Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сведение счётов между животными
Абу Хурайра передаёт такой хадис: «Аллах даст возможность всем творениям — джиннам, людям и животным — отплатить друг другу за обиды, нанесённые в этом мире. В этот День безрогая овца отомстит рогатой. А когда справедливость будет восстановлена и не останется ни одной обиды, Аллах скажет животным: "Станьте прахом!" Тогда неверующий скажет: "Лучше бы мне быть прахом!" » [Табари]. А вот другая версия этого хадиса, также от Абу Хурайры: «Поистине, Аллах соберёт все Свои творения, каждое животное, птицу и человека, и скажет животным и птицам: "Станьте прахом!" Тогда неверующий скажет: "Лучше бы мне быть прахом!"» [Табари]. 'Абдаллах ибн 'Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «В Судный день, когда земля будет растянута, животные будут собраны, после чего они отомстят друг другу за все обиды, так что безрогая овца отомстит рогатой за то, что та бодала её в этом мире. Когда же все счёты между животными будут сведены, Аллах скажет им: "Станьте прахом!" Тогда неверующий воскликнет: "Лучше бы мне быть прахом!"» [Табари]. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «В День Воскрешения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогой овце приведут рогатую» [Муслим]. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал: «Все творения отомстят друг другу за все обиды, так что безрогая овца отомстит рогатой, а мельчайший муравей — другому такому же муравью» [Ахмад]. Абу Хурайра также передаёт такой хадис: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, в Судный день творения отомстят друг другу за все, и даже овцы, которые когда-то бодались» [Ахмад]. Абу Зарр передаёт, что однажды Посланник Аллаха увидел двух бодающихся овец и сказал: «О Абу Зарр! Знаешь ли ты, из-за чего они бодаются?» Он ответил: «Нет». Тогда Пророк сказал: «А Аллах знает, и Он рассудит между ними» [Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4, с. 606-611]. ГЛАВА 11. СВЕДЕНИЕ СЧЁТОВ 435 Однако как можно мстить животным, ведь они не относятся к категории мукалляф164? У многих учёных возникли вопросы и сомнения по поводу того, что сказал Посланник о сборе животных и сведении счётов между ними. Ан-Навави коснулся этого вопроса в своём комментарии к «Сахиху» Муслима: «Это — ясное указание на то, что животные будут собраны в Судный день и что они будут воскрешены точно так же, как и относящиеся к категории мукалляф из числа людей, а также несовершеннолетние дети, умалишённые и все те, до кого не дошёл призыв. На это указывает Коран и Сунна. Всевышний сказал: "...когда дикие звери будут собраны" (сура 81 "Скручивание" аят 5). Если имеется текст о том, возможность осуществления чего не отвергают ни разум, ни Шариат, необходимо принимать его как есть и понимать его в прямом смысле. Учёные сказали: "Непременным условием сбора вовсе не является воздаяние, наказание и награда" Что же касается того, что безрогая овца отомстит рогатой, то это вовсе не то отмщение, которое имеет место между относящимися к категории мукалляф, поскольку животные не относятся к этой категории. Это просто воздаяние равным. А Аллах знает обо всём лучше».
Шейх Насыр-ад-дин аль-Албани привёл эти слова ан-Навави и сказал: «Нечто подобное упомянул в сокращённом виде Ибн Малик в "Мабарик аль-азхар" (2/293)». А шейх 'Али аль-Кари передаёт в "Аль-Мирка" что он сказал: "Кто-то может сказать: овца не относится к категории мукалляф, как же ей можно воздать равным за обиду? Мы говорим в ответ: поистине, Всевышний Аллах делает, что пожелает, и Его не спрашивают о том, что Он делает. Цель этого — оповещение людей о том, что ущемлённые права не останутся без возмещения и что притеснённый получит возмещение от притеснителя". Аль-Кари сказал: «Это прекрасное мнение и хорошее направление. Вот только слово "цель" там, где следовало бы сказать "смысл" или "мудрость" употреблено неуместно. Подводя итог, скажем, что упоминание данной ситуации есть указание — посредством преувеличения — на абсолютную справедливость по отношению ко всем, кто относится к категории мукалляф: если таково положение животных, которые не относятся к категории мукалляф, то что можно сказать об обладающих разумом — низких и благородных, сильных и слабых?» 164 Мукалляф — тот. кто способен нести ответственность и на кого возлагаются религиозные обязанности: совершеннолетний, психически здоровый и т. д.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 436 Шейх Насыр прокомментировал эти слова следующим образом: «Очень жаль, что все эти хадисы отвергаются некоторыми учёными-догматиками просто ради какого-то мнения. Но самое удивительное, что по этому же пути пошёл и великий учёный аль-Алюси! Он привёл хадис Абу Хурайры (версии Муслима и Ахмада) в комментарии к аяту: "...когда дикие звери будут собраны" в своём тафсире "Рух аль-ма'ани = Дух значений" и сказал: "Имам аль-Газали и его последователи утверждают, что собраны будут только люди и джинны, поскольку все остальные творения — не относятся к категории мукалляф и не имеют отношения к достоинству. И нет ни аята, ни хадиса, который указывал бы на то, что животные будут собраны. Что касается хадисов Муслима и ат-Тирмизи, то они, несмотря на свою достоверность, не являются толкованием и разъяснением к аяту, и они вполне могут быть лишь метафорой, указывающей на абсолютную справедливость. Я также склоняюсь к этому мнению, хотя и не утверждаю, что приверженцы первого мнения однозначно ошибаются, потому что у них тоже есть свои доводы и доказательства. А Всевышний знает обо всём лучше". Он так сказал — да простит Аллах и его, и нас, — и это весьма странно, потому что в упомянутой книге он блестяще разъясняет коранические аяты, не отступая при этом от пути наших праведных предков, без искажённых толкований и отрицаний. Что же заставило его дать хадису совсем не такое толкование, которое становится очевидным при первом же взгляде на него? Что заставило его сказать, что это — метафора и подразумевается абсолютная справедливость? Разве это не опровержение хадиса, в котором совершенно ясно говорится о том, что к безрогой овце приведут рогатую для того, чтобы она могла отплатить ей за обиду? А он говорит, следуя мнению учёных догматиков: это метафора! То есть — безрогая овца не будет мстить рогатой. Все это можно сказать, если остановиться на упомянутой версии Муслима. Однако, если мы перейдём к другим версиям этого хадиса, вроде хадиса Абу Зарра и других, мы непременно увидим, что в них ясно говорится о том, что упомянутое сведение счётов — реальность, а вовсе не метафора. И да помилует Аллах имама ан-Навави, который сказал: "Если имеется текст о том, возможность осуществления чего не отвергают ни разум, ни Шариат, необходимо принимать его как есть и понимать его в прямом смысле" Этими словами он как бы отверг упомянутое странное толкование. Посредством таких вот искажённых толкований философы и му'тазилиты опровергают то, что верующие увидят своего Господа в Судный день, и что Он над Троном, и что Он нисходит к нижнему небу каждую ночь, и что Он придёт в Судный день, и многие другие сведения, которые мы получаем из аятов или хадисов, в которых упоминаются Его качества. В общем, утверждение о том, что животные будут собраны и им будет дана возможность отомстить друг другу за все притеснения и обиды в этом мире, является единственно правильным, и неудивительно, что это мнение большинства учёных, как об этом сказал сам аль-Алюси в своём "Тафсире". За это же мнение выступил аш-Шаукани, комментируя аят суры "Скручивание" в своём тафсире "Фатх Аль-Кадир = Озарение от Могущественного": "Имеются в виду дикие звери, а сбор их означает воскрешение для того, чтобы они могли справедливо воздать друг другу за все обиды, и безрогая овца отомстит рогатой"» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4, с. 612].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.005 с.) |