Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О тех, чьи усилия заблудились в земной жизни, хотя они думали, что поступают хорошо. »Содержание книги
Поиск на нашем сайте Сура 18 «Пещера», аяты 103-104
Каждый, кто видит нечто не таким, каким оно является на самом деле, опираясь на своё видение вещей и свой разум, или же перенимает убеждения от человека, который поступает так, подвергается опасности, и ему не помогут отстранение от благ мира этого и праведность. Пользу ему могут принести только правильные убеждения, соответствующие Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, — потому что убеждения, составляющие собой основу религии, могут черпаться только из этих двух источников, а иначе они не принимаются. 2. Упорство в совершении грехов: тот, кто упорно ослушивается Аллаха раз за разом, в конце концов привыкает грешить. А то, к чему привык человек в своей жизни, он вспоминает в свои последние минуты. И если он был послушен Аллаху и совершал много благих дел, то на смертном одре он вспоминает в основном о благих делах. А если он был больше склонен к совершению грехов, то перед смертью ему вспоминаются в основном грехи и ослушание Аллаха. И возможно такое, что, когда придёт к нему смерть, он будет настолько поглощен мыслями об этих грехах, что это помешает ему раскаяться, и он так и умрёт, опутанный цепями греха. Грех этот станет завесой между ним и его Господом и причиной того, что у жизни его будет дурной конец. Недаром Пророк сказал: «Грехи — предвестник неверия». Кто не совершал грехов или раскаялся после их совершения, тому подобная опасность не угрожает. Но того, кто совершал много грехов — даже больше, чем благих дел, — и не раскаялся, а, напротив, упорствовал в их совершении, подстерегает огромная опасность. Ведь привычка грешить и ослушиваться Аллаха может стать причиной того, что в последние минуты своей жизни человек вспомнит свои прошлые грехи и вновь склонится к ним его сердце. И в это мгновенье его душа покинет тело, и конец его будет скверным. Это легко представить на примере. Человек, несомненно, видит во сне многое из того, к чему он привык в своей повседневной жизни. Например, тому, кто посвятил свою жизнь приобретению знаний, снится нечто, связанное с науками и учёными, а портной видит во сне швейные принадлежности и что-то, связанное с его работой. Это потому, что к этим вещам человек давно привык, они близки его сердцу. И хотя смерть отличается от сна и намного тяжелее его, однако состояние, предшествующее смерти, сходно с погружением в сон. И если совершение грехов для человека — давняя привычка, естественно предположить, что он будет вспоминать об этих грехах перед смертью. Они будут вновь представляться ему, тревожить его сердце, и оно опять начнёт склоняться к ним. И если душа человека будет извлечена из тела, когда он пребывает в таком состоянии, его ожидает дурной конец. Аз-Захаби говорит в книге в «Аль-Кабаир = Тяжкие грехи»: «Муджахид сказал: "Умирающему непременно представятся его приятели, с которыми он проводил время". И вот, к одному человеку, который любил играть в шахматы, пришла смерть. Ему сказали: "Скажи: <Нет божества, кроме Аллаха>"! А он сказал в ответ: "Шах тебе!" — и умер. С языка его сорвалось привычное слово, и вместо формулы единобожия он сказал: "Шах тебе!" А вот что рассказывают о другом человеке. Он часто сидел с людьми, которые пили вино. Когда пришла к нему смерть, рядом с ним сидел один человек, подсказывая ему формулу единобожия, но он сказал ему: "Пей и налей мне тоже!" — и умер... Нет силы и могущества ни у кого, кроме как от Аллаха, Высочайшего и Величайшего!» [Захаби. Кабаир]. 3. Отклонение от прямого пути: бывает так, что сначала человек неуклонно исполняет веления Аллаха и отдаляется от запретного, а затем всё меняется, и он отклоняется от своего первоначального пути. И это становится причиной дурного конца. Например, Иблис был вначале предводителем ангелов и их наставником и проявлял наибольшее усердие в поклонении Аллаху. А потом, когда Аллах повелел ему поклониться Адаму, он возгордился и ослушался, проявив неблагодарность и неверие. И Баль'ам ибн Ба'ур, к которому пришли знамения от Аллаха, после этого всецелопредался этому бренному миру, пошёл на поводу у своих прихотей и оказался в числе заблудших. Так же и Барсыса, который усердно поклонялся Аллаху, и однажды к нему пришёл шайтан и сказал ему: «Стань неверующим!». А когда тот стал неверующим, шайтан сказал ему. «Поистине, я не имею к тебе отношения. Поистине, я боюсь Аллаха, Господа миров!» Шайтан подтолкнул его к неверию, а потом отвернулся от него, опасаясь, что разделит с ним наказание. Однако это не принесло ему пользы. Всевышний сказал: «Концом и того и другого станет попадание в Огонь, в котором они пребудут вечно. Таково воздаяние несправедливым!» (сура 59 «Сбор», аят 17). 4. Слабость веры: если вера человека слаба, то любовь к Аллаху постепенно ослабевает в его сердце, а любовь к этому миру, напротив, крепнет. И любовь эта завладевает его сердцем так, что в нём уже не остаётся места для любви к Всевышнему Аллаху. Он вроде бы любит Аллаха, но это не заставляет его противиться капризам своей души. Эта любовь не удерживает его от грехов и не побуждает к благим делам и послушанию. И онидёт туда, куда ведут его страсти и желания, и начинает творить дурное. Тьма грехов окутывает его сердце и начинает потихоньку гасить свет веры, которая, несмотря на свою слабость, всё ещё теплится в нём. И вот, когда к человеку приходит смерть, любовь к Аллаху в его сердце становится ещё слабее, потому что он понимает, что покидает этот мир, к которому он так привязан. Эта привязанность живёт в нём, несмотря ни на что, и он не желает уходить из этого мира. Разлука эта причиняет ему боль, и он понимает, что это — от Аллаха. И вполне может случиться так, что внутри унего появится ненависть к Аллаху вместо былой любви, и эта слабая любовь превратится в отвращение. И если душа будет извлечена из его тела в миг, когда сердце его стремится к этому миру и лицо его обращено к нему, опустится между ним и Господом его завеса. Рассказывают, что Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик, войдя в Медину во время совершения хаджа, спросил: «Есть ли здесь человек, который застал нескольких сподвижников?» Ему сказали: «Да. Это Абу Хазим». Тогда он послал за ним и, когда тот пришёл, спросил его: «О Абу Хазим! Что с нами? Отчего мы испытываем отвращение к смерти?» Тот ответил: «Поистине, вы преобразили для себя этот мир и разрушили мир вечный, и посему не желаетепокидать прекрасный город ради развалин». Он сказал: «Ты прав... Ах, если бы я знал, что ждёт нас у Всевышнего Аллаха!» Абу Хазим сказал ему: «Обратись к Книге Аллаха и оцени свои дела». Он спросил: «И где же я найду ответ?» Тот ответил: «В словах Всевышнего: "Воистину, благочестивых ожидает блаженство. Воистину, грешники окажутся в Аду" (сура 82 «Раскалывание», аяты 13-14)». Тогда Ибн 'Абд-аль-Малик спросил: «А где же милость Аллаха?» Тот ответил: «Милость Аллаха близка к творящим добро». Он сказал: «Ах, если бы я знал, каким будет наше возвращение к Аллаху завтра!» Абу Хазим сказал: «Тот, кто творил благое, вернётся подобно тому, кто долго отсутствовал и наконец возвращается к своей семье. А тот, кто творил дурное, вернётся подобно беглому рабу, которого возвращают его хозяину». Тогда Сулейман горько заплакал. Он плакал долго. Наконец он сказал: «Дай мне наставление». Абу Хазим сказал: «Не допускай, чтобы Всевышний Аллах увидел тебя там, где Он запретил тебе быть, и не обнаружил тебя там, где Он повелел тебе быть». Садик Хасан Хан приводит слова имама аль-Газали о том, что дурной конец бывает двух видов: «Причём один из них ужаснее другого. Первый, наиболее страшный из них — это когда сердцем пребывающего в агонии человека овладевают сомнения или он отрекается от веры. После этого душа его выходит из тела, и её навсегда отделяет от Всевышнего Аллаха завеса. Это предполагает, что человек будет навечно отдалён от Аллаха и его ожидает вечное наказание в Огне. Второй вид скверного конца, менее ужасный — это когда перед смертью человеком овладевает любовь к чему-то из этого мира или одна из страстей, охватывающих человека в этом мире. Она занимает всё его сердце так, что в нём уже не остаётся места ни для чего иного. Если человек умирает в тот момент, когда им завладеет любовь к этому миру, это очень опасно, потому что такой человек умирает, будучи привязан ко всему тому, к чему был привязан при жизни, и это — великое горе. Однако если вера и любовь к Всевышнему Аллаху глубоко пустила корни в его сердце и давно утвердилась в нём, на что указывают и его добрые дела, он сумеет вывести своё сердце из этого состояния, в котором оно оказалось перед смертью. И чем крепче его вера, тем быстрее выведет она его из Огня. Если в его сердце есть вера хотя бы на вес пылинки, он непременно выйдет из Огня, даже если пробудет там тысячи лет. Каждого, кто имеет неправильные убеждения относительно Всевышнего Аллаха, Его качеств и действий, потому что опирается на традицию, своё личное мнение или разум, подстерегает такая опасность. И праведности и отстранения от мирских благ недостаточно для того,чтобы устранить эту опасность. От неё человека избавляют только правильные убеждения, соответствующие Корану и Пречистой Сунне» [Йакзат ули-ль-и'тибар].
Когда к пророкам приходит смерть, им предоставляется выбор Когда к пророкам приходит смерть, Аллах показывает им то великое вознаграждение, которое приготовлено для них, а затем предоставляет им выбор: остаться в этом мире или же перейти в мир вечный и занять это почётное место. Каждый посланник, несомненно, выбирает вечное блаженство. Так было и с нашим Посланником . Ему был предоставлен выбор, и он выбрал. 'Аиша передаёт: «Посланник Аллаха когда он ещё был здоров, говорил: "Поистине, ни один пророк никогда не умирал, не увидев своё место в Раю, после чего ему предоставлялся выбор". А когда он заболел, и смерть его былa уже близка, и голова его покоилась на моём бедре, он потерял сознание. Очнувшись, он стал смотреть в потолок, а потом сказал: "ОАллах, [я выбираю] высшее общество!" Тогда я сказала: "Значит, он не останется с нами!" А потом я поняла, что эти его слова подтверждают то, что он говорил нам, когда был здоров». Она сказала: «Это были его последние слова: "О Аллах, [я выбираю] высшее общ ество!"» [Бухари]. А в одной из версий хадиса говорится: «Я слышала, как Пророк сказал во время своей предсмертной болезни, уже после того, как начал хрипеть: "...вместе с пророками, правдивыми мужами, мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!" (сура 4 «Женщины», аят 69). И поняла, что он сделал выбор».
Глава 3. Путешествие души (духа) по небесам
Абу Хурайра передаёт такой хадис: «Когда выходит душа верующего, её встречают два ангела, которые поднимаются с ней». Хаммад, один из передатчиков хадиса, говорит: «И он упомянул о благоухании, исходящем от этой души, и упомянул о мускусе». Далее в хадисе говорится: «И обитатели небес говорят: "Благая душа пришла с земли. Да благословит Аллах тебя и то тело, в котором ты обитала". Потом они прибывают с ней к её Всевышнему Господу, и Он говорит: "Отправляйтесь с ней к крайнему пределу"». Пророк сказал: «А когда выходит душа неверующего 5, обитатели небес говорят: "Скверная душа направляется к нам со стороны земли" — а затем будет сказано: "Отправляйтесь с ней к крайнему пределу 6 "» [Муслим, № 2872]. В хадисе, передаваемом аль-Бара' ибн 'Азибом, Посланник упомянул о том, какой почёт оказывают душе праведного раба Аллаха после того, как она выходит из тела. Ангелы призывают благословение на эту благую душу, оборачивают её райским саваном и умащают её райскими благовониями, и от неё начинает исходить благоухание приятнее, чем запах мускуса. Затем ангелы возносятся вместе с ней, отправляясь в прекрасное путешествие, и перед ней открываются небесные врата. А скверную душу проклинают ангелы небес, и небесные врата закрываются перед ней,
5 Хаммад сказал, что Пророк упомянул об исходящем от этой души зловонии и обращенном к ней проклятии. 6 В комментариях к этому хадису говорится, что имеется в виду Лотос крайнего предела для души верующего и Сиджжин для души неверующего или же имеется в виду завершение земной жизни.
ГЛАВА 3. ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ (ДУХА) ПО НЕБЕСАМ 39 и группы ангелов взывают к Милосердному у каждых врат, прося о том, чтобы душа эта не проходила через их врата. Душу эту умащают огненным бальзамом и заворачивают в саван из Огня. И от неё исходит зловоние, которое беспокоит ангелов Милосердного. Её поднимают на небеса, но небесные врата не открывают перед ней, и тогда душу эту сбрасывают с высоты. В хадисе, который передаёт аль-Бара' ибн 'Азиб, Посланник так описывает путешествие человека в барзах после смерти: «Когда выходит душа его каждый ангел между небесами и землёй призывает на неё благословение, равно как и каждый ангел в небесах. И открываются перед ней небесные врата, и возле каждых врат ангелы взывают к Аллаху, прося о том, чтобы эта душа поднялась выше, пройдя через их врата. И когда Ангел смерти забираете, они не оставляют её в его руках ни на миг. Забрав её, они оборачивают её саваном и умащают благовониями. (Поэтому Всевышний сказал: "Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений" (сура 6 «Скот», аят 61)). И она начинает источать благоухание, подобное аромату лучшего мускуса на земле... Потом они поднимаются вместе с ней, и где бы они ни оказались с ней, всюду ангелы вопрошают: "Что это за благая душа?" Они говорят в ответ: "Это такой-то, сын такого-то", называя при этом лучшие из тех имён, которыми называли его в этом мире. Потом они прибывают к нижнему небу и просят разрешения войти. Перед ней открывают врата, и ангелы с каждого неба провожают её до следующего неба, пока не прибудет эта душа к седьмому небу. Тогда Всевышний Аллах говорит "Запишите раба моего в Иллийюн", "Откуда тебе знать, что такое Иллийюн? Это — книга начертанная, которую видят приближённые" (сура 83 «Обвешивающие», аяты 19—21). И его записывают в Иллийюн, а потом Аллах говорит: "Верните его на землю. Из неё Я сотворил их, и в неё возвращаю их, и из неё выведу их снова..."» А вот как описывает Посланник то, что происходит со скверной душой после того, как её с силой вырывают из тела неверующего или грешника: «И проклинает её каждый ангел между небом и землёй, и каждый ангел в небесах, и перед ней закрываются небесные врата, и у каждых врат ангелы взывают к Аллаху с мольбой о том, чтобы душа эта, поднимаясь, не проходила через их врата. И когда забирает её Ангел смерти, они не оставляют её в его руках ни на миг. Они облачают её в грубую власяницу, и она начинает МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 40 источать зловоние, подобное самому отвратительному зловонию, исходящему от разлагающегося трупа на земле. Потом они поднимаются с ней, и все ангелы, которые им встречаются, вопрошают: "Что это за скверная душа?" Они отвечают: "Это такой-то, сын такого-то" перечисляя самые отвратительные из тех имён, которыми его называли в этом мире. Потом они прибывают вместе с ней к нижнему небу и просят для неё разрешения войти, но ей не отворяют». После этого Посланник Аллаха прочитал: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдёт сквозь игольное ушко» (сура 7 «Ограды», аят 40),после чего продолжил: «И Всевышний Аллах говорит: "Запишите его в Сиджжин, в нижнюю землю". Затем Он говорит: "Возвратите раба Моего на землю, ибо, поистине, я обещал им, что из неё сотворил Я их, и в неё верну их, и из неё потом выведу вновь". И душа его низвергается с небес, падая в тело». После этого Пророк прочитал: «"А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватывают его, или же ветер уносит его в далёкое место" (сура 22 «Паломничество», аят 31). И душа его возвращается в тело». Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «К умирающему приходят ангелы, и, если был он человеком праведным, ему говорят: "Выйди, о душа благая, что обитала в теле благом, выйди, достойная хвалы, и радуйся — ожидает тебя радость и отдохновение и Господь, Который не гневается". Так говорят они, пока душа не выйдет. Затем они поднимаются вместе с ней на небеса и просят для неё разрешения войти. Им говорят: "Кто это?" Они отвечают: "Такой-то" Те говорят: "Добро пожаловать, о, благая душа, что обитала в благом теле. Войди, достойная хвалы, и радуйся — ожидает тебя радость и отдохновение и Господь, Который не гневается". Так говорят ей, пока не поднимутся они к тому небу, где Всевышний Аллах... 7
7 Здесь вовсе не имеется в виду, что небеса вмещают Аллаха и ограничивают Его — Аллах, конечно же, превыше этого! Он над небесами, отделён от Своих творений. Вот что сказал Всевышний про Свой Престол: «Его Престол объем лет небеса и землю» (сура 2 «Корова», аят 255). Посланник сообщил нам, что небеса по
ГЛАВА 3. ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ (ДУХА) ПО НЕБЕСАМ 41 А если он был скверным человеком, ему говорят: "Выйди, о, душа скверная, что обитала в скверном теле. Выйди, достойная порицания, и знай, что ждёт тебя кипяток и гной, и много другого, подобного им". Так говорят ему, пока душа его не выйдет. Затем они поднимаются вместе с ней на небеса, и просят для неё разрешения войти. Им говорят: "Кто это?" Они отвечают: "Такой-то". Тогда те говорят: "Недоброе приветствие душе скверной, что обитала в скверном теле. Возвращайся, достойная порицания! Не откроются для тебя врата", И её отсылают с небес, и она отправляется в могилу...» [Ибн Маджа; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 169].
сравнению с Престолом словно брошенное в пустыне кольцо, а Престол по сравнению с Троном — словно брошенное в пустыне кольцо. Этот аят подобен словам Всевышнего: «И я непременно распну вас в стволах пальм» (сура 20 «Та, ха», аят 71) — ведь имеется в виду вовсе не то, что он распнёт их внутри пальмовых стволов. Вот и здесь имеется в виду, что Всевышний Аллах над небесами. Этот хадис подобен словам Всевышнего: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто в небесах, не заставит землю поглотить вас?» (сура 67 «Власть», аят 16). То есть в вышине. Это подобно и словам Посланника , которые он сказалрабыне: «Где Аллах?» Она ответила: «В небесах». Тогда Пророк сказал: «Освободи её, поистине, она — верующая». Хадис этот приводитМуслим в своем «Сахихе».
Глава 4. Могила
Ужас могилы Хани',вольноотпущенник 'Усмана ибн 'Аффана, передаёт: «'Усман, останавливаясь около могилы, плакал так, что намокала от слёз его борода. И однажды ему сказали: "Вспоминаешь о Рае и Адском пламени и не плачешь, а вспоминая о могиле — плачешь?!" Он сказал в ответ: "Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха сказал: <Могила — первая из стоянок мира венного, и кто спасся [от мучений] в ней, для того всё, что последует за ней, будет легче. А кто не спасётся [от мучений] в ней, для того всё, что последует за ней, будет ещё страшнее>". Он сказал: "И я слышал, как Посланник Аллаха говорил: <Я никогда не видел зрелища более отвратительного и ужасного, чем могила>"» [Тирмизи; Сахнх аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 85]. Поскольку всё, бывающее после того, что происходит с человеком в могиле, будет ещё легче для спасённых, то верующий раб Аллаха, увидев в могиле блаженство, приготовленное для него Аллахом, скажет: «О Господь! Ускорь наступление Часа, чтобы вернуться мне к моим родным и моему имуществу». А неверующий, много грешивший раб Аллаха, увидев суровое наказание, уготованное ему Аллахом, скажет, несмотря на мучения, которым он подвергается в могиле: «О Господь! Пусть не наступит Час!» — потому что то, что ждёт его впереди, ещё ужаснее и тяжелее.
Мрак могилы Абу Хурайра передаёт, что в своё время одна женщина подметала полы в мечети, потом Посланник Аллаха потерял её из виду, а потом люди сообщили ему о том, что она скончалась ночью и они похоронили её сами, не желая будить его. Тогда он попросил своих сподвижников показать ему ее могилу. И его привели к этой могиле, над которой он
ГЛАВА 4. МОГИЛА 43 совершил погребальную молитву, после чего сказал: «Поистине, эти могилы наполняет мрак, окутывающий тех, кто в них находится, и, поистине, Всевышний Аллах осветит их для них посредством моей молитвы» [Бухари; Муслим; Абу Давуд; Ибн Маджа; аль-Байхаки; Ахмад]. Сдавливание в могиле Когда умершего помещают в могилу, она сжимает его, и этого не избежать никому — ни старику, ни молодому, ни праведному, ни грешнику. В хадисах упоминается о том, что могила сдавила даже Са'да ибн Му'аза, от смерти которого содрогнулся Трон, кому были открыты небесные врата и чьи похороны посетили семьдесят тысяч ангелов. Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Посланник Аллаха сказал: "И даже того, от чьей смерти содрогнулся Трон, кому были открыты небесные врата и чьи похороны посетили семьдесят тысяч ангелов, сдавила могила, а потом отпустила"» [Насаи]8. Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) также передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, в могиле будет сжатие, от которого если мог бы кто-то уберечься, то уберёгся бы Са'д ибн Му'аз» [Ахмад; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 36]. А Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Если бы мог кто-то избежать сдавливания в могиле, избежал бы его Са'д ибн Му'аз, но она сдавила и его, а потом отпустила» [Табарани; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 5, с. 71]. Неизбежность этого сдавливания для каждого человека подтверждается тем, что не избегут его даже дети. Анас ибн Малик пересдаёт, что Посланник Аллаха ,сказал: «Если бы кто-то мог спастись от сдавливания в могиле, спасся бы от него этот мальчик» [Сахих аль-джами' ас-сагир, т, 5, с, 56]. Испытание в могиле
Как происходит испытание в могиле? Когда умершего опускают в могилу, к нему приходят ангелы, чей внешний вид отвратителен. В хадисе говорится: «Когда положат 8 Аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса безупречен согласно условиям Муслима» [Мишкат аль-масабих, т. 1, с. 49]. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 44 в могилу умершего [или: кого-то из вас], приходят к нему два иссиня-чёрных ангела, один из которых зовётся Мункар, а второй Накир. Они спрашивают; "Что ты говорил об этом человеке?" И он говорит то, что говорил при жизни: "Он раб Аллаха и Его посланник. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник". А если он был лицемером, он скажет: "Я слышал то, что говорили люди, и говорил то же самое... Я не знаю..."» [Тирмизи]9. Бара' ибн 'Азиб передаёт слова Посланника : «И приходят к нему два ангела, которые громко окрикивают его, усаживают и говорят ему: "Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк?" И это последнее испытание, которому подвергается верующий. Всевышний Аллах сказал: "Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни" (сура 14 "Ибрахим" аят 27). И верующий говорит: "Мой Господь — Аллах, моя религия — ислам, а мой пророк — Мухаммад" Тогда возвещает голос с небес: "Правду сказал раб Мой"». А о неверующем и грешнике сказано следующее: «И приходят к нему два ангела, громко окрикивают его, усаживают и говорят ему: "Кто твой Господь?" Он отвечает: "Э... э... Я не знаю". Тогда они говорят ему: "Какова твоя религия?" Он отвечает: "Э... э... Я не знаю". Тогда они говорят: "А что скажешь ты о человеке, который был послан к вам?" Но он не может вспомнить его имени. Тогда ему говорят: "Мухаммад" Он говорит: "Э... э... Я не знаю. Я слышал, как люди говорят то-то". Тогда они говорят: "Ты не знал и не последовал за людьми [т. е. не говорил то, что они говорили]" 10. И тогда возвещает голос с небес: "Солгал 11 раб Мой!"» Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Когда умершего опустили в могилу и люди расходятся, он слышит скрип их сандалий, когда они уходят. И к нему приходят два ангела, усаживают его и говорят ему: "Что говорил ты об этом человеке, Мухаммаде?" Верующий ответит: "Свидетельствую, 9 Аль-Албани отметил этот хадис как хороший [Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 1, с. 259]. 10 То есть не пытался узнать истину сам и не последовал за теми, кто знал её. 11 То есть его слова «я не знал» — ложь, поскольку божественное послание дошло до него и он знал истину, однако отказался следовать ей. ГЛАВА 4. МОГИЛА 45 что он — раб Аллаха и Его посланник". А неверующий и лицемер скажут: "Я не знаю. Я говорил то, что говорили о нём люди". И ему будет сказано: "Не знал ты и не последовал за людьми..."» [Бухари; Муслим; Лбу Давуд; Насаи]. Сначала Посланник не знал, что его общину ожидает испытание в могиле, а потом Аллах внушил ему это знание. 'Урва ибн аз-Зубайр передаёт от своей тёти 'Аиши: «Посланник зашёл ко мне, а у меня в это время сидела одна иудейка, которая сказала: "Известно ли тебе о том, что вас подвергают испытанию в могиле?" Посланник Аллаха вздрогнул и сказал: "Испытанию подвергаются иудеи"». 'Аиша сказала: «Прошло несколько дней, и Посланник Аллаха сказал мне: "Знаешь ли ты, что мне было открыто, что вы подвергаетесь испытанию в могиле?"» 'Аиша говорит: «После этого я слышала, как Посланник Аллаха просил у Аллаха избавления от мучений в могиле» [Муслим, № 584].
Подвергаются ли неверующие испытанию в могиле? Приведённые нами хадисы указывают на то, что неверующие подвергаются испытанию в своих могилах. Однако аль-Хаким ат-Тирмизи, Ибн 'Абд-аль-Барр и ас-Суюты с этим не согласились [Ляпами' аль-анвар аль-бахиййа]. Вот довод аль-Хакима ат-Тирмизи: когда общины, жившие в прошлом, отказывались слушать направленных к ним посланников, их постигало наказание уже в этом мире, тогда как с нашей общиной этого не происходит. Кто принял ислам только потому, что опасался за свою жизнь, а потом стал лицемером, того ждёт наказание в могиле. Однако с этим можно поспорить. Например, Аллах не погубил народы, которые сочли ложью и отвергли слова посланников после ниспослания Торы [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа]. Ибн 'Абд-аль-Барр приводит в качестве доказательства достоверный хадис «Члены этой общины подвергаются испытанию в могиле». Некоторые приводят этот хадис в несколько ином виде, со словами «подвергаются допросу». Однако достоверные хадисы опровергают это утверждение. Они указывают на то, что испытание это не только для верующих и не только для нашей общины. 'Абд-аль-Хакк аль-Ишбили, Ибн аль-Каййим, аль-Куртуби, ас-Сафарини и другие придерживались мнения, что испытание в могиле ожидает всех [Куртуби. Тазкира]. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 46 Подвергаются ли несовершеннолетние дети и умалишённые испытанию в могиле? Все, кто относится к категории мукалляф 12,подвергаются испытанию в могиле, кроме пророков (относительно них существуют разногласия) [Маджму' аль-фатава], а также мучеников, тех, кто несёт дозор на пути Аллаха (муравит),и тех, о ком говорится в хадисах, что они будут избавлены от этого испытания. Относительно детей и умалишённых существуют разногласия. Часть учёных утверждают, что их это испытание минует. Среди них Абу Я'ля и Ибн 'Акиль. Согласно их точке зрения, испытание — только для людей из категории мукалляф,а те, кто не может отвечать за свои поступки, через это испытание не проходят, поскольку нет смысла спрашивать их о том, что не было вменено им в обязанность. Другие учёные сказали, что они тоже подвергаются испытанию в могиле. Это мнение Абу аль-Хакима аль-Хамдани, Абу аль-Хасана ибн 'Абдуса, а также последователей аш-Шафи'и. Малик и другие передают со слов Абу Хурайры ,что Посланник совершил погребальную молитву над умершим ребёнком и сказал: «О Аллах, избавь его от мучений в могиле и испытания в могиле». Это мнение согласуется с мнением тех, кто утверждает, что они будут испытаны в мире вечном и что в Судный день они будут относиться к категории мукалляф. А это утверждение большинства учёных, и его передаёт Абу аль-Хасан аль-Аш'ари от приверженцев Сунны, и сам он выбрал его, и указания на него имеются в текстах, оставленных имамом Ахмадом [Маджму' аль-фатава].
Блаженство и мучения в могиле
Хадисы о мучениях в могиле передаются большим количеством людей (мутаватир) Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» пишет: «Множество людей передают от Посланника Аллаха сообщения, подтверждающие то, что мучения в могиле и блаженство в ней, как и допрос двух ангелов, ожидают тех, кто их заслужил. Поэтому мы обязаны верить в это. При этом мы не говорим о том, как именно
12 То есть все совершеннолетние и разумные мусульмане, на которых возложено исполнение религиозных обязанностей (в противоположность детям и умалишённым, которые от этих обязанностей освобождены). ГЛАВА 4. МОГИЛА 47 это будет происходить, потому что разум, не имея связи с миром вечным, не способен постичь это. А Шариат не приносит то, что и человеческому разуму представляется невозможным, но он порой говорит о том, что человеческий разум не способен постичь до конца. Возвращение души в тело происходит не так, как происходит возвращение в этом мире, — оно не похоже на то, что мы привыкли видеть в этом мире» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. А вот ещё одна цитата: «И знай, что мучения в могиле и мучения в барзахе — истина13. И ни один из тех, кто заслужил эти мучения, не сможет их избежать независимо от того, был он похоронен или нет. Даже если его растерзали звери или он сгорел так, что превратился в пепел, который рассеялся в воздухе, даже если он был распят или утонул в море, его душу и тело постигнет то же наказание, которое постигает лежащего в могиле. И усаживание, смешивание рёбер от сдавливания и прочее также ожидает его. И мы должны понимать слова Посланника без преувеличений и преуменьшений» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. Атеисты, а также мусульмане, чрезмерно увлёкшиеся философией, отрицают существование мучений в могиле, говоря: «Их нет на самом деле». И главный их довод — что они, вскрыв могилу, не видят ничего из того, о чём упоминается в текстах Корана и Сунны [Куртуби. Тазкира]. Мучения в могиле отвергают также хариджиты и некоторые му'тазилиты, например Дырар ибн 'Амр и Бишр аль-Мариси, тогда как все приверженцы Сунны и большинство му'тазилитов признают, что эти мучения вполне реальны [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 233]. Эти люди сочли ложью то, о чём у них не было знаний. Они решили, что их глаза и уши могут увидеть и услышать абсолютно всё. А ведь сегодня мы раскрываем такие тайны Вселенной, которые были недоступны тогда их глазам и ушам. А кто верует в Аллаха, тот верит во всё, что пришло от Него. В Коране содержатся указания на то, что умершие подвергаются мучениям в могиле. Аль-Бухари назвал одну из глав в «Книге похорон» в своём «Сахихе» «Что сказано относительно мучений в могиле», а затем
13 Умирая, человек считается пребывающим в промежуточном мире (барзах), вне зависимости от того, положено его тело в могилу или нет. Здесь упоминаются два варианта пребывания в барзахе — когда тело покоится в могиле, и когда оно не было погребено, как, например, в случае с тем, чьё тело после смерти было предано огню или же он утонул и т. д. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 48 привёл слова Всевышнего: «Если бы ты видел несправедливых в предсмертных муках, когда ангелы протягивают к ним свои руки: "Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями..."» (сура 6 «Скот», аят 93), «Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения» (сура 9 «Покаяние», аят 101) и «А род фараона окружили [или поразили] скверные мучения — Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род фараона самым жестоким мучениям!» (сура 40 «Прощающий», аяты 45-46). В первом из приведённых аль-Бухари аятов речь идёт о том, как ангелы мучают неверующих, когда те умирают, как уже говорилось. Второй аят указывает на то, что лицемеров постигнут два наказания до наказания в Судный день. Первое наказание — то, что постигает их в этом мире, — это либо непосредственно кара от Аллаха, либо кара от Аллаха руками верующих. Второе наказание — мучения в могиле. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «"Мы подвергнем их мучениям дважды" — мучениям в этом мире и мучениям в могиле» [Фатх Аль-Бари,т.3,с. 233]. Ат-Табари сказал: «Вероятнее всего, одно из двух наказаний — мучение в могиле, а другое — что-то из упомянутого ранее — голод, плен, убийство, унижение или что-то иное» [Фатх Ал
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.017 с.) |