Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аудит на организационном уровнеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
• Какое участие принимает отдел обучения в формулировании целей и стратегий организации в сфере людских ресурсов? • Соотносятся ли планы по обучению персонала с общими целями и планами организации? • Каковы основные критерии эффективной работы организации? В какой мере отдела обучения сообразует свою деятельность с этими критериями? Глава 10 • Представлена ли служба обучения в правлении компании? Если да, какую роль играет ее представитель в решении различных вопросов, в частности вопросов планирования людских ресурсов? • Какое представление о службе обучения сложилось в организации? Как оценивается ее нынешний имидж? • Какой вклад вносит служба обучения в формирование и развитие концепции «обучающейся организации»? • По каким каналам и под чьим руководством осуществляется взаимодействие между службой обучения и другими отделами организации? • Рекламирует ли отдел обучения свои услуги внутри организации? Если да, какие формы принимает реклама? Тренинг-аудитор В заключение нам надлежит поговорить о том, какие знания и умения требуются аудитору для сбора информации в рамках описанной модели аудита. Несомненно, тренинг-аудитор должен быть хорошо знаком с технологией тренинга и должен владеть рядом технических навыков, связанных с разработкой инструментов для сбора данных, диагностикой и каузальным анализом проблемы, оценкой методов и техник обучения, а также навыками письменной коммуникации. Для проведения интервью, зондирующих опросов, консультаций, индивидуального обучения и предоставления обратной связи аудитору необходимы определенные навыки межличностного общения. Однако аудит тренинга в организационном контексте — это не просто оценка качества проведенного обучения. Об этом со всей очевидностью свидетельствует характер выводов, к которым может прийти аудитор в результате вышеописанного исследования. В идеале аудитор должен очень хорошо знать структуру и проблемы организации и возможности службы обучения. Требуется также определенная степень осведомленности в теории организаций, особенно в вопросах коммуникации. Кроме того, аудитор должен тщательно продумать, в каком качестве ему целесообразнее выступать при общении с клиентом или координатором программы. У аудитора есть несколько возможных ролей Аудит тренинга Помощник «Позвольте, я возьму это на себя». «Положитесь на меня». Контролер «Вы сделали это?» «Когда это произойдет?» «Давайте посмотрим, как у вас получается». Инспектор «Где...?» «Почему?» «Покажите». «Если вы не сделаете...» Специалист/эксперт «Я покажу, как это делается». «Это значит, что...» Мотиватор «Отлично». «Вы выполнили все требования...» «Теперь можно перейти к...» Консультант «Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит проблема». «Какими возможностями вы располагаете?» «Как вам видится проблема в развитии?» При выборе роли или ролей аудитор должен учитывать обстоятельства и условия, сложившиеся внутри организации. К последним относятся управленческий климат, планируемые или ожидаемые изменения в организации, степень зрелости обучающего персонала, сложившиеся взаимосвязи, проактивные/реактивные инициативы в сфере обучения и т. п. Все это означает чрезвычайно высокий уровень мастерства, выходящего за рамки уже упомянутых технических и межличностных навыков и состоящего в умении диагностировать ситуацию и выбирать соответствующую роль. Избранная аудитором роль (или роли) будет зависеть, в частности, от «состояния здоровья» организации, ее текущих потребностей и характера выпускаемой ею продукции. Ясно, что далеко не все организации в состоянии содержать аудиторский отдел или даже единственного аудитора. В не очень крупных организациях функцию аудитора может исполнять руководитель отдела обучения, или же организации могут привлекать для проведения этой работы консультантов извне, точно так же как они прибегают к услугам финансовых аудиторов. В обоих случаях не помешает доля предусмотрительности. Тренинг-менеджер/аудитор должен позаботиться о том, чтобы аудит оставался совершенно отдельным мероприятием и не растворился 292
Глава 10 в общей массе управленческих функций. При привлечении консультанта извне нужно убедиться, что он в полной мере понимает задачи тренинг-аудита и обладает знаниями и опытом, необходимыми для его проведения. В данном случае разумно предоставить ему некоторое время на то, чтобы он как следует познакомился с организацией и понял особенности ее функционирования.
Тренер в контексте времени К концу XX столетия было признано, что перемены становятся более частыми и стремительными и что этот процесс будет набирать обороты. С начала 1990-х гг. организации стали осознавать, что перемены являются необходимой частью развития и условием для выживания в жесткой конкурентной борьбе, развернувшейся в национальном и общемировом масштабах, и это послужило причиной таких процессов, как диверсификация, реструктурирование, введение новой культуры и новых принципов трудовой этики. При проведении этих изменений большинство организаций испробовало одну или несколько инициатив, таких как децентрализация, делегирование полномочий, «уплощение» и разукрупнение организационных структур, четкое формулирование целей и управление исполнением. О новом типе отношений между работником и организацией говорит Мак-Криммон (McCrimmon, 1994): «Одно из самых глубоких изменений, затронувшее почти все организации, это перевод отношений на контрактную основу: еще вчера вы были работником организации, а сегодня стали внешним поставщиком услуг. Теперь у вас есть возможность, по крайней мере теоретическая, предоставлять свои услуги другим "клиентам". Ваш "работодатель" уже не свя- Глава 11 зан прежними обязательствами перед вами: он не обязан обеспечивать вас работой, думать о вашей карьере, обучении и пенсии. Ваши отношения с клиентом трансформировались, как если бы вы вдруг превратились в частную компанию». Хотя признаки подобных изменений действительно отмечаются в некоторых организациях, общая ситуация не выглядит столь драматичной, как изображает ее Мак-Криммон. Однако ряд инициатив, имевших место в последнее время, позволяют предположить именно такое развитие событий. Если говорить о сфере обучения и подготовки персонала, то многие тренеры, работающие как в частном, так и в государственном секторах, сейчас обнаруживают, что им приходится конкурировать с «внешними» и «внутренними» поставщиками аналогичных услуг. Децентрализация функции тренинга и делегирование соответствующих полномочий руководителям мелких подразделений вызвали неоднозначные последствия. Во многих случаях развитие деловых качеств у тренеров положительно сказывается на качестве обучения, но обратной стороной монеты является неадекватный тренинг, проводимый по низким расценкам. Для того чтобы служба обучения работала с большей отдачей и могла соответствовать требованиям времени, тренерам нужно развивать у себя деловые навыки, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения. Руководителям необходимо четко определить место тренинга в общей структуре компании, обозначить, как должна измениться роль тренера и какие люди смогут исполнять эту роль, вести маркетинг тренинговых услуг и производить оценку эффективности тренинга. Кто такие тренеры? Каждый работник организации несет свою долю ответственности за обучение и развитие. Руководство должно обладать достаточными знаниями и компетентностью, для того чтобы разработать реалистическую политику в области обучения, нацеленную на успешную реализацию корпоративной стратегии. На другом конце спектра мы имеем работника, который, все больше убеждаясь в том, что его карьера зависит только от него самого, активно реализует на практике Концепцию Непрерывного Обучения и Постоянного Профессионально- Роль тренера
295 го Роста. И повсюду, о какой бы организационной структуре мы ни вели речь, находятся индивидуумы, которых можно так или иначе причислить к «тренерам». Всегда считалось, что о подготовке и обучении персонала должны думать линейные начальники и супервайзеры или их помощники (например, бригадиры). Но далеко не всегда эти люди справлялись с возлагаемой на них обязанностью. Вынужденные оправдываться, они ссылались (и вполне обоснованно) на собственную занятость и утверждали, что обучением должен занимать отдел обучения. Довод звучит вполне резонно, особенно в случае, если большое число работников нуждается в тренинге. Однако в любой работе есть аспекты, которые можно познать только на практике, под руководством опытного специалиста, и только начальник или бригадир в состоянии обеспечить такого рода тренинг. Обычно так оно и происходит, но почему-то это принято называть не «обучением», а «показом». В обязанности линейного руководителя входят также обсуждение с подчиненными их потребностей в обучении и развитии, организация соответствующих форм тренинга для работников и оценка эффективности проведенного обучения на рабочем месте. Опять же, это не всегда рассматривается как часть тренингового процесса. Та же тенденция прослеживается в системе наставничества, когда опытный работник обучает новичка, не считая себя при этом тренером. Программы свободного обучения нередко предполагают прикрепление к учащемуся работника, задача которого сводится к оказанию общей поддержки. Даже не обладая особыми знаниями, он может внести существенный вклад в обучение, просто ободряя, мотивируя, поддерживая своего подопечного. Из сказанного видно, что существует множество людей, которых так или иначе можно причислить к категории тренеров. Но вопреки тому, что учебный процесс предполагает участие многих лиц, каждое из которых играет свою роль, в «тренерах» по-прежнему числятся только те, кто с утра до вечера занимаются обучением, и только они называют себя «профессионалами». Однако не всегда понятно, что означает титул «профессиональный тренер». Мы можем привести по меньшей мере три значения, которые сами собой приходят на ум. Речь может идти и о внештатном специалисте по тренингу, и о штатном сотруднике какого-либо отдела, решившем связать свое будущее с тренингом, и о тех, кто, согласно плану личного развития, проработав некоторое время в отделе обу- Глава 11 чения, приобрел определенные знания и навыки, необходимые для обучения персонала. Эти три категории специалистов вполне могут работать бок о бок и называться «профессиональными тренерами». Самый важный фактор — это высокий уровень подготовки и личные качества обучающего персонала, который должен работать так, чтобы отдел обучения был не просто отделом, а центром мастерства. Поскольку служба тренинга занимается подготовкой и обучением работников разных профилей, одной из составляющих ее успеха является привлечение к делу обучения специалистов из различных отделов. В этой книге мы говорили об общих требованиях, предъявляемых к тренерам. Однако следует иметь в виду, что для исследования и последующего использования альтернативных методов и форм тренинга, рожденных новыми технологиями, тренерам понадобятся узкоспециальные умения. Общие и специальные умения не могут быть выработаны в ходе краткосрочной программы. Проходит немало времени, прежде чем обучающий персонал становится в полной мере компетентным в вопросах тренинга и обретает необходимую уверенность в своих силах. Многие достигают этого уровня только к концу срока тренерской стажировки, когда им нужно возвращаться к своей основной работе. Получается, что отдел обучения теряет сотрудника как раз тогда, когда он готов реализовать свой потенциал. Может показаться, что это пустая трата времени и средств — брать в отдел человека, заранее зная, что он проработает здесь только пару лет. Однако это не совсем так. Отделы обучения нуждаются в такого рода стажерах. И дело не только в том, что они делятся своими знаниями и опытом, накопленными за время работы в производственно-хозяйственной сфере, но и в том, что они уходят на производство подкованными в вопросах обучения и, как можно надеяться, приверженными делу обучения. О профессионализме этой категории тренеров свидетельствуют их знания, отношение к тренингу и понимание необходимости постоянного самосовершенствования. Недостаток последнего, к сожалению, нередко обнаруживается у менеджеров по обучению. Многие из них полагают, что для руководства службой обучения не нужны специальные знания, или, что еще хуже, судят о тренинге, отталкиваясь от своих скудных знаний. Излишне говорить, что менеджер, не прошедший специальной подготовки и имеющий лишь поверхностное представление о тренинге, вряд ли будет пользоваться уважением подчиненных. Роль тренера Помимо разумного отбора и адекватного обучения нужно разработать значимые карьерные планы, программы развития и системы поощрения как для постоянных, так и для временных тренеров. В отношении постоянных тренеров, работающих в крупных отделах обучения, целесообразно проработать механизмы их продвижения по службе. Там, где тренинг составляет одно из направлений деятельности отдела персонала, в качестве тренеров могут выступать специалисты по персоналу. Эти люди могут заниматься тренингом периодически, попутно с прохождением различных специализаций в рамках кадровой работы, таких как индустриальные отношения, аттестация персонала, рекрутмент, отбор и т. п. Такая система сочетает в себе преимущества постоянной и временной тренерской работы: специалист не утрачивает «связи» с тренерством, но в то же время имеет более широкое видение ситуации, работая в разных областях. Кроме того, в любой момент и без особых проблем можно вновь привлечь его к тренингу. Важно обеспечить все условия для того, чтобы специалист, прошедший стажировку в отделе обучения, по возвращении на свое основное рабочее место не рассматривал эту командировку как «отбывку» в местном ГУЛАГе. Необходимо объяснить человеку, как эта стажировка связана с его прошлым и будущим опытом и какую пользу он сможет извлечь из приобретенных знаний и умений. Следует также избрать оптимальный режим стажировки, чтобы не закрывать для специалиста перспективы профессионального роста и продвижения по службе, надолго «выдергивая» его из основной сферы деятельности. Умения тренера При выборе стратегий и тактик обучения часто упускается из виду один важный момент, а именно умения, необходимые тренеру. Предполагается, что тренеры, работающие на постоянной основе, компетентны во всех отношениях, а тем, кто работает тренерами от случая к случаю, достаточно овладеть несколькими техническими приемами, чтобы успешно обучать других. Менеджеры по обучению, да и сами тренеры зачастую не подозревают, сколь широк круг умений, которые могут понадобиться тренеру. Индивидуальный и групповой тренинг, фасилитация, консультационная работа, поддержка дистанционных 298
Глава 11 форм обучения, составление учебных материалов — каждый из этих аспектов тренерской работы требует определенных навыков и умений. Сколь бы правильной и выверенной ни была стратегия или тактика обучения с точки зрения особенностей целевой аудитории, имеющихся ограничений, бюджета и принципов научения, без отбора и подготовки обучающего персонала тренинг не принесет ожидаемых результатов. Расхваливание преимуществ обучения на рабочем месте, когда один работник, как иногда выражаются, «нянчится» с другим, зачастую свидетельствует о непрофессиональном подходе к делу обучения персонала. Можно привести две фундаментальные и взаимосвязанные посылки, из которых исходят апологеты этой формы обучения. Во-первых, утверждается, что такое обучение естественно и привычно для каждого человека, что оно продолжает ранние формы научения, которые имеют место при общении ребенка с родителем. Мы находим также исторические прецеденты данной формы тренинга, например в ремесленничестве. Почти у каждого мастера были подмастерья, ученики, и мастер был заинтересован в том, чтобы они продолжили его дело. Этот же тип отношений между наставником и учеником принят в частных школах и высших учебных заведениях. Однако привычность подобных форм обучения не дает нам оснований заключить, что способность быть хорошим тренером приходит к каждому сама собой. Вторая посылка такова: если человек компетентен в каком-то деле, значит, он в состоянии научить ему других, — заблуждение, прочно укоренившееся в общественном сознании и обнаруживаемое в британской системе образования. Многие университетские лекторы и преподаватели хотя бы раз за свою профессиональную карьеру имели возможность прочувствовать, что значит недостаточное владение техниками обучения. Наше образование преследует традиция гладкоговорящего любителя-энтузиаста. К сожалению, часть этих представлений была перенесена в сферу организационного тренинга, где бытует мнение, что наличие знаний в какой-то конкретной области автоматически решает все проблемы обучения персонала. Как видите, существует множество предубеждений и прецедентов, довлеющих над людьми и заставляющих их поверить в то, что способность быть эффективной «нянькой» дана каждому от природы. Похоже, многие неверно представляют себе эту форму тренинга, полагая, что она сводится к наблюдению за действиями эксперта и что Роль тренера
299 научение происходит по типу психологического осмоса. Упоминание в необходимости обучения самих «нянек» в лучшем случае вызывает улыбку, а то и прямо оспаривается. При таком отношении неудивительно, что тренинг на рабочем месте производится вслепую, приводя к разноречивым результатам. Именно в силу непредсказуемости последствий он ассоциируется у многих с непрофессионализмом. В свете сказанного очевидно, что настало время критически переосмыслить выше обозначенные исходные посылки, чтобы на смену «нянчанью» пришел систематический тренинг, проводимый специально подготовленными и хорошо обученными тренерами. Подготовке тренеров, способных обучать на индивидуальной основе, до сих пор уделяется очень мало внимания. Естественно, когда одной из целей «нянчанья» является сокращение затрат на обучение, руководители считают неразумным вкладывать время, силы и деньги в обучение тренеров. Однако если предположить, что руководство произвело отбор людей для тренерской работы, было бы недопустимой небрежностью с его стороны игнорировать их потребность в обучении. Как правило, основное внимание уделяется подготовке тренеров для работы с учебными группами на курсах. При этом многие из них оказываются «тренерами-однодневками». Так происходит, когда критерием отбора является наличие узкоспециальных знаний, а навыки, обязательные для тренера, не принимаются в расчет. Сказанное не означает, что тренеру не нужна осведомленность в соответствующей области знания, — в конце концов, от этого зависит, будет ли он вызывать доверие у учеников. Однако эта осведомленность может стать лишним грузом, если тренер не в состоянии эффективно использовать ее. Несостоятельность тренера может обнаружиться даже после прохождения им специальной подготовки; в этом случае стоит задуматься об адекватности критериев отбора. Чтобы решить, по каким критериям следует отбирать людей для тренерской работы и каковы их потребности в обучении, важно обозначить, что отличает хороших тренеров от плохих. Работа плохого тренера отмечена следующими особенностями. • Демонстрирует директивный стиль преподавания, исключающий участие учеников, а значит, и возможность подтверждения результатов. Глава 11 • Не может реально оценить уровень знаний учащихся и/или отталкивается больше от собственных знаний, чем от знаний учеников. • Реагирует нетерпением или раздражением, когда учащиеся не понимают чего-то или обучаются слишком медленно. • Не проявляет заинтересованности в предмете или приверженности тренингу как одной из важнейших функций организации. • Обнаруживает недостаток или отсутствие навыков вербальной/ устной коммуникации. • Пытается научить учеников всему сразу. • Не терпит критики в свой адрес, не прислушивается к советам, касающимся методов обучения. • Не проявляет интереса к ученикам, мало общается с ними. • Неопрятный внешний вид. Читатели, безусловно, могут дополнить этот список негативных характеристик. Нижеприведенный перечень примеров, иллюстрирующий работу хорошего тренера, тоже нельзя считать исчерпывающим. Наряду с качествами, противоположными тем, что были обозначены выше, в него можно включить следующие описания. • Демонстрирует компетентность и хорошее знание предмета. • Демонстрирует «врожденную» способность к преподаванию и получает удовольствие, обучая других. • Обнаруживает высокий уровень развития навыков межличностного общения. • Умеет слушать и задавать вопросы. • Проявляет искренний интерес к людям. • Гибко применяет различные стратегии и тактики обучения. • Понимает необходимость планирования и подготовки. • Берет на себя долю ответственности за будущие трудовые показатели учеников. Отбор компетентных тренеров. Из данного Андерсоном описания СТАТ-модели (глава 8) следует, что на каждой стадии учебного процесса тренеру приходится использовать широкий диапазон учебных методов и средств. Соответственно, тренер должен обладать целым комплексом умений, чтобы успешно реализовать все четыре стадии. Подробно эти методы и умения обозначены на рис. 11.1. Не исключено, что задача оценки и отбора кандидатов, способных стать хорошими тренерами, потребует разработки сложных инстру- Роль тренера
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.012 с.) |