Которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили.



Сура 2 «Корова», аяты 2-3

 

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 112


2. Когда мы видим, что предсказанное в аятах и хадисах сбывается в точности, наша вера крепнет. Мусульмане во все века видят, как сбываются эти предсказания. Сподвижники видели, как римляне одержали победу над персами и как после этого мусульмане одержали победу над персами и римлянами, а ислам возвысился над всеми религиями. Они видели, как в общине возникли разногласия в год, о котором говорил Посланник ,и они видели немало других событий, которые случились в точности так, как это было предречено. И так происходит вкаждую эпоху: мусульмане видят, как постепенно исполняется пророчество, а это, несомненно, укрепляет их веру. К тому же очень часто исполнившиеся предсказания служат поводом, который используют мусульмане для призыва других людей к исламу.

3. Укрепление веры в Судный день. Судный день с его ужасами относится к области сокровенного, о котором сообщил нам Аллах и Его Посланник, а вера в них — один из столпов веры. То, что предсказания исполняются, подтверждает правдивость сообщений, в которых речь идёт о Судном дне. И это неудивительно — ведь все эти сообщения исходят от Всевышнего Аллаха.

4. Аллах послал Мухаммада ,чтобы он указывал людям на то, что является благом, и предостерегал их от того, что является злом. И Посланник научил мусульман каждой эпохи правильно реагировать на события, в эту эпоху происходящие. Сообщая о том, что ждёт людей в будущем, он указывал тем, кто будет жить после него, что им делать, когда произойдут эти события, перед лицом которых они могут растеряться. 'Абдаллах ибн 'Амр ибн аль-'Ас передаёт: «Мы были с Посланником Аллаха в путешествии и остановились на привал. Кто-то из нас приводил в порядок свою палатку, другие состязались в стрельбе из лука, а третьи пасли животных. И вот Посланник Аллаха отправил к нам одного человека, чтобы позвать нас. Мы пришли к Посланнику Аллаха , и он сказал:"Поистине, каждый пророк, посланный к людям до меня, был обязан указывать своей общине на то, о чём он знал, что это — благо для неё, и предостерегать её от того, о чём он знал, что это — зло для неё. В вашей общине первым её поколениям предопределено благополучие, а на последние обрушатся беды и постигнет их то, что вы станете порицать, и будет смута, и будут постигать их испытания одно за другим. Придёт испытание, и скажет верующий: <Это моя погибель>. А потом оно пройдет, и придёт [новое] испытание, и скажет верующий: <Это[моя погибель]>. И кто желает отодвинуться от Огня и войти в Рай,пусть застанет его смерть верующим в
ГЛАВА 6. ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 113


Аллаха и Последний день. И пусть относится к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему. А кто присягнул на верность правителю, протянув ему руку и подчинив ему сердце своё, пусть будет послушен ему, насколько сможет, а если придёт другой и попытается свергнуть его, убейте этого другого"»[Муслим; Насаи; Ибн Маджа; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, №241].

Пророк направлял мусульман, сообщая им о том, что их ждёт, и объясняя, что им делать в определённых ситуациях. Например, он сообщил 'Усману о том, что его ждёт Рай после беды, которая его постигнет. Он также сказал, что 'Аммара убьёт группа несправедливых людей, а Абу Зарру приказал не ввязываться в смуту и не сражаться, даже если это будет стоить ему жизни. Здесь стоит вспомнить хадис Хузайфы о том, как он спрашивал Посланника одурном из боязни столкнуться с ним, в то время как другие сподвижники спрашивали Посланника о благом. Также Посланник запретил мусульманам брать что-либо из горы золота, которую обнажит Евфрат в конце времён. Ещё он сообщил им о том, что собой представляет Даджжаль и какими способами он будет вводить людей в заблуждение. Есть ещё немало хадисов, в которых Пророк учит мусульман, как им действовать в той или иной ситуации в будущем.

5. Может статься, что в будущем мусульмане столкнутся с событиями, которые необходимо будет оценить с точки зрения Шариата. Если предоставить им самим делать заключения и выводы, то между ними могут возникнуть разногласия или же они просто не найдут правильного ответа. В таких случаях разъяснение постановления Шариата просто необходимо, и не будь в Шариате этого разъяснения, это было бы величайшим упущением, однако Закон Аллаха совершенен и в нём не может быть никаких недостатков или изъянов. Например, Посланник сообщил о том, что Даджжаль пробудет на земле сорок дней: день как год, день как месяц, день как неделя, а остальные дни — обычные, а сподвижники спросили, достаточно ли в эти долгие дни совершать те же обязательные молитвы, что и в обычный день. Посланник ответил: «Нет, делите его условно и поступайте в соответствии с этим». А если бы мусульманам не было дано это разъяснение, они бы ограничились обычными пятью молитвами даже в долгие дни. Пророк также известил нас о том, что 'Иса после своего пришествия не будет принимать джизью от иудеев и христиан — только веру. Это разъяснение, данное Пророком ,необходимо, потому что 'Иса

 

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 114


будет править по Шариату, а в Шариате джизья принимается от тех, кто платит её, вплоть до пришествия 'Исы — тогда джизья будет отменена и смерть ожидает всякого, кто откажется уверовать, даже если он согласится выплачивать джизью.

6. Стремление узнать будущее свойственно человеку: ему всегда хочется узнать, что же ждёт человечество в будущем, что будет происходить с его общиной или народом и что ждёт его самого. Именно поэтому многие высокопоставленные люди (впрочем, и самые простые тоже) обращаются к предсказателям будущего, ясновидцам и астрологам. А ведь Аллах уже дал нам знание, которого нам вполне достаточно и которое избавляет нас от необходимости обращаться к любым другим источникам. Вот что говорит Ибн Хальдун в предисловии к своей книге «Ат-Тарих = История»: «Знай, что одной из особенностей человеческой души является постоянное стремление узнать о том, что ждёт её впереди. Человек желает узнать, как он будет жить, когда умрёт, что хорошего и плохого случится в его жизни. Он также стремится узнать, что будет происходить в мире дальше, сколько ещё просуществует этот мир, сколько ещё просуществуют те или иные государства и когда они придут в упадок и исчезнут... Стремление узнать всё это — врождённое свойство человека. Поэтому многие люди пытаются узнать это путём толкования сновидений. Есть ещё предсказатели, к которым, как известно, обращаются и правители, и чернь. В разных городах можно найти людей, которые сделали предсказание будущего своим ремеслом, зная тягу людей к этому. Они стоят на дорогах и в лавках и отвечают на вопросы тех, кто к ним подходит. К ним приходят женщины и дети со всего города, а также многие люди недалёкого ума, чтобы узнать, что ждёт их в будущем. Вопросы их касаются заработка, власти, повседневной жизни, дружбы и вражды и тому подобного. Эти люди гадают на песке, бросают камешки и зерно, смотрят в зеркала или воду. Эти порицаемые и отвратительные деяния распространились повсеместно. А ведь Шариат осуждает это и утверждает, что людям не дано знать сокровенное — кроме тех, кому Аллах открывает его во сне, или некоторых вали33.

Больше всего внимания уделяют такого рода вещам правители и наместники: их волнует, сколь долгим будет век их государства, сколько продлится их правление. Как следствие, многие учёные люди

 

33 Вали (мн. аулийа) — 'приближённый [Аллаха]' — глубоко верующий, богобоязненный и благочестивый человек.

ГЛАВА 6. ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 115


тоже стали уделять этому внимание. В каждом народе есть гадатели, предсказатели или "святые", которые говорят о том, кто придёт к власти в будущем, о начале новой эры, а также о предстоящих войнах и битвах и о том, сколько ещё продержится государство, сколько в нём будет правителей, каковы их имена и так далее. Это и есть предсказания.

Среди арабов тоже были предсказатели и провидцы, к которым обращались люди по тому же поводу. Они предсказали, какие правители и государство будет у арабов. Так было с Шакком и Сутайхом, который истолковал сон Раби'а ибн Насра, правителя Йемена. Он предсказал, что эфиопы захватят их земли, но потом эти земли вернутся к ним и у арабов будет власть и своё государство. Сутайх истолковал также сон зороастрийского жреца, когда персидский правитель послал к нему 'Абд-аль-Масиха, чтобы спросить о толковании этого сна — тогда он предсказал, что у арабов будет власть, могущество и своё государство. У берберов тоже были провидцы. Одним из самых известных был Муса ибн Салих из бану Йифран (утверждали также, что он из Гамры). Он оставил немало предсказаний на берберском языке в стихотворной форме. Предсказания его большей частью касаются власти и правителей, которые будут у племени Зината в Магрибе. Предсказания эти передаются из уст в уста жителями гор. Они утверждают порой, что он — "святой", а иной раз,что он — провидец.

Утверждают даже, что он был пророком, поскольку жил он, согласно их хроникам, задолго до переселения Пророка в Медину. А Аллах знает обо всём лучше» [Ибн Хальдун. Мукаддима].

 

Признаки приближения Судного дня делятся

на большие и малые

Существует немало хадисов, в которых Посланник Аллаха упоминает некоторые из признаков приближения Судного дня. Абу Хурайра передаёт такие слова Посланника Аллаха : «Не наступит Часэтот, пока не сразятся две большие группы людей, между которыми произойдёт великое побоище и которые будут призывать к одному и тому же, и пока не появится около тридцати лжецов, каждый из которых будет утверждать, что он — посланник Аллаха, и пока не исчезнет знание, и пока не участятся землетрясения, и пока время не станет проходить
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 116


быстро, и пока не начнутся смуты, и не участятся убийства, и не умножатся у вас богатства, которых станет так много, что богатый будет озабочен поисками того, кто принял бы от него милостыню, а когда он станет предлагать её, тот, кому он станет её предлагать, будет говорить: "Я не нуждаюсь в этом", и пока люди не начнут состязаться друг с другом в возведении высоких домов, и пока человек, который будет проходить мимо могилы другого человека, не станет говорить: "О, если бы я был на его месте!" — и пока солнце не взойдёт на западе. И когда оно взойдёт на западе и люди увидят это, все они уверуют. Однако это будет то самое время, в которое не принесёт душе пользы вера её, если она не уверовала прежде или не приобрела блага, будучи верующей34» [Бухари, № 7120]35.

А 'Ауф ибн Малик передаёт: «Во время похода на Табук я пришёл к Пророку ,находившемуся в кожаном шатре, и он сказал мне: "Шесть событий произойдут перед наступлением Часа: моя кончина, потом завоевание Иерусалима, потом мор, который будет косить вас, как косит овец падёж скота, потом увеличение богатства настолько, что, если дадут кому-нибудь сто динаров, он останется недовольным, потом смута, которая не обойдёт стороной ни одного дома арабов, а потом перемирие между вами и бону аль-асфар36, которые затем проявят вероломство и придут к вам с восьмьюдесятью знамёнами, под каждым из которых будет находиться двенадцать тысяч воинов"»[Бухари].

Анас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «К признакам приближения Судного дня относится распространение омерзительных дел и слов и намеренного совершения омерзительного, разрыв родственных связей, обвинение надёжного человека в вероломстве и доверие вероломному...» [Табарани; Ахмад; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 5, с. 213].

'Абдаллах ибн Мас'уд передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «К признакам приближения Часа относится то, что чело-

34 То есть если неверующий уверует в это время, это ему уже не поможет, и если верующий, не совершавший до этого благих дел, начнёт совершать их в это время, они от него уже не примутся.

35 Муслим приводит этот хадис частями. Все его версии собрал Ибн аль-Асир: Джами' аль-усуль, №7920.

36 То есть римлянами.

ГЛАВА 6. ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 117


век будет заходить в мечеть, не совершая двух рак'атов, а здороваться будет только с теми, кого он знает»[Табарани; Сахих аль-джами' ас-сагир].

'Анас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Один из признаков приближения Часа — то, что люди будут хвастаться [украшениями]мечетей» [Абу Давуд; Ахмад; Дареми; Ибн Хузайма; Сахих аль-джами' ас-сагир].

Признаки, упомянутые в этих и многих других хадисах, учёные разделили на две группы: большие и малые.

События, относящиеся к малым признакам, можно разделить на те, которые уже произошли, и те, которые до сих пор не произошли. А те, которые уже произошли, делятся на те, которые имели местов прошлом и завершились, и те, которые проявляются не разом,а постепенно, причём события эти могут повторяться, и возможно также, что какие-то из этих признаков в будущем проявятся в гораздо большей степени, чем мы это наблюдали в прошлом.

Соответственно, рассказ о признаках Судного дня мы разделим на четыре темы:

— события, относящиеся к малым признакам, которые уже имели место и завершились;

— события, относящиеся к малым признакам, которые имели место в прошлом и которые мы продолжаем наблюдать и сейчас, а также те, повторение которых возможно в будущем;

— события, относящиеся к малым признакам, которых мы до сих пор не видели;

— события, относящиеся к большим признакам.

 

 

Глава 7. События, относящиеся к малым

признакам, которые уже имели место

и завершились

 

Имеются в виду события, которые уже произошли и остались в прошлом, и они никогда уже не повторятся. Таких событий множество. Далее мы расскажем о некоторых из них.

Посланничество Мухаммеда и его кончина

Одно из событий, предвещающих приближение Судного дня, — посланничество Мухаммада и его кончина. Сахль ибн Са'д передаёт: «Я видел, как Посланник Аллаха сделал знак средним и указательным пальцем и сказал: "Моё посланничество и Час — как вот эти"» [Бухари; Муслим].

А в другой версии хадиса Пророк сказал: «Моё послание и Час — как эти» — и сделал знак двумя пальцами, выпрямив их [Джами' аль-усуль, т. 10, с. 384].

Анас ибн Малик передаёт такие слова Пророка : «Моё послание и Час— как вот эти, как расстояние от [кончика]одного до[кончика]другого»— и он соединил указательный и средний пальцы [Бухари; Муслим; Тирмизи].

А в книгах, посвященных жизнеописанию Пророка ,упоминаются иудеи, которые говорили о Посланнике Аллаха ,что он послан вместе с Часом.

Есть ещё один хадис с похожим смыслом. Его передаёт 'Ауф ибн Малик, которому Пророк сказал: «Шесть событий произойдут перед наступлением Часа: моя смерть...»[Бухари].

Абу Джубайра передаёт слова Посланника Аллаха : «Я послан с первым лёгким ветерком Часа» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 808].

Это означает, что он был послан в то время, когда только начали происходить события, знаменующие приближение Часа.

ГЛАВА 7. ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К МАЛЫМ ПРИЗНАКАМ 119


Раскалывание луны

Учёные согласны в том, что луна раскололась при жизни Пророка и что событие это является величайшим чудом. Об этом говорится в Коране:

 
 






Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.011 с.)