Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хадисы, подтверждающие существование величайшего заступничестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Из приведённых хадисов следует, что верующие будут обращаться к пророкам, желая избавиться от тягот предстояния, пока не дойдут до Мухаммада . Однако мы видим, что Посланник будет заступаться именно за свою общину. Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» приводит некоторые из этих хадисов и говорит далее: «Это поистине удивительно: имамы приводят этот хадис, передаваемый разными путями, и при этом не упоминают о первом заступничестве — о том, как Пророк приходит к Господу и просит Его начать расчёт, как об этом говорится в хадисе о Роге. Именно это имеется в виду здесь. В начале хадиса говорится о том, что люди будут просить заступничества у Адама и остальных пророков, желая, чтобы скорее начался расчёт и их избавили наконец от тягот предстояния. Это следует из контекста всех версий этого хадиса. А когда речь идёт уже о награде и воздаянии, они упоминают о заступничестве за грешников из мусульманской общины и выведении их из Огня. Возможно, наши праведные предки ограничивались этой частью хадиса, желая таким образом возразить хариджитам и последовавшим за ними му'тазилитам, которые утверждают, что те, кто вошёл в Огонь, уже никогда оттуда не выйдут. Поэтому имамы упоминают обычно именно эту часть хадиса, в которой содержится ясное опровержение их убеждений, которые являются нововведением и противоречат хадисам» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. После этого он разбирает хадис о Роге. Из слов Мухаммада ибн Мухаммада ибн Абу аль-'Изза аль-Ханафи можно сделать следующие выводы. 1. Он подтверждает наличие неясности в этих хадисах. Об этом же говорил Ибн Хаджар аль-'Аскаляни, передавая слова ад-Дараварди: «Создаётся впечатление, что передатчик хадиса отнёс некоторые из описываемых событий не туда, куда следовало. Так, в начале хадиса упоминается о заступничестве и при этом речь идёт об избавлении от тягот предстояния, а в конце хадиса упоминается о заступничестве, цель которого — выведение некоторых людей из Огня. То есть это произойдёт уже после того, как закончится предстояние, люди пройдут по Сырату, и те, кому суждено упасть в Огонь, упадут туда — тогда уже придёт черёд заступничества, итогом которого станет выход некоторых людей из Огня» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 437]. Ибн Хаджар привёл эти слова ад-Дараварди и сказал: «Это значительная неясность» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 438]. 2. Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» ответил на это, как мы уже говорили, что люди, передавшие эти тексты, не приводили их полностью — потому, что их целью было только ответить хариджитам, которые сказали, что никто не выйдет из Огня после того, как войдёт туда, то есть все, кто попал в Огонь, останутся там навечно. При этом он подтверждает свою точку зрения хадисом о Роге, в котором ясно говорится о том, что Посланник сначала заступится за людей, прося Всевышнего о том, чтобы Он скорее начал расчёт, а потом заступится за них ещё раз, прося Всевышнего ввести их в Рай... И если бы хадис о Роге был достоверным, проблема исчезла бы сама собой, однако шейх Насыр-ад-дин аль-Албани, проверяя хадисы, упомянутые в книге «Аль-'Акида ат-тахавиййа», отметил этот хадис как слабый. Возможно, мнение кадыя 'Ияда, к которому присоединились ан-Навави, Ибн Хаджар и другие, ближе к истине и в нём меньше противоречий, чем в том, что сказал комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа», Ибн Хаджар сказал: «'Ияд сказал об этом несоответствии следующее, и его поддержал ан-Навави и другие: в хадисе Хузайфы и Абу Хурайры говорится: "И они придут к Мухаммаду , и он поднимется, и ему будет дано разрешение [начать заступничество]. А потом будут посланы надёжность [амана] и родственные связи, которые встанут по обе стороны Сырата, справа и слева, и первый из вас пронесётся по нему подобно молнии..." Получается связное и последовательное описание. Люди просят о заступничестве, которое помогло бы им скорее избавиться от тягот предстояния, а за ним следует заступничество, цель которого — вывести людей из Огня. В хадисе Абу Хурайры упоминается о том, что каждой общине будет велено следовать за тем, чему или кому они поклонялись, после чего лицемеры будут отделены от верующих, а затем, после прохождения людей по Сырату, Пророк получит разрешение на второе заступничество. А веление каждой общине последовать за тем, чему она поклонялась, — это первая стадия суда и расчёта, которая подразумевает избавление от тягот предстояния и окончание самого этого предстояния. Таким образом, всё встаёт на свои места и в хадисах прослеживается чёткий порядок изложения» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 438]. Ибн Хаджар добавил к этому разъяснению своё и привёл тексты, указывающие на то, что в некоторых из приведённых хадисов имеются сокращения: «Создаётся впечатление, что один передатчик запомнил то, чего не запомнил другой. Продолжение последует в разъяснении хадиса следующей главы. Там говорится: "Пока не придёт человек, который сможет передвигаться по Сырату только ползком. А по обе стороны Сырата будут крюки, исполняющие повеления и хватающие тех, относительно кого им было дано повеление. И некоторые будут оцарапаны, но всё же спасутся, а некоторые свалятся в Ад!" Из хадиса следует, что сначала Пророк заступится за людей с тем, чтобы начался расчет, а уже после этого он будет заступаться за них с тем, чтобы вывести из Огня некоторых упавших туда. Сокращение хорошо заметно в хадисе Ибн 'Умара; он передаёт в сокращённом виде то, что Анас и Абу Хурайра передают в развёрнутом виде. В Книге закята упоминаются слова, передаваемые Хамзой ибн 'Абдаллахом ибн 'Умаром от его отца: "Поистине, солнце приблизится к ним так, что пот их дойдёт до середины их ушей, и тогда они обратятся за помощью к Адаму, затем к Мусе, а затем к Мухаммаду, и он заступится за них, попросив Всевышнего о том, чтобы скорее начался расчёт. А потом он дойдёт до врат Рая и возьмётся за кольцо, которое на них. И в этот День будет онвозведён на место, восхваляемое всеми, кто будет там". БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 388 А в версии, которую передаёт Убайй ибн Ка'б, говорится: "Затем я воздам Ему хвалу, которой Он останется доволен. Потом Он позволит мне говорить, а потом моя община пройдёт по Сырату, протянутому над Адом, и преодолеет его" [Абу Я'ля]. В версии хадиса Ибн 'Аббаса, передаваемой 'Абдаллахом ибн аль-Харисом, Посланник Аллаха сказал: "Всевышний скажет: <О Мухаммад! Что ты желаешь, чтобы Я сделал с общиной твоей?> Тогда я скажу: <Господи, ускорь начало расчёта!>" [Ахмад]. А в другой версии хадиса Ибн 'Аббаса говорится: "И я скажу: <Я заступлюсь!> — и буду ждать до тех пор, когда Аллах даст позволение тем, кому пожелает и кем Он доволен. И вот, когда Аллах пожелает начать расчёт, глашатай воззовёт: <Где Мухаммад и община его?>" [Ахмад; Абу Я'ля]. Ат-Тыби подошёл к этому вопросу несколько иначе. Вот что он говорит: "Возможно, что под огнём подразумеваются страдания и муки, которые будут испытывать задержанные в месте предстояния люди, когда палящее солнце приблизится к их головам, а пот достигнет их ушей. А под выходом из огня, соответственно, подразумевается избавление их от того положения, в котором они находятся". Эта версия далека от истины. Конечно, можно сказать, что будет два "вывода": один из них упомянут в хадисе данной главы, передаваемом разными путями, и подразумевается под ним избавление от тягот предстояния. А второй "вывод" упоминается в хадисе следующей главы: "И Он скажет: <Пусть тот, кто поклонялся чему-то, последует за тем, чему поклонялся>". Это будет уже после избавления от тягот предстояния и после того, как будет протянут Сырат и людям будет позволено пройти по нему. Тогда будут выведены те, кто упадёт в Огонь во время прохождения по Сырату — это и есть два "вывода" Аль-Куртуби сказал, что в конце хадиса, который передал Абу Зар'а от Абу Хурайры, после слов "И я скажу: <Господи! Моя община, моя община!>" говорится: "И будет сказано: <Введи через правые врата Рая тех людей из твоей общины, которым не предстоит ни расчёт, ни наказание>". Далее он говорит: "Это указывает на то, что Пророк заступится за людей, чтобы скорее начался расчёт. Далее, ему будет позволено ввести в Рай тех, кому не предстоит ни расчёт, ни наказание. Отсюда следует, что остальные будут задержаны для расчёта. В длинном хадисе о Роге сказано: <И я скажу: 'Ты обещал мне заступничество, так позволь мне заступиться за обитателей Рая, чтобы им войти а Рай'. Тогда Аллах скажет: 'Я принял твоё заступничество за них и разрешаю им войти а Рай'>". Складывается впечатление, что представление дел, взвешивание на Весах и раздача свитков с записью дел будут именно тогда, а потом глашатай воззовёт: "Пусть каждая община последует за тем, чему она поклонялась" Тогда неверующие упадут в Огонь. Затем верующих отделят от лицемеров через испытание: им будет велено совершить земной поклон, когда откроется Голень. После этого протянут Сырат и людям будет разрешено пройти по нему. Свет лицемеров будет погашен, и они тоже свалятся в Огонь. Верующие пройдут по Сырату в Рай. Некоторые грешники тоже свалятся в Огонь, а некоторые из успешно преодолевших Сырат будут задержаны у моста (кантара) для сведения счётов друг с другом, а потом они войдут в Рай» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 438]. Это могло бы устранить неясность и несоответствие, однако аль-Кальби — слабый передатчик, к тому же хадис не имеет связного иснада, восходящего к Пророку . И ещё: этот хадис противоречит по смыслу достоверным хадисам, в которых ясно сказано о том, что верующие будут обращаться к пророкам за помощью во время предстояния, до входа в Рай. А Аллах знает обо всём лучше.
Заступничество, которое будет принято, и заступничество, которое будет отвергнуто. Виды заступничества, которое принимается Приведённые нами хадисы указывают на то, что заступничество в Судный день будет следующих видов. 1. Величайшее заступничество — это то самое «хвалимое место», которое обещано Посланнику :люди обратятся к нему с просьбой о том, чтобы Он попросил своего Господа избавить их от ужаса пребывания в месте Сбора. 2. Заступничество за грешников из числа верующих — приверженцев единобожия, которые вошли в Огонь. Об этом виде заступничества мы поговорим подробнее в теме «Вход в Рай» в книге «Рай и Ад», если будет на то воля Аллаха. Остаются виды заступничества, упоминаемые в хадисах. О них мы расскажем вкратце. 1. Заступничество Посланника за людей, у которых поровну благих и скверных дел. БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 390 2. Он заступится за них, чтобы им было позволено войти в Рай. Онзаступится за других — тех, кого велено было отправить в Огонь. Пророк будет просить о том, чтобы они не вошли в Огонь. 3. Заступничество, цель которого возвысить степени входящих в Рай: они займут более высокое положение, чем то, которое предполагают их дела. 4. Заступничество за некоторых людей, чтобы они вошли в Рай без расчёта. Например, 'Уккаша ибн Михсан передаёт, что Посланник обратился к Аллаху с мольбой за него, чтобы Он сделал его одним из тех семидесяти тысяч человек, которые войдут в Рай без расчёта. Этот хадис приводится у аль-Бухари и Муслима. 5. Заступничество Пророка за его дядю Абу Талиба: он будет просить облегчения наказания для него, и в конце концов Аллах поставит Абу Талиба в огонь, который покроет его ступни, и от этого будет кипеть его мозг. 6. Заступничество Пророка за верующих, когда он будет просить для них позволения войти в Рай. Об этом виде заступничества мы поговорим в разделе «Рай» в книге «Рай и Ад», если будет на то воля Аллаха [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].
Что же касается заступничества за грешников, то заступаться за них сможет не только Посланник . Это смогут сделать пророки, мученики, обладающие знанием, и даже дела самого человека. Однако больше всего будет заступаться за людей наш Пророк . Другие также смогут заступаться за верующих, чтобы Аллах возвысил их степень в Раю. Все остальные виды заступничества являются привилегией Посланника Аллаха . Это виды заступничества, которые будут иметь место в Судный день. Что же касается заступничества, которое будет отвергнуто, то это заступничество, которое имеет место в этом мире. Порой человек заступается за другого, а другой уступает, не желая этого, а в иных случаях он просто вынужден принять это заступничество — из-за высокого положения, власти и влияния заступающегося. К этому виду заступничества относитсяи заступничество, в которое верят многобожники, придавая Аллаху сотоварищей и считая, что эти сотоварищи будут заступаться за них. То же самое касается и приверженцев нововведений из нашей общины, которые просят заступничества усвоих шейхов. И это при том, что Всевышний сообщил нам:такое заступничество недействительно и в Судный день никто не будет заступаться, кроме как с Его позволения, и ни один заступник не сможет заступиться за кого-либо, если Аллах не будет доволен и заступником, и тем, за кого он заступается. Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (сура 2«Корова», аят 255). Всевышний также сказал: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (сура 21 «Пророки», аят 28). Когда отец Ибрахима погиб неверующим, Аллах не принял заступничество Своего халиля. Абу Хурайра передаёт слова Пророка : «В Судный день Ибрахим встретит своего отца Азара, лицо которого покроется пылью и потемнеет от скорби, и скажет ему: "Не говорил ли я тебе, чтобы ты не перечил мне?" Его отец скажет: "Сегодня я подчинюсь тебе!" Тогда Ибрахим воскликнет: "О Господь мой! Поистине, Ты пообещал мне не позорить меня в тот День, когда рабы Твои будут воскрешены, но может ли быть что-либо позорнее удаления моего отца?!" 146 А Всевышний Аллах скажет: "Поистине, Я сделал Рай запретным для неверующих!" А потом ему будет сказано: "О Ибрахим, что это у тебя под ногами?" И когда он посмотрит туда, то увидит забрызганную кровью гиену, которую схватят за ноги и бросят в огонь" 147 » [Мишкат аль-масабих, т. 3, с. 58].
146 Ибрахим имеет в виду, что наихудшим позором для него станет удаление его отца от милости Аллаха, иначе говоря, проклятие и осуждение на вечные муки. 147 Таким образом, отец Ибрахима будет превращен в гиену и ввергнут в Ад за своё неверие. Заступничества его сына-пророка окажетсянедостаточно, чтобы Аллах простил его, и Ибрахим отречётся от него.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.47 (0.009 с.) |