Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы закрепления и переносаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из проблем, которой озабочены все тренеры, это проблема сохранения учениками знаний и умений не только на протяжении тренинга, но и по окончании оного, когда бывшие ученики начинают применять эти знания и умения в реальной рабочей ситуации. Тре- Глава 8 нинг, как правило, производится за сравнительно короткий промежуток времени и иногда имеет чрезвычайно интенсивный характер. Очень часто по окончании курсов ученики высказывают сожаление, что на те или иные занятия было выделено слишком мало времени; предложение о сокращении сроков тренинга звучит крайне редко. Помня о том, что неиспользование знаний и умений приводит к их утрате, тренер должен продумать, какие тактики могут быть использованы для того, чтобы время и силы, вложенные как им самим, так и учениками, не оказались потраченными зря. Брифинг и дебриф. Перед началом любого обучения линейные руководители должны проинформировать своих подчиненных — будущих учеников — о предстоящем тренинге. В ходе брифинга они должны осветить общие цели тренинга, его методологию и структуру, объяснить работнику необходимость прохождения тренинга и рассказать, каким образом он сможет использовать полученные знания и умения. Цель дебрифа — еще раз подтвердить, как будут применяться новые знания и умения, выявить учеников, которые нуждаются в дополнительном или коррекционном тренинге, и выяснить, как оценивают ученики опыт тренинга, с тем чтобы довести эту информацию до тренера. В результате тщательно проведенного брифинга ученики приходят на тренинг достаточно мотивированными и готовыми к освоению учебной программы; в этом случае тренер может смело приступать к исполнению своей непосредственной функции. Однако, как показывает практика, тренеры часто оказываются в дурацком положении, будучи вынуждены делать то, что должны были сделать линейные начальники, а именно мотивировать учеников и объяснять им необходимость тренинга. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что линейные начальники не всегда располагают достаточной информацией о предстоящем тренинге; тренеры могли бы помочь им, подготовив перечень тех моментов, которые требуют разъяснения в ходе брифинга. Тесты, упражнения и практика. Данный вид активности включает письменные и устные тесты на знания, упражнения и задачи типа Case study, которые проверяют следование процедурам и использование интеллектуальных умений, а также практические задания по развитию физических навыков. Эти тесты и упражнения преследуют цель не только проверки, но и закрепления выученного материала; они способствуют сохранению и переносу приобретенных знаний и Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение умений. Большинство людей лучше учатся в процессе делания, нежели просто слушая или наблюдая. Подкрепление правильных ответов, реакций и исполнения повышает вероятность запоминания информации и сохранения умения. Некоторые ученики боятся «тестирования», и поэтому иногда целесообразнее называть это «упражнением по закреплению материала», «проверкой пройденного» или «викториной». Составление предметных тестов, особенно тех, что предполагают выбор из нескольких возможностей, требует времени и умения. Тезисы. Это краткое изложение основных моментов материала, изученного в ходе тренинговых сессий. Тренер должен побуждать ученика делать собственные заметки, — это поможет ученику сосредоточиться и обеспечит его конспектом, в котором будут представлены ключевые моменты тренинга. Однако при невозможности проверить конспекты тренер не может быть уверен в том, что каждый ученик правильно отразил всю важную информацию. Тезисы для раздачи снимают эту проблему, и вопреки утверждениям, что их, дескать, никто не читает, известно, что правильно составленные и хорошо сформулированные тезисы не только прочитываются, но и используются при необходимости в качестве рабочей памятки. Рабочие пособия. Освоению процедурных заданий помогают так называемые чек-листы и диаграммы, представляющие алгоритм действий или схему решений. Такого рода пособия можно использовать во время тренинга и в реальной рабочей ситуации. Благодаря хорошему дизайну, в том числе цветной печати и использованию ламинированных материалов, обеспечивающих долговечность пособий, последние могут стать полезным подспорьем в работе. При разработке пособия важно обсудить его с линейными руководителями и супервайзерами, чтобы оно не шло вразрез с принятой практикой. Повторительные курсы. По завершении тренинга организации бывает крайне трудно выделить время и средства на проведение повторительного курса. Однако многие виды работ претерпевают постоянные изменения, некоторые умения ввиду редкого применения требуют повторения, а отсутствие адекватной обратной связи не способствует сохранению и повышению квалификации исполнителей. Краткий повторительный курс помогает исполнителям вспомнить, чему их учили во время тренинга. Он особенно полезен, когда речь идет о развитии установок, и может быть реализован в форме учебных дней и рабочих семинаров. Глава 8 Выбор стратегии и тактик Вполне возможно, что уже существующие курсы, проводимые в организации или за ее пределами, частично или всецело отвечают текущим задачам в отношении обучения персонала. В идеале тренер должен ознакомиться с письменными отчетами и отзывами людей, посещавших такие курсы, что поможет ему принять правильное решение. Чаще всего тренер оказывается перед необходимостью разработки тренинга, который должен быть проведен внутри организации. Выбор стратегам и тактик для внутренних программ часто базируется на компромиссе. Разного рода ограничения, особенности целевой аудитории и принципы научения определяют, какой в конечном итоге окажется программа тренинга, и, прежде чем приступить к детальному планированию, тренер должен соразмерить все эти факторы. Например, согласно принципам научения, перечисленным в главе 7, тренинг, направленный на обучение умению, обязательно должен включать практику. Продолжительность практических занятий устанавливается с учетом временных ограничений. Разработка тренинга — это гораздо больше, чем составление программы недельного обучения. Нередко тренеры вынуждены отталкиваться от уже установленных в организации перерывов на обед или кофе и соответствующим образом выстраивать учебные мероприятия, сокращая или увеличивая продолжительность занятий. На рис. 8.2 представлен возможный формат планирования учебного курса. Тренеры могут изменить заголовки в таблице в соответствии со своими задачами или расширить ее новыми рубриками, поскольку данная таблица не претендует на полноту. Кто-то, возможно, захочет включить колонку, отражающую затраты, — это особенно уместно в тех случаях, когда тренинг сопряжен с покупкой видеотехники или иного оборудования. Однако колонки, включенные в эту таблицу наряду с той, что отражает окончательный выбор стратегии и тактик, являются, по нашему мнению, обязательными, и мы настоятельно рекомендуем использовать их. Первые три колонки представляют цели тренинга, классифицируют их по принципу Знания (3) — Умения (У) и определяют соответствующие принципы или условия обучения. После этого возможно дать перечень альтернативных стратегий и тактик и прикинуть, сколько времени требует каждая. Как правило, тренер бывает ограничен во времени, и эти ограничения закладываются с самого начала. Данная Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
235 матрица позволяет рассчитать максимальное и минимальное количество времени, которое потребуется на проведение курса в зависимости от выбранных стратегий. В нашем примере максимальная продолжительность курса составляет 14 ч 15 мин, а минимальная — 8 ч 45 мин плюс полтора часа на докурсовое чтение. Считаем важным обратить внимание читателя на факт включения в матрицу пунктов «Организационная часть», «Введение в курс» и «Заключение», так как о них часто забывают. В данном случае мы исходим из того, что курсанты способны самостоятельно изучить литературу, рекомендованную для докурсового чтения. В целях наглядности мы ограничили число учеников до 6 человек, а количество времени, выделенное на тренинг, 12 ч. При выборе стратегий и тактик принципиально важным является сохранение практических занятий, с тем чтобы участники могли потренироваться в применении умений. Важно также оставить стратегии, способные привнести разнообразие в программу, такие как дискуссия, групповые упражнения и др. В нашем примере задача обучения знаниям решается с помощью рабочих руководств и докурсового чтения. Если тренеру необходимо удостовериться в том, что ученики проделали докурсовую работу, он может предусмотреть специальную контрольную сессию. Если на тренинг отведен только один шестичасовой рабочий день, что не дотягивает даже до необходимого минимума, не надо пытаться добиться невозможного. Тренер должен пойти к «клиенту», показать ему матрицу и спросить, какими задачами он готов пожертвовать. С другой стороны, тренер может посоветовать клиенту перевести некоторые цели из разряда умений в разряд знаний. Однако в этом случае никто не даст гарантии, что после прохождения тренинга ученики, будучи в состоянии изложить, что и как надо делать, действительно смогут делать это. В большинстве случаев матрица, содержащая расчет времени, помогает тренеру договориться с клиентом. Определившись со стратегиями, тренер может приступать к более детальной проработке содержания сессий. Нередко приходится наблюдать, как тренеры теряют массу времени на подготовку ненужных материалов. Сэкономить время и силы позволяет инвентаризация уже существующих материалов — вполне возможно, что некоторые из них в слегка модифицированном виде могут быть использованы в рамках данной программы. Единый стиль оформления материалов для разных курсов, к каковым относятся раздаточные тезисы, инструкции 236
Глава 8 к упражнениям, презентационные слайды и т. п., способствует поддержанию профессионального имиджа. Решению данной задачи помогает учреждение центра по материально-техническому обеспечению тренинга. Говоря о «центре», мы вовсе не имеем в виду отдельное помещение. Иногда бывает достаточно небольшого шкафа для хранения учебных материалов. Однако тренер не должен поддаваться искушению подстроить программу под существующие материалы, он должен подходить к ним селективно и использовать только те, которые отвечают задачам тренинга. Подготовку материалов можно поручить помощникам, если таковые имеются, назначив при этом ответственных и установив сроки. Как уже говорилось, тренер может дополнить матрицу другими колонками. В нашей матрице, составленной для короткого курса, представлен просто перечень целей. В тех случаях, когда речь идет о разработке более продолжительной и комплексной программы, полезно ввести колонку, устанавливающую последовательность достижения целей. Нахождение оптимального баланса между различными учебными мероприятиями с тем, чтобы применить в нужное время нужную тактику и соблюсти законы научения, — задача не из легких. Решение будет всегда сопряжено с некоторым компромиссом. Одна из основных задач тренера — поддержать мотивацию и интерес учеников, варьируя методы обучения и правильно выбирая время подачи нового материала. Даже послеобеденная сессия, которая часто превращается в «мертвый час», может оказаться весьма результативной при правильно спланированной программе. Альтернативный, но вполне комплементарный, подход к составлению тренинговой программы предложен Андерсоном. Взяв за основу цикл научения Колба, он разработал модель четырехстадийного процесса обучения, включающую концепции, техники, применение и перенос (СТАТ)1. Модель СТАТ в сжатом виде представлена на рис. 8.3. Допуская возможность гибкого применения модели, Андерсон тем не менее считает, что для замыкания цикла научения принципиально необходимо прохождение через все четыре стадии. Он утверждает, что каждая стадия предполагает использование специфических методов и для последовательной реализации данной модели тренер должен обладать комплексом умений. 1 Расшифровывается как «concepts, techniques, application, transfer». — Прим. перев.
Рис. 8.2. Примерный формат планирования тренинговой программы
Рис. 8.2. Продолжение
Рис. 8.2. Продолжение
Рис. 8.2. Продолжение
Рис. 8.2. Продолжение
Рис. 8.2. Продолжение
Рис. 8.2. Окончание 244
Глава 8
Рис. 8.3. Модель для разработки СТАТ-курса. Признание валидности модели Колба не мешает Андерсону понять, что во многих случаях отправная точка обучения должна находиться в квадранте «Рефлективное наблюдение/Абстрактная концептуализация». Это мнение разделяют такие теоретики и исследователи тренинга, как Фиттс (Fitts, 1962), Адаме (Adams, 1971) и Андерсон (Anderson, 1987), на работы которых активно ссылается Джон Патрик (Patrick, 1992).
ТРЕНИНГА Тренинговый процесс логично завершить оценкой эффективности тренинга. Мало кто возьмется оспорить это утверждение, однако, как показывает практика, многие организации либо вовсе не производят валидизацию тренинга, либо проводят ее неубедительно и непрофессионально. Одни заявляют, что валидизация сопряжена с большими расходами, другие утверждают, что она в действительности ничего не доказывает или не имеет реального смысла, так как эффективность тренинга невозможно оценить в денежном выражении. Некоторые тренеры занимают оборонительную позицию по вопросу валидизации, ибо чувствуют, что она открывает дорогу для критики в их адрес, когда результаты тренинга оказываются ниже ожидаемых. Для удержания высоких позиций, которые начинает завоевывать тренинг, отделы обучения и подготовки персонала наряду с другими подразделениями организации должны тщательнейшим образом обосновывать и подтверждать необходимость тренинга. Большинство схем, репрезентирующих структуру тренинга, делят процесс валидизации на две дискретные части — на внутреннюю и внешнюю валидизации. На практике эти две части тесно связаны между собой, и большинство тренеров рассматривают их как единую функцию, поскольку одно зависит от другого и не имеет смысла без другого. Внутренняя валидизация призвана оценить, достигло ли учебное мероприятие поставленных целей, т. е. должна ответить на вопрос: Глава 9 научились ли ученики тому, чему их учили? В процессе внешней валидизации выясняется, могут ли бывшие ученики применить в реальной рабочей ситуации то, чему они научились на тренинге, и способны ли они после прохождения тренинга выполнять работу на должном уровне. Другим аспектом определения эффективности тренинга является попытка определить его совокупную ценность, или эффективность затрат, и общие позитивные результаты тренинга, а также прирост производительности труда работников, прошедших обучение. Тесная взаимосвязь мероприятий по внутренней и внешней валидизации и определению совокупной стоимости обусловливают необходимость интегрированной оценки эффективности тренинга. Такая оценка, как указывают Хэмблин (Hamblin, 1974) и Киркпатрик (Kirkpatrick, 1967), может включать следующие уровни. • Реакция учеников и тренеров на состоявшийся тренинг; их соображения о структуре и содержании тренинга и применявшихся методах обучения. • Научение: принципы, факты и приемы, усвоенные учениками. • Рабочее поведение и трудовые показатели: какие изменения они претерпели в результате тренинга или как применяют работники новые знания и умения. • Организация: каковы видимые результаты тренинга для организации в целом. Последний уровень может быть расширен оценкой таких параметров, как влияние тренинга на климат в организации и на отношение работников к обучению, общая жизнеспособность тренинга и возможность его экспансии, тип учебной среды, складывающейся в организации. Реакция на тренинг На уровне реакции оценка эффективности тренинга, согласно Хэмблину и Киркпатрику, связана с исследованием того, как студенты или ученики отреагировали на обучение, или, говоря иначе, насколько они довольны обучением. Исследование реакции учеников предполагает выяснение их мнения по четырем основным вопросам: Оценка эффективности тренинга
247 • содержание учебной программы, заявленное в целях тренинга; • методы, или тактики, обучения и качество их применения тренерами; • общие условия обучения и обстановка, в которой проводился тренинг; • степень достижения целей тренинга в сфере установок. Кроме того, ответы учеников могут дать некоторую информацию об их отношении к обучению вообще и желании или нежелании участвовать в последующих тренингах. Разумеется, характер ответов зависит от характера и формулировок вопросов. Эта взаимосвязь отчетливо обнаруживается в так называемом «мажорном финале», когда в конце курса или занятия ученикам, которым не терпится вырваться на волю, раздается опросник. Задача ученика — просто поставить галочку рядом с цифрами или утверждениями, отражающими степень его удовлетворенности различными аспектами тренинга. В бланке ответов может быть предусмотрено место, куда можно записать свои предложения и общие наблюдения, однако, поскольку это вынуждает учеников задержаться в классе, возможность часто остается неиспользованной. Применение такого рода опросников только создает видимость «анализа», ибо, представляя разные курсы, тренер имеет дело с однотипными реакциями. Некоторые тренеры в ответ на вопрос, какие процедуры валидизации они использовали, почти оправдываясь, сказали, что «как-то не подумали об этом». О реакции учеников на тренинг можно говорить с того момента, когда они узнают, что должны пройти обучение. В немалой степени их реакция определяется стилем проведения и содержанием брифинга. Сопроводительные инструкции и разъяснения относительно той работы, которую ученики должны проделать в качестве подготовки к тренингу, могут повлиять на их мотивацию и готовность к обучению, а также на отношение к предстоящему учебному событию. В определенной мере это отношение будет зависеть от того, насколько хорошо организован прием учеников, от внешнего вида помещения и других гигиенических факторов. Последующая реакция начинается с момента, когда ученики приступают к обучению, и поэтому важно предусмотреть возможность получения данных на этот счет с самого начала тренинга, а не откладывать это на потом. Многие вопросы из «мажорного опросника»,
Глава 9 если их использовать более эффективно в рамках структурированного похода, действительно могут обеспечить тренера ценной информацией. Однако прежде чем подробно остановиться на этом подходе, стоит сказать о некоторых источниках неофициальной обратной связи, которыми может воспользоваться тренер. За обедом, за чашкой кофе и в перерывах ученики часто отпускают замечания или задают вопросы, отражающие их впечатление от тренинга. Обрывки случайно подслушанных разговоров также несут в себе информацию о том, что нравится или не нравится ученикам или какие трудности они испытывают. Чуть более формализованная возможность знакомства с реакцией учеников открывается в тех случаях, когда программа тренинга предусматривает специальные сессии и консультации для обмена впечатлениями между тренером и учениками или когда возникает необходимость индивидуальных консультаций. Тренер, которому удается установить раппорт с учениками, не испытывает недостатка в обратной связи; ученики делятся с ним своими впечатлениями и соображениями, и его задача — учесть их реакцию и внести соответствующие коррективы в свои действия, причем не в конце тренинга, когда время уже упущено и невозможно что-либо исправить, а в самом начале. Структурированный подход к оценке реакции учеников предполагает использование учебного дневника, предназначенного прежде всего для того, чтобы в конце каждого учебного дня или занятия ученики фиксировали, чему они научились. Однако он допускает гибкое применение; ученики могут, например, заносить туда свои соображения о содержании тренинга и оценку работы тренера. На первой странице дневника следует предложить ученику написать, что он ожидает от предстоящего тренинга. Если тренинг проводится в форме курса, можно попросить учеников рассказать о своих ожиданиях. Выяснив ожидания учеников, тренер получит ясное представление о том, насколько они готовы к обучению и насколько эффективно был проведен брифинг, который, безусловно, влияет на первоначальную реакцию учеников. В дневнике должно быть предусмотрено место, куда ученик сможет записать свои впечатления от каждого учебного дня или занятия. Их можно обсудить с начале следующего дня или занятия, предложив одному-двум ученикам поделиться своими наблюдениями с группой. Оценка эффективности тренинга
Заключительный раздел дневника заполняется в конце тренинга, когда ученикам должно быть предоставлено время на то, чтобы вспомнить свои исходные ожидания и оценить, насколько они оправдались. Взаимообмен мнениями может протекать в форме свободной дискуссии. Журналы остаются у учеников, и линейные начальники могут использовать их при проведении дебрифа. В рамках процесса валидизации можно также предложить ученикам написать свои замечания по содержанию тренинга и качеству работы тренера. Характер поставленных вопросов будет зависеть от того, по каким критериям оценивается эффективность тренинга. Можно попросить учеников высказаться о том, насколько релевантны, по их мнению, заявленные цели тренинга работе, к которой их готовят, что дал им тренинг в личном плане, правильно ли распределено время на изучение различных тем, оценить степень новизны материала, эффективность наглядных пособий, презентационные навыки тренера и т. п. Концепция дневника допускает достаточно широкое толкование; учебный дневник можно применить не только в рамках формализованного курса, но и для регистрации любого учебного опыта, независимо от его источников, будь то та или иная форма свободного обучения, рабочий опыт, чтение профессиональных журналов и книг, посещение конференций и выставок — одним словом, всего, что вносит вклад в обучение и развитие. Впоследствии этот дневник может быть использован в процессе аттестации работника или войти в портфолио кандидата на ту или иную должность. Образец такого дневника приведен в приложении 3. До сих пор мы говорили о реакции учеников, но есть и другая сторона, реакции которой также заслуживают упоминания. Речь идет о тренерах и преподавателях — их впечатления и наблюдения тоже содержат полезную информацию о тренинге и учениках. Часто преподаватели, работающие одной командой, по завершении учебного дня или в конце курса, после того как разойдутся ученики, проводят собственные дебрифы. Круг вопросов, обсуждаемых на этих дебрифах, достаточно широк; преподаватели высказывают свои мнения о степени сбалансированности программы, вносят предложения по изменению отдельных мероприятий или перераспределении учебного времени, делятся соображениями о недавно включенных в программу или реструктурированных сессиях, обсуждают реакцию учеников и анализируют свою собственную работу. К сожалению, преподаватели
Глава 9 нечасто фиксируют на бумаге результаты таких дискуссий, и потому значительная часть крайне важной информации утрачивается. Кто-то воспримет это как еще одну докучную обязанность, но сделанный преподавателем письменный обзор курса помогает зафиксировать информацию о тренинге, которую можно использовать в следующих целях. • Статистический анализ ряда проведенных курсов или учебных занятий, количество и статус работников, прошедших тренинг, процент учеников, получивших «зачет», — подобная информация необходима при составлении ежегодных официальных отчетов, пересмотре штатного расписания, для присвоения разряда, для планирования периодичности тренинга и ежегодного планирования программы обучения, при проведении инспекций и т. п. • Подробное описание того, как изменились курсы или учебные занятия с точки зрения целей, содержания, методологии и т. п., помогает оценить, насколько адекватно отдел обучения персонала реагирует на меняющиеся потребности организации. • Позволяет руководителю отдела обучения ознакомиться с рекомендациями и реакцией тренеров относительно пересмотра программы и нововведений. • Характеристики, данные тренерами группе в целом или отдельным ученикам, при необходимости могут быть доведены до сведения линейных начальников. • Учет мнения учеников о проведенном тренинге стимулирует идеи по развитию и совершенствованию программы. • Замечания по качеству организации тренинга в целом и отдельным административным моментам помогают добиться надлежащего обеспечения ресурсами и отлаженной работы административного механизма. • «Летопись» развития курсов и учебных сессий позволяет новым тренерам найти свой путь, объясняет причины изменений и предоставляет дополнительную информацию об инициативах и пилотных проектах тем, кто исследует возможность изменений или планирует их. Структура обзора будет зависеть от характера тренинга, однако даже при известной гибкости всегда полезно располагать стандартной формой. Оценка эффективности тренинга Рекомендуемая нами схема обзора курсов может быть использована для других видов тренинга. Заглавие. Здесь указываются название курса, порядковый номер, время и место его проведения, а также — для кого проводится курс (при отклонении от установленной практики). Обоснование. Необходимость в этом разделе возникает довольно редко. Здесь указываются причины введения курса (если это новый курс) или обосновывается необходимость внесенных изменений с точки зрения продолжительности, содержания, подходов и т. п. Вводная часть. Предваряющие комментарии относительно целевой аудитории, задействованных <
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.188 (0.015 с.) |