Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа тренинга: выбор, проектирование, проведениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ности тренера. Тренер должен иметь не только техническую подготовку, но и принимать решения, касающиеся темпа, содержания и тактик обучения, а также владеть навыками межличностного общения, чтобы мотивировать и консультировать учеников, предоставлять им обратную связь и т. д. Подробнее об умениях, необходимых тренеру, мы поговорим ниже, но совершенно очевидно, что слабый тренер может свести на нет все преимущества тренер-центрированной стратегии. Термин «ученик-центрированная стратегия» вовсе не означает, что тренер не несет никакой ответственности за тренинг. В том-то и заключается достоинство данной стратегии, что тренер отвечает за тренинг и контролирует процесс, играя несколько иную роль, например выступая в качестве распорядителя ресурсов, фасилитатора1 и т. п. Перенос акцента на ученика означает, что последний сам устанавливает темп и последовательность обучения, сам выбирает материал, и подразумевает более тесный контакт между тренером и учеником в плане совета, предоставления информации и обратной связи. Подобно тому как тренер-центрированная стратегия предъявляет определенные требования к тренеру, ученик-центрированная стратегия в значительной степени зависит от мотивации и склонностей ученика, а также от его способности адаптироваться к незнакомой и внешне неструктурированной учебной ситуации. Не каждый способен сам руководить своим обучением. Кроме того, такая стратегия сопряжена с большой работой по обеспечению ресурсами и их правильному распределению и своевременному обновлению. Тренеру приходится выступать в разных качествах, и не все тренеры способны быстро адаптироваться к новой роли. Выбор стратегии в огромной степени зависит от объекта тренинга, особенностей целевой аудитории и ограничений, с которыми приходится считаться разработчикам тренинга. Возможно использование обеих стратегий в рамках единого тренингового плана, как, например, в случае, когда ученики должны самостоятельно освоить какой-то учебный пакет перед посещением курсов. Кроме того, временные ограничения и разная степень доступности учеников могут диктовать применение разных стратегий в отношении членов одной и той же целевой аудитории. 1 От англ. facilitate — облегчать, содействовать, способствовать. — Примеч. перев. Глава 8 Определившись с тем, какую стратегию следует применить, тренер может приступать к выбору методов, или тактик, обучения. Так же как стратегии, каждая тактика имеет свои плюсы и минусы, и они должны быть учтены тренером на стадии разработки программы. Тактики Лекция. Рассказ или презентация, как правило, сопровождаемые наглядными изображениями, с целью описания и разъяснения аудитории существующих практик, процедур, политики и т. п. Ученики не принимают активного участия в процессе, пока их не попросят задавать вопросы, что обычно происходит в самом конце. Плюсы • Тренер полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. • Возможность охвата большой аудитории. • В сравнении со многими другими методами, позволяет представить больше материала за определенный промежуток времени. Минусы • Метод непригоден для обучения умениям. • Недостаток взаимодействия между тренером и учениками. • Трудность удержания внимания учеников в силу их неучастия в процессе. • Высокие требования к мастерству лектора. Демонстрация. Живой показ, непосредственное выполнение задания, процедуры или применение умения перед учениками, сопровождаемое объяснениями тренера или ассистента. Обычно является частью урока (сессии) или практических занятий; обеспечивает учеников моделью исполнения перед тем, как они приступят к выполнению задания. Плюсы • Сравнительная легкость привлечения и удержания внимания учеников. • Закрепляет правильный образ действий, предоставляя модель исполнения. Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение • Показывает взаимосвязь между различными операциями в рамках задания. • Возможность варьирования темпа с учетом уровня и темпов продвижения группы. Минусы • Необходимость тщательнейшей подготовки демонстратора во избежание ошибок. • При неспособности группы выполнять задание в необходимом темпе может быть сопряжен с большими временными издержками, связанными с монтажом и демонтажом оборудования. • При слишком многочисленной аудитории или слишком сложном задании возникает необходимость многократного показа. Урок. Наиболее употребительная и гибкая тактика, имеющаяся в распоряжении тренера. Может применяться как для изучения фактов, так и для обучения умениям. Структура урока открывает возможность для активного взаимодействия тренера с учеником посредством вопросов и ответов, практики и обратной связи. Плюсы • В силу гибкости и адекватности может инкорпорировать другие тактики. • Возможность варьирования содержания, темпа и подходов с учетом опыта и способностей учеников. • Идеальный метод для обучения умениям.
• Высокая степень участия учеников. • Высокая степень взаимодействия между тренером и учениками. • Позволяет тренеру оценить исполнение учеников. • Формат урока не представляет большой сложности для неопытного тренера. Минусы • Размер группы должен быть ограничен, чтобы обеспечить участие Симуляция/Ролевая игра. Презентация работы или задания в такой форме, которая как можно более близко воспроизводит основные черты реальной работы. Ученики должны использовать оборудование, решать проблемы, следовать определенным процедурам и 226
Глава 8 исполнять роли, как если бы они действовали в реальной ситуации. К данной категории относится целый ряд упражнений. • В упражнении In-Basket1 ученик должен ознакомиться с рядом документов — письмами, записями в ежедневнике, отчетами и т. п. — и затем предпринять по ним соответствующие действия. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, различные помехи, визиты разных людей, незапланированные встречи и т. д. Обычно ученики работают индивидуально с одинаковыми документами, но можно придумать упражнения, в которых ученики получали бы разные материалы, побуждающие их к взаимодействию друг с другом. • Интерперсональные упражнения, в которых ученики играют отведенные им роли, требующие применения навыков межличностного общения. К таким ситуациям относятся решение дисциплинарных вопросов, работа с жалобами покупателей и сотрудников как в непосредственном общении, так и по телефону, проведение различных интервью, текущих встреч и т. п. Тренер и ученики взаимодействуют друг с другом, играя разные роли. • В упражнении Case study2 ученики, работая индивидуально или в группах, должны найти решение проблемной ситуации. Они могут представить свое решение в письменном виде или сделать презентацию. • Деловые игры проводятся по правилам, предусмотренным сценарием. Участники играют роли ключевых руководителей из одной или разных организаций, которые стараются выполнить стоящие перед ними задачи. • Симуляционные упражнения направлены на развитие навыков управления техникой и оборудованием и предполагают применение тренажеров. Они используются, когда доступ к реальному оборудованию затруднен, а также в тех случаях, когда цена ошибки слишком велика или сопряжена с угрозой для жизни, например при обучении пилотов, водителей и т. п. Плюсы • Содержат элемент реализма. • Требуют активности от ученика, что способствует поддержанию его интереса и мотивации. 1 Буквальный перевод «в корзине». — Примеч. перев. 2 Буквальный перевод «изучение дела ». — Примеч. перев. Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение • Задействуют опыт ученика. • Могут использоваться для измерения уровня компетентности учеников. • Позволяют ученикам принимать решения в безопасной ситуации. Минусы • Подготовка и проведение упражнений требуют много времени. • Могут оказаться крайне дорогостоящими — все зависит от того, какие ресурсы и какая степень достоверности необходимы. • Материалы упражнений In-Basket и Case study требуют постоянного обновления. • Интерперсональные упражнения могут представлять угрозу для неопытных и плохо подготовленных учеников, а некоторые упражнения могут быть испорчены излишним усердием и «переигрыванием». • Тренер должен обладать большим мастерством, чтобы руководить упражнениями. Наставничество. Структурированный тренинг, предполагающий индивидуальное общение тренера с учеником. Такой тренинг может осуществляться и на рабочем месте, и за его пределами. В первом случае в качестве тренера может выступать исполнитель работы, который показывает и объясняет подопечному операции, из которых складывается работа или задание, и порядок их исполнения. Этот метод может применяться в рамках коррекционного и развивающего тренинга. Развивающий тренинг может включать ту или иную программу для потенциальных руководителей или производиться в контексте планирования преемственности. Плюсы • Возможность учета индивидуальных потребностей с точки зрения темпа и содержания обучения. • Постоянное взаимодействие между тренером и учеником. • Предоставление постоянной обратной связи ученику. • Возможность обучения без отрыва от производства. Минусы • Подготовка и обучение одного человека требуют столько же времени, сколько уходит на обучение группы. 228
Глава 8 • Обучение на рабочем месте может быть прервано ввиду необходимости выполнения оперативных задач. • Существует опасность, что последовательность тренинговых мероприятий будет определяться производственными приоритетами, а не законами научения. • От тренера требуется не только техническая компетентность, но и умение работать с подопечным, диагностические умения и владение методами корректировки. • Тренер и ученик должны быть совместимы друг с другом и составлять работоспособную пару. Дискуссия. Групповое обсуждение, обычно протекающее под руководством тренера, различных предложений, подходов, идей, способов решения проблемы и т. п. Лучше всего работает как дополнение к другим методам и применяется для закрепления основных моментов материала, изученного во время других сессий. Плюсы • Каждый имеет возможность высказать свое мнение и выслушать точки зрения других. • Высокая степень участия учеников. • Ученики могут опираться на свои знания и опыт. Минусы • Плохо структурированная дискуссия может занять слишком много времени. • Может оказаться бессмысленной, если участники не подготовлены к ней или не обладают необходимыми знаниями и опытом. • Довольно высокий уровень требований к тренеру, который должен задавать направление дискуссии, контролировать участников и следить за временем, чтобы добиться необходимого результата. • Чтобы дискуссия была эффективной, в ней должно участвовать не более двенадцати человек. Учебные пакеты. Набор учебных материалов, предполагающих направленное чтение, изучение проблемных ситуаций, прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей, выполнение различных заданий и упражнений и т. п. Составляет одну из форм дистанционного обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.01 с.) |