Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сура3 «Семейство 'Имрана», аят 169 Масрук спросил 'Абдаллаха ибн Мас'уда об этом аяте, и тот ответил: «Мы спрашивали об этом... Их души внутри зелёных птиц. Для них устроены светильники, подвешенные к Трону, и они летают в Райских садах, куда пожелают, а потом находят приют в этих светильниках» [Муслим]. Но таково положение души не каждого мученика. Есть среди них такие, которых удерживают от входа в Рай из-за неуплаченного долга. 'Абдаллах ибн Джахш передаёт, что к Пророку пришёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ждёт меня, если я буду убит на пути Аллаха?» Тот ответил: «Рай». Когда этот человек ушёл, Пророк сказал: «Кроме [того случая, когда у человека остался] долг. Об этом мне только что сообщил Джибриль» 26. 3. Души праведных верующих — они становятся птицами, которыесадятся на деревья Рая. 'Абд-ар-Рахман ибн Ка'б ибн Малик передаёт слова Пророка : «Поистине, душа мусульманина становится птицей, которая садится на деревья Рая — до тех пор, пока Аллах не вернёт её в тело в Судный день» [Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 995]27.
25 Имеется в виду общество ангелов, пророков и праведников. 26 Аль-Албани в своём комментарии к «Шарх аль-'акида ат-тахавиййа» назвал этот хадис достоверным. 27 Аль-Албани сказал, что этот хадис достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. Его содержат «Сунан» Ибн Маджи и «Муватта» Малика, а ан-Насаи приводит его в таком виде: «Поистине, души верующих внутри зелёных птиц, которые садятся на деревья Рая». МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 90 Разница между душами праведных верующих и душами мучеников в том, что души мучеников находятся в зобах райских птиц, которые летают по Райским садам и находят приют всветильниках, подвешенных к Трону, тогда как души праведных верующих находятся внутри у птиц, которые едят с райских деревьев, но не перемещаются по Раю. Хадис о том, что души верующих становятся птицами, которые едят с деревьев Рая, вовсе не противоречит другому хадису, который передаёт Абу Хурайра, о том, что ангелы забирают душу верующего раба Аллаха и поднимаются с ней в небеса, а другие ангелы говорят: «Какой чудесный аромат пришёл к вам с земли!» Продолжение хадиса: «Они приходят с ней к душам [других] верующих, и те радуются её прибытию больше, чем один из вас радуется возвращению [давно] отсутствующего. Они спрашивают её: "Как поживает такой-то? Как поживает такой-то?" А ангелы говорят: "Оставьте её... Поистине, она была в печали и заботах мира этого". Она же говорит: "[Такой-то] умер. Разве он не пришёл к вам?" Они отвечают: "Его отправили в Геенну"» [Насаи]. Таким образом, душа верующего встречается с душами других верующих в Раю. 4. Души грешников — мы уже приводили хадисы, в которых говорится о мучениях, которым подвергаются грешники. Рот человека, который много лгал, будут раздирать железными крючьями до затылка. Голову того, кто намеренно просыпал обязательные молитвы, будут разбивать большим камнем, а прелюбодеи и прелюбодейки подвергаются наказанию в напоминающем печь углублении, узком вверху и широком внизу, под которым разводят огонь. Тот, кто занимался ростовщичеством, будет плавать в море крови, а на берегу будет стоять тот, кто будет набивать емурот камнями. Мы также приводили хадисы о том, какое наказание ждёт людей, которые позволяли моче попадать на их тело и одежду, а также тех, кто злословил, сплетничал, и тех, кто присваивал что-то из военной добычи, не имея на это права, и т. д. 5. Души неверующих — в хадисе, который передаёт Абу Хурайра, описывается всё, что происходит сверующим после смерти, вплоть до той минуты, когда он отправится в Рай для вечного пребывания. После этого описания упоминается о том, что ждёт неверующего и как будут извлекать душу из его тела: «Выйдет она из тела, распространяя отвратительный запах. И придут с ней к вратам земли, и там будут говорить: "Как отвратителен этот запах!" — пока не придут с ней к душам неверующих» [Насаи].
Кажущееся несоответствие и объяснение его Кто-то может сказать: «Вы привели хадисы, указывающие на то, что душа возвращается в тело, затем её подвергают допросу, после чего верующего ждёт блаженство, а неверующего — мучения. Так как же вы после этого утверждаете, что душа верующего пребывает в Раю, а душа неверующего — в Аду?» Ибн Хазм пытался доказать, что хадисы, в которых упоминается о возвращении души в тело, лежащее в могиле, — слабые, однако это не так. Он назвал слабым хадис, передаваемый Зазаном от аль-Бара'. Однако хадис этот на самом деле достоверен. По словам Ибн Таймийи, есть много других достоверных хадисов, передаваемых большим количеством людей и указывающих на то, что душа возвращается в тело. А вот как согласует все эти хадисымежду собой Ибн Таймийя: «Душа верующего — в Раю, но при этом она может быть возвращена в тело. Точно так же душу живого человека, находящуюся в его теле, могут поднимать на небеса, когда человек спит. Что касается пребывания души в Раю, то об этом говорится в некоторых хадисах. На это указал имам Ахмад и другие учёные. В качестве доказательства они приводят хадисы,в которых говорится о том, что душа после смерти возвращается в тело, а также хадисы, в которых говорится о возвращении души в тело во сне, и некоторые другие». После этого он приводит один из вышеприведённых хадисов — а именно хадис Абу Хурайры, который приводится в сборнике Ибн Хиббана и других, о том, что верующий после ответа на вопросы ангелов видит своё место в Раю, а также своё место в Огне, которое он занял бы, если бы был неверующим. Пророк сказал: «Потом сделается его могила просторной, раздавшись на семьдесят локтей, и наполнится светом. Телу его будет возвращён первоначальный вид. А душу его помещают в насм тыб — птицу, которая ест с деревьев Рая». Из этого хадиса следует, что душа возвращается в тело после своего путешествия по небесам. Затем она отвечает на вопросы ангелов, после чего становится птицей, которая ест с деревьев Рая, и в таком состоянии она остаётся до самого Дня Воскресения. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 92 Хотя душа пребывает в Раю, она не теряет связи с телом — точно так же, как во время сна душа перемещается в просторах небес и земли, но при этом остаётся привязанной к телу. Ведь душа — субстанция, отличная по своим свойствам от тела, и она не подчиняется тем физическим законам, по которым живут творения в нашем мире. Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) говорит, что обитель душ верующих — Рай, и добавляет: «И вместе с этим душа связывается с телом, когда пожелает Всевышний Аллах, и в этот момент она подобна нисходящему ангелу, лучу, достигшему земли, и пробуждению спящего» [Маджму' аль-фатава].
Мучениям в барзахе подвергается только душа, или только тело, или же и то и другое вместе? По этому вопросу существуют следующие мнения. 1. Приверженцы Сунны считают, что мучениям подвергается душа — как отдельно от тела, так и будучи связанной с телом. Шейх ислама Ибн Таймийя говорит: «Блаженство и мучения испытывает и душа, и тело, и с этим согласны все приверженцы Сунны. Душа наслаждается и подвергается мучениям как отдельно от тела, так и вместе с ним». 2. Многие философы-догматики из числа му'тазилитов и представителей других течений полностью отрицают то, что в барзахе будет блаженство и мучения. Объясняется это тем, что они отрицают существование души, независимой от тела. Они считают, что душа — это жизнь и после смерти душа перестаёт существовать, и поэтому не будет ни блаженства, ни мучений до тех пор, пока Аллах не воскресит Своих рабов. Такого мнения придерживаются некоторые му'тазилиты и аш'ариты, например кади Абу Бакр. Такое утверждение неверно, и в этом нет сомнений. Его опроверг Абу аль-Ма'али аль-Джувайни. Многие учёные — приверженцы Сунны говорят о существовании единогласного мнения относительно того, что душа продолжает существовать после разлуки с телом и что она наслаждается и испытывает мучения. 3. Некоторые философы утверждают, что блаженство или мучения испытывает одна только душа. Среди приверженцев Сунны тоже есть сторонники этого мнения. Это Ибн Майсара и Ибн Хазм. 4. Некоторые философы-догматики считают, что наслаждается и испытывает мучения в могиле одно только тело. С ними согласны некоторые представители приверженцев хадисов (ахль аль-хадис), среди них Ибн аз-За'уни [Маджму' аль-фатава].
Знает ли человек что-нибудь о происходящем в этом мире после своей смерти? В достоверных хадисах упоминается о том, что умерший слышит скрип обуви друзей и родственников, расходящихся после того, как его положат в могилу. Анас ибн Малик передаёт слова Пророка : «Поистине, когда раба Аллаха положат в могилу и присутствовавшие на похоронах начнут расходиться, он слышит скрип их сандалий...» [Муслим, №2874]. Через три дня после битвы при Бадре Посланник Аллаха остановился у тел погибших в этой битве многобожников и стал звать иx по именам: «О Абу Джахль ибн Хитам! О Умайя ибн Халяф! О 'Утба ибн Раби'а! О Шейба ибн Раби'а! Убедились ли вы в том, что обещанное вам вашим Господом — истина? Я убедился в том, что обещанное мне моим Господом — истина». 'Умар ибн аль-Хаттаб спросил: «О Посланник Аллаха! Как могут они услышать, как могут ответить, когда тела их уже разлагаются?!» Он ответил: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя! Они не хуже вас слышат то, что я говорю им, просто они не могут ответить». После этого он велел убрать их тела, и их сбросили в высохший колодец Бадра [Бухари, № 2870; Абу Давуд; Насаи]. Ибн Таймийя привёл несколько хадисов, указывающих на то, что мертвые слышат, а потом сказал: «Из этих и других подобных хадисов следует, что мёртвый может слышать слова живого, однако это вовсе не означает, что слышит он их постоянно. Он может слышать в одних случаях и не слышать в других, точно так же как живой человек иногда слышит обращенные к нему слова, а иногда не слышит, поэтому что ему что-то мешает» [Маджму' аль-фатава]. Вот как ответил Ибн Таймийя тем, кто говорит: «Аллах сказал, что мёртвые не слышат: "Ты не заставишь слышать мертвецов" (сура 27 «Муравьи», аят 80). Как же вы утверждаете, что мёртвые слышат?»: «Слух этот есть восприятие, за которое человек не несёт ответственности, и это вовсе не то, что подразумевается в аяте "Ты не заставишь слышать мертвецов". В аяте подразумевается принятие и следование. Аллах уподобил неверующего мёртвому, который не отвечает тому, кто к нему обращается, и животному, которое слышит голос, но не понимает слов. Мёртвый, даже если он и слышит слова и понимает их смысл, не может ответить тому, кто к нему обращается, и не может исполнить его веление или последовать его запрету, и ему не приносят никакой пользы веления и запреты. Так же и неверующий: ему не приносят пользы веления и запреты, даже если он и слышит обращенные к нему слова и понимает их смысл. Всевышний сказал: "Если бы Аллах знал, что в них есть благо, Он непременно наделил бы их слухом" (сура 8 «Трофеи», аят 23)» [Маджму' аль-фатава]. При этом существуют хадисы, указывающие на то, что мёртвый не только слышит, но ещё и говорит. Мункар и Накир задают ему вопросы, и верующему Аллах помогает дать правильный ответ, а неверующий и лицемер не смогут ответить правильно. Умерший может говорить и не только когда отвечает на вопросы Мункара и Накира. И это отличается от речи людей в этом мире. Вопросы задаются душе, и она говорит. Она отвечает, она садится, она испытывает блаженство или мучения, даже если при этом у неё сохраняется некоторая связь с телом. Как мы уже сказали, бывает так, что люди слышат слова, произносимые умершим, и с Посланником Аллаха такое случалось не раз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.011 с.) |