Г.2.4. Непрерывное совершенствование процессов — адаптивный инжиниринг бизнес-процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г.2.4. Непрерывное совершенствование процессов — адаптивный инжиниринг бизнес-процессов



 

Инжиниринг бизнес-процессов — это не одноразовое мероприятие, а постоянная задача для того, кто за них отвечает. В японской парадигме управления «кайзен» (kaizen — в переводе «медленная, непрекращающаяся оптимизация»), акцент делается именно на необходимости постоянной адаптации и оптимизации бизнес-процессов.

Помимо идеи непрерывного эволюционного совершенствования бизнес-процессов, существует более революционная реинжиниринговая концепция Хэммера и Чампи. При реинжиниринге бизнес-процессов перед предприятием ставится задача начать все как бы с нуля.

Рис. 40. Реинжиниринг и непрерывное совершенствование

Оба подхода имеют свои достоинства. В определенной ситуации, когда у предприятия появляется шанс радикально переосмыслить структуру своей деятельности, внеся в нее фундаментальные изменения, можно провести реинжиниринг. Но и после его завершения процессы остаются в постоянном движении. Возникают новые организационные формы, появляются новые образцы ведения бизнеса, которые можно взять за прототип, изобретаются новые технологии, наконец, приобретаются знания и опыт, связанные с недавно внедренными процессами. Все это влечет за собой необходимость адаптации новых процессов. Для описания потребностей предприятия в совершенствовании как нельзя лучше подходит такое широко известное понятие, как «турбулентная среда».

В процессе планирования и управления бизнес-процессами достаточно выражено выявляются различные причины для проведения реинжиниринга, которые связывают между собой уровни инжиниринга и управления, как показано на схеме обратной связи АБИ (см. рис. 24). Рис. 40 иллюстрирует колебания между фазами реинжиниринга и непрерывного совершенствования.

При реализации фундаментальных реинжиниринговых проектов компании нередко осуществляют внедрение крупномасштабных ИС или миграцию на более совершенные системы (предпочитая, например, интегрированное стандартное программное решение). Это позволяет избежать применения к старым процессам новой технологии. Организации, ограниченные в средствах, также выигрывают от более рационального внедрения программного обеспечения. Кроме того, эту фазу можно использовать для усиления у сотрудников мотивации к совершенствованию процесса реинжиниринга. Например, для усовершенствования процесса могут потребоваться следующие изменения:

модификация функциональной процедуры,

объединение нескольких функций,

модификация потока управления,

модификация организационных обязанностей,

модификация используемых данных,

модификация систем ИТ.

Рис. 41. Различные типы моделей

Бизнес-процессы считаются устойчивыми, когда изменения в корпоративной среде не требуют или почти не требуют модификации бизнес-процесса. Если возникает необходимость в модификациях, их стоимость зависит от степени сложности адаптации процесса. Очевидно, что бизнес-процессы должны быть устойчивыми и адаптируемыми, хотя эти показатели с трудом поддаются количественным оценкам.

На всех этапах реинжиниринга и непрерывной оптимизации бизнес-процессы следует четко документировать. Это является обязательной предпосылкой для их оценки на стадии анализа. На рис. 40 функция документирования представлена «хранилищем процессов». Именно здесь хранятся корпоративные знания организации о процессах и информация о процессах-прототипах. Здесь же можно собирать модели текущих, унаследованных и даже будущих процессов, которые послужат фундаментом для организационной перестройки в будущем.

Подобный путь разработки моделей иллюстрируется на рис. 41. Если хранятся и прошлые модели, то успех или неудачу мероприятий в процессе реинжиниринга можно оценивать путем сравнения моделей.

Рис. 42. Метамодель контроля версий модели

Для хранения версий основных моделей необходим контроль версий. Метамодель такого контроля представлена на рис. 42. Модели и их составляющие элементы связываются с классом ВРЕМЯ и, таким образом, несут на себе «печать» времени. Соответствующие данные хранятся в объектах данных ВЕРСИЯ МОДЕЛИ или ВЕРСИЯ ЭЛЕМЕНТА МОДЕЛИ. Версии моделей состоят из связанных с ними версий элементов модели. Термин «элемент модели» охватывает широкий круг понятий, таких как функции, данные, организационные единицы, выход и его взаимосвязи. Из этих элементов можно построить модели реальных процессов.

При помощи отношения *:* с одной версией модели можно связывать несколько версий одного и того же элемента модели. Это позволяет избежать автоматической генерации новых версий модели при незначительных изменениях в ее элементах. Модели в масштабе корпорации состоят из нескольких сотен или даже тысяч элементов, что существенно осложняет контроль версий. С другой стороны, контроль версий обеспечивает прозрачность управления бизнес-процессами. Кроме того, контроль версий является неотъемлемой частью корпоративной памяти организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.006 с.)