующего человека раздирали железными гребнями, отделявшими плоть или нервы от костей, но и это не могло заставить его отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело [ислам] к должному завершению, и будет так, что всадник, направляющийся из Саны в Хадра-маут, не станет бояться никого, кроме Аллаха или нападения волка на своих овец, но вы слишком торопитесь!"» [Бухари, № 3612]. Аравийский полуостров в те времена не знал покоя и безопасности, и там был только один закон — «закон джунглей». Однако во многих хадисах упоминается о воцарении спокойствия и безопасности на полуострове с появлением ислама. Посланник сообщил также о том, что ислам распространится далеко за пределы Аравийского полуострова, и из-за него содрогнутся великие государства того времени, например владения хосроя и императора. Нафи' ибн 'Утба рассказывает, что он слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Вы пойдёте на полуостров арабов, и Аллах предаст его в ваши руки, потом пойдёте вы на земли персов, и Аллах предаст их в ваши руки, затем пойдёте вы на земли римлян, и предаст их Аллах в ваши руки, затем выступите вы против Даджжаля, и Аллах дарует вам победу над ним» [Муслим, № 2900]. 'Ади ибн Хатим передаёт: «Однажды, когда я находился у Посланника Аллаха , к нему пришли двое мужчин, один из которых стал жаловаться на бедность, а другой — на грабежи на дорогах. Он сказал: "'Ади, видел ли ты Хиру?" Я ответил: "Нет, я не был там, однако слышал о ней" Тогда он сказал: " Если ты проживёшь достаточно долго, ты непременно увидишь, как женщина, приехавшая из Хиры в своём паланкине, будет спокойно совершать обход вокруг Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха". Я же подумал: "А куда же денутся разбойники из Тайя, которые уже принесли нам столько бед?" Он тем временем продолжал: "И если ты проживёшь достаточно долго, ты непременно получишь что-нибудь из сокровищ хосроя". Я спросил: "Хосроя, сына Хормуза?" Он ответил: "Хосроя, сына Хормуза. И если ты проживёшь достаточно долго, ты непременно увидишь, как люди будут выходить с полной пригоршней золота или серебра, ища того, кому можно отдать это в качестве милостыни, но не найдут того, кто принял бы это от них. А потом наступит день, в который предстанет один из вас перед Аллахом, и не будет между ними того, кто переводил бы, и Аллах обязательно спросит: <Разве не направил Я к тебе посланника, который донёс до тебя [истину] ?> И тот ответит: <Направил>. Потом Он обязательно спросит: <Разве не даровал Я тебе богатство и не наделил тебя сполна?> И тот ответит: <Даровал>, а потом посмотрит человек направо и не увидит ничего, кроме пламени Ада, и посмотрит налево и не увидит ничего, кроме пламени Ада"». 'Ади сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Пусть же каждый из вас защитит себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, отданной в качестве милостыни, а если не найдёт и этого, то с помощью доброго слова!"» МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 132 'Ади сказал: «И я действительно увидел, как женщина, прибывшая в своём паланкине из Хиры, совершает обход вокруг Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха. И я был среди тех, кому достались после сражений сокровища хосроя, сына Хормуза. И если вы проживёте достаточно долго, вы непременно увидите то, о чём говорил Пророк Абу аль-Касим :люди будут выходить с полной пригоршней золота и серебра...» [Бухари, № 3595]. В другом хадисе Посланник сообщил о том, что мусульмане свергнут хосроя и императора, разделят их сокровища и станут расходовать их на пути Аллаха. Абу Хурайра передаёт такие слова Посланника Аллаха : «Погибнет хосрой, и не будет другого хосроя после него, и погибнет император, и не будет императора после него, а их сокровища непременно будут поделены, и их будут расходовать на пути Аллаха!» [Бухари, №3618]. Саубан передаёт слова Посланника : «Аллах показал мне землю, и увидел я восток её и запад. И, поистине, всё, что было показано мне, будет принадлежать общине моей, и даровано мне было два сокровища — красное и белое» [Муслим, № 2889]. И всё случилось именно так, как сказал Посланник .Владения мусульманской общины простёрлись на все земли, которые были показаны ему. При этом расширялись владения мусульман в основном на запад и на восток, а на юг и на север лишь незначительно. Наш Посланник также сообщил нам о том, что мусульмане отправятся в поход на Индию. Об этом говорится в достоверном хадисе. Саубан передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Две группы людей из моей общины Аллах убережёт от Огня: тех, кто выступит в поход на Индию, и тех, кто последует за 'Исой, сыном Марьям» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1934]. Посланник Аллаха сообщил нам радостную весть о том, что Константинополь, столица Восточной Римской империи, будет завоёван, как сообщил он и о завоевании Рима, где расположен Ватикан. В достоверном хадисе от Абу Кабиля говорится: «Мы были у 'Абдаллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, и его спросили о том, какой из двух городов будет завоёван раньше, Константинополь или Рим. 'Абдаллах приказал принести сундук с кольцами, и достал оттуда записи, после чего сказал: "Однажды, когда мы сидели вокруг Посланника Аллаха ,записывая его слова, его спросили о том, какой город будет завоёван первым, Константинополь или Рим, и он ответил: <Сначала — город Ираклия> — то есть Константинополь"» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, №4]. Была одержана победа над римлянами и персами, и пришёл конец правлению хосроя и императора, и мусульмане действительно пошли в поход на Индию и завоевали Константинополь. А в будущем у мусульман будут огромные владения, в которых распространится ислам, как обэтом говорится в хадисе: «Распространится он [ислам] настолько, насколько простирается день и ночь, и в каждый дом — оседлых жителей или кочевников — введёт Аллах эту религию. Одни будут почтены и возвеличены, а другие — унижены и опозорены. Аллах возвеличит ислам и унизит неверие» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 3]. Кроме того, Посланник сообщил нам о том, что мы будем сражаться с тюрками: «Не настанет Час этот, пока не сразитесь вы с людьми, которые будут носить волосяные сандалии, и пока не сразитесь вы с людьми, у которых будут широкие лица, подобные кованым щитам» [Бухари; Муслим]. А в другой версии хадиса, от Абу Хурайры, говорится: «Не настанет Час этот, пока вы не сразитесь с тюрками — людьми с маленькими глазами, красными лицами и плоскими носами. Лица их будут подобны кованым щитам. И не наступит Час этот, пока не сразитесь вы с людьми, которые будут носить волосяные сандалии» [Бухари; Муслим, № 2912]. И всё произошло именно так, как об этом сказано в хадисе. Мусульмане не раз сражались с ними. Ан-Навави говорит о татаро-монголах, которые напали на исламский мир: «Эти "тюрки" о которых говорил Посланник ,есть уже сейчас, и они обладают всеми признаками, о которых он упоминал. У них маленькие глаза, широкие и смуглые лица, плоские носы, и лица их напоминают кованые щиты, а обувь у них волосяная... Итак, люди со всеми перечисленными свойствами есть уже в наше время, и мусульмане сражались с ними не раз, и продолжают сражаться сегодня... И мы просим Аллаха, чтобы для мусульман всё завершилось благополучно и чтобы Аллах продолжал проявлять к ним Своё милосердие и защищать их. И да благословит Аллах и да приветствует Его Посланника, который не говорит по своей прихоти, но речь его — это только Откровение, которое внушается ему» [Навави. Шарх Сахих Муслим].
Появление лжепророков Посланник Аллаха говорил о том, что в этой общине появятся люди, утверждающие, что они — пророки. Он сказал также, что будет их около тридцати, — в некоторых хадисах говорится о двадцати семи. Под лжепророками здесь подразумеваются только люди, которые сеют смуту и за которыми следуют другие люди, привлечённые их речами. Что же касается таких, которые заявляют, что они пророки, но их при этом никто не слушает, то их много. Лбу Хурайра передаёт следующие слова Посланника Аллаха : «Не наступит Час, пока не будут посланы лжецы и обманщики — а будет их около тридцати, — каждый из которых станет утверждать, что он — посланник Аллаха» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 81]. А вот хадис, который передал Саубан: «Поистине, появятся в моей общине тридцать лжецов, каждый из которых станет утверждать, что он пророк. Но на самом деле я — печать пророков, и после меня не будет уже пророков» [Муслим]. А Хузайфа передаёт такие слова Пророка : «Будут в моей общине лжецы и обманщики — двадцать семь. Среди них — четыре женщины. Но я — печать пророков, и не будет пророков после меня» [Ахмад-, Табарани; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1999]. Многие из этих лжепророков уже появились в прошлом. Так, во времена сподвижников появился Мусайлима-лжец, аль-Асвад аль-Анси и Саджах-предсказательиица, во времена последователей сподвижников — аль-Мухтар ас-Сакафи. А более века назад появился лжепророк по имени Хусейн ибн 'Али ибн аль-Мирза 'Аббас45 в Иране. Его прозвали Бехауллах, а его последователей стали называть бехаистами. Последним же лжепророком, о котором мы слышали, был Махмуд Мухаммад Таха ас-Судани, который ввёл в заблуждение множество людей своими статьями и книгами. Он был казнён в 1985 году. Суданское правительство приговорило его к смертной казни, потому что он впал в неверие и заблуждение и отрёкся от веры... И да пребудет проклятие Аллаха над несправедливыми и нечестивыми. Однако самый большой лжец и обманщик — Даджжаль, который появится в конце времён, и Аллах пошлёт 'Ису ибн Марьям, чтобы он уничтожил его и устранил принесённую им смуту. Искушения и смуты
Предостережение от искушений и смуты Праведный, благочестивый человек — это мусульманин, который придерживается установлений своей религии, ниспосланной Всевышним Аллахом, а праведная, достойная община — это община, которая придерживается этой религии и живёт согласно её законам. При этом как отдельные мусульмане, так и община в целом
45 Родился в Тегеране в 1233 г. х., умер в Акке, в Палестине, в 1309 г. х. ГЛАВА 8. ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 135 подвергается разного рода испытаниям. Иногда смута начинается внутри самой общины из-за раздоров и разобщённости и потакания своим прихотям. А в иных случаях существует внешний враг, который ненавидит мусульманскую общину и пытается унизить её и уничтожить, Разобщённость и конфликты внутри общины могут довести до того, что мусульмане поднимут друг на друга мечи и начнётся кровопролитие, насилие и грабёж. Аллах поведал Своему Посланнику о многих испытаниях и искушениях, которые обрушатся на мусульманскую общину в будущем. Поэтому Посланник , очень много рассказывал своим сподвижникам о грядущей смуте и испытаниях и указывал им выход из тех или иных ситуаций, которые возникнут в будущем. Абу Зайд 'Амр ибн Ахтаб рассказывает: «Посланник Аллаха совершил с нами утреннюю молитву, после чего поднялся на минбар и говорил, пока не настало время полуденной молитвы. Он спустился, совершил молитву вместе с нами, после чего снова поднялся на минбар. Он говорил, пока не настало время послеполуденной молитвы. После молитвы он снова поднялся на минбар и говорил до захода солнца. Он рассказывал нам о том, что грядёт, и лучше всего знает об этом тот из нас, кто больше всех запомнил» [Муслим, № 2892]. Наверное, именно об этом случае и упоминает Хузайфа ибн аль-Яман: «Посланник Аллаха стоял среди нас и говорил, не оставив без упоминания ни одно из тех событий, которые будут происходить вплоть до Судного дня, и кто-то из нас запомнил его слова, а кто-то забыл. Вот эти мои товарищи знают всё это. И если случается мне забыть что-то [из того, о чём он говорил], я вспоминаю об этом, видя это воочию, когда оно уже случилось, как человек, долго не видевший другого человека, вспоминает его лицо, а встретившись с ним, тут же узнаёт его» [Муслим]. Среди этих искушений и испытаний есть очень тяжкие и есть те, которые переносятся легче. Хузайфа передаёт: «Среди них есть три [страшных испытания], которые затронут всё сущее, и есть подобные летнему ветру... Есть среди них великие и малые» [Муслим, № 2891]. Искушения и испытания будут столь великими, что они заставят мусульман отрекаться от своей религии. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал: «Спешите творить [благое], пока не пришли искушения, подобные тёмной ночи, — такие, что будет человек просыпаться утром верующим, а ложиться вечером уже неверующим, и будет человек ложиться вечером верующим, а вставать МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 136 утром уже неверующим, и будет один из вас продавать религию свою за что-то из мирских благ» [Ахмад; Муслим; Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 3, с. 4]. Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Незадолго до Часа будут искушения, подобные тёмной-тёмной ночи, и будет человек просыпаться утром верующим, а ложиться вечером уже неверующим, и будет человек ложиться вечером верующим, а просыпаться утром уже неверующим, и будут люди продавать религию свою за мирские блага» [Тирмизи; Джами' аль-усуль, т. 10, с. 383). Испытания эти будут настолько тяжёлыми, что человек станет желать смерти, чтобы уйти от бед и горя. Абу Хурайра передаёт слова Пророка : «Не наступит Час, пока не станет человек, проходя мимо могилы другого человека, восклицать: "Ах, если бы я был на его месте!"» [Бухари; Муслим]. А в версии Муслима говорится: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не придёт конец миру этому, пока не станет человек, проходя мимо могилы, кататься по земле возле неё и восклицать: "Ах, если бы я был на месте лежащего в этой могиле.'" При этом у него не будет [испытаний, затрагивающих его] религию, просто [мирские] бедствия, постигшие его, будут столь тяжелы» [Муслим]. Одной из главных причин того, что людей станут постигать испытания и искушения, будет недостаток знаний, невежество, отход от ислама, совершение грехов, ослушание Аллаха, нарушение Его запретов. 'Абдаллах ибн Мас'уд и Абу Муса аль-Аш'ари (да будет доволен Аллах ими обоими) передают, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, незадолго до Часа настанут такие дни, в которые распространится невежество, уйдёт знание и будет много убийств» [Бухари; Муслим]. Анас передаёт слова Посланника Аллаха : «Вот некоторые признаки приближения Судного дня: уйдёт знание, распространится невежество, распространится прелюбодеяние и употребление вина, станем мало мужчин и много женщин — так, что у пятидесяти женщин будет один покровитель и кормилец». А в другой версии хадиса говорится: «Уменьшится знание и распространится невежество» [Бухари; Муслим]. Причиной уменьшения количества мужчин и увеличения количества женщин станут войны, которых много будет в эти времена, как об этом говорится в некоторых хадисах. Во многих хадисах упоминается о том, что в конце времён будет много убийств, и имеется в виду не убийство мусульманами немусульман, а убийство одних мусульман другими, причём часто без каких-либо понятных причин и целей. Абу Муса аль-Аш'ари передаёт, что Пророк сказал: «Незадолго до наступления Часа будет хардж». Люди спросили: «А что такое "хардж"?» Он ответил: «Убийство. Но убивать вы будете не многобожников, а друг друга. Так, что будет человек убивать соседа своего, и брата своего, и дядю своего, и сына дяди своего». Люди спросили: «И мы при этом будем в своём уме?» Он ответил: «Люди того времени будут лишены разума. Останутся лишь самые ничтожные люди, и большая часть из них будет считать, что их убеждения верны, а на самом деле они — ни на чём» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4, с. 248]. Абу Хурайра передаёт также слова Посланника Аллаха : « Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, наступит такое время, когда станет человек убивать, сам не зная, за что убил другого, а убитый не будет знать, за что убили его» [Муслим, № 2908].
Некоторые из этих искушений и смут Убийство праведного халифа 'Усмана и раскол внутри общины. Одной из великих смут, предсказанных Посланником стала смута, которая привела к убийству праведного халифа 'Усмана ибн 'Аффана, разобщению мусульман и разногласиям внутри общины. Мусульмане подняли друг на друга мечи, и полилась невинная кровь с обеих сторон. Лучшее описание происходившего тогда таково: это была смута, которая накатывалась подобно волнам бушующего моря. Хузайфа сказал: «Однажды, когда мы сидели у 'Умара, он спросил: "Кто из вас помнит слова Посланника Аллаха об испытаниях и искушениях?" Я сказал: "Искушение человека, связанное с его женой, имуществом, детьми и соседями, искупается молитвой, милостыней, побуждением людей к совершению одобряемого и удержанием от порицаемого". 'Умар сказал: "Я имею в виду не это, а смуту, которая будет подобна бушующему морю" Я сказал: "Она не повредит тебе, о, повелитель верующих, ибо, поистине, ты отделён от неё запертой дверью" 'Умар спросил: "Эта дверь будет сломана или открыта?" Я ответил: Она будет сломана". 'Умар сказал: "Значит, после этого её уже никогда не закроют!"» Хузайфу спросили: «Знал ли 'Умар, о какой двери идёт речь?» Он ответил: «Он знал это так же хорошо, как и то, что ночь предшествует утру, потому что хадис этот я пересказал ему в точности, без ошибок». Люди побоялись спросить Хузайфу о том, что же это за дверь, и попросили Масрука сделать это. Он спросил: «Кто же является этой дверью?» Хузайфа ответил: «Эта дверь — сам 'Умар» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 48; Муслим]. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 138 Посланник сообщил о том, в какой год начнётся эта смута. 'Абдаллах ибн Мас'уд передаёт: «Посланник Аллаха сказал: "Завертятся жернова войны через тридцать пять [лет], и если погибнут они, то до них погибали уже избравшие этот путь, а если сохранится у них религия их, то продолжится это семьдесят лет". Я спросил (а в другой версии 'Умар сказал): "О Пророк Аллаха! Начиная с прошлых лет или нет?" Он ответил: "Начиная с прошлых лет" » [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 976]. Он назвал войну «жерновами», потому что она перемалывает сражающихся подобно тому, как жернова мельницы перемалывают зерно. А в последней части хадиса содержится указание на продолжительность периода правления бану Умайя (Омейядов) — оно продолжалось семьдесят лет. В некоторых версиях хадиса ещё подробнее сообщается о том, что будет происходить с общиной, когда начнётся эта смута. Например, Абу Хурайра передаёт такие слова Посланника Аллаха : «Не наступит Час, пока не сразятся две большие группы. Произойдёт между ними великое сражение, притом что призывать они будут к одному и тому же» [Бухари; Муслим]. Смута, устроенная хариджитами. Последствиями смуты становятся разобщённость и разногласия, и Посланник сообщил нам о том, что в конце времён появятся люди, которые сыграют немалую роль в разобщении мусульман. Они будут демонстрировать знание, проявлять усердие в поклонении, призывать к чтению и изучению Книги Аллаха, однако при этом они будут невеждами. Законы их будут несправедливыми, а мнения — недальновидными, они будут проливать кровь тех мусульман, которые в чём-то противоречат им, и обвинять в невежестве сподвижников и учёных. 'Али ибн Абу Талиб передаёт слова Посланника Аллаха : « В конце времён появятся молодые и неразумные люди, которые станут говорить слова лучших из людей 46 и читать Коран, но он не пройдёт дальше их глоток. Они отдалятся от ислама подобно тому, как стрела, пронзив дичь, выходит с другой стороны. Когда встретитесь с ними, убивайте их, ибо, поистине, убивавший их получит за это награду в День Воскресения» [Бухари; Муслим]. Анас передаёт, что Посланник сказал: «Будут в моей общине раскол и разногласия, и будут люди, которые красиво говорят, но 46 То есть они будут говорить то же, что говорят самые искренние и богобоязненные верующие. ГЛАВА 8. ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 139 при этом творят дурное. Они читают Коран, но он не проходит дальше их ключиц, и удаляются от религии, как стрела, пронзая дичь, выходит с другой стороны, и не вернутся они [к религии], пока не вернётся стрела к тетиве лука 47. Они — худшие из творений, и благословен тот, кто будет убивать их, и тот, кто падёт от их рук. Они призывают других к Книге Аллаха, а сами не имеют к ней никакого отношения, и кто убьёт их, тот ближе к Аллаху, чем они. Примета их — что они бреют головы» [Абу Давуд; Ибн Маджа; аль-Хаким; Ахмад; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 3, с. 217]. Эта группа людей, названная хариджитами, появилась во времена сподвижников. Они обвинили сподвижников в неверии и посчитали дозволенным для себя проливать кровь других мусульман. Они принесли мусульманской общине немало горя.
Как спастись от искушений и смуты? Многие сподвижники пытались узнать как можно больше об искушениях и испытаниях, которые обрушатся на мусульманскую общину, и главное о том, как можно защитить себя от них. Среди них, можно даже сказать, во главе их — Хузайфа ибн аль-Яман. Сам он говорил о себе: «Поистине, я лучше всех остальных знаю обо всех грядущих искушениях и смутах, которые будут иметь место при моей жизни и до самого Судного дня» [Муслим, хадис № 2891]. Хузайфа много спрашивал Посланника о грядущих искушениях и испытаниях, чтобы самому не пострадать от них. Хузайфа сказал: «Обычно люди спрашивали Посланника Аллаха о благом, я же спрашивал его о дурном, опасаясь, что оно постигнет меня. Однажды я сказал: "О Посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам это благо [ислам], но придёт ли после этого блага зло?" Он сказал: "Да". Тогда я спросил: "А придёт ли после этого зла благо?" Он сказал: "Да, но к нему будет примешано и зло". Я спросил: "В чём же это будет заключаться?" Он сказал: "Появятся люди, которые станут руководить другими не так, как это делаю я. Некоторые их дела вы одобрите, а некоторые — нет". Я спросил: "А придёт ли после этого блага другое зло?" Он сказал: "Да — зовущие людей к вратам Ада. Того, кто внемлет их призыву, они бросят в Ад". Я попросил: "О Посланник Аллаха, 47 То есть их возвращение к религии так же невозможно, как и возвращение стрелы к тетиве лука.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 140 опиши их нам" Он сказал: "Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке". Я спросил: "Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?" Он сказал: " Не расставайся с общиной мусульман и их предводителем",Я спросил: "А если у мусульман не будет ни общины, ни предводителя?" Он сказал: "Тогда сторонись всех этих групп, даже если для этого тебе придётся вцепиться зубами в корни деревьев, и пусть смерть застанет тебя в таком положении!" » [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 35]. А в хадисе, который передал аль-Ирбад ибн Сария, Посланник велит придерживаться ислама, подчиняться имаму, следовать Сунне Посланника и праведных халифов, которые пришли после него. 'Абд-ар-Рахман ибн 'Амр ac-Сулямипередаёт, что он слышал,как аль-Ирбад ибн Сария говорил: «Однажды Посланник Аллаха увещевал нас и наставлял так, что слёзы потекли из наших глаз, а сердца наши наполнились страхом. Мы сказали: "О Посланник Аллаха! Это наставления человека, который прощается... Что же ты завещаешь нам?" Он сказал: "Я оставил вас на освещенном пути, который виден [одинаково хорошо] и днём, и ночью, и сойдёт с него после меня только пропащий. Том из вас, кто переживёт меня, увидит много разногласий, и потому вы должны придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за неё как можно крепче 48. И подчиняйтесь [имаму], даже если это будет раб-эфиоп. Поистине, верующий подобен верблюду с кольцом в носу: куда ведут его, туда он и идёт"» [Ибн Маджа; Тирмизи; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 937].
Что делать мусульманину, если начнётся война между мусульманами? Посланник научил свою общину, как вести себя, если между мусульманами начнётся такая смута, когда всё выглядит неясным и запутанным и очень сложно определить, кто прав. Посланник призвал избегать противостояния и вооружённых столкновений в подобной ситуации и удаляться от места, где это происходит: пасти овец высоко в горах или сражаться с врагами на границе исламского государства. Если же человека всё-таки настигнут мечи сражающихся, он не должен защищаться, даже если это станет причиной его гибели. Абу Бакра передаёт: «Посланник Аллаха сказал: "Поистине, грядут искушения, поистине, грядут искушения и смута, во время 48 Букв. 'зубами'. ГЛАВА 8. ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 141 которой сидящий будем лучше идущего, а идущий — лучше вмешавшегося в неё. И когда придёт она, пусть тот, у кого есть верблюды, остаётся при своих верблюдах, а у кого есть овцы, пусть остаётся при них, а у кого есть земля, пусть остаётся на ней". Один человек сказал: "О Посланник Аллаха! А если у человека нет ни верблюдов, ни овец, ни земли?" Он ответил: "Пусть возьмёт свой меч и затупит его камнем, а потом спасается, если сможет спастись. О Аллах... Донёс ли я [то, что должен был донести] ? О Аллах... Донёс ли я [то, что должен был донести] ". Один человек сказал: "О Посланник Аллаха! А если меня вынудят встать в один из двух рядов или присоединиться к одной из двух групп? И если какой-нибудь человек убьёт меня своим мечом или стрела поразит меня и убьёт?" Он ответил: "Тогда этот человек возьмёт на себя и свой, и твой грех, и станет одним из обитателей Огня"» [Муслим, № 2887]. Абу Са'ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сказал: "Скоро наступит время, когда лучшим имуществом мусульманина окажутся овцы, с которыми он будет бродить по горным вершинам и тем местам, где выпадают дожди, убегая от искушений со своей религией"» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 40]. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Ждут вас искушения и смута, подобная чёрной ночи, и больше всего возможностей спастись от неё имеет тот, кто станет пасти своих овец высоко в горах и питаться от них, или тот, кто постоянно находится в движении, держась за повод своего коня и питаясь тем, что приносит ему его копьё» [аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 3, с. 466]. Посланник Аллаха объяснил Абу Зарру, что ему делать когда начнётся смута: «Если начнут люди убивать друг друга так, что Хиджарат-аз-зайт 49 утонет в крови, знаешь ли ты, что ты должен делать? Сиди в своём доме и запри дверь». Тот спросил: «А если меня не оставят в покое?» Он ответил: «Тогда иди к тем, с кем ты был до этого, и будь с ними». Тот спросил: «Взять ли мне моё оружие?» Он ответил: «Если ты сделаешь это, то непременно будешь участвовать в сражении вместе с ними... Если же ты боишься, что не устоишь перед блеском мечей, то прикрой лицо своё краем плаща, И пусть [тот, кто нападёт на тебя,] возьмёт на себя и свой грех, и твой, и станет одним из обитателей Огня» [Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 6, с. 258].
49 Место в Медине. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 142 Эти и другие похожие хадисы приводили в качестве доказательства те сподвижники, которые считали, что нельзя сражаться во время смуты. «Это все те, кто отказался участвовать вместе с 'Али ибн Абу Талибом в его войнах, например, Са'д ибн Абу Ваккас, 'Абдаллах ибн 'Умар, Мухаммад ибн Масляма, Абу Бакра и другие. Они говорили, что нужно воздерживаться от сражения, а если кто-то захочет убить тебя, ты не должен защищаться. А некоторые из них сказали: "Ты не должен входить в эту смуту, однако, если кто-то захочет тебя убить, нужно защищаться" Но большая часть сподвижников и их последователей считают обязательным помогать тем, кто привержен истине, и сражаться с несправедливыми, преступающими границы людьми. А вышеупомянутые хадисы они относят на счёт тех, у кого нет сил, чтобы сражаться, или же тех, кто не может определить, на чьей стороне правда в данном случае» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 33]. Ат-Табари сказал: «Смута в действительности — не что иное, как испытание, и изменение порицаемого — обязанность для тех, кто способен сделать это. Соответственно, помогающий тому, на чьей стороне правда, поступает правильно, а помогающий тому, кто не прав, совершает ошибку. Если же очень трудно определить, кто прав, то это как раз тот случай, в котором запрещено сражаться» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 31]. Несомненно, выяснить, на чьей стороне правда, в подобных обстоятельствах, когда возникает смута и всё решают прихоти и эмоции, очень трудно, и лучшее, что можно сделать, — держаться от неё подальше, уединиться, чтобы не случилось мусульманину пролить кровь, которую запрещено ему проливать, и чтобы не причинить вреда другим мусульманам.
Источник смуты и искушения Посланник сообщил нам о том, откуда придёт смута, которая обрушится на мусульман. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Главный источник неверия находится на востоке, гордость и высокомерие свойственны обладающим громкими голосами владельцам лошадей и верблюдов, бедуинам, а спокойствием отличаются владельцы овец» [Бухари; Муслим; Малик]. 'Абдаллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха встал возле минбара и сказал: «Смута и искушения — вот здесь, откуда выходит рог шайтана», или же он сказал: «рог солнца» [Бухари; Муслим]. ГЛАВА 8. ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 143 А в версии Муслима, переданной от 'Аиши, говорится: «Главный источник неверия — вот здесь, откуда выходит рог шайтана» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 45; Муслим, № 2905]. А Ибн 'Умар передаёт: «Посланник Аллаха сказал: "О Аллах, сделай благословенным для нас наш Шам! О Аллах, сделай благословенным для нас наш Йемен!" Тогда люди сказали: "О Посланник Аллаха! А наш
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.02 с.) |